Нирмала Шарма,
искусствовед, профессор Международной академии индийской культуры,
Нью-Дели, Индия
Если Елена Рерих была Агни Йогой, или сиянием сознания через Йогу Огня, то Николай Рерих был Агни Рупа, или светимостью видимого в созерцании Summum Bonum[1], символически выраженным высотами Гималайских пиков и бездонными глубинами горных долин. Оба были двуединством, гармонией медитации и морфологии. По словам величайшего классика индийской поэзии Калидасы, они были живым воплощением слияния Логоса и символов, в котором выражение (Vag) и его значение (Artha) были сгармонизированы в восхождении души. Калидаса начинает свою поэму «Рагхувамса» так:
Vag arthav iva sampriktau, vag-artha-pratipattaye
jagatah pitarau vande, Parvati-Paramesvarau[2].
Аналогично и Елена и Николай Рерихи представляли собой двуединое творчество, или Шива–Шакти. Мое почтение к ним и их трудам во имя духовного прогресса велико.
Судьба соединила души Николая Рериха и Елены Шапошниковой, поженившихся в 1901 году. Индийская философия рассматривает женский аспект в качестве Шакти, или кинетической энергии человека. Слово «шакти», означающее «власть», «сила», «энергия», в дальнейшем приобрело значение изначальной и вездесущей динамики для создания, сохранения и разрушения всех вещей. Это та энергия, которая в своем трансцендентном и имманентном выражении стоит за всеми феноменальными проявлениями. Она отождествляется с творческим началом или импульсом, присущим природе, – МулаПракрити.
Народным верованиям свойственно поклонение пантеону местных божеств, которые, как правило, представлены божествами женского начала, имеющими силу исполнять просьбы людей. Различные тексты, например «Деви Махатмья» (Деяния богини), славят их силу, мощь и милосердие.
Шакти проявляется несколькими конкретными силами, подобно триаде: ИчхаШакти (мощь всех решений и желаний), Джняна-Шакти (мощь всех пониманий) и Крийя-Шакти (мощь всех действий). Существует еще одна триада: ПрабхуШакти (мощь верховной власти), ПрабхаваШакти (мощь динамизма) и МантраШакти (мощь святых слов). Еще одна триада состоит из Саттвагуны, или чисто духовных и благородных качеств, представленных в образе Сарасвати, Раджа-гуны (сохранения), представленной Вайшнави, и Тамогуны (разрушения), представленной Раудри (Prayojana vasat shakti ekaiva trividha bhavet).
В Брахмавайварта-пурана (ГанешаХанда, глава 40) говорится, что Высшая Шакти – это изначальная природа Пракрити и что все женщины представляют аспекты Шакти (yoshitah amsah prakrter), а все мужчины – аспекты сознательного принципа, или Пуруши (pumamsah purusasya са), который сам является аспектом непроявленного (shakti avyaktam purusavastham).
В сектах Сакта, где во главе пантеона стоит богиня, явно преобладает женский элемент, в других сектах это Шакти, или энергия, которая производит, проникает, поддерживает и, наконец, поглощает Вселенную. Таким образом, Шакти является конечной причиной закрепощения и освобождения человека. Она майя, космическая иллюзия, но также и Божественная благодать, именуемая Шакти-пати (истечение энергии в мир). Елена Рерих была этой мощью, этой силой, этой кинетической энергией Николая Рериха, которая претворилась в огромное количество его картин, трудов и научных исследований. В тяжелейших условиях, среди ледников, когда отметка термометра опускалась значительно ниже нуля, он создавал изумительные произведения. Сама же Елена Рерих трудилась спокойно и безмолвно, ее почти не было заметно, когда он творил. «Ведущая» – так называл он ту, которая была его женой, его сотрудницей, другиней и путеводной звездой на всех путях и во всех начинаниях.
Любое искусство неразрывно связано с творческим духом человека. Качество творчества напрямую зависит от настроения Творца. Очень трудно создать произведение искусства, если человек не пребывает в атмосфере счастья и красоты, не чувствует творческого подъема и не обладает мощью кинетической энергии, которая вдохновляет его, поддерживает пламя устремления и пробуждает к жизни его сокровенное Я; которая понимает, ценит и стимулирует его творческое самовыражение. Вдохновляемый на данном этапе своего творческого пути художник получает мощь, которая дает ему силу создавать одно произведение искусства за другим, пребывая в непрерывном творческом потоке. Это и есть слияние статической и кинетической энергий.
Именно благодаря Елене Рерих были созданы великолепные полотна ее мужа, и само имя ЕЛЕНА означает «несущая пылающий факел». Не будь Елены рядом, наверное, художник не смог бы создать столько картин в течение всей жизни. Без нее в его творчестве могла произойти остановка. Елена дополняла и направляла сознание Николая. Каждая его картина имеет две подписи: одна мысленная, другая – вещественная. Новые идеи были переданы в сознание Елены, а Николай дал им форму и видимость. Она была неутомимой спутницей мужа, сопровождавшей его во всех исследованиях и вдохновлявшей на достижения не только интеллектуальные и творческие, но и духовные.
Многие картины Николая Рериха посвящены судьбоносной роли женщин. В одном из писем Елены можно прочесть: «Женщина должна осознать, что в ней заключены все силы, и стоит ей сбросить c себя вековой гипноз в своей якобы законной подчиненности и умственной слабости и заняться всестороннее своим образованием, и она в сотрудничестве с мужским началом создаст новый и лучший мир. <...> Космос утверждает все величие творческого начала женщины. Женщина есть олицетворение Природы, и не человек учит Природу, но Природа учит человека. Потому пусть женщины осознают все величие своего начала и устремятся к Знанию» [1, с. 202]. Эти мысли нашли отображение на полотнах художника.
Елена была движущим духом, но и Николай в равной степени поддерживал Елену. Это было сотрудничество, которое стало творческим в их взаимном устремлении. Николай писал в своем дневнике: «Сорок лет не малый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: “Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице”. Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское» [2, с. 448–449].
Елена была глубоким мыслителем, писавшим о философии, теософии, буддизме, этических проблемах и Агни Йоге. Она проделала колоссальную работу по переводу на русский язык «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской и других произведений. Ее мысли, вдохновленные внутренним пламенем, заиграли всеми цветами радуги и закружились вихревыми потоками в произведениях художника. Читая ее труды и письма, мы можем сделать вывод о степени ее сотрудничества с Высшими источниками и о том, какое благотворное влияние она оказывала на Николая.
Двуединство Парвати и Парамишвара Шивы, Лакшми и Нараяны хорошо известно, и они представляют собой philosophia perennis трансцендентного. Они символизируют связь между Пурушей и Пракрити, мужским и женским началами. Они являются объединенным принципом божественной статической сущности (bhutata) и динамической энергии (Шакти).
Будучи матерью, Елена Рерих использовала всю мощь своей личности как направляющую силу. Ее спокойная и всеобъемлющая мудрость, ровная благожелательность и неисчерпаемое сострадание позволили обоим ее сыновьям достичь небывалых высот. Они унаследовали ее независимую и достойную манеру поведения, ее великолепную мощь и несломимое устремление, ее воинственность, ее несгибаемую волю и порывистую стремительность. Вибрации ее живости, ее чудесной красоты и гармонии, утонченного ритма можно ощутить в ее литературном наследии. Ее сложная и утонченная натура, необычайная привлекательность и чарующая грация навсегда покорили сердце художника. Дети унаследовали весь запас ее глубоких знаний. Как мать, она питала и культивировала в своих сыновьях их лучшие качества. В своей книге «По тропам Срединной Азии», представляющей собой подробный отчет об экспедиции Николая Рериха через Тибет и Центральную Азию, ее старший сын доктор Юрий Рерих демонстрирует блестящую наблюдательность ученого. Он был выдающимся востоковедом, знал множество языков, в том числе монгольский и тибетский, являлся автором тибетско-английского словаря. Он писал о тибетском искусстве, учении Калачакра, тибетских диалектах и народных верованиях Гималаев. Младший сын, Святослав, был прекрасным художником-портретистом. Его работы передают чувственность и страстность индийских характеров и сохраняют торжественное настроение в портретах его отца, а картины, посвященные Гималаям, спокойны, нежны и завораживающи.
Елена Рерих устремляет женщин к высокому идеалу. Мудрость и сила не единственные ее проявления, есть какая-то утонченная тайна в ее природе, без которой эта мудрость и жизнестойкость остались бы неполными, а совершенство не достигло бы кульминации. Существует много планов творения, много ступеней Шакти. На вершине этой манифестации находится бесконечность существования, сознания, силы и блаженства, в соответствии с которыми женщина проявляет себя в качестве матери и в качестве жены. На мирском уровне эта сила выступает как манифестация вечной власти. Шакти в своем маленьком мире наполняет все сущее божественным духом, силой и радостью. Она является манифестацией власти и присутствия Всевышнего. Она – двуединое сознание ШиваШакти и двойного принципа ПурушаПракрити.
Двуединство Елены и Николая Рерихов в их гармонии и красоте мышления и визуализации духовного, в их мыслях и чувствах проявилось на внешнем уровне в вечно живом искусстве, в их титанических усилиях сохранить культурные ценности человечества и дать начало новому порядку «мягкой власти» для гуманного решения человеческих проблем. Елена, пережившая уход Николая, вдохновляла своих сыновей как мать, но прежде всего она стала вдохновительницей нашего века, призванной спасти человечество, погрузившееся в пучины материальности.
Елена – это spiritus movens (движущий дух, лат.) грядущих времен, когда в Homo economicus должна будет возобладать его духовная природа. В ведической идиоме зовущее вперед послание Елены можно назвать Грандиозным, Величественным. Приведу слова из Атхарваведы [X.8.35] в переводе покойного профессора Рагху Виры:
Слова устремляют вперед, к Невиданному, Небывалому.
Они говорят о Реальности.
Рассказывая о том, чего можно достичь,
Они называют это Грандиозным, Величественным.
Литература
1. Пер. цит. по: Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; МастерБанк, 2003.
2. Пер. цит. по: Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР; МастерБанк, 2000.
[1] Высшее благо (лат.).
[2] «Как слово и смысл неотделимы друг от друга для правильного восприятия речи, так и Парвати с Парамишварой являются двуединством. Калидаса приветствует Рождающих Вселенную» (санскр.).