«Восставшие духом»: вестники и творцы космической эволюции

Т.П.СЕРГЕЕВА,
кандидат технических наук, старший научный сотрудник
Главной астрономической обсерватории Национальной академии наук Украины,
заместитель председателя Украинского отделения МЦР,
Киев, Украина

Ради одного праведника целый Град бывал помилован. Этими маяками, громоотводами, твердынями Блага стояли Риши. Разных народов, разных вер, разных веков, но Единого Духа, во спасение и восхождение всех!

Н.К.Рерих

Космическая эволюция затребовала тех мыслителей и ученых, которые обладали способностью к синтезу.

Л.В.Шапошникова

В трудах ведущего ученого­космиста современности Л.В.Шапошниковой показано, что творчество космической эволюции на нашей планете происходит путем взаимодействия пространства высокого состояния космической материи с духовным пространством внутреннего мира избранных людей: «Любой метаисторический импульс, который высокая космическая материя посылает на Землю, идет через конкретного человека или конкретных людей. Именно через них, вестников космической эволюции, последняя осуществляет свое творчество на планете Земля» [1, с. 29]. Чем выше уровень духовного развития посланца космической эволюции, тем более мощный энергетический импульс получает планета и человечество в результате такого сотворчества Космоса и человека.

История дает нам многочисленные примеры таких посланцев и сотворцов космической эволюции. Среди них те мифические культурные герои – полулюди-полубоги, которые были просветителями и наставниками юного человечества, дали ему основы культуры, ремесел и социального устройства, были покровителями жречества и науки. К ним относятся и те Великие духовные Учителя – Будда, Моисей, Христос, Магомет, которые приходили в переломные моменты эволюции планеты и приносили свои нравственно­этические учения, ставшие основой ведущих мировых религий. Это и великие мудрецы Востока, которые сохранили для человечества великий потенциал древней мудрости – Знания, пришедшего и идущего из информационного пространства одухотворенного Космоса.

«Благословен народ, вожди которого следуют за мыслителями, мудрецами, провидцами. Благословен народ, получающий вдохновение от своих Риши. Риши преклоняются лишь перед Истиной, не перед обычаем, условностями или признанием толпы. Риши суть великие повстанцы человечества. Они низвергают наши Культы удобства. Они великие несоглашатели истории. Не косность, но Истина их завет. Нам нужны сейчас эти восставшие духом во всех областях жизни – в религии, в государстве, в образовании, в общественной жизни», – эти слова Шри Васвани, своего современника, «светлого проповедника блага и духовного водителя», приводит Н.К.Рерих в очерке «Риши» (1932). И добавляет: «Слова замечательные! Не все Риши по огню ходили и не все заживо хоронили себя, но каждый из них вносил целую духовную область во Благо мира. Каждый из них, как Бодхисатва, владея мастерством, укреплял новое завоевание прогресса!» [2, с. 176]. В этом небольшом очерке Рериха можно найти основные признаки духовных водителей человечества, которые и есть творцы космической эволюции на Земле – восставшие духом, великие повстанцы, несоглашатели истории. Как пишет Николай Константинович, они всегда поспешали во Благо Вселенское, во Благо общее ради построения мира обновленного, возвышенного, утонченного, ради спасения и восхождения всех.

Бережно и проникновенно, так, как умел делать лишь он один, перечисляет Н.К.Рерих их Имена в своих путевых заметках, которые были сделаны им во время пребывания в Гималаях: «В борении и явлении истины, на колесницах времени встают законоположенники общего блага: неутомимый водитель Моисей; суровый Амос; Лев-Победитель – Будда; справедливость жизни – Конфуций; огненный поэт Солнца – Зороастр; преображенный, отраженный “тенями” – Платон; великий в жертве бессмертия – Благий Исса; толкователь мудрости, одинокий Ориген; великий общинник и подвижник Сергий. Все ходившие неутомимо; все подлежавшие современному преследованию; все знавшие, что учение общего блага придет непреложно; все знавшие, что каждая жертва общему благу есть лишь приближение путей» [3, с. 88].

Бессмертные облики этих Великих Водителей человечества Рерих отображает в своей замечательной серии картин «Знамена Востока». «Их не так много – строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции», – пишет он [3, с. 87]. И к этим исключительным Личностям принадлежит и Елена Ивановна Рерих – величайший мыслитель, ученый, философ, писатель, общественный деятель, если говорить о земных проявлениях ее творчества, и «творец космической эволюции», как назвала ее Людмила Васильевна Шапошникова [4, с. 70], если касаться Космического Сотрудничества Е.И.Рерих.

С творчеством Е.И.Рерих связаны два явления необычайной важности для космической эволюции Земли. Одно из них, известное как Огненный Опыт, – беспрецедентный эксперимент космического масштаба по согласованию высоковибрационных энергетических потоков, идущих из пространства тонкого состояния космической материи, с низкой энергетикой планеты Земля. Это необыкновенное по своей красоте и мощи Явление – основа грядущего преображения человека – требует осмысления и изучения с позиций новой науки, науки будущего. История не оставила нам подробных свидетельств подобных явлений, и можно лишь предполагать сходную его природу с такими трансцендентными явлениями, как Фаворское Преображение Христа или явление Богоматери Сергию Радонежскому.

Другое – это создание в сотрудничестве с Учителями Востока Живой Этики – философии Космической Реальности. В его основе – та самая древняя мудрость – Космическое Учение, изложенное современным нам языком. Как отмечает Л.В.Шапошникова, Живая Этика несет в себе огромный эволюционный потенциал. «Именно в этой философии были синтезированы наука и метанаука, – пишет она, – именно в ней содержалась новая система познания, так необходимая для формирующегося на планете нового космического мышления. Живая Этика была не только результатом земного творчества космической эволюции, но и энергетическим импульсом для продвижения планеты Земля на следующий, более высокий уровень самой космической эволюции» [1, с. 29].

Появление Живой Этики имеет свою предысторию, связанную с теми Личностями, благодаря которым и происходило развитие человечества на нашей планете. На протяжении веков эта древняя мудрость, открывающая человечеству суть и смысл существования всей Вселенной и самого человека, проявлялась в мифах и легендах, в религиозных и философских учениях. Эту Истину несли человечеству те мыслители, мудрецы, провидцы, о которых говорили Шри Васвани и Н.К.Рерих. Во все времена она проявлялась в прозрениях и откровениях поэтов, писателей и ученых. Все великие писатели, и особенно поэты, так или иначе отображали в своем творчестве то необыкновенное явление взаимодействия человека и Космоса, которое Виктор Гюго назвал «таинственным обменом между безднами духа и безднами вселенной» [5, с. 49]. И, наконец, эволюционные идеи Живой Этики мощно зазвучали в творчестве философов, ученых, поэтов, писателей и художников конца XIX – начала XX в. Среди них такие известные представители Серебряного века, как философы В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Булгаков, поэты А.Блок и А.Белый, художник М.К.Чюрлёнис, композитор А.Скрябин, ученые-космисты К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский.

В их жизни и творчестве можно проследить одну закономерность – то направляющее воздействие некой эволюционной силы, которую принято называть «рукой судьбы». Такое воздействие наглядно присутствует, например, в судьбах К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Н.И.Пирогова. Это и наличие ведущей идеи – мир без тяжести у Циолковского, вопрос происхождения и эволюции жизни у Вернадского, проблема влияний на человека окружающего мира у Чижевского, человек с его физическими и нравственными проблемами у Пирогова. Здесь и появление в их жизни определенных людей, ставших учителями и наставниками, а также, казалось бы, случайные встречи, которые на самом деле имели поворотный, судьбоносный характер. Есть и более необычные моменты в их жизни, такие, как сны и видения, оказавшие определяющее влияние на их судьбы и творчество. Но следует отметить, что в их жизни были и явления противоположного, антиэволюционного характера – насмешки, неприятие, замалчивание трудов и идей, ссылки и даже лишение жизни. Все они в той или иной форме подвергались «современному преследованию», каждый приносил свою жертву общему благу.

Можно отметить и менее известных носителей эволюционных идей, тех, кого мы только начинаем открывать для себя и чья творческая мысль трепетно созвучала потоку информации, идущему из пространства высокого состояния космической материи. Скромный мыслитель, сознательно не публиковавший своих трудов при жизни Н.Ф.Федоров, В.Ф.Одоевский, вдохновлявший своими идеями будущих космистов, Н.И.Пирогов, которого нам открыла Л.В.Шапошникова и которого мы еще так мало знаем. Его записи последних лет жизни являются ярчайшим подтверждением метанаучного способа получения знания. Здесь и физик­ядерщик Г.И.Будкер, о котором мы узнали на прошлогодней конференции. И наверняка существуют пока еще совсем не известные нам выразители идей, созвучных положениям философии Космической Реальности. Всех их в той или иной мере можно назвать проводниками или предвестниками очередного витка космической эволюции.

Как уже говорилось, появление их не было случайным. В книге «Агни Йога» отмечается: «Среди моментов развития человече­ства можно наблюдать явления эпох обогащения сознания. Не Будем скрывать, что именно теперь перед человечеством открыта книга нахождений и света дерзаний. Эти зрелые плоды терний коллектива готовы открыть свои зерна. <...> К тому не космические явления, но ток мысли даст толчок. Не упустим урочного срока, когда молнии мысли могут дать решение мира. Не просто Предлагаем человечеству мыслить, но осознать астрохимический момент планеты, когда мысль напряжет атмосферу, как химический ингредиент» [6, 45].

«Книга нахождений и света дерзаний» – это те имеющие космическую природу идеи, которые так наполнили пространство конца XIX и начала XX в., что многие чуткие духи не могли не отреагировать на них тем или иным образом, что и дало феномен Серебряного века. Но, как следует из приведенного фрагмента, для продвижения самой космической эволюции было необходимо сознательное взаимодействие человека и сил Космоса на уровне мыслетворчества и духотворчества. Из истории развития человечества мы можем видеть, что лишь отдельные Великие Личности способны к такому мыслетворчеству, которое может «дать решение мира» – способствовать существенному продвижению человечества по пути развития. Они­-то и есть «восставшие духом» посланцы космической эволюции и ее творцы на планете Земля.

В XIX в. таким восставшим духом была Е.П.Блаватская, труды которой явились наиболее близкими предшественниками учения Живой Этики. В переломном XX в. появилось немало творческих деятелей, обладавших уникальной способностью к синтезу основных форм познания и подготовивших человечество к принятию нового вида мышления. Но творчество космической эволюции потребовало сотрудничества еще четырех могучих духов, соединенных в одну Семью, спаянную общим мировоззрением, каждый из членов которой нес свою Миссию, дополняя и помогая друг другу:

«Четыре стража, кубок Архангела храните!

Наполнен вином Новым явленный вам ковчег.

Устам времен Я заповедал привести вас на путь Мой.

Под покровом земли сокрыл ваш лик.

Напомнил отраду восхождения,

Прояснил память ушедшего свитка.

Широко суждения Поднял и Открыл книги.

Придите, примите» [7, 23 апреля 1922 г.].

Именно на примере жизни и деятельности «четырех стражей» – Рерихов – можно отчетливо увидеть, исследовать и осмыслить проявление на Земле творчества самой космической эволюции. Методология такого подхода дается в трудах Л.В.Шапошниковой, в статьях, собранных в книге «Сотрудница Космических Сил» [8], и в докладе «Творец космической эволюции», раскрывающем новые аспекты этой проблемы.

Как отмечает Л.В.Шапошникова, космическая эволюция не только идет через людей, она готовит этих людей. Мы можем видеть этот процесс и в судьбах ученых-космистов, и, особенно ярко, на примере жизни Е.И.Рерих [9, с. 41–76]. Мне хотелось бы остановиться на одном моменте, на который обратил внимание П.Ф.Беликов в своем «Опыте духовной биографии» Н.К.Рериха. Николай Константинович, который сразу и безоговорочно признал Елену Ивановну Ведущей, в самом начале, еще до объединения в одну семью, как бы сам вел ее, помогая отойти от жизни «светской» и встать на путь духовного Служения. Именно после их эволюционно обусловленной встречи наиболее выразительно проявили себя те силы антиэволюционного характера, которые стремились оторвать их друг от друга, ввергнуть в обыденность жизни, в туман иллюзий и увести от выполнения своей миссии.

Как свидетельствуют дневники Н.К.Рериха, хранящиеся в Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи, к мо­менту встречи с Еленой Ивановной Николай Константинович в значительной степени прошел горнило «земного сосредоточения» – переживаний, сомнений, страданий, внутренней борьбы, неудовлетворенности собой. Он нашел свой Путь, свою миссию Посланца космической эволюции – миссию Творца, Певца и Защитника истинной Красоты и Культуры. Его дух восстал и отринул все преходящее, земное, суетное во имя этих вечных и краеугольных категорий Духа. У Елены Ивановны ее высшее знание и предчувствие своей Миссии к этому времени еще не обрели конкретных земных форм. В своих письмах Николай Константинович звал будущую жену, спутницу жизни, Другиню, Ведущую к такому восстанию духа, отчетливо понимая при этом, что только вдвоем они могут совершать «дружное поступательное движение» к чему-то более высокому и значительному «не во имя личности, а во имя дела и принципа» [10, л. 1]. В этих письмах молодого Рериха к его невесте, его Ладе, Ладушке, красной нитью проходит мотив созидательной силы искусства и творческого труда на благо людям как единственного смысла жизни.

Приведу лишь несколько примеров. Н.К.Рерих пишет: «...всякий творческий порыв, конечно, дает больше счастья людям (вызовет ли он улыбку, смех, радость сознания добра и зла и пр.), чем любая рассчитанная методическая деятельность. Этот творческий момент важен не только для воспринимающих результаты его, но и для самого автора, который очищается духовно...» [11, л. 3–4]. На письмо, в котором Елена Ивановна пишет, что они – обыкновенные люди, Николай Константинович отвечает: «Но, по счастью, мой обыденный человек, дух еще царит над практикой, и до той поры и думать не смей о своей обыденности, а думай, сколько разнообразных чувствований можешь ты дать человечеству и среди общей радости создать и свою» [11, л. 4]. Чуть позже, во время вынужденной разлуки, когда он совершенствовал свое художественное образование в Париже, Николай Константинович просит: «Миленькая, не погуби способностей своих, ведь чутье развивается в нас до известного времени, а потом оно грубеет; дорогая, не пропускай этого времени – оно так недолго <...> Дальше от больших компаний! Глубже в себя! Если хочешь сделать что­либо достойное. Быть художником, вести за собой публику, чувствовать, что каждой нотой своей можешь дать смех или слезы – это ли не удовле­творение» [12, л. 2]. И еще: «Работай, Ладушка, работай, хорошая; то-то будет нам праздник, когда мы создадим свое положение, выполним свои надежды только благодаря нашей работе. Вот-то славное время будет» [13, л. 2]. Николай Константинович сам ощущал свою предызбранность и постоянно поддерживал это чувство в Елене Ивановне: «...а между тем я сильно в тебе уверен и все нахожу новые подробности Твоей большой личности» [14, л. 6].

Сейчас, после того, как прошло более ста лет со времени написания этих писем, мы имеем поразительный результат взаимодействия этих «восставших духом» – сокровищницу творческого наследия Рерихов и их эволюционных действий – огромный вклад в космическую эволюцию земного человечества двух выдающихся ее избранников. Философское, художественное и научное наследие Н.К.Рериха, его общественная деятельность на благо Мира и Культуры, древняя философия Космической Реальности, собранная Е.И.Рерих и изложенная современным научным языком в книгах Живой Этики, беспрецедентный Огненный Опыт Елены Ивановны и Свет великой Души, великого Сердца, великой Любви и великого Знания, наполняющий ее письма, – все это нам сейчас не только невозможно оценить, но и трудно осмыслить.

Космическая эволюция, как и сам Космос, беспредельна, поэтому творческое взаимодействие сил Космоса с избранными представителями человечества – процесс беспрерывный, и появление на Земле выдающихся Личностей – вестников и творцов космической эволюции – прекратиться не может. Поэтому, выполняя завет Н.К.Рериха: «...бережно мы должны отбирать эти имена грядущего света, продолжая список их до современности» [3, с. 87–88], мы должны искать их и отбирать по их эволюционным делам. Пример такого высокого творения – этот прекрасный музей, Музейон, несущий людям радость космической Красоты и истинной Культуры. Он был заложен вестником космической эволюции Святославом Николаевичем Рерихом и выстроен той, кому он передал эволюционную эстафету – Людмилой Васильевной Шапошниковой.

Литература

1. Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции // Культура и Время. 2008. № 4.

2. Рерих Н. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.

3. Рерих Н. Алтай–Гималаи: Путевой дневник. Рига: Виеда, 1992.

4. См.: Шапошникова Л.В. Творец космической эволюции // 130 лет со дня рождения Е.И.Рерих: Материалы Международной научно­практической конференции. 2009. М.: МЦР; Мастер­Банк, 2010.

5. Гюго Виктор. Отверженные. В 2 т. Т. 1. К.: Радянська школа, 1986.

6. Живая Этика. Агни Йога.

7. Живая Этика. Листы Сада Мории. Книга первая. Зов.

8. Шапошникова Л.В. Сотрудница Космических Сил: Сб. ст. М.: МЦР; Мастер­Банк, 2009.

9. См.: Рерих Е.И. Сны и видения / У порога Нового Мира. М.: МЦР; Мастер­Банк, 2000.

10. Рерих Н.К. Письмо Е.И.Шапошниковой. СПб., 25–26 августа 1900 г. // Автограф. ОР ГТГ. Ф. 44/162.

11. Рерих Н.К. Письмо Е.И.Шапошниковой. СПб., 27–28 июня 1900 г. // Автограф. ОР ГТГ. Ф. 44/158.

12. Рерих Н.К. Письмо Е.И.Шапошниковой. [Париж, без даты] // Автограф. ОР ГТГ. Ф. 44/169.

13. Рерих Н.К. Письмо Е.И.Шапошниковой. СПб., июнь 1900 г. // Автограф. ОР ГТГ. Ф. 44/181.

14. Рерих Н.К. Письмо Е.И.Шапошниковой [по пути в Париж], 16 сентября 1900 г. // Автограф. ОР ГТГ. Ф. 44/163.