Идеи педагогики культуры и научное развитие их в современном образовании (на основе творчества Е.И.Рерих)

Л.И.УВАРОВА,
ведущий специалист Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, ответственный редактор журнала «Педагогика Культуры»

В.И.УВАРОВ,
член исполкома Санкт-Петербургского отделения МЛЗК

Во всем творчестве Елены Ивановны Рерих – книгах, статьях, богатейшем эпистолярном наследии, в главном труде – Живая Этика, красной нитью проходит мысль об утверждении Культуры как основы развития общества. И сегодня, когда потребность в разработке этой темы применительно к современным условиям насущно необходима, перед каждым объективно мыслящим исследователем эти труды предстают неисчерпаемым источником. Принимая во внимание всю широту такого фундаментального понятия, как Культура, учитывая многотрудные поиски ученых в этом направлении, подчеркну, что, когда возникает необходимость выделить то главное, что требуется для осмысления этой сложнейшей категории, труды Е.И.Рерих могут оказать неоценимую помощь, поскольку в них достаточно ясно и убедительно выражена суть и значение Культуры для человечества.

Е.И.Рерих утверждала: «Культура в основе своей есть Эволюция...» [1, с. 340]. Это положение помогает понять значение и смысл как самой Культуры, так и всей жизни на Земле, и следует признать, что среди многих серьезных вопросов и проблем глобального характера, которые решает сегодня человечество, вопрос Культуры является краеугольным. «...Отрицая Культуру, заменяя ее технократией, – писала Елена Ивановна, – мы отвергаем эволюцию и нарушаем Космический Закон» [1, с. 340–341]. Однако, необходимо заметить, что в наши дни, как и прежде, все еще «мало сознаний, которые могут видеть перерождение планеты путем культуры» [2, 390].

Тем не менее, именно в Культуре, в ее осознании и действенном применении следует видеть спасение и выход из сложившихся социальных проблем, отмечали Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи. Понимая Культуру как почитание Света, духовного начала, как путь от цивилизованности к образованности и интеллигентности, через развитие утонченности к осознанию «синтеза, которое завершается принятием понятия культуры» [3, с. 198], Е.И.Рерих уделяла особое внимание образованию, которое должно строиться на основе осознания культурных ценностей. Она считала, что в сознание масс, и особенно подрастающего поколения, необходимо закладывать уважение к духовным ценностям, «которыми живо человечество» [4, с. 168]. В этом Е.И.Рерих видела высоковоспитательное значение Знамени Мира и Пакта Рериха.

Идеи Культуры и образования, так же как и идеи самосовершенствования, составляют, в целом, основу трудов Рерихов и, учитывая воспитательное воздействие, педагогическую значимость этих трудов, можно сказать, что они являются, по существу, идеями педагогики Культуры. Эти идеи сущностно отражены в принципах Гуманной педагогики, развиваемой академиком РАО Ш.А.Амонашвили, и созвучны поискам ученых в этом направлении, осуществляемым в педагогической науке. Так, выдающийся ученый С.И.Гессен, определяя основы педагогики, писал, что цели образования – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек. Гессеном было введено научное понятие «педагогика культуры», трактующее педагогику как аксиологически направленную гуманистическую систему, ведущую начало от И.Канта и рассматривающую воспитательный
и образовательный процессы как приобщение человека к культурным ценностям и содержанию культурной жизни своего народа и человечества. Исследователи этого направления отмечают, что педагогика Культуры является важным соединительным звеном между многовековыми традициями европейской и российской философско-педагогической мысли и современными концепциями личностно ориентированного образования [5]. Развивая идеи педагогики Культуры, нужно обратить особое внимание на соотношение понятий «цели» и «ценности» общества, на само понятие Культура.

Осознание обществом истинных человеческих ценностей имеет решающее значение при понимании и определении Культуры, признают современные ученые. От понимания Культуры зависит направленность социальных действий, сохранение жизненных сил социальных субъектов, политика и идеология. «Понимание культуры становится задачей и обязанностью общества», – справедливо отмечают социологи [6, с. 65].

Известно, что освоение индивидом ценностей, жизненных уста­новок, присущих данному обществу, происходит в процессе социализации; прежде всего, это осуществляется в системе образования, где процесс обучения неразрывен с процессом воспитания. Здесь решающая роль принадлежит как средней, так и высшей школе, в концепциях которых должно быть уделено значительное место вопросам культуры, культурным ценностям. На единство культурного и образовательного пространства как принцип государственной политики в области образования указано в Российском законодательстве, в законе «Об Образовании» (гл. I, ст. 2).

В наше время объективно возникает необходимость выработки системы мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов содержания образования, на освоение культурных ценностей. Безотлагательность действий в этом направлении объясняется и тем, что обществу грозит гибельными последствиями утвердившееся господство «массовой культуры», которая, пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью большинства людей в вопросах Культуры, незаметно подменяет истинные ценности Культуры на фальшивые. «Сознание современного ребенка школьного возраста <...> пронизано атмосферой, ценностями, образами современной, по преимуществу, массовой культуры, – отмечают исследователи. – Поэтому задачей школы оказывается, прежде всего, упорядочение, организация этой спутанной мозаики, этого хаоса впечатлений, представлений, знаний» [7, с. 4].

В свое время для утверждения в жизни духовных начал, для претворения и реализации идей Международного договора по охра­не культурных ценностей (Пакта Рериха) в 30-е годы прошлого столетия был провозглашен Всемирный День Культуры, замысел проведения которого принадлежит Н.К.Рериху: «...во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»; «...вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества» [8, с. 73, 81].

День Культуры получил свое развитие в наши дни и утвердился как новая традиция единения людей в устремлении кутонченной и возвышенной Культуре; он используется как действенный метод приобщения юного поколения к культурным ценностям, осознания необходимости их защиты. Этот праздник проводится в школах Санкт-Петербурга ежегодно, 15 апреля (в день подписания Пакта Рериха), по инициативе Международной Лиги защиты Культуры и осуществляется при активном участии городской методической службы школьного образования. Десятилетняя практика проведения Дня Культуры выявила его огромные творческие возможности, он получил высокую оценку в системе образования Санкт-Петербурга [9].

День Культуры, как форма, объединяющая творческое участие педагогов, школьников и их родителей, всех людей в деле культурного созидания, обладает многими ценными свойствами, среди которых: доступность этого средства для всех участников процесса; вместимость по содержанию; бесконечное разнообразие форм; неограниченность по широте охвата; гибкость использования в меняющейся обстановке и многое, многое другое. Данная форма эстетической деятельности, позволяет включаться непосредственно в ткань социокультурной реальности. Через форму праздника сама жизнь, эстетически преображенная, выступает, в свою очередь, мощным импульсом для развития художественного творчества. Так идеи педагогики Культуры, заложенные в трудах Рерихов, успешно претворяются в жизнь через творчество педагогов, учащихся и общественности. Об этом можно судить по результатам исследований, опубликованным в научных изданиях Дома Ученых РАН [10] и международных конференций, а также по материалам журналов «Культура и время», «Педагогика Культуры» и специальных сайтов в Интернете [11].

Важно отметить, что данная форма организации праздника Культуры, при возвышенном к ней подходе и почитании духовного ее начала, позволяет решать многие воспитательные задачи и в первую очередь – нравственного содержания, способствуя актуализации духовных качеств всех его участников и при этом обозначая конкретные цели развития общества. «Человек будущего – человек нравственный» – под таким девизом предложено провести День Культуры в 2010 году. Утверждать этот Образ Человека будущего чрезвычайно важно в современном образовании.

В творчестве Елены Ивановны Рерих – текстах Живой Этики и работах, посвященных воспитанию и самосовершенствованию, – каждый, кто интересуется вопросами педагогики, без труда найдет черты Человека будущего.

Об образе более совершенного человека писал сын Елены Ивановны, художник и мыслитель Святослав Николаевич Рерих: «В конце концов к чему мы стремимся? К более совершенному человеку. Который имел бы все положительные качества, для всех очевидные» [12, с. 96]. Перед нами стоит задача «развития более совершенного человечества, создания более совершенной жизни», – отмечал он [13, с. 130]. Образ этого более совершенного человека указывают нам все философии мира, в эпосе каждого народа мы можем найти такие примеры. «...Мы все, живые существа, подчиняемся закону эволюции. Эволюция – это стремление к совершенству. Если мы мыслим эволюционно, значит, эмоционально стремимся к чему-то более возвышенному. Важны внутреннее усилие мысли, сила мысли, сила устремления <...> Когда человек стремится к лучшему, он возвышается» [12, с. 91–92].

Прекрасный ориентир в этом направлении дается в работе Елены Ивановны Рерих «Космическая эволюция и ее цель (назначение)» [14], где отмечено, что духовное, нравственное совершенствование человека и общества есть цель эволюции. Принимая во внимание, что Культура и Эволюция – категории одного уровня, как это было отмечено выше, выводы, содержащиеся в указанной статье, имеют основополагающее значение для развития идей педагогики Культуры.

Говоря о цели и смысле эволюции, Е.И.Рерих приводит слова одного из выдающихся эволюционистов Фиске: «“В космическом процессе эволюции, частью и частицами которого являются наши индивидуальные жизни, имеются иные действующие факторы, помимо естественного отбора, и история борьбы за существование далеко не вся история”. И далее: “Я думаю, что может быть доказано, что моральные принципы имеют свои корни в глубочайших основах Вселенной и что космический процесс этичен в самом глубоком смысле. <...> Лишите Вселенную ее этического смысла, и ничего не останется, кроме призрака и вымысла фальшивой метафизики <...> Конечная цель этического процесса есть усовершенствование человеческого характера”» [14, с. 62].

Процесс эволюционирования заключается в совершенстве моральном, нравственном, говорится в статье. Относительно этапов этого развития мысль автора сводится к следующему.

Пока мы признаём только свои права и боремся за них, мы находимся лишь у подножия восхождения, соответствуя животному плану развития. Само же восхождение к вершинам духовного развития начинается с такого образа жизни, когда мы признаём не только свои права, но и права окружающих, и это есть начало моральной жизни. Как только мы становимся способными признать не только права и интересы других людей, но и стараемся им помочь – мы, достигая человеческого плана, приобретаем качества человечности. Когда же мы, признавая права и интересы других людей и стараясь им помочь, приобретаем способность «любить других так же, как мы любим самих себя, мы истинно становимся нравственными» [14, с. 63], освобождаемся от оков самости­эгоизма и достигаем в своем развитии духовности. Только человек способен к проявлению высшей любви, самоотвержению и самообладанию, говорится в этой статье.

С учетом роли психической энергии, которой Живая Этика придает первостепенное значение, процесс эволюционирования, описанный в данной работе Елены Ивановны Рерих, можно выразить следующим образом (рис. 1).

Выводы, содержащиеся в этой работе Е.И.Рерих, на наш взгляд, чрезвычайно важны для постановки целей образования и воспитания, целей развития общества.

В Живой Этике даются ясные ответы на многие вопросы воспитательного характера. Для чего живет человек? – Чтобы познавать и совершенствоваться, чтобы восходить в своем развитии все выше и этим помогать друг другу.

Если бы эта истина была усвоена каждым человеком еще в юном возрасте, можно не сомневаться – иные бы подрастали поколения. И перед обществом сейчас не стояли бы так остро проблемы преступности, наркомании и иного отклоняющегося поведения, поскольку человек, знающий о цели и смысле существования, имеет в жизни ясные ориентиры, которые не дадут ему свернуть в сторону.

Рис. 1. Развитие нравственных качеств личности

Когда темы совершенствования личности, темы Культуры станут естественными в образовательном процессе (можно в каждом научно-предметном цикле уделить им время, понимая их важность), они станут частью профилактической деятельности в большой работе по оздоровлению общества, и это может решить многие психологические проблемы. Без темы духовного, нравственного здоровья нет будущего.

Актуальность развития идей педагогики Культуры объясняется также многими объективными причинами.

Так, в наше время немало обсуждается проблем, связанных с духовной деградацией общества – войны, насилие, терроризм, религиозная и этническая нетерпимость. Пути решения этих и других проблем, а также всевозможных разногласий и споров ищут в юридической и экономической областях, умножая и без того бесчисленное количество правовых документов, безуспешно пытаясь прописать все случаи жизни в законодательных актах и нормативах и при этом тщетно надеясь на их исполнение. О самом же реальном, важном и неотложном обычно не говорится, и главная причина всех конфликтов – этико-психологическая, а точнее, мировоззренческая – остается без внимания. Ученые пытаются искать ответы и в психологии, но безуспешно, поскольку в поиске решений по оздоровлению общества они не выходят за пределы житейских проблем, бытового взгляда на жизнь. И перекраиваются старые методики, в основе которых давно отжившие представления о жизни – предрассудки.

Знание и нравственность, духовность и красота – те вершины, к которым не только достойно стремиться, но это определено и самими законами мироздания. Зерна этой истины важно посеять в том возрасте, когда формируется фундамент личности – мировоззрение человека, когда идет поиск нравственных ориентиров, смысла жизни и своего места в ней, осознание своего «я». Подростки и молодые люди, не получая ответа от взрослых, которые и сами, в большинстве случаев, не имеют таких ориентиров, остаются с мировоззренческими и нравственными проблемами один на один. И у многих из них это становится причиной девиантного либо ошибочного поведения – агрессивности или подчеркнутой автономии, уныния и апатии.

Между тем утверждающийся новый век приносит новое мировоззрение и новое решение проблем, которое заложено в самой основе человека, его внутреннего мира, в развитии его сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея Общего блага, ведущая к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию собственной духовно­нравственной сферы.

Помочь молодому поколению осознать культурные ценности, духовную сущность вещей и явлений в жизни, уберечь от увлечения внешней, бессодержательной красотой и ложными истинами – в этом состоит сложная и вместе с тем прекрасная задача каждого педагога и преподавателя, каждого воспитателя и родителя. В этом состоит задача педагогики Культуры. Стремясь к самосовершенствованию, к культуре и поддерживая эту направленность в других, педагог помогает людям устремиться в будущее и каждый новый день приветствовать как дающий новые возможности. При таком отношении к жизни не будет места унынию, и в свое будущее человек может смотреть легко, приветствуя его, а не опасаясь, как это нередко наблюдается.

Понимание задач нового, нарождающегося мира очень важно в претворении идей педагогики Культуры. В новый, грядущий мир со старыми знаниями не войти – нужны свежие, более полные сведения о современном мире, а также переосмысление самих основ бытия. Устремляясь в будущее, обществу необходимо осознать, что к преобразованию жизни человечество может прийти лишь через новое миропонимание, через осмысление того, что мир находится на пороге качественного изменения. Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается как принцип Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами.

Новая эпоха принесет, как это утверждается в трудах Е.И.Рерих, великое сотрудничество во всей жизни, которое утвердится на основе истинного знания и терпимости, сослужения Общему благу. Будущий, новый мир создаст условия для развития мысли, пробудит сознание и вернет миру предназначенный облик Красоты. Обновление будет заключаться также в осознании человеком своего достоинства, в суровом понимании долга и ответственности каждого перед человечеством и всем Космосом. Но все это возможно лишь на основе единения и взаимоуважения людей и, в первую очередь, наиболее просвещенных умов и сердец, которые во многом помогут утвердить этот новый мир. Этому также будет способствовать и развитие идей педагогики Культуры.

«...Прежде всего, нужно озаботиться о новых школах, в которых с детских лет закладывались бы основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости. <...> для таких школ нужны и соответствующие учителя», – писала Е.И.Рерих [4, с. 291], придавая в целом в деле просветительства большое значение интеллигенции. Если известно, что человек улучшается, устремляясь к прекрасному, на что обращали внимание еще мыслители древности, то воспитание вкуса, развитие чувства прекрасного принадлежит, прежде всего, интеллигенции; это является ее обязанностью, и именно ей следует, наконец, возвысить голос против разрушительных тенденций в Культуре.

Путь к Культуре лежит через сердце, и в процессе образования и самовоспитания человек, опираясь на лучшие достижения прошлого, бережно и с любовью сообща охраняемые, устремит сознание к будущему – к человеку нравственному. В этом заключаются задачи педагогики Культуры, частью которой является движение по защите и осознанию культурных, духовных ценностей.

Дети, вовлеченные в этот процесс, активно участвуют в конкурсах творческих работ, создают прекрасные, полноценные художественные произведения, наполненные духовным смыслом и содержанием. Комитетом по образованию правительства Санкт-Петербурга выпущен сборник таких работ под названием «Чудо творческого огня». О сердечности, нравственности, об этике слов и поступков и особенно мыслей школьники пишут сочинения на живом языке доверительного общения, далеком от стандартных формулировок. «Делать добро спеши, человек!» – таким стихотворением делает школьник свой личный вклад ко Дню Культуры, и можно быть уверенным в его будущих светлых начинаниях.

Движение по осознанию и защите культурных ценностей в школьном образовании возникло как живой отклик на зов о Культуре – почитании творческого огня, который и есть жизнь. Справедливо сказано: «...жизнь наполнена чудесами, если подходить ко всему с открытым сердцем и устремлением к красоте и самоусовершенствованию» [15, с. 28].

В этом выражается суть педагогики Культуры.

Литература

1. Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер­Банк, 2007.
2. Живая Этика. Иерархия.
3. Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер­Банк, 1999.
4. Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер­Банк, 2002.
5. Жулина Н.В. Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С.И.Гессена / Автореф. дисс. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2004; Седова Е.Е. Аксиологические основы «педагогики культуры» С.И.Гессена // Седова Е.Е. Философско­педагогическая концепция С.И.Гессена: Монография / http://bim-bad.ru; http://analiculturolog.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=183
6. Попов Е.А. Культурология и современная социология // СОЦИС. 2006. № 12.
7. Валицкая А.П. Урок – событие в культуротворческой школе // Урок как событие культуры. Сценарии: учебно-методич. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ, 2006.
8. Знамя Мира. М.: МЦР; Мастер­Банк, 2005.

9. См. материалы сайта «День единения в Культуре», раздел: http://www.cultura.spb.ru/Itogi_2009.htnl.
10. Уварова Л.И. День Культуры в школах Санкт-Петербурга: Методологические аспекты организации // Проблемы теории и истории культуры: Научн. доклады и сообщения секции теории культуры Дома ученых им. М.Горького РАН. Ежегодник. Вып. 1. СПб.: Дом ученых РАН, 2008. С. 50–58.
11. См. материалы сайтов: www.cultura.spb.ru; www.pedagogika-cultura.narod.ru.
12. Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. М.: МЦР, 1993.
13. Рерих С. Искусство и жизнь / Пер. с англ. Т.В.Кожевниковой, И.И.Нейч. М.: МЦР; Мастер­Банк, 2007.
14. Рерих Е.И. Космическая эволюция и ее цель (назначение) // Новая Эпоха. 1999. № 1(20).
15. Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер­Банк, 2000.