Идеи Живой Этики в очерке Е.И.Рерих «Преподобный Сергий Радонежский»

И.Ю.ДЬЯЧЕНКО,
старший научный сотрудник Автономной научной группы

Перерождение мышления должно утвердиться как основа лучшей эпохи. Мышление – залог преуспеяния, залог нового строительства, залог мощного будущего.

Живая Этика. Мир Огненный

Никакой холод, никакие отрицания, никакая затхлость не могут преградить путь высокого Света.

Н.К.Рерих

Имя Елены Ивановны Рерих, выдающегося русского мыслителя и деятеля культуры, неразрывно связано с философским учением Живая Этика. Оно было создано ею в сотрудничестве с духовными Учителями Востока и является главным трудом ее подвижнической жизни. Мировоззренческие идеи Учения пронизывают все ее творчество: литературное, научно­философское, эпистолярное, а также общественную деятельность.

Идеи Живой Этики сформировались на основе синтеза древних знаний Востока и достижений современной науки Запада. Единая концепция объединяет научные искания, философскую мысль, религиозный опыт, знания и мудрость, накопленные на протяжении тысячелетнего историко-культурного развития человечества.

Мироздание в Живой Этике – это одухотворенная система, в которой энергетически взаимодействуют между собой миры различных измерений и состояний материи. Энергоинформационный обмен действует на всех уровнях бытия и подчиняется единым космическим законам. В грандиозных процессах космической эволюции участвует и человек, являясь неотъемлемой частью системы мироздания. Дух человека как форма высшей энергии играет в энергоинформационном обмене главную роль, способствуя продвижению человека по лестнице космической эволюции.

Живая Этика содержит стройную концепцию космической эволюции, в рамках которой для человечества на первый план выдвигаются нравственно­этические проблемы. Сюда входят проблемы единения и сотрудничества; проблемы совершенствования природы человека (что затрагивает расширение сознания, воспитание сердца, возвышение мышления). Решение этих и многих других проблем помогает человеку открыть для себя пространство одухотворенного космоса, научиться активно с ним сотрудничать, что приведет к преображению человека и всей жизни в целом.

Философия Живой Этики несет в себе принципиально новый тип мировоззрения – космическое, которое формирует новую систему познания. Это мировоззрение стало развиваться в конце XIX – начале ХХ века в трудах крупнейших русских ученых, философов и деятелей искусства, а также ряда ученых Запада. Е.И.Рерих относится к замечательной плеяде деятелей культуры, которые приблизили нам понимание Космической Реальности во всей ее многомерности. Литературные труды Елены Ивановны, освещающие прошлые эпохи человечества и важные вехи культуры, помогают раскрыть особенности формирования философской системы Живой Этики, процесс развития ее фундаментальных идей в историческом пространстве и времени.

В 1934 г. в Риге издательство «Алтаир» выпустило книгу «Знамя Преподобного Сергия Радонежского». В нее был включен очерк Е.И.Рерих «Преподобный Сергий Радонежский», опубликованный под псевдонимом Н.Яровская. В этом очерке Елена Ивановна воссоздала образ великого русского подвижника, а также показала исторический и духовный путь народа, пройденный под водительством Сергия Радонежского. В книгу вошли также очерк историка В.О.Ключевского «Благодатный воспитатель русского народного духа» и слово Н.К.Рериха «На освящение часовни Святого Преподобного Сергия». В издание были включены репродукции картин Н.К.Рериха «Сергий Строитель» (1924) и «Святой Сергий Радонежский» (1932). На первой картине Преподобный Сергий трудится над построением святой Обители, на второй – держит в руках Храм как символ духовного возрождения России. Воспроизведение в книге образа Сергия Радонежского и кистью, и литературным словом помогало читателю воспринять его во всей цельности историко-культурного и духовного содержания.

Свой очерк Е.И.Рерих создавала в Индии, в Кулу, уединенной горной долине. Но, читая этот очерк, мы не чувствуем оторванность Елены Ивановны от Родины. Все Рерихи жили Россией, мечтали вернуться, трудиться на родной земле и передать Родине накопленные за долгие годы странствий достижения. Они знали, какие сложнейшие процессы, связанные с культурой, с формированием новой государственности, развивались в нашей стране. В духовном пространстве русской культуры еще в начале ХХ века начала складываться новая парадигма мышления, в основу которой легло космическое мироощущение. Всесторонне и глубоко осмыслить происходившие тогда события, имеющие поистине планетарное значение, возможно с точки зрения закономерностей культурно­исторической эволюции, тех космических причин, которые подвели нашу страну к решению величайших задач бытия, переоценке нравственных и духовных ценностей.

В письмах 1930-х гг. корреспондентам в разных странах Елена Ивановна писала об огромной нравственной силе русского народа, его неутолимой устремленности к знанию, способности проявить свой великий духовный потенциал в единении и любви к Родине [1, с. 220]. Для определения русского народа она использовала понятие «Иван Стотысячный» [2, ч. 3, VI, 15], которым выражалось его соборное имя. Иван Стотысячный, как отмечала Е.И.Рерих, пробудился для новой жизни и жаждет принять участие в построении «страны лучшей» [3, с. 509]. Главным для нее было то, что народ, «пройдя через горнило тяжких испытаний» [4, с. 231], сохранил светлые искания «в самых недрах сердца» [4, с. 305]. «Несмотря на трагизм многого, – писала она, – полной грудью дышит страна, растет, трещит, вся в движении, в несомненном сознании своего будущего. Тысячи, тысячи проснулись для начала культурной жизни» [3, с. 159].

Е.И.Рерих обращала особое внимание на то созидательное строительство, которым была охвачена страна. В этом процессе она видела новое служение Родине Преподобного Сергия Радонежского, великого русского подвижника, созидателя русской духовной культуры. «...Знамя Преподобного, – утверждала Елена Ивановна, – поднято над Страною» [3, с. 213]. Образ Преподобного Сергия, величие его идей и достижений должны были быть осмыслены новыми поколениями на уровне того, что нес с собой ХХ век, его энергетические накопления: с одной стороны, обусловившие новые тенденции развития культуры, с другой – обострившие в обществе противостояние сил созидания и разрушения. В культурно­историческом процессе, разворачивающемся в пространстве России, имя Сергия Радонежского могло стать тем фокусом, в котором сошлись бы в единении народные силы в совместной деятельности на Общее Благо. И в самой Живой Этике, за несколько лет до появления очерка Е.И.Рерих, имя подвижника произносилось с особым значением: «О Сергии придется сказать, народ захочет узнать о Нем. Так положим краски на Лик Сергия» [2, ч. 2, III, 11].

О внутренней связи масштабных энергетических процессов в пространстве русской культуры ХХ века и культурно­духовной деятельности св. Сергия в XIV веке говорится в трудах крупнейшего исследователя творческого наследия Рерихов Л.В.Шапошниковой [5]. «...Энергетическое поле культуры, созданное Сергием, – пишет она, – послужило дальнейшему развитию русской мысли. На этом поле в XIX веке вызрели та русская литература и то русское искусство, которые послужили импульсом для развития процесса, завершившегося Духовной революцией» [6, с. 26]. Эта революция, по мысли Л.В.Шапошниковой, была направлена на то, чтобы «изменить сознание человека, преобразить и одухотворить материю его внутреннего мира» [7, с. 244]. Всесторонне анализируя историко­-культурные связи прошлого с настоящим и будущим, Л.В.Шапошникова определила основные положения учения св. Сергия как «ведущие вехи, которые и оказали решающее влияние на самый высокий полюс духовной жизни страны» [8, с. 223], подготовив ее к грядущим изменениям. Она отметила, что взгляды св. Сергия, составившие суть его учения «о Троице, об Общем Благе, об Общине, о мире Высшем, о важнейшей роли нравственности и сотрудничества в жизни народа, о необходимости труда как средства духовных достижений» [8, с. 222–223], имеют «много общего с концепцией Живой Этики» [8, с. 222]. Имя подвижника оказалось тесно связанным с Духовной революцией, возникновение которой нашло свое обоснование в строках Живой Этики.

Вернемся к очерку Е.И.Рерих. В ходе своей работы над ним Елена Ивановна опиралась на несколько источников. Это «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого, ученика Преподобного Сергия (XV в.); Никоновская летопись (русский летописный свод XVI в.); «Житие Преподобного Сергия Радонежского», созданное московским митрополитом Филаретом (1835 г.); очерки В.О.Ключевского «Благодатный воспитатель русского народного духа» (1903 г.) и А.П.Роговича «Сергиева Лавра и ее основатель» (1922 г.); книги писателей В.Никанорова и Б.К.Зайцева о Сергии Радонежском. Все авторы выразили глубокое сердечное чувство к личности св. Сергия, что помогло им, каждому по­-своему, проникнуть в его духовную жизнь. Более того, они смогли уловить ту особую энергетику, которая определяла высоту этой жизни, и попытались передать это в своих произведениях. Елена Ивановна, обращаясь к упомянутым произведениям, как бы заново открывает для нас эти источники, обращая внимание на многие важные положения, которые в них содержатся, конкретизируя их смысл. Но всё же авторы, в основном, писали о том, что было сделано Сергием и чем он прославился как святой и подвижник в так называемой «гражданской» истории. А Елена Ивановна рассматривает жизнь и деяния Преподобного Сергия с позиции космического мироощущения и той новой системы познания, которая базируется на философии Космической Реальности, Живой Этике.

Такой подход позволяет увидеть, что в XIV веке св. Сергий, закладывая в сознание людей высокие нравственные ценности, одухотворившие материю народной жизни, уже готовил почву, необходимую для появления через несколько веков Живой Этики. Он в действии, в практике жизни подготавливал эту почву на основе учения Христа. Во всех своих действиях он следовал Его учению, и слова Христа «Я есмь путь и истина и жизнь» [Ин., 14:6] были для него ведущими, так как все, что св. Сергий делал, соответствовало этому пути, соотносилось с этой истиной и жизнью. Таким образом, не только имя Сергия Радонежского оказывается тесно связанным с Живой Этикой, но учение Христа находит в Живой Этике свое обоснование и развитие. Эта тема требует дальнейших исследований.

Поскольку человек играет важную роль в сложных процессах космической эволюции, Е.И.Рерих, прежде всего, обращает внимание на то, с какими трудностями соприкоснулся св. Сергий, приступив к выполнению своей миссии, и как он преодолел их. Используя новую методологию исследований, основанную на том, что «все происходящее на Земле определяется процессами космической эволюции, ее законами и ее особенностями» [9, с. 67], Е.И.Рерих раскрывает внутреннюю, духовную работу Сергия и его деяния, сформировавшие его как «Истинного Подвижника Православия» [10, с. 75], «Строителя Земли Русской» [11, с. 39], «Воспитателя народного духа» [11, с. 33]. Пройдя свой путь от одинокого отшельника до создателя Общины, объединителя русских земель, он совершил путь к новому, более совершенному человеку.

Известно, что ключевым событием в юной жизни Варфоломея, будущего св. Сергия, стала встреча с таинственным старцем, предсказавшим, что отроку «надлежит сделаться обителью Пресвятой Троицы, дабы многих привести вслед себе к уразумению Божественных Заповедей» [11, с. 32]. Так, Преподобный нес на себе печать избранности, но даже при своей избранности он не смог бы достичь того, что было ему предназначено, если бы не установил для себя «строжайшую дисциплину духа» [11, с. 36]. Она проявилась в верности избранному пути, готовности преодолеть все трудности, возникавшие на нем. Живая Этика говорит о дисциплине духа как необходимом условии развития сознания человека, как пути к освобождению духа: «Нужно проявить дисциплину духа, без нее не сумеете стать свободными. Для раба она будет тюрьмою, для свободного она будет садом прекрасно­целебным. <...> Понимающий дисциплину духа <...> дойдет до кооперации Общего Блага» [12, с. 9–10].

Е.И.Рерих раскрыт механизм эволюционного восхождения человека: земные тяготы неизбежны и закономерны, но неуклонное стремление, дисциплина духа создают ту меру постоянного духовного «горения», при которой устанавливается непрерывный ток общения с Высшим Миром. Елена Ивановна дала представление о том, какое труднейшее время пережил св. Сергий, когда жил в отшельничестве, готовя себя к предстоящему подвигу. Его путь был прямым, без колебаний и сомнений, так как был освещен высокой целью. «Возможно, – пишет Е.И.Рерих, – что не просто мысли о спасении своей души поглощали его. Возможно, что тайный голос устремлял его на подвиг поднятия духа народа и спасение Земли Русской» [11, с. 33]. Зная дальнейший путь Сергия, мы можем не сомневаться, что все было именно так: он посвятил свою жизнь Родине и выше этого цели не имел.

Мы видим из очерка, как св. Сергий взошел на новую ступень, став для своей эпохи тем человеком, который обладал поистине космическим сознанием. Любовь к ближнему является одним из его проявлений. Но такая любовь возможна лишь в том случае, если есть понимание любви «как божественной сущности» [13, с. 85], по мысли П.А.Флоренского. И если мы обратимся к учению Христа, то увидим, что сам Великий Учитель первой заповедью положил любовь человека к Богу всем сердцем, душою и разумением [Мф., 22:37]. И лишь вторая Его заповедь касалась любви к ближнему, которая по значению своему равнялась божественной: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» [Ин., 13:34].

Е.И.Рерих на примере жизни Преподобного Сергия показала, как это сложилось у него. С юных лет слово «Бог» составляло все содержание его жизни, подвигая на суровое отшельничество и тяжелый духовный труд. Самоотверженная любовь к Богу и Родине «дала ему возможность, – как отмечает Елена Ивановна, – так совершенно, до конца, исполнить заповедь Господню о любви к людям» [11, c. 39]. Формируя характер ближнего, Сергий, прежде всего, беспокоился о его духовной жизни. Будучи первым духовником братии, он умел извлекать из души человека лучшие чувства и развивать их. Уважение к человеку, его внутреннему миру, неприятие распрей, страстей, разъединения – его стиль. Слово его никого не задевало, и более всего он старался убедить. Все было сердечно, духовно чисто. «Нигде, – пишет Е.И.Рерих, – нет указания на гнев, даже на возмущение, он умел быть твердым и требовательным, но без насилия» [11, с. 51]. Так св. Сергий расширял пространство сознания человека, менял качество его мышления. Его любовь к ближнему выражалась и в обращении «люди Божии» [11, с. 40], чем он подчеркивал присутствие в человеке высшего начала, и в требовании соблюдения дисциплины и высокого качества труда по силам и способностям каждого. Его любовь к ближнему заключалась в том, что, как и Христос, св. Сергий указывал на присутствие в человеке бессмертного духа и открывал людям возможность постоянного духовного роста, возможность обрести жизнь вечную. «Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется» [11, с. 51], – приводит Е.И.Рерих слова св. Сергия.

Живая Этика рассматривает концепцию «любви к ближнему» в ключе космического мировоззрения, где на первом месте также стоит понимание Высшего начала. «Чтобы отдать душу, – говорится в Учении, – нужно образовать, расширить и утончить ее, тогда можно дать ее за спасение ближнего» [14, 340]. «Образовать, расширить и утончить» – по сути, и есть этапы постижения Выс­шего. Утончение восприятий, утончение мышления и сознания дает возможность обрести чувствознание или ту восприимчивость, которая приближает дух человека к цепи Иерархии, к границе тонкого мира, к познанию истины. О любви к ближнему в Живой Этике говорится: «...каждый, кто приготовит сердце свое и возвысит сердца ближних, тот уже творит волю Пославшего» [15, 332]. Слова «приготовит сердце свое» дают нам представление о процессе, происходящем во внутреннем мире человека, когда связь с Высшим уже состоялась. И еще: «...нельзя желать ближнему того, чего себе не желаете. Так от каждого дня, от каждого труда, от каждого помысла можно утвердиться в осознании Братства» [16, 110]. От любви к ближнему св. Сергий вел братию к такому осознанию братства, которое в системе познания Живой Этики связано с космическим мироощущением.

Следующий аспект, который подробно исследует Елена Ивановна, – это община св. Сергия. Он окончательно восстановил общежитиé [17], так как до него каждый монах жил обособленно и вел отдельное хозяйство. Св. Сергий создавал общину по образцу первохристианских, где все были равны друг перед другом, где люди были братья. Духовным ядром трудовой и просветительской деятельности общины была мысль об Общем Благе.

Е.И.Рерих отмечает, что св. Сергий поощрял «в братии насаждения духовно­просветительных искусств, как иконописание и списывание книг и расцвечение их узорами и заставками в красках и золотом» [11, c. 67]. Запретив монахам ходить по деревням просить подаяние, он требовал, чтобы все жили от своего труда или от добровольных подаяний. Была и работа в огородах, и строительство, и шитье одежды. Из очерка мы узнаем, каким неутомимым тружеником был св. Сергий:«Сам рубил кельи, таскал бревна, колол дрова, носил воду с двумя водоносами для братии, молол ручными жерновами, пек просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь, и работал на братию, по выражению Епифания, “как раб купленный”» [11, c. 41]. Давая монастырской братии пример сотрудничества как в больших, так и в малых делах, он воспитывал таким образом новое отношение человека к труду. И здесь Е.И.Рерих подчеркивает, что св. Сергий «знал пламенную меру труда» [11, c. 62]. Если труд был во имя Светлой Иерархии, во имя ближнего, то он нес в себе огромные следствия: преображался труд и вместе с ним сам человек. Так св. Сергий одухотворенным трудом возвышал человеческое достоинство.

О значении труда говорил людям Христос: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» [Мф., 10:9–10]. Живая Этика также много внимания уделяет труду, необходимости его высокого качества, критерием которого выступает красота. В ней труд человека становится творчеством, а его дух – свободным. Христос«в красоте труда собирает ищущих свободу духа», – говорится в Живой Этике [2, ч. 2, IV, 3].

Понятие общины св. Сергий неразрывно связывал с понятием нравственности, без этого его община существовать не могла. Елена Ивановна подчеркивает этот момент особенно: порядки новой обители исключали «всякое нарушение законов нравственной чистоты жизни человека» [11, c. 42]. Примером для всех был св. Сергий. Братия постоянно видела перед собой труженика, умевшего все делать своими руками, бескорыстного и не требовавшего лично для себя многого, кристально чистого и открытого сердцем человека, движимого духовными идеалами. Он помогал всем и каждому независимо от отношения к нему окружающих, сумев наладить между общинниками отношения доверия, уважения и даже почтения (например, в очерке рассказывается о том, что при встрече «братии земно кланялись друг другу и обменивались целованием, заповеданным Апостолами» [11, c. 42]). Живая Этика утверждает нравственное начало во всей жизни человека как необходимое условие развития его мышления и сознания, как способ преодоления невежества и принцип формирования высшего знания.

Среди правил, введенных св. Сергием в общинное житие, было обязательное соблюдение иерархии. «От старших, – писала Елена Ивановна, – требовал быть милостивыми и негневливыми, младшей же братии заповедал исполнять в точности предписанные правила и требования старших. Иерархическое начало в полной мере проводилось в его Обители, но нигде не указано на насилие над индивидуальностью учеников» [11, с. 61]. Если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что Христос также утверждал иерархию. «Моя пища, – говорил Он, – есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» [Ин., 4:34]. Живая Этика говорит о Законе иерархии как об одном из важнейших законов космической эволюции человечества, согласно которому Высшее ведет низшее. В этом взаимодействии низшее получает необходимый энергетический импульс к своему развитию, тот запас энергии, который дает ему возможность подняться на следующую ступень лестницы эволюции. Исходя из этого, каждый учитель является одновременно и учеником. «...Иерарх, – говорится в Живой Этике, – есть Звено Цепи и Исполняющий Волю Высшего. Только так можно ответить высшему назначению» [18, 655].

По тому, как твердо и уверенно св. Сергий воплощал идею общины, какие утверждал принципы общинной жизни, видно, что в ней одной он прозревал естественную форму человеческого жития, отвечающую высшей природе человека. В Живой Этике говорится: «Каждый ребенок рождается общинником, но зараза от земного строя входит в него от второго дня. Поставьте рожденного в условия истинной общины, и вы получите феномен эволюции». И далее: «Каждый человеческий организм носит общину в своем строении» [19, ч. 2, XI, 6]. Другими словами, каждый человек как часть космоса несет в себе на энергетическом уровне идею Общего Блага, и она пребывает в его сознании. Община же является «материальным» выражением этой идеи в проявленном мире. Расширенное сознание человека, которое приемлет единение в духе, единение в сотрудничестве, единение в служении Общему Благу, вместит и бесконечность труда, и беспредельность задач, которые открываются перед человеком на пути его эволюции.

В создании общины Сергием была достигнута одна из важнейших ступеней космической эволюции человечества, так как он научил людей жить сообща, бескорыстно служить друг другу, участвовать в общем объединенном труде, все делать вместе, разделяя друг с другом радость и печаль. Исторический и культурно­духовный опыт Сергиевой общины, несмотря на то, что она просуществовала по историческим меркам недолго (немногим более сотни лет), свидетельствует о реальности понятий духовного единства и братства между людьми, а значит, и между народами. Его община является свидетельством реальности ее построения даже в государственных масштабах, поскольку именно она решила в XIV веке проблему единения людей перед опасностью татаро-монгольского завоевания.

В Преподобном Сергии многие его жизнеописатели просматривают черты учителя. Писатель Б.К.Зайцев, на книгу которого ссылается Е.И.Рерих, указал на Сергия как на «всенародного учителя» [17, c. 94]. Но в это понимание вложил смысл земной, сравнив Сергия с «учительным старцем» [17, c. 94]. У Е.И.Рерих образ Сергия поднят на более высокий уровень его осмысления – это образ народного вождя, подготавливающего своих учеников, подвижников Свято­-Троицкой обители, к подвигу «поднятия духа народа и спасение Земли Русской» [11, с. 33]. Она называет его «Строителем» [11, с. 63], которому по плечу было создать твердыню, монастырь, названный им в честь Пресвятой Троицы. Это была крепость физическая и духовная, оплот культуры, прообраз государственного устройства, близкого к идеальному, в основе которого была утверждена связь с Высшим.

Е.И.Рерих обращает внимание на отношение св. Сергия к власти, так как от этого зависела судьба созданной им общины, судьба страны, а также развитие культурного сознания народа. В очерке Елены Ивановны власть св. Сергия над людьми раскрывается как бесконечная жертва, которая выражается в отдаче им всего себя на Общее Благо. С первых дней водительства он воплотил в своем образе завет первенства, указанного Христом: «Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугою» [цит. по: 11, с. 44][1]. Подражание высшему примеру Живая Этика определяет как «подвиг дерзания» [18, 12], отмечая этим свойство духа сознательного, принимающего на себя ответственность созидания. Подвигом дерзания прославился как сам св. Сергий, так и его первые ученики, создатели монастырских общин в северных и южных окраинах московского княжества. Продвигаясь на север, они селились в глухих лесах, основывая там пýстыни, неся по Руси слово Преподобного Сергия, идею Общего Блага, закладывая энергетические магниты, т.е. магниты духа, которые будут действовать продолжительное время. Ученики Преподобного (Е.И.Рерих упоминает Сильвестра Обнорского, Дионисия, Мефодия Песношского, Андроника, Феодора, Савву Сторожевского, Кирилла Белозерского и других) сыграли огромную роль в культурно­историческом процессе формирования и укрепления народного духа, что сказалось на дальнейшем развитии русского национального сознания, таких особенностей характера, как готовность к подвижничеству, самоотречению и широкому сотрудничеству, явлению братства.

В исполнении заповедей Христа о любви к Богу и ближнему, в создании общины, утверждении иерархии, нравственных основ жизни св. Сергий выявлял в себе и одновременно формировал в учениках духовную этику. Она включает в себя, как отметила Е.И.Рерих, и умение радоваться трудностям. «Замечательно, – пишет она, – как часто мы встречаем в его словах, обращенных к ученикам и приходящим к нему, слово радость. Она звучит и в наставлении к труду, и в молитве, исполненной радости духа, и в радости несения подвига» [11, c. 41]. Св. Сергий утверждал радость как неотъемлемый признак общинной жизни, как условие нескончаемого труда, как средство расширения сознания, что также привлекало к нему многие сердца: «Благодать Божия не без искушений бывает; по скорби же радости ожидаем. Сказано: вечером водворится плач, а заутро радость» [11, c. 48].

Слова Христа о радости донесло до нас Евангелие: «...радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» [Ин., 15:11]. Говорится о радости и в Живой Этике: «...радость не есть безделие, но жатва сокровища. Научитесь накоплять энергию радостью, ибо в чем же соединим нить дальних миров!» [18, 546]. И еще: «...радость работы есть лучшее пламя духа» [18, 459] и «...радость есть особая мудрость» [18, 185]. Так, Живая Этика утверждает радость как высокое духовное чувство, питающее сознание человека, дающее ему силы и необходимую жизненную энергию.

Еще один аспект духовной этики св. Сергия выявляет Е.И.Рерих. Он умел убеждать и действием, и силой слова, и эта сила заключалась в том, что слова шли от сердца. «Его слово, – пишет Елена Ивановна, – было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему» [11, c. 51]. И здесь мы подходим к самому главному, так как именно сердце является ключом, открывающим человеку возможность познания явлений Космической Реальности. Св. Сергий, согласно очерку, возвысил значение сердца, показал его возможности и силу, выявил его как неиссякаемый источник любви и сострадания, но также мужества и подвига.

О сердце много говорил людям Христос. Он упоминает его в Нагорной проповеди, в беседе с учениками и вопрошающими фарисеями, во многих притчах. У Христа есть выражение «уразуметь сердцем» [Мф., 13:15]. Если на эти слова посмотреть с позиции Живой Этики, то мы поймем, что двумя словами Великий Учитель указал на процесс достижения духовного синтеза: сердце должно быть не только добрым, но и разумным, т.е., в конечном счете, мудрым.

В Живой Этике есть отдельный том с названием «Сердце», где раскрывается более глубокое понимание многообразной жизни сердца. Именно в нем пресуществляется вся жизнь человека, его земное бытие и инобытие. Здесь сосредоточен дух человека, находится исток его сознания, конденсируется психическая энергия, представляющая собой один из аспектов всеначальной, или космической, энергии. «...В самые древние времена, – говорится в Живой Этике, – люди понимали значение сердца. Они считали сердце обителью Бога; они клялись, полагая руку на сердце <...> Так показывали значение сердца. Но теперь, в просвещенное время, сердце умалено до физиологического органа. <...> Нужно, прежде всего, напомнить о значении сердца как соединителя миров» [15, 73]. Так, сердце синтезирует в себе то, что связывает человека с космосом, и то, что познает человек сердцем, относится к области метанаучного знания, дающего расширение границ эмпирической науки, ее познавательного потенциала. Без понимания энергетической сути сердца не может быть понят космос как одухотворенная система, все проявления его электромагнитной жизни, как видимые, так и невидимые. Утверждая более широкий подход к осмыслению проблем космической эволюции, Живая Этика дает формулу познания бытия: «...в основе всей Вселенной ищите Сердце!» [20, 145].

Разум сердца, как показала Е.И.Рерих, был свойственен св. Сергию. Он не потакал слабостям людей, а, понимая их несовершен­ство, вел их спокойно и твердо к высокой цели, ясной лишь ему, – преображению человека. Мы видим самого св. Сергия стоящим на ступени духовного Преображения, так как он выдерживал проявления Высшего Мира. Во многих источниках приводятся примеры проявления света и огня в деяниях св. Сергия, что наблюдалось его учениками и теми, кто приходил к нему за помощью в недугах и болезнях. Елена Ивановна также приводит свидетельство ученика св. Сергия Симона, служившего службу вместе с ним в алтаре и видевшего, как огонь «”ходил по престолу, объемля светом окрест весь алтарь” и окружая священнодействующего Сергия» [11, c. 91], свидетельство ученика Исакия, видевшего, как при благословении «из руки Преподобного “исходит пламень и объемлет его”» [11, c. 90], а также свидетельства других очевидцев подобных явлений. Однако Е.И.Рерих, в отличие от других авторов, опирается на методологию Живой Этики, что позволяет ей раскрыть причину необычных способностей и человеческих качеств св. Сергия. Неустанное служение ближнему, великое самоотречение, принятие ответственности за страну и ее будущее; открытое сердце русского подвижника, где установился «постоянный престол во имя Высшего» [11, c. 89], высокая энергетика духа создавали постоянное огненное напряжение, при котором происходило накопление и утончение качества его психической энергии, проявлявшейся для окружающих как огонь. «...Огонь есть психическая энергия», – говорится в Живой Этике [18, 567]. С таким качеством психической энергии св. Сергий, как когда­то Христос, мог творить чудеса исцелений. Это были исцеления светом (или огнем).

В православной традиции явление Преображения связано с именем Христа, который своим ученикам показал присутствие в человеке незримого в обычных обстоятельствах света. На горе Фавор Христос весь «облекся» в свет, символизирующий иную, Высшую реальность, имеющую в то же время свойство выявляться в условиях физического мира. Присутствие в человеке (в его сознании) света обусловливает постоянное тяготение человеческого духа к своему источнику, своей родине – Высшему Миру. В этом источнике дух человека получает необходимую ему жизненную энергию. Преображение стало эволюционной идеей христианства, но, к сожалению, в нем эта идея не нашла своего развития в реальной жизни.

В Живой Этике Преображение рассматривается как цель большого жизненного пути человека, цель его космической эволюции, один из этапов которой совершается на Земле. Преображение – высочайшая ступень духовной жизни человека, но не последняя. В этом сложном процессе нет законченного образа, так как в природе человеческого духа – напрягаться«в истинном искании» [20, 627], творить«новую ступень» [20, 155], постепенно достигая, как отмечает Л.В.Шапошникова, «уровня сознания Христа» [21, с. 659], т.е. Богочеловека. За явлением Преображения стоит огромный труд человека, его неутомимые усилия в достижении совершенствования своей природы, расширения сознания, его стремления к познанию истины, исток которой находится в Высших Мирах.

Высший Мир – важнейшее понятие в учении Христа, где оно связывается с понятием «Отца Небесного» [Мф., 12:50], «Бога» [Мф., 5:8], а также «Царства Небесного» [Мф., 7:21]. В Живой Этике понятие Мира Высшего восходит к пониманию «божественной силы» [22, 63], «божественного начала» [23, 590], «божественного огня» [14, 366], который «являет свои искры во всем сущем» [22, 228]. И энергия, заключенная в этих искрах, дает жизненную основу всем проявлениям. Эти сложные процессы требуют глубокого осознания. В то же время понятие Высшего Мира в Живой Этике находит свое выражение в таких терминах, которые могут быть использованы в формировании новой системы научного познания. В них содержится синтез представлений человека об окружающем мире. Это – Космический Разум, Космическое Сердце, Космический Магнит, Мир Огненный и другие, определяющие место человеческого сознания в эволюционном процессе, который длится в беспредельности. «...Люди, – говорится в Живой Этике, – должны мыслить о Мире Огненном. Они должны представить себе его самым жизненным, самым руководящим, иначе в смутных мечтаниях они не смогут приблизиться к нему, как к сужденному. Почитание Единого Света так же естественно, как и представление о Едином Отце» [24, 604].

Е.И.Рерих раскрывает для нас образ св. Сергия как свидетеля и как представителя Высшего Мира, который был его стихией, потому он и выдерживал явления небесного света и огня, явления ему Богоматери. Притягивая на землю энергии Высшего Мира, св. Сергий оплодотворил ими сознание народа, сформировал зачатки космического мировоззрения, сделав привычными для русского человека такие космические категории, как община, сотрудничество, духовность, братство, подвиг, Мир Высший. Он сформировал энергетику духа человека, отвечавшую новому эволюционному витку, о котором говорит Живая Этика. Можно утверждать, что для своей эпохи Преподобный Сергий был человеком нового энергетического вида, сознательно сотрудничающим с Высшими Силами. Это сотрудничество дало ему такую духовную силу, потенциала которой хватило на то, чтобы создать, по сути, новую страну, одухотворить помыслы и деяния соотечественников на несколько веков вперед, вплоть до нашего времени. Пользуясь терминологией Живой Этики, можно рассматривать и анализировать деяния св. Сергия как великого Водителя, сумевшего приобщить своих соотечественников к важным эволюционным процессам, к ритму жизни космоса, жизни его Высших Миров. Понимание происходящего для современников св. Сергия шло, в большей степени, через сердце, через личный пример подвижника, который был убедителен для них, потому они и откликнулись на его духовный зов, став учениками и преемниками.

Благодаря очерку Е.И.Рерих, можно исследовать и систематизировать основные положения учения Сергия Радонежского. Елена Ивановна называет его учение нравственным, подчеркивая этическую основу. В основе учения – понимание Высшей реальности, которая открылась св. Сергию как божественное Триединство. Осознание цельности космической жизни, связанной с именами Христа, Богоматери и даже большего – Несказуемого, – легло в основу всего Сергиева бытия, физического и духовного, его действий, его внутренней культуры. Высшая реальность проявляла себя энергией, видимой, в одном случае, как свет, по яркости превосходящий «свет дневной» [11, c. 66], в другом случае как неопаляющий огонь. Были у св. Сергия (как это можно видеть по очерку) взаимодействия с Высшей реальностью, энергия которой, еще не имея видимого проявления, пробуждала в нем ответную мысль, чувство или ощущение (см. случаи явления Богоматери или небесного света св. Сергию). В любом случае, соприкосновение с энергиями Высшего Мира у человека вызывает трепет, связанный с несоответствием его энергетических вибраций этим энергиям, а также – безмолвие, напряжение духа, потрясение, но также и радость, побуждающую к созиданию. Осознание высших проявлений способствует накоплению и утончению психической энергии человека. Организуясь, она взаимодействует с высшей энергией пространства, проявляя в себе ее качества и свойства (видимо, этим можно объяснить чудеса исцелений). Инструмент сердца в познании Высшей реальности играет главную роль, поскольку оно связано с такими понятиями, как нравственность, духовность, подвижничество, творчество, без которых понимание Высших Миров, а тем более взаимодействие с ними, недоступно. «Пользуясь» инструментом сердца, человек обретает возможность сознательно участвовать в эволюционном процессе.

Учение св. Сергия, как показала Е.И.Рерих, вырастает не только в его жизненном опыте, но также в опыте созданной им общины. Образом всей своей жизни он влиял на формирование внутреннего мира ближнего. Говоря языком Живой Этики, он изменял энергетику человека, повышал ее, привлекая человека к жизни Высшего Мира и выстраивая его жизнь по законам последнего. Человек, приобщенный к культурному строительству св. Сергия, стоял у истоков развития соборного сознания, вмещающего в себя всю полноту бытия, земного и надземного. Наблюдался рост национального самосознания, что сказалось на укреплении государственности. Возрожденное государство опиралось на духовные основы, на нравственное начало, и это является уникальным явлением в нашей отечественной истории. Особенности национального самосознания мы можем оценить в последующем развитии русской философской мысли. Она сыграла определяющую роль в явлении Духовной революции в России в ХХ веке [9], давшем миру Живую Этику.

Русский религиозный мыслитель Г.П.Федотов писал, что «его (Сергия. – И.Д.) духовная школа для нас загадочна» [25, с. 566]. Перечисляя чудесные видения, которые сопутствовали подвижнику, Федотов утверждал: «Русская агиография до святого Сергия не знает подобных таинственных видений. Они говорят о таинственной духовной жизни, протекающей скрытно от нас» [25, с. 566]. Эта «таинственная духовная жизнь»может быть сегодня объяснена с помощью Живой Этики, которая раскрывает процессы и явления, связывающие внутренний и внешний мир человека в единое целое, бытие, подчиняющееся законам космической эволюции. Содержащаяся в Учении новая система познания, основанная на космическом мироощущении, открывает возможность широкого научного изучения тех явлений, которые стоят за именем и дея­ниями святого, чудотворца, мыслителя, государственного деятеля, подвижника Сергия Радонежского. А помогает в этом очерк Е.И.Рерих, где Преподобный Сергий Радонежский предстает живым мостом, соединившим учение Христа и Живую Этику. Никаких противоречий основных положений учения Христа, которое св. Сергий проповедовал конкретным действием, с основными положениями Живой Этики не выявлено. Одни и те же слова, один и тот же магнит мысли.

Е.И.Рерих создала не просто очередное житие Преподобного Сергия. Используя понятия «Иерархия Света», «Огненное напряжение», «Огненный Дух», «Духовное водительство» и многие другие, связанные с философией Живой Этики, она отразила глубинный смысл его деяний, раскрыла синтез божественного и человеческого, ту гармонию двоемирия, которая способствует осуществлению эволюционного процесса. Елена Ивановна показала, как много св. Сергий как истинный Водитель привнес в духовную жизнь народа, сформировав его соборную душу. Не будучи узким церковником, он в то же время показал, на каких принципах следует создавать ту внутреннюю церковь, которая приближает нас к Высшему, вовлекает в процесс эволюции.

Наконец, на примере жизни Преподобного Сергия Е.И.Рерих раскрыла сложнейшие процессы формирования человеческой культуры, которая определяется в системе познания Живой Этики как «почитание света» [14, 173]. Обращение к ее очерку позволяет увидеть, что за этими словами стоит и какое отношение к Высшему должно быть сформировано в человеке, что отвечало бы культуре в ее истинном понимании. Елена Ивановна утвердила более глубокое понимание культурного процесса. Раскрывая его, она назвала св. Сергия «Духотворцем», а его жизнь – «непрерывным духотворением» [11, c. 100] и тем указала на новую ступень, которая следует за процессом самоорганизации духа как первоначальным этапом формирования культуры, – это творчество духа. Духотворение следует рассматривать как процесс культуротворческий, связанный с преображением материи, т.е. с целью космической эволюции. Св. Сергий приблизился к этой цели, обладая расширенным сознанием, открытым сердцем, подавая личный пример и пр., которые мы можем изучать как методы формирования космического мировоззрения в системе познания Живой Этики.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что очерк Е.И.Рерих является ценнейшим историческим и культурологическим источником. Внося новое слово в развитие житийной литературы (агиографии), запечатлев новыми красками высокодуховный образ русского подвижника, она представила уникальный материал для новых исследований, которые будут включать в себя изучение истории во всей ее глубине, в т.ч. важный метаисторический аспект. Е.И.Рерих показала, что происходит в русской истории «помимо историков» и что основой метаистории является эволюционная деятельность Учителей, одним из которых был Преподобный Сергий Радонежский. «Живая этика» его поистине космических деяний на Земле оживает в строках Живой Этики, обращенных к нам. Осмысление этих деяний позволяет увидеть многообразные энергетические процессы, которые служат формированию космического сознания земного человечества. То, что св. Сергий сделал и продолжает делать для России и что раскрыла Е.И.Рерих, приближает нас к пониманию русского культурного идеала, смысла России, ее самобытного пути и ее будущего, а значит, и будущего всего мира.

Литература

1. Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер­Банк, 2001.
2. Живая Этика. Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение.
3. Письма Елены Рерих. 1932–1955. Новосибирск: ВИКО; АЛГИМ, 1993.
4. Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер­Банк, 2006.
5. Шапошникова Л.В. Идущие в ночи / Град Светлый. М.: МЦР; Мастер­Банк, 1998; Шапошникова Л.В. Этическая философия космической эволюции / Держава Рерихов: Сб. ст. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР; Мастер­Банк, 2006.
6. Шапошникова Л.В. Град Светлый. М.: МЦР; Мастер­Банк, 1998.
7. Шапошникова Л.В. XX век. У порога Нового Мира / Держава Рерихов: Сб. ст. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР; Мастер­Банк, 2006.
8. Шапошникова Л.В. Этическая философия космической эволюции / Держава Рерихов: Сб. ст. В 2 т. Т. 1. М., МЦР; Мастер­Банк, 2006.
9. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Живая Этика и наука. Сб. ст. Вып. 1. М.: МЦР; Мастер­Банк, 2008.
10. Рерих Н.К. Свет Неугасимый / Душа народов. М.: МЦР; Фирма Бисан-Оазис, 1995.
11. Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. М.: Денница, 1991.
12. Живая Этика. Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение. М.: МЦР; Мастер­Банк, 2003.
13. Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи. М.: АСТ, 2003.
14. Живая Этика. Иерархия.
15. Живая Этика. Сердце.
16. Живая Этика. Братство.
17. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский: рассказы, повесть. М.: Современник, 1991.
18. Живая Этика. Агни Йога.
19. Живая Этика. Община (Урга).
20. Живая Этика. Беспредельность.
21. Шапошникова Л.В. Великое Путешествие. Кн. 3: Вселенная Мастера. М.: МЦР; Мастер­Банк, 2005.
22. Живая Этика. Мир Огненный, ч. III.
23. Живая Этика. Надземное.
24. Живая Этика. Мир Огненный, ч. I.
25. Федотов Г.П. Святые древней Руси. М.: АСТ, 2003.




[1] В Евангелии: «...кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» [Мф., 20:26–27].