А.А.ЛЕБЕДЕНКО,
кандидат педагогических наук, заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР,
ответственный секретарь Международной общественной организации
«Севастопольский городской фонд Рерихов»
Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной.
Н.К.Рерих
Великие Образы помогают нам пробуждать и воспитывать в сердце чистую и ничем не омраченную любовь, которая вспыхнет в сердце в назначенный срок прекрасным серебряным Лотосом и узнает сердце того, кто по космическому праву является этим самым Идеалом.
Е.И.Рерих
Оформившиеся сегодня в России знания по философии сердца занимают особое место и в культурном пространстве Востока и Запада, так как знаменуют начало движения к духовному синтезу, который неизбежно осуществит в будущем свободное объединение противоположных миров сознания традиционной науки и метанауки. Сегодня различными типами мышления сердце осознается как центр человеческого существования, поэтому характерен пристальный интерес к концепции сердца и наделение последнего различными многообразными характеристиками.
В России с древних времен существуют два жизненных пути развития сердца: путь монашества, или «узкий путь», и жизнь в миру, или «широкий путь». Осмысление этих путей познания с позиции единства мира выявляет сегодня третье направление очищения сердца – путь высшего синтеза. Центральным моментом, разделяющим и в то же время диалектически объединяющим эти пути, является состояние сознания человека и его отношение к культуре как форме исторического сосуществования людей в мире. Именно развитие культуры сердца и принятие ее как основы Всеединства и цельности в значительной степени опирается на духовные взгляды Преподобного Сергия Радонежского – «родоначальника духовной школы» [1, с. 131] Древней Руси, устроителя «духовнотрудовой, принципиально нестяжательной киновии» [2, с. 16]. По мысли отечественных философов и историков, именно под влиянием Образа Сергия и его духовных чад «святоотеческая литература изменила понимание духовности по сравнению с пониманием греческим и дохристианским, поставив в центре не разум, а сердце» [3, с. 245]. Об этом феномене писали многие русские историки и философы Серебряного века и тем самым ввели Образ Сергия в отечественную литературу. Это В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, Г.В.Флоровский, Н.К. и Е.И. Рерихи; в числе современных исследователей С.С.Хоружий, В.С.Горский, А.Ф.Замалеев, Г.М.Прохоров, Г.П.Федотов, Л.В.Шапошникова, А.В.Иванов, М.Н.Громов, В.В.Мильков; зарубежные исследователи древнерусской кардиогносии: Д.Биллингтон, И.Кологривов, И.Ф.Мейендорф, М.Шелер, Т.Шпидлик и др.
Из этого ряда исследователей особо следует выделить имя Елены Ивановны Рерих, провидчески воссоздавшей облик Владыки Пресветлого как духовного Водителя России, творчески раскрывшей учение Преподобного Сергия через философию Живой Этики, литературную, научную и общественную деятельность. Уже с шестилетнего возраста Прекрасный Светлый Образ Старца, явленный Елене во сне, навеял на сознание девочки необыкновенные переживания и запечатлелся в ее сердце на всю жизнь. В дневниковых записях Е.И.Рерих речь об этом факте идет от третьего лица: «...было сумрачное видение темного, бурного моря с низко нависшими над ним грозными тучами, прорезываемыми частыми молниями. Водная стихия вздымалась, и казалось, вотвот сольется с небесами и водная стена зальет все живущее. Девочка стояла на берегу и в неописуемой тоске и жути всматривалась в эту развернувшуюся перед ней мрачную картину в надежде увидеть какую-либо светлую точку, какую-либо помощь, и вот на красно-огненном фоне туч показался вдали Старец, окруженный мягким сиянием, в светлой рясе с темнеющими на ней крестами и Сам весь светлый, с белой же бородой. Старец был высок ростом и держал посох в правой руке. Он шел спокойно по бурному морю, как бы скользя поверх валов. Девочка вся встрепенулась. Сердце подсказало ей, что Старец шел к ней на помощь, и вся жуть и тоска мгновенно оставили ее. В своем детском представлении она решила, что Сам Бог явился ей в этом чудесном Образе – Сергия Радонежского, как она узнала потом» [4, с. 46]. Нравственные, духовные деяния Святого Сергия Радонежского, как «живая связь с Миром Огненным» [5, с. 99], во многом пропитывают страницы книг Живой Этики и «Криптограммы Востока», очерков «Преподобный Сергий Радонежский» и «Три ключа», эпистолярного наследия Елены Ивановны. Ее вклад в осмысление роли Сергия для отечественной культуры, толкование основных православных идей и постулатов Его учения с позиции космического мировоззрения отличаются оригинальностью и простотой, доступностью («по сознанию») и исключительной глубиной: Елена Ивановна убедительно говорит о сокровенной, «не от внешней церковности, но от Духа» связи Преподобного с душой русского народа, «высоконравственно-воспитательном влиянии» его учения насознание православного люда, на «начало собирательства и строительства Земли Русской» [6, с. 190]. В тяжкие времена монгольского ига дух русичей находился в хаотическом состоянии, но, по мысли Е.И.Рерих, Сергий Радонежский, «устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени <...> творил характер народа, создавая тем мощь Государства» [6, с. 190]. Пожалуй, она первая и единственная женщина в XX в., полностью осознавшая значение земного и космического пути «инока из Радонежа», оценившая оставленные им любимой стране духовные сокровища, понявшая грандиозное значение Преподобного Сергия как создателя духовной культуры Руси, подвижника всех времен и народов, ключевой фигуры в судьбе нашей планеты и человечества. Ее слова о международном и планетарном уровне святости Преподобного близки оценке Сергия Радонежского Епифанием Премудрым, который с 1374 г. до самой кончины Старца жил под его началом в монастыре Святой Троицы. В своем «Похвальном слове» Епифаний поднял планку святости Сергия на всемирный уровень почитания: «Он – отец отцов и учитель учителей, советник вождей, пастырь пастырей, наставник игуменов <...> учитель православию христолюбивых великих князей Руси <...> собеседник и испытатель, душеполезный и благоразумный, архиепископов, епископов, архимандритов и других священных особ» [2, с. 37].
Сергия Радонежского Елена Ивановна называла великим Наставником и Заступником Руси [5, с. 67], напитавшим дух народа огненной благодатью и высокими идеалами, которые определили генетический код нации. «Можно сказать, – пишет Е.И.Рерих, – что подвижническая жизнь Сергия, своим личным примером введя в жизнь высокое нравственное учение, отметила Новую Эру в жизни Земли Русской» [5, с. 66]. Имя Сергия Радонежского в данном случае названо не случайно. Именно ему все Рерихи отводили исключительное место в отечественной истории. Вслед за ними современный исследователь метаистории России Л.В.Шапошникова считает, что без явления миру св. Сергия Духовная революция в пространстве нашей страны не могла бы состояться, так как не имела бы нужных вех и опоры. «Его широчайшая духовнокультурная деятельность, его учение, поощрение им странничества и, наконец, содействие уникальному явлению старчества, уходящего своими духовными корнями в славянскую древность, – все это закладывало в будущую Духовную революцию [в] России ту энергетику, на которой эта революция возросла и сформировалась. В Сергии существовало то абсолютное героическое начало, которое свойственно лишь великим духовным водителям и Учителям» [7, с. 18]. Трудно в ограниченном пространстве статьи раскрыть всю глубину Сергия и сокровенность имени Преподобного для судьбы России в прошлом, настоящем и будущем, но возможно наметить одну центральную тему, которая представляется основополагающей и по которой объясняется его учение и Облик Великого Подвижника, славного архитектора Святой Руси, всего Духовного Просвещения и Монашества ее, Строителя Русского Государства, нашего Владыки и Заступника, Истинного Последователя Заветов Христа.
В образнофилософской системе Е.И.Рерих есть слово, которое наиболее близко смыслу ее духовных поисков и было ключевым в учении Преподобного, – «сердце». По мысли Елены Ивановны, «сердце есть величайший магнит, притягивающий все знание, все возможности и все достижения» [8, с. 51], оно сравнимо с космической лабораторией, способной воспринимать вехи Учения и трансмутировать земные огни в космические духовные энергии. Понятие «сердце» взято Еленой Рерих из христианского духовного фонда и «сердечной» образности Сергия Радонежского, философии восточных мыслителей и подвижников Руси. Сердце – одна из важнейших тем, которую разрабатывала Е.И.Рерих и которая получила у нее глубокое философское содержание, прошла красной нитью в жизни и творчестве самой «Матери Огненной Йоги» [9, 436]. В этом отношении показательны исключительная близость и созвучие идей учения сердца Преподобного Сергия и доктрины сердца в философии Живой Этики, несмотря на временнýю дистанцию и разные формы исторических эпох, давших учения. В своих письмах Елена Ивановна пишет: «Сокровище Его Учения не знает пределов, все вмещает, все покрывает и все огненно претворяет» [8, с. 108]. Утверждая приоритет «духовного» сердца над «физическим» в учении Преподобного, она в письме Феликсу Денисовичу Лукину отмечает: «И не благословил ли Великий Воспитатель и Покровитель Земли Русской Св. Сергий Радонежский князя Дмитрия на великий подвиг исторической битвы против татар, и не посылал ли он иноков своих на помощь Дмитрию? Воистину, не являются ли все Великие Подвижники Воителями во Благо и не слышим ли мы частые упоминания о стрелах и копиях светоносных, устремляемых ими против тьмы и полчищ адовых? Борьба против хаоса есть основа жизни Космоса» [8, с. 397]. В судьбе Сергия удивительно то, что, не имея «учителя в своей духовной жизни» [5, с. 42], он самостоятельно выходит на путь сердца и в полной мере приобщается сознанием к Высшей Благодати, «мужественно и бестрепетно» отражает «все нападения, все страшные видения единою мощью молитвы сердца» [5, с. 42]. Не этим ли путем прошли бесчисленные последователи св. Сергия, ближайшие его ученики и сама Е.И.Рерих, которая в связи с этим писала: «Когда-нибудь узнаете правдивую историю и изумитесь мужеству, проявленному всеми работающими под Стягом ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ. Мы привыкли жертвовать всем и ходить по краю пропасти, ибо велико Доверие наше к Руке Водящей» [10, с. 173]. Только принятие учения сердца будет тем условием, которое приведет к пониманию жизненной миссии беззаветно отдавших себя на служение Свету и Преподобного Сергия Радонежского, и Елены Ивановны Рерих. Ибо последняя стала приёмником и передатчицей Его учения жизни и «явила собою ту высокую ступень достижений человеческого духа, которая в грядущих веках намечена Эволюцией и Владыками для будущего человечества шестой расы в лице ее лучших представителей» [9, 436].
Аккумулированная Преподобным в XIV в. на Руси «общинножительская святость» ознаменовала переход средневековой кардиогносии (kardiognosia от греч. kardia – сердце и gnosis – знание) из созерцательной, интроспективной стадии в деятельную, социальнозначимую и культурносозидательную ступень эволюционного развития. С исторической точки зрения это был период «взросления» и нравственного становления русского этноса и российской государственности. Выработка нравственных ценностей, организующих индивидуальную жизнь, происходила на Руси под воздействием таких великих святых подвижников, как Феодосий Печерский, Сергий Радонежский и, позднее, Серафим Саровский, духовность которых «всемирная, наднациональная, вселенская» [11, с. 410]. Один из них, Преподобный Сергий Радонежский, внес в православную культуру новые, конкретнодеятельные черты, которые дают право утверждать, что его духовное учение – это учение сердца, связывающее идеи синергического преображения тварного мира внутренним, душевнопсихическим трудом, имеющим свойство кристаллизоваться и огненно накапливаться в сердце человека.
Три основополагающих правила приобщения человека к учению сердца дал Сергий: 1) жизнь для пользы или общего блага; 2) самоотверженный личный труд в постоянной сердечной молитве, исполненной радости духа; 3) нестяжательство. Е.И.Рерих пишет: «Преподобный входил во все нужды, во все будни как своих учеников, так и всех трудящихся. Каждодневность не притупляла его чувствований и сердце его не нарушало свою отзывчивость на всякие обиходные вопросы. Его учение не отрывало от жизни и полагало труд каждого дня как возношение сердца. Учение это выше всего ставило долг человека с точки зрения общего блага» [5, с. 55]. Созданная Сергием Обитель Пресвятой Троицы стала основным центром монашеского общинножительства Московской Руси, из которого, подобно лучам от солнца, вышли ученики Преподобного и по его благословению во многих краях основали новые обители. Когда Сергий начал свой подвиг, на Руси было всего сорок монастырей, а когда он ушел из жизни – уже сто девяносто.
Сам Преподобный Сергий с юности ушел из мира и никогда не заботился о накоплении материальных благ, а учил великой терпимости и самоотречению. Он собирал только духовные сокровища, непрестанно трудился и очищал душу и при жизни стал избранным сосудом божиим. «Преподобный учил людей своим личным примером, применением учения в жизни каждого дня. Труд в его учении играл огромную, первенствующую роль. Он знал пламенную меру труда, потому непрестанный труд ставился им как условие и средство духовного достижения. Сердцем он прозревал, что труд, во имя Светлой Иерархии, во имя ближнего, преображается в качестве своем. Так труд был возведен им в священное понятие, неотделимое от духовного самоусовершенствования»,– писала Елена Ивановна [5, с. 65].
Важно отметить, что через все учение Сергия Радонежского красной нитью проходит идея сердечной молитвы, которая объединяет в себе различные уровни этого делания. Сердечное делание Преподобного – это практическая школа благонравия, «в которой сверх религиозноиноческого воспитания главными житейскими науками были уменье отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах» [12, с. 17]. Ежедневный терпеливый труд Сергия для пользы возможен был только при участии сердца, так как восприятие духовного света есть откровенное присутствие благодати Божией в сердце верующего человека [13, с. 174]. В Живой Этике говорится, что Святой Сергий «даже не разрешал умное делание, но между тем Он имел пламенные видения. Лишь труд, как возношение сердца, допускал Он. В этом Он опередил многих духовных путников. Мы говорим о сердце, но именно Он нашел силу этого источника. Даже страхованиям Он противостоял не заклинаниями, но молитвою сердца» [14, 116].
Святой Сергий подтвердил свое учение всей жизнью и личным подвигом, поэтому, по мысли историка В.О.Ключевского, для Руси оно стало практической заповедью и идеалом, а сам Преподобный – ее вечным спутником и путеводителем [12, с. 11]. Таким образом, в эпоху ассимиляции восточного православия национальной культурой сердце стало пониматься как деятельная, облагораживающая мир и человека духовная сила, и в этом учении Древней Руси великая заслуга Преподобного Сергия Радонежского – Земного Ангела и Небесного Человека [5, с. 72], связавшего трудами сердечными мир земной с миром Небесным, мирского человека с Иерархией Света.
С этого времени русичам стало понятно, что только на основе дающего сердца возможно объединение народа как соборного тела и духовной общности. Феномен русской души сложился именно в эпоху св. Сергия, задав направление духовному развитию нации на последующие века. Куликовское сражение решило судьбу Москвы, а с ней и всего народа. Мудрого старца знала вся земля московская, от Дмитрия Донского до последнего крестьянина, – народ верил ему и тем смягчал нрав свой; устремляя помыслы к Общему Благу, закалял волю и воспитывал сердце в духе Учителя Христа. В связи с этим Е.И.Рерих писала: «Именно Преподобный Сергий, приобщавшийся и приобщенный Огню и Огненному крещению, знал и знает Природу Божественного Начала. <...> Вся жизнь Его была Подвигом Подражания Христу в Его самоотверженном Служении Родине и Миру. <...> Преклоним главу нашу в смирении перед Тайною Великого Божественного Начала, проявляющегося для нас, смертных, в великолепии всего Созданного, Видимого и Невидимого нам. Почтим это Божественное Начало чистотою жизни и побуждений, принесем на Служение Миру сердце, горящее Любовью и преданностью к Свет Нам Открывшему. “Отче Сергий, Дивный, с Тобою Идем, с Тобою Победим!”» [15, с. 371]. Сердечная вера московского народа своему игумену из Радонежа решала сокровенные исторические страницы будущего России. Сергий, несмотря на то, что находился в уединении и вдалеке от городов, вращал вокруг себя сознание народа Руси. Уединение и изолированность внешняя не означала отсутствие деятельности Его сердечной энергии, скорее наоборот – сознание Преподобного утверждало Твердыню сердца как цель устремления и крепость духа, Свет сердца, равновесие и спокойствие которого не в силах нарушить ничто. СергийСтроитель Древнюю Твердыню русского народа созидал всю жизнь.
Становление учения сердца Сергия как духовнофилософской доктрины Руси прошло несколько важнейших этапов – от знания о сердце в византийском исихазме, средневековой кардиогносии (сердцеведения или «сердечного знания») и до собственно философского учения. Важнейшими фигурами в этом процессе были Г.С.Сковорода, П.Д.Юркевич и, в определенной мере, И.В.Киреевский и А.С.Хомяков с их философско-антропологическими знаниями о сердце.
Русские ученые и философы Серебряного века связали образнофилософское учение сердца Сергия с духовным синтезом. Опираясь на постулат «дух пребывает в сердце человека», они сделали итоговый для XX в. вывод: философия сердца есть метаистория человеческого духа, в которой сердце становится центром соединения божественной и человеческой природы. Включение метазнаний о сердце в единую систему познания стало важнейшим фактором, от которого зависит эволюционное продвижение человечества в целом.
В широкой панораме отечественной мысли сердце представлено и обосновано как средоточие души и сущности человека. Русская духовнофилософская традиция в понимании сущности и познавательных функций сердца раскрывает следующие постулаты: сердечное познание генетически опережает интеллектуальное, но в функциональном плане для гармонизации ума и сердца человека требуются психоволевые усилия нравственного порядка. Через сердце происходит очищение всего человека и собирание его в целостную светоносную личность.
Сердце в отечественной мысли выступает носителем глубинных духовнопсихических качеств личности и органом «разумения», так как: во-первых, сердечное познание является первичным для Богопознания, самопознания и познания других человеческих «я»; во-вторых, в нравственном познании сердце обладает собственным разумом, превосходящим логику интеллекта. В русской философии соотношение мозга и сердца есть фактически соотношение материи и духа, где первая дает познание и овладение миром вещественным, физическим, а второй открывает путь к познанию и овладению мирами Высшими – более тонкими.
Сегодня философия сердца России, страны, синтезирующей в себе экспериментальную науку Запада и метазнания Востока и обладающей, в силу сложившихся исторических условий, огромным духовным потенциалом, содержит в себе элементы космистского мышления, сформировавшегося в ее энергетическом пространстве. Эволюционное понимание этого исторического процесса идет через наши души и сердца. Мы находимся в точке планетарной бифуркации, когда зарождается новая система познания, объединяющая науку и метанауку, косную материю и тонкую, Землю и Космос. Только духовный синтез сердца откроет перед экспериментальной наукой новые горизонты и неожиданные для нее пути прекрасного будущего.
Задачей эволюции человека на Земле является его совершенствование в единстве духовнонравственных, познавательных и творческих способностей. Соответственно, высшей ценностью и благом является все, способствующее совершенствованию, а негативным полюсом выступает то, что невежественно искажает основу Бытия и задерживает совершенствование. Центральный познавательный, духовнотворящий и нравственный орган, который обеспечивает гармоничное преображение человека и человечества на современном этапе эволюции, – это его сердце, ответственное за высшую способность сознания – созидательную любовь к Творцу и Бытию, в его вечном устремлении к усовершенствованию, к знанию и красоте.
Философия сердца сегодня развивается как особое направление научного философского знания, являясь открытой, живой системой знаний, насущно необходимых в наступившей Новой эпохе. Кульминация знаний о сердце, или, говоря языком П.А.Флоренского, синархия мировой мудрости сердца, в XX в. собрана и явлена космическим творчеством духовной Иерархии в философии Живой Этики, апеллирующей и к логическому умозрению, и к сердечной интуиции, и к индивидуальному опыту жизни, и к личностному переживанию. В науке, как и во всех сферах жизни, Живая Этика проясняет и обосновывает истину, «испытанную огнем сердца» [16, 433].
Обращаясь к теме сердца, следует особо отметить уникальную серию книг «Живая Этика», в частности книгу «Сердце», в которой орган духовного познания назван обителью сознания, «зданием огненным», «домом Духа» [17; 354, 358, 99]. Только через этот уникальный энергетический центр человека и происходит энергообмен с мирами иных измерений, сферами более высоких состояний материи. Познавательная сила духовного сердца человека, связь с Космическим Магнитом, с Высшими мирами дают синтез научным знаниям, способствуют целостному осмыслению бытия, приводят к становлению и воспитанию космического мышления.
Появлением этих бесценных книг человечество обязано Елене Ивановне Рерих. Они – дело всей ее жизни, самоотверженный творческий труд «во имя продвижения человечества на следующую ступень эволюции духа» [9, 436]. Но сама Елена Ивановна не считала возможным назвать себя автором этого уникального труда. «Она утвердила Йогу Огня жизнью своею и оставила человечеству бесценные сокровища опытных накоплений, тщательно и подробно запечатленные в оставленных Ею записях» [9, 436]. Об этом неоднократно упоминает ее Учитель, Великий Владыка, назвавший при этом Урусвати не только Матерью Агни Йоги, явившей человечеству «великую школу духа» [18, 76], но и Своей Наместницей [15, с. 62], которой было доверено «всё очищение Учений» [15, с. 336], видимо-невидимо руководить многими созидательными делами в разных частях света через духовнокультурные центры многочисленных обществ, носивших имя Николая Константиновича Рериха (а в 1920–1940-е гг. таковые действовали в 30 странах мира), и всюду проводить волю Иерархии Света. Спустя столетия мы, люди XXI в., становимся свидетелями метанаучного умозаключения ученых, допускающих, что учение Преподобного Сергия Радонежского было энергетической причиной Духовной революции в России, давшей миру XX в. явление Матери Агни Йоги, Тары Сердца, озарившей мир любовью и явлением Красоты, связавшей человека с Твердыней Братства [18, 196; 18, 206].
Закономерно, что учение сердца зародилось на русской земле, цементировалось трудовыми общинами Преподобного Сергия в средние века и кульминировало в XX в. в философии Живой Этики. Закономерность эта в том, что исторически русский народ, преемственно приняв идею сердца Галилейского Учителя в чистом виде, дал ей творческое развитие в религиозной культуре, отечественной духовнофилософской мысли и общественногосударственной жизни, что приносило, приносит и будет приносить свои благодатные плоды всему человечеству. Будущая культура духа, безусловно, основана на познании сердцем тех непосредственных и глубоких переживаний любви и дружбы, которые зарождаются в его недрах и целительно изливаются в мир. Только силой преданности сердца и устремлением его к служению Великой Иерархии Света утверждается спасительная серебряная нить связи с Твердыней Духа. «Нам, русским, – пишет Е.И.Рерих, – уготовано спасение под Знаменем нашего Высокого Покровителя и Заступника Пр[еподобного] Сергия Радонежского, о Нем поется в Акафисте – “От Бога данный России Воевода”» [15, с. 313]. Павел Флоренский в связи с этим отметил: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному» [19, с. 164].
Из наставлений св. Сергия-Строителя, данных Еленой Ивановной в «Криптограммах Востока»: «“Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется”. Так говорил Сергий.
“И ушедший в леса не сможет слышать речь людскую. И на ложе уснувший не услышит птичек, солнца возвестников. И чуду явленному молчащий откажется от глаза. И молчащий на брата помощь занозу из ноги своей не вынет”. Так говорил Сергий.
К Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом – что делать?
Сергий ответил: “Помоги земле Русской”.
Когда Сергия спросили крестьяне – что делать? – он ответил: “Помогите земле Русской”.
Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: “Помоги земле Русской!”» [20, с. 74].
Литература
1. Преподобный Сергий Радонежский. М.: Панорама, 1992. – 272 с.
2. Косоруков А.А. Строитель вечного пути России Сергий Радонежский. М.: НПЦТ «Беловодье», 2004. – 576 с.
3. Бердяев Н.А.Дух и реальность / Вступ. ст. и сост. В.Н.Калюжного. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003. – 679 с.
4. Рерих Е.И. У порога Нового мира. М.: МЦР; МастерБанк, 2000. – 464 с.
5. Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский / Сост. Е.И.Рерих. Рига: Латвийское общество Рериха, 1990. – 128 с.
6. Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; МастерБанк, 2002. – 512 с.
7. Шапошникова Л.В. Град светлый. М.: МЦР; МастерБанк, 1999. – 192 с.
8. Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; МастерБанк, 1999. – 432 с.
9. Грани Агни Йоги. 1965 г. Новосибирск: Алгим, 1995. – 288 с.
10. Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; МастерБанк, 2001. – 768 с.
11. Кологривов И. Очерки по истории русской святости. Брюссель: Жизнь с Богом, 1961. – 413 с.
12. Ключевский О.Ю. Благодатный воспитатель русского народного духа // Знамя преподобного Сергия Радонежского / Сост. Е.И.Рерих. Рига: Латвийское общество Рериха, 1990. – 128 с.
13. Слова Симеона Нового Богослова. М., 1982.
14. Живая Этика. Мир Огненный. Ч. II. 15. Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; МастерБанк, 2000. – 576 с.
16. Живая Этика. Мир Огненный. Ч. I.
17. Живая Этика. Сердце. 18. Живая Этика. Беспредельность.
19. Флоренский П.А. Оправдание космоса. СПб., 1994. – 217 с.
20. Криптограммы Востока. Рига: Угунс, 1992. – 144 с.