Наука о душе в трудах Е.И.Рерих

Л.В.КУДРЯШОВА,
доктор философии в области психологии,
директор Симферопольского художественного музея,
председатель Симферопольского городского общества Рерихов,
Крым, Украина

Психология, как известно, наука о душе. Греческое «psyche» сначала обозначало животную, земную Душу, низший манас [1, с. 328], затем душу человека и позже высшую духовную субстанцию. Сегодня психология – «наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности» [2, с. 304]. В свою очередь психика возникла «в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве», – читаем в Психологическом словаре [2, с. 291]. Физиология для психологии и есть тот «надежный» фундамент, на котором она базируется, в то время как изначально, по утверждению Е.П.Блаватской, еще до древнегреческой цивилизации, все обстояло наоборот: психология служила «неизбежным основанием физиологии» [1, с. 329]. К сожалению, как писала наша великая соотечественница, психофобией (душе-боязнью) до сих пор страдают материалисты и некоторые атеисты, «которые приходят в бешенство при одном упоминании о Душе и Духе» [1, с. 329]. Неудивительно, что в поле зрения ортодоксальной психологии отсутствуют такие явления, как психическая энергия, низший и высший психизм, психодинамика, психологирование пространства и т.д.

В конце XIX в., благодаря Е.П.Блаватской и ее духовным наставникам, появилась новая наука – метапсихология, целью которой, по словам д.м.н. В.Ф.Войно-Ясенецкого (святителя Луки), является «изучение всеми способами научного исследования всей области непонятных и таинственных психологических явлений, отвергаемых официальной психологией как суеверные сказки» [3, гл. 3]. Среди тех, кто активно работал в этом направлении, Шарль Рише, автор «Трактата метапсихики», Н.Котик, создавший труд «Эманация психофизической энергии», Муо, Оливер Лодж и многие другие [4]. Конечно, эта область знания представлена в трудах древних ученых, трактатах алхимиков Средневековья и философов всех времен и народов. В ХХ в. новый мощный импульс развитию метапсихологии дан Еленой Ивановной Рерих. В ее небольшой работе «Изучение свойств человека» (1940–1950-е) описана масштабная картина развития науки на многие столетия вперед. Особое место в этом процессе отведено психологии:

– «Без уявления Института Изучения скрытых сил и свойств человека и взаимодействия и взаимозависимости Микрокосма от Макрокосма не осуществится Новая Эра. Новая наука о силах и свойствах человека должна войти в жизнь»;

– «Психология как наука должна быть реальна, как и биология, и являть сведения о Надземном Мире»;

– «Психология должна заниматься всеми научными областями, которые могут осветить будущее земной жизни» [5, с. 283–288].

Среди многих областей науки Елена Ивановна называет психобиологию, психохимию, астропсихику; пишет о необходимости изучения созвучий, соответствий, тонких энергий, мысли и ее значения, огненной трансмутации центров и т.д. [5, с. 288].

Что же представляет собой главный объект психологии – душа? И в чем ее отличие от духа, если таковое имеется? Многие столетия эти вопросы были спорными, разделяя теологов и философов на два больших лагеря: дихотомисты настаивали на двухчастном соединении – души и тела, сторонники трихотомизма – на единстве духа, души и тела. В трудах Е.И.Рерих это противоречие, так же как и противостояние идеалистов и материалистов, разрешено, поскольку «трудно отделить дух от души, ибо дух есть огонь и душа собирает огненные проявления энергии» [5, с. 300]. Особый интерес в изучении этого вопроса представляет беседа Е.И.Рерих с Учителем «Зерно-Атом» (1940–1950-е). Формирование и рождение души – сокровенное действо, таинство, как и формирование человека. Е.И.Рерих писала: «Высокая степень искусности явлена в этом процессе. Ибо он так сложен, что смертные могут лишь смутно улавливать этот процесс, благодаря которому душа получает рождение» [6, с. 55].

Итак, попытаемся уловить его, пользуясь законом Аналогий. Елена Ивановна пишет о существовании Единой жизни, которая проявляется посредством двух процессов: эволюции и инволюции. Нарушение равновесия недифференцированной причинной энергии Космоса, которая содержит в непроявленном состоянии противоположную ей дифференцированную энергию следствий, является отправной точкой эволюционного процесса, в ходе которого причина проявляет (порождает) следствие. Затем начинается инволюция, т.е. возвращение к причинному состоянию. [6, с. 46]. В процессе эволюции «бесконечно малая искра Духа», являющаяся, по словам Елены Ивановны, нуклеем (ядром) существования души, отделяется от «Божественного Целого» и проходит сложнейший путь, начиная от эмбрионального развития в особой питательной среде, подобно развитию семени растения, животного и человека. «В высшей степени эфирообразно и тонко то, что мы обозначаем, как душу», – писала Е.И.Рерих [6, с. 53]. Соответственно, для ее формирования необходима тончайшая среда. Именно в субстанции массового сознания происходит первичная дифференциация зерна­атома, и эмбриональные души, будучи связаны единым элементом в состоянии ибернации (спячки), через процесс абсорбации (поглощения) обретают тончайший покров, «ткань души» [6, с. 54]. Плод в утробе матери, находясь в околоплодной жидкости, получает не только питание для развития плоти, но и, посредством первичной социализации (взаимодействия через организм матери с окружающим миром), индивидуальный опыт; душа, находясь в субстанции массового сознания, обретает не только тончайшую плоть, но и индивидуальное сознание. «Массовое сознание, – пишет Елена Ивановна, – может быть приравнено к строению медовых сотов, внутри которых находятся индивидуальные души в зачаточной стадии существования, причем каждая поддерживается или питается тем, что она получает из окружающего ее космического элемента. Такое сознание находится в состоянии постоянного восприятия и как бы самоокутывания»[6, с. 53]. Плод в утробе матери двигается, постепенно его активность возрастает, затем происходит рождение; так и душа в процессе ассимиляции (уподобления) обретает жизнеспособность. Если учесть все вышеизложенное, то восприятие многих фрагментов «Космологических записей» Елены Ивановны становится более объемным. Например:

– «Дух есть энергия сознания, или Психическая энергия»;

– «Мысль есть энергия сознания на яром прохождении через центры человека»;

– «Материя, Сила и Сознание есть Дух в движении и в вибрации»;

– «Слияние с Беспредельностью есть непрекращающееся сознание» [5, с. 244–246].

Любая форма жизни облекается в материю. Одна из них – аромат. Его основой являются углерод и водород. Они, подобно нулю и единице в программировании, создают бесчисленное множество комбинаций. По мере присоединения иных химических элементов, т.е. постепенного уплотнения, эта тонкая материя обретает новые, более разнообразные и зримые формы. В.Ф.Войно-Ясенецкий писал: «Вероятно даже, что все элементы, в конечном счете, построены из водорода» [3, с. 25]. В 2005 г. индийские астрономы, изучая состав кометного вещества, обнаружили, что в него входят сложные углеводороды, а в начале прошлого года научный мир облетела весть об огромных скоплениях простых углеводородов (метан, этан) на Титане, одном из спутников Сатурна. Углеводородные соединения содержатся и в газопылевых облаках, окружающих молодые звезды, причем именно те их модификации, которые являются предшественниками ДНК и белков (ацетилен, цианид). Американские астробиологи обнаружили полициклические ароматические углеводороды в космическом пространстве. Их количество оказалось столь велико, что можно говорить о благоухающем первичными ароматами Космосе. На сделанных в инфракрасных лучах снимках галактик, удаленных от Земли на десятки миллионов световых лет, видно, что азот-ароматические углеводороды занимают 1/3 пространства, причем азот в них содержится в незначительном количестве, доминирующее имеет углерод. «Спектральный анализ по цвету позволяет определить присутствие того или иного вещества. Анализ ароматический дает такие же результаты, ибо в огненном теле можно вести исследования Далеких Миров», – читаем в «Гранях Агни Йоги» [7, 513].

Следует отметить, что ароматические соединения имеют на молекулярном уровне очень красивую форму. Молекулы углерода, водорода и азота образуют шестигранные объемные ячейки и, подобно снежинкам, поражают своим многообразием и утонченностью форм. В.Ф.Войно-Ясенецкий утверждал, что «не без творческого воздействия духа создаются формы неорганической природы, все формы мироздания. Если бы мироздание было тем, чем оно представляется материалистам, то не было бы в нем красоты формы, созидаемой духом» [3, с. 54].

И.Кеплер, изучая шестиугольные снежинки, сделал вывод о существовании формообразующей силы в любом веществе, некоего всеобщего закона. Согласно синергетике, изучающей сложные системы, таким законом является самоорганизация. Процесс самоорганизации идет от простого к сложному подобно тому, как в химической реакции по правилу, намеченному французским химиком Жозефом Луи Гей-Люссаком и сформулированному немцем Вильгельмом Фридрихом Оствальдом, сначала возникают наименее, а затем наиболее устойчивые формы. С.П.Курдюмов писал: «...на Солнце существуют конвективные ячейки, или гранулы, имеющие определенную форму. На Земле возникающая при определенных условиях форма имеет вид шестигранных ячеек» [8, с. 87]. Таким образом, в нелинейной среде образуются конкретные устойчивые формы.

Профессор Йегер (XIX в.) утверждал, что «основой жизненного принципа является не протоплазма, а ароматическая (одоратная. – Л.К.) материя, содержащаяся внутри нее <...> Если уничтожить протоплазму посредством ее сожжения, воздействием на нее серной кислотой или любым другим разрушающим веществом – то пахучие субстанции абсолютно не уничтожаются, а, наоборот, становятся более явными» [9, c. 449]. Именно по этой причине в момент смерти человека особенно сильно проявляется его характерный запах. Такими свидетельствами изобилуют жизнеописания святых. Махатма К.Х., разъясняя сочинения вышеупомянутого ученого, писал: «Одориген доктора Йегера – это не Джива, но одно из связующих звеньев, которое соединяет ее с физическим телом» [10, с. 449]. Джива в переводе с санскрита – «Жизнь, как Абсолют; также Монада, или атмабуддхи» [2, с. 141], т.е. дух и душа. Значит, аромат – одна из тончайших нитей ткани души, вплетающаяся на определенном этапе и при определенных условиях в плотную материю бытия, и наличие запаха свидетельствует о присутствии и выявлении души. Поэтому можно предположить, что космические азот-ароматические углеводороды не что иное, как мириады монадических структур, следовательно, Космос наполнен жизнью, но в иных, приемлемых для души состояниях, формах.

Проходя все стадии уплотнения материи и разные степени сознания в минеральном, растительном, животном царствах, душа накапливает бесценный опыт, индивидуальное сознание. Метампсихоз, переход души из одной стадии в другую, процесс вариабельный. Из беседы Е.И.Рерих с Учителем: «Не может быть запрета сократить одно из животных воплощений посредством растений. Не скажу, чтобы сознание многих насекомых превосходило бы сознание прекрасных цветов <...>

– Какими цветами была я?

– Лилией и розой»[5, с. 91].

Индивидуальный запах человека сохраняет память о разных стадиях метампсихоза, т.е. опыт разных царств Природы.

Несомненно, что развитие души подчинено определенным законам. Облекаясь в материю, душа, тончайшая оболочка духа, должна развиваться, но форма накладывает некоторые ограничения. Данное несоответствие устраняется «расплавливанием» тончайшей материи, в результате которого «получается особый газ, ассимилирующийся с субстанцией духа. У человека центры нервов выделяют газ при всяком экстазе счастья или несчастья» [11, ч. 2, I, 7]. Чаще всего мы меняем свой взгляд на жизнь и устремляем взор к небу при переживании далеко не самых приятных моментов. И.Кант в «Розенкранце» писал: «...будет доказано, хотя не знаю где и когда, что человеческая душа в этой жизни находится в неразрывной связи со всеми нематериальными существами духовного мира, что она попеременно действует то в одном, то в другом мире и воспринимает от этих существ впечатления, которых она, как земной человек, не сознает до тех пор, пока все обстоит благополучно» [цит. по: 3, с. 92]. Состояние земного благополучия, из-за нарушения вертикального энергообмена, приводит к закоснению материи души и создает условия для ее обновления.

Законы развития едины для человека и человечества в целом, поэтому развитию социума также способствует переживание состояния кризиса. Гибли великие цивилизации, и возрождались из небытия бессмертные идеи, мысли, иначе говоря, накопления сознания, души. В синергетике психика человека – сверхсложная система. С.П.Курдюмов писал о том, что сложная система обладает свойствами регенерации: «Среда сама при определенных условиях создает такие возможности и переходит на другой режим взаимодействия с миром, более эффективный, и, мало того, вывести ее из этого режима сложно» [8, с. 88]. Следует отметить, что человек изо всех сил пытается вывести свою психическую си­стему из состояния устойчивости, т.е. постоянного обновления, в результате мы поднимаемся на новую ступень через страдания. Периоды кризиса происходят параллельно во Вселенной и в каждом из нас, ибо ритм духа, психожизни Космического Магнита един. В такие периоды меняются характеристики пространства и времени (действует космический закон Прогрессии ускорения и др.). С.П.Курдюмов утверждал: «В быстрых процессах важную роль играет режим с обострением <...> Если система находится в состоянии режима с обострением, то за конечное время энергия такой системы уходит в бесконечность» [8, с. 89]. Итак, кризис – неизбежный процесс в развитии нелинейных систем, к которым относятся социум и психика человека.

Новые космические импульсы, направленные на самообновление системы психики, редко бывают приняты. В Живой Этике мы читаем о том, что в середине ХIХ в. «Земля была окутана отрицательным материализмом, но было упущено изучение истинных свойств материи. Конец столетия наполнился упадничеством, тогда как была суждена переоценка ценностей. Начало нынешнего (ХХ. – Л.К.) столетия ознаменовалось знаками войны и народных потрясений, но психическая энергия направляла к завоеванию иных миров. Так извращались сужденные ценности свободною волею. В средине нашего столетия вспыхнут знаки различных неусвоенных энергий, и снова люди будут метаться в ложных направлениях. И потому своевременно дать зрячим знаки истинного пути. Пусть имеют время освоиться, помня о краткости срока» [12, 216].

В конце ХХ столетия интерес к различным феноменам вместо развития духовности породил мощную волну низшего психизма, неизбежными следствиями которого стали пассивное отношение к жизни, отсутствие творческого импульса или его извращенное проявление, например в массовой культуре, участившиеся расстройства нервной системы (в США ими страдают 63% населения, в Украине – около 50%). Не случайно сегодня профессия психолога входит в рейтинг самых востребованных специальностей. Следовательно, можно говорить о масштабном распространении психических нарушений (заболеваний), то есть массовом непонимании происходящего.

Ответственность за будущее заключается в способности адекватно отвечать на вибрации Космоса. Это очень высокая ступень, со­ответствовать которой могут пока очень и очень немногие. «Мы называем это звучание психоактивностью. <...> Наше творчество соединено с космической вибрацией, и луч Тары на планете утверждает огненную вибрацию» [13, 245]. Поскольку процесс эволюции – движение, развитие, которое невозможно без творчества, психотворчество в сознании будет также соответствовать этому процессу. Следующая ступень – психодуховность: «Когда дух может воспринять огни высших сфер, тогда он проявляет магнетизацию Космических огней»[5, с. 231].

Психический магнетизм в Космосе имеет три источника: Пространственный Огонь, который порождает все энергии, излучения планетных тел и духовный Магнит, который на земном плане проявлен как духовное творчество [6, с. 40]. Именно духовное творчество Е.И.Рерих явило новый путь развития души человека, ведущий к духовному рождению, о котором вопрошал св. апостол Павел: «Но скажет кто­нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле приидут?» И после долгих рассуждений пояснял: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» [1 Кор., 15:35–44]. Для такого посева необходимы знания, а посему, как писала Е.И.Рерих: «Новая Наука Психофизиология уявится как наука о Космосе и его высшем проявлении в человеке. Психофизиология Макрокосма и Микро­косма уявится Синтезом всех прочих наук» [5, с. 286].

Литература

1. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: Сфера, 1999. – 576 с.

2. Психологический словарь/ Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2е изд. М.: Педагогика­Пресс, 1996.– 440 с

3. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий В.Ф.). О духе, душе и теле. Сыктывкар: Пролог

ЛТД, 1993. – 103 с.

4. См.: Рише Ш. Трактат метапсихики. Париж, 1933; Котик Н. Эманация психофизической энергии. М., 1907.

5. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР; Мастер­Банк, 2000. – 464 с.

6. Беседы с Учителем. Избранные письма Е.И.Рерих. Рига: Мир Огненный, 2001. – 288 с.

7. Грани Агни Йоги. 1966 г. Новосибирск: Алгим, 1995. – 320 с.

8. Курдюмов С.П. Новые тенденции в научном мировоззрении // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003 г. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР; Мастер­Банк, 2004. – 352 с.

9. Зальцер Л. Одориген и Джива / Пер. В.Ивановой // Кудряшова Л.В. Ароматерапия. Теория и практика. Симферополь: ОАО СГТ, 2009. – 464 с.

10. Махатма К.Х. Одориген и Джива / Пер. В.Ивановой // Кудряшова Л.В. Ароматерапия. Теория и практика. Симферополь: ОАО СГТ, 2009. – 464 с.

11. Живая Этика. Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение.

12. Живая Этика. Агни Йога.

13. Живая Этика. Беспредельность.