Круглый стол

П.М.Журавихин, помощник Генерального директора Музея им. Н.К.Рериха, сотрудник Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих:

Накануне открытия нашей конференции из Испании от наших давних соратников (Испанского рериховского общества, с которым МЦР связывает плодотворное сотрудничество: на прошлой конференции Людмила Васильевна представила книгу «Сердце Азии» на испанском языке, выпущенную ими совместно с МЦР) пришла очень хорошая весть. Благодаря нашей совместной работе вышла книга «Листы Сада Мории. Книга первая. Зов» (также на испанском языке). Книга переиздана почти через полвека (можно сказать, что вновь издана). Думаю, очень хорошо, что заявленная тема Круглого стола о защите наследия Рерихов начинается с такой радостной вести. Издание книги Живой Этики напрямую связано с темой защиты, и не только наследия, но и самого Учения. Отмечу, что в предисловии к книге выражена признательность за содействие Людмиле Васильевне Шапошниковой, первому вице­президенту Международного Центра Рерихов, Генеральному директору Музея имени Н.К.Рериха и президенту Благотворительного фонда имени Е.И.Рерих. На этом наши испанские друзья не остановятся, к изданию готовятся «Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение» и «Община», которые, надеемся, также будут успешно выпущены.

Спасибо.

Л.М.Бакунин, председатель Иркутской региональной общественной организации «Рериховское Культурное творческое объединение»:

Дорогие друзья!

Позвольте передать вам сердечный привет от участников Международной конференции, которая сегодня завершилась в Иркутске. Она называлась «Н.К.Рерих – художник, ученый, путешественник» и охватывала все стороны деятельности этого великого человека. В ее резолюции отмечается выдающаяся роль Международного Центра Рерихов, говорится о том, что импульс, данный этой конференцией, имеет глубокое значение и оказывает огромную поддержку движению по защите имени и Елены Ивановны Рерих, и Николая Константиновича Рериха. Замечу, что проводимые в эти дни по всей стране конференции вносят свой вклад в защиту великих имен.

Спасибо!

Н.Г.Абдульманова, председатель Казанского общества Рерихов:

Формы защиты могут быть разными. Нашей организации, Казанскому обществу Рерихов, в 2010 году будет уже 20 лет. Ежегодно 15 апреля мы отмечаем Всемирный день Культуры, посвященный Пакту Рериха. Елена Ивановна подчеркивала, что со временем значение Пакта будет расти. Это торжество, которое последние годы включается в план мероприятий Министерства культуры Республики Татарстан, проходит в Доме дружбы народов Татарстана на фоне выставки репродукций Николая Константиновича Рериха. И одновременно работает конференция. В 2009 году конференция была посвящена Центрально-­Азиатской экспедиции. Вместе с учеными Казанского университета, Института развития образования выступали ученики Академического лицея имени Н.И.Лобачевского. На такие мероприятия мы привлекаем прессу, рассказываем о конференции и отражаем моменты, которые связаны с защитой имени Рерихов. Наша деятельность получила признание Министерства культуры Татарстана, я награждена Знаком за достижения в культуре. Этот Знак – защита и всех нас.

Спасибо!

Т.Л.Надточий, председатель Харьковского областного объединения «Культурный центр имени Н.К.Рериха»:

Известно, что люди обычно боятся того, чего не знают, и охотно принимают то, что их заинтересовало. Поэтому мы поставили перед собой задачу: познакомить с Еленой Ивановной Рерих как можно более широкий круг людей. Мы решили рассказать о ней как об удивительной женщине, матери, жене, друге, философе. Сделали слайд­фильм, но поняли, что такая форма дает возможность познакомить с этой темой очень малое количество людей. Тогда на его основе выпустили фильм на диске. В фильме Елена Ивановна представлена как человек, который понятен всем. Мы не углублялись в ее философию, отметив, что эта тема требует отдельного, специального рассказа. Этот фильм мы показывали самой разной аудитории: и старшеклассникам, и сотрудникам магазинов, и педагогам и т.д. Отклики очень интересные, и все сожалеют о том, что прежде не знали, каким замечательным человеком была Елена Ивановна и что в желтой прессе о ней очень много неправды, вымыслов. Поэтому наша работа – это одна из форм такой, мы считаем, действенной защиты.

Благодарю за внимание.

В.П.Ануфриев, профессор Уральского государственного технического университета, Екатеринбург:

Добрый вечер, уважаемые коллеги!

Мне хотелось бы сказать о Елене Ивановне в плане нашего прошлогоднего выступления о создании института человека, которым мы занимались и организация которого, к сожалению, «пробуксовывает». На наш взгляд, организовать такой институт можно только при МЦР (при ОНЦКМ). Сейчас появляются новые люди, и, считаю, будет очень правильно поставить перед ними задачу организации такого института. Это было бы очень своевременно. Идею организации института при МЦР поддерживает Валерий Александрович Черешнев. Вместе с ним мы хотели организовать этот институт в Екатеринбурге, но, как только начали подписывать документы, возникли некоторые противоречия с церковью. Недавно по ТВ была передача о Константине Васильевиче Фролове, который был создателем первого Института человека, это была фигура яркая, интересная личность. Интересно, что эмблема, которая была предложена Институтом человека К.В.Фролова, совпала с эмблемой, которую предлагали мы. С точки зрения организационной это, наверное, какой­то знак.

Елена Ивановна считала, что воспитанию молодежи необходимо уделять значительное внимание. Для реализации ее идей в этом отношении хочу предложить всем присутствующим принять посильное участие, кто в каком качестве может, в программах по изучению религиоведения. Думаю, что участники конференции были бы самыми близкими по духу и самыми выдержанными и не стали бы настаивать на какой­то одной религии. Вот это, на мой взгляд, было бы полезно.

Спасибо!

П.В.Флоренский, профессор, академик РАЕН:

Я сопредседатель рабочей группы по научному описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной церкви, при Богословской комиссии Московского патриархата, и как участник этой группы считаю, что в случае с Рерихами мы встретились с чудесным и рациональным явлением. По слову одного из тех, кто входит в череду мыслителей, чудо – это место, где соприкасается наш реальный, дольний мир с горним. Эти две сферы иногда вдруг пересекаются в неких точках, или плоскостях, или территориях, – и совершается чудо, которое находится за пределами рационального мышления. Таким чудом, несомненно, оказываются явления людей, связанных с иным миром, – пророков, провидцев, мыслителей, великих художников. Как личности они принадлежат нашему миру (они едят, пьют, занимаются каким­то делом), но порой, по результатам их деятельности, их нужно причислить к представителям мира иного. Они заслуживают чрезвычайно внимательного отношения к себе, а не «сжигания на костре».

Такие люди – большие, важнейшие явления в нашей жизни, но они всегда были особенными. Окружающие во все времена к таким людям­явлениям относились неоднозначно, зачастую негативно. Но бывали и редкие исключения. В XIX веке представители Русской Православной церкви обратили чрезвычайно большое внимание на сочинения учительницы и журналистки из Нижнего Новгорода Анны Николаевны Шмидт (1850–1905), проповедовавшей собственное теософическое учение, возникшее под влиянием «софиологических» идей В.С.Соловьева. Она написала нечто, что называла «Третьим Заветом». П.А.Флоренский и особенно С.Н.Булгаков были увлечены ее откровениями. Прочитав записи, они сделали вывод о необходимости чрезвычайно внимательного, благоговейного и благочестивого анализа того, что она говорит, помогли опубликовать ее труды (уже после ее смерти вышла книга: Из рукописей Анны Николаевны Шмидт: О Будущности; Третий Завет; Из дневника; Письма и пр.; С письмами к ней Вл. Соловьева. М.: Путь, 1916 / Избранные сочинения Шмидт, изданные по инициативе П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова). В предисловии к книге составители пишут о том, что поначалу слова А.Н.Шмидт шокируют, но потом, когда вчитаешься, понимаешь, что аналогичные мысли есть и в канонических священных писаниях. Поэтому внимание к появлению таких людей важно.

Сегодня мы говорим о действительно великом событии – о явлении не только Елены Ивановны, но всей семьи Рерихов. Разумеется, это единое целое, и выделять кого-то одного, может быть, и бывает нужно для дела, но следует понимать, что это удивительный комплекс. Это не отдельный цветок, а некое дивное соцветие, возросшее отнюдь не на плодородной почве, а в горах, в пустыне. Явление Рерихов в значительной степени повлияло на определенные стороны европейской культуры XX века. Без них этот век, его культура были бы иными. Идея международной охраны памятников культуры – великое событие, понимание которого будет со временем расти.

Семья Рерихов – удивительное явление, а мы в своей деятельности сразу ограничили его словами «научный анализ». Думаю, что хотя мы и научный Центр, этого недостаточно. Необходимо широкое, и при этом благоговейное и осторожное, понимание и оценка всего рериховского движения как целого. Это чрезвычайно важный оттенок в жизни Европы в основном XX века. И сейчас, думаю, главная наша задача, задача нашего Центра, – собирание и сохранение того, что оставили нам Рерихи, потому что далеко не всё мы знаем, понимаем и правильно оцениваем. Главное – сохранить. Это, слава Богу, делается, ведется научное изучение наследия. Нужна ли ему пропаганда в большей степени, чем это есть? Не уверен, потому что все­таки рериховское движение – это движение избранных, для избранного круга людей.

И последнее – о защите. Я не очень согласен с девизом «Защитим имя Рерихов». Получается так, что, называя хулителей, мы их как бы афишируем, а без этого они «ушли бы в песок», никто о них не узнал бы. Сейчас же их фамилии упоминаются в наших изданиях, что способствует и пропаганде их трудов в том числе. Стоят ли они этого? Вообще, нужна ли Рерихам наша защита? Думаю, достаточно того, что происходит изучение их трудов. А что касается хулы, то караван­-то все равно идет, что бы там кто ни говорил.

Спасибо.

М.Р.Озолиня, председатель Латвийского отделения Международного Центра Рерихов, Рига:

Уважаемые участники конференции, приветствую вас от Латвийского отделения Международного Центра Рерихов. Привет из Риги! Прозвучал привет от мэра нашего города – это очевидное и невероятное, совершенно невозможное год назад событие, но жизнь такова, что она меняет русло, и есть надежда, что все будет замечательно.

Сегодня мы отмечаем юбилей наших Учителей. На юбилей нужно приходить с подарками, с цветами, с лучшими дарами сердца. И я хочу поделиться с вами маленькой радостью, рассказать, как мы там стараемся, в Евросоюзе, в городе, который перекроили самые разные силы – и очень деструктивные, и бьющиеся за культуру стоики, которым снижают зарплату и которых увольняют с работы.

Юбилей Святослава Николаевича Рериха в 2004 г. мы отметили тем, что в самом центре Риги, около Музея медицины, открыли доску со знаком Знамени Мира – три круга в кольце, выполненные из разных камней, на красном граните. Это был наш цветок.

Прошло пять лет, и вновь юбилей, и опять нужны цветы наших трудов. В нашем городе сталкиваются самые невероятные силы. Есть такие, которым очень хочется все русское уничтожить, охаять. Есть простые обыватели, но у них по «доллару в глазах», без которого они даже мыслить не могут. И вот горстка представителей культуры – сотрудники нашего Отделения (нас немного, но мы достаточно сильны) – в начале этого года задумали пробиться к молодежи, т.к. молодежь – наше будущее. Как этого добиться? Не с объявлением же ходить. Нас нигде не ждут, потому что темные деструктивные силы достаточно постарались замарать имя Рерихов, в частности Николая Константиновича, в глазах обывателей. В университет мы обратиться не можем, там с нами говорить не будут. В Политехническом институте то же самое. Но нашелся один институт, очень нам подходящий, – это Международная Балтийская академия, где сошлись и латыши, и русские, и многие другие. Мы решили обратиться туда. В академии есть факультет культурологии, где работают очень симпатичные люди, которые откликнулись на наше предложение. Мы договорились о том, чтобы сделать выставку репродукций картин Николая Константиновича (у нас роскошная коллекция репродукций), и эта выставка легла в основу очень больших перспектив. Во­-первых, она работала два с лишним месяца; во-вторых, студенты, которые прежде не слышали о Рерихе, увидели эту красоту. Руководству тоже понравилось. Выставка открылась 15 апреля, в День культуры, когда в Латвии начинается «месячник художника», целый месяц художники проводят выставки, об этом пишут в газетах. Руководство академии тоже сообщило, какая выставка проходит у них.

Расскажу об одном очень важном и интересном моменте. В конференц-зал академии пройти можно через выставку. Поэтому все идущие туда видят картины Рериха. Однажды гардеробщица говорит одной сотруднице:

– Светлана Ивановна, у меня такое чувство, что от этой выставки идет тепло, может, я с ума сошла?!

– Почему с ума сошла?

– Да как подойдешь туда, так уже и тепло, отойдешь – холодно, подойдешь – опять тепло.

У нас идут перемены – выставку мы перевезли в самый центр Риги, в Рижскую думу. Это уму непостижимо! Год назад там такие «крокодилы» сидели. А сейчас мэром стал Нил Ушаков – русский парень, которого выбрала прорусская партия. Состав Думы меняется, старый свою деятельность закончил, новый работать еще не начинал. Я с хозяйственником договорилась, и, пока помещение пустовало, в нем разместили выставку, и 1 июля первое заседание новой Думы прошло под знаком Знамени Мира!

Два с половиной месяца простояла в Думе эта выставка. И хотя в книге отзывов многие настрадавшиеся жители писали не о Рерихе, а жаловались мэру, Нилу Ушакову, но «Рерих стоял».

Дальше – больше. Пошла наша выставка по музеям в глубинку латышскую, где ни слухом, ни духом Рериха не знали. В конце этого года она будет в Юрмале. Мне сказали так: «Знаете, такое темное время, декабрь. Нельзя ли Рериха у вас попросить, посветлей чтобы было». Вот разговор какой идет! И это всё мы, как цветок, хотели принести нашим Учителям.

Уважаемый Павел Васильевич сказал, что не нужна защита, позвольте вам возразить. Нужна, и еще какая! Год назад в Латвии бывшая министр культуры, под влиянием ортодоксальной церк­ви, позволила себе по радио заявить: «Рерих – это самый главный враг христианства». Министр культуры! Тогда меня сразу нашли журналисты и предложили через день-два выступить в этой же программе вместе с представителем церкви, заместителем архиепископа. Я согласилась и все сказала, что считала нужным. Я сказала, что госпожа министерша весьма безответственно нафантазировала. Если бы я этого не сказала, те слушатели, которые любят эту передачу, подумали бы, что раз министр говорит, значит, надо слушать. Поэтому считаю, что надо, необходимо оппонировать. И, называя имена негодяев, мы не памятники им строим, а боремся. Надо им давать сдачу. Тем и занимаемся.

За день до отъезда сюда мы еще один цветок сделали. Самая главная библиотека страны, фундаментальная, в которой весь научный мир занимается, совместно с нами открыла богатейшую выставку книг. На ней были представлены такие раритеты, как издания 1914 года, также на латышском и русском языке. Людмила Васильевна, спасибо, что Вы откликнулись и подарили нам много книг, мы издания МЦР торжественно вручили этой библиотеке.

Вот о каких цветах для наших Учителей я хотела рассказать.

Спасибо.

Ю.Кирвес, сотрудник Эстонского общества Рерихов:

Здравствуйте, уважаемые друзья!

Должен сказать, когда выступал Павел Васильевич, я хотел сразу подняться и возразить, но Марианна Рудольфовна меня опередила, я ее поддерживаю, поскольку говорить, что не нужно защищать имя Рерихов, просто безответственно. Это первое. Второе – что говорить нужно о главном, о защите пространства. Мы знаем одно из эволюционных действий Рерихов – Центрально­-Азиатскую экспедицию и заложение магнитов для будущих цивилизаций, будущих культур, – это пространство нам нужно защищать. Без защиты эти цивилизации не смогут состояться. Поэтому на вопрос, нужно ли защищать, я со всей ответственностью отвечу: нужно.

Нужно и в связи с тем, что продолжаются открытые враждебные и грубые нападки на Рерихов, Международный Центр Рерихов и лично на Людмилу Васильевну Шапошникову. Наше общество занимается мониторингом Интернет-­пространства, а я делаю рассылку новостей и вижу воочию, что происходит на таких сайтах, как, например, «Живая Этика» в Германии, который, по существу, не имеет ничего общего с Живой Этикой. Должен сказать, что эти сайты действуют разрушительно. Кроме того, они нанесут еще бóльший вред, если мы не будем защищать наше пространство. Надо защищать, ведь и Елена Ивановна говорила о том, что мы должны противостоять злу. Какими формами мы должны пользоваться, какие методы на новом эволюционном витке можно применять в Интернете, в пространстве тех пиар-технологий, которые использует противная сторона, – это другое дело, нужно их познать и научиться использовать.

Чем вызваны действия людей, пытающихся разрушить наше пространство? Одной из причин является то, что МЦР – это фокус, создающий в пространстве планеты эволюционное напряжение и потому являющийся главной мишенью для тьмы. Для понимания истинной причины их нападок приведу слова Э.Баркер о Е.П.Блаватской, упомянутые Еленой Ивановной Рерих в одном из писем в далеком 1935 году, но полностью приемлемые в нашем случае: «Те, которые восставали против нее, будучи не в состоянии опровергнуть ценность и истину ее философии, искали путем личной клеветы и опорочивания восстановить общественное мнение и тем самым отвлечь внимание от сокровища знания, которое давалось через нее миру и которое, будучи беспристрастно рассмотрено, несет в себе самом утверждение и убеждение в честности и бескорыстии»[1]. Такая пассивная позиция слышащих клевету говорит о личной безответственности людей и организаций, вхожих в наше пространство. Кроме того, известно, что у всех соприкасающихся с Живой Этикой, в первую очередь, происходит «выявление наружу всего, что находилось в человеке до сих пор в спящем состоянии: его недостатков, привычек, качеств или скрытых желаний, хороших или дурных, или безразличных»[2]. Это вторая причина.

А по поводу оскорблений и нападок, которых в Интернете достаточно, можно сказать, что раз они есть, значит, люди не могут уйти в сторону, а следуют за нами, за теми, кто это пространство культуры укрепляет. Расскажу, какие формы укрепления пространства мы осуществляем. Например, я участвую уже в третьем форуме по программе Международного совета рериховских организаций им. Святослава Николаевича Рериха «Как охраним живую ткань Культуры». Я помню пространство, которое мы формировали в свое время в коллективном творчестве в Пензе, помню, как мы работали в Абакане (2007 год), и хорошо помню пространство Саратова и Хвалынска, которое мы также организовали коллективным творчеством. Резонанс был мало сказать положительным – очень сильным, поскольку мы подпитывали, поддерживали красивыми мыслями, идеями Живой Этики энергии культурного пространства в саратовской земле, пензенской, абаканской, т.е. мы укрепляли пространство будущих культур. Поэтому еще раз скажу: не защищать, по меньшей мере, безответственно.

Какие могут быть формы защиты? Прежде всего, нам нужно научиться действовать как профессионалы, чтобы понять и познать, какие приемы и способы, какие методы эффективно действуют. При каждом обществе есть группа защиты, которая должна анализировать события, а также доводить до сведения всех сотрудников общества информацию из Интернет­-пространства. Ну и, разумеется, реагировать выставками, статьями в газетах, выступлениями на телевидении. Клеветники приносят вред не достоинству великих людей, а молодым поколениям, смущая их умы. Наше достоинство измеряется чувством ответственности за сохранение жизни на планете, за спасение новых поколений. Силой заставить людей думать иначе невозможно, но наш долг утверждать справедливость и противостоять злу. Защищая МЦР, Рерихов, мы оберегаем и свое достоинство.

Спасибо за внимание.

Е.Ю.Томша, руководитель научного направления Санкт-Петербургского отделения МЦР:

Одна из форм защиты, и наиболее действенная, – утверждение. Мне легче сейчас говорить, потому что до меня прозвучало несколько очень позитивных, утверждающих выступлений. Спасибо Марианне Рудольфовне, спасибо Татьяне Леонидовне.

Разумеется, есть такие, которые нападают на Рерихов, не принимают их, но большинство людей, кто может, откликается. Мы знаем, что сейчас наступило время, когда все определяется по магнитам. И те, у кого открыто сердце, кто хочет знаний, культуры, иной жизни, обязательно откликнутся на наши предложения. Лучшей защитой имени Рерихов явится предоставление людям возможности соприкоснуться с великим наследием. Нужно проводить выставки, давать публикации, но я хочу сказать еще об одной форме. Очень важно, это все понимают, чтобы молодежь имела доступ к информации. Маловероятно, что молодое поколение сейчас пойдет в библиотеки, до них доходят немногие. Если молодежь хочет что­то узнать, то делает это через Интернет. Любой реферат, любое маленькое эссе, любое задание выполняется с помощью Интернета. И чтобы в Интернете правда вытеснила ложь, мы должны насытить его пространство своими идеями, своими знаниями. В Интернете много всякого намешано, поэтому давайте вносить туда больше позитива, больше хорошего. Пусть при обращении к Интернету, когда школьник или студент, в связи с возникшим интересом, наберет в поисковой системе «Елена Ивановна Рерих», у него выйдет ряд адресов, на которых он сможет увидеть ее прекрасные фотографии, прочитать написанные красивым русским (болгарским, латышским, белорусским и т.д.) языком тексты о ней и, безусловно, ее тексты. Как молодые откликаются на «Три ключа»? Никто не может сказать о Елене Ивановне лучше ее самой. И молодые это чувствуют. А тех, кто несет негатив, никто не будет слушать.

В свете сказанного мы предлагаем всем рериховским организациям, у которых есть свой Интернет­-сайт, давать красиво и правдиво оформленную информацию о членах семьи Рерихов и, конечно же, о Елене Ивановне. Фотографии с ее дивными очами, посвященные ей картины Николая Константиновича, биографию и некоторые ее статьи. Вот то, что даст представление о реальности – красивый облик этой женщины.

Спасибо.

С.В.Скородумов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион», руководитель Межрегионального информационно-­аналитического центра (МИА-Центра), член Международной Ассоциации писателей и публицистов:

Уважаемые коллеги! Несколько предыдущих докладчиков, изложив свои мысли, помогли мне сократить объем и время моего выступления. Мне хотелось бы предложить два конкретных направления работы в Интернет­-пространстве, на мой взгляд, достаточно действенных и испытанных.

Первое направление – это Интернет­-портал «Музеи России», сотрудничая с которым, можно размещать информацию о культурно-просветительских мероприятиях, посвященных Елене Ивановне Рерих. Это предложение касается, прежде всего, отделений МЦР. Если какое­-либо отделение организует мероприятия, посвященные Елене Ивановне, – будь то конференция, круглый стол, выставка и т.д., – мы имеем возможность оформить и разместить такую информацию на этом портале, который осуществляет очень широкую рассылку по Интернет-­пространству и СМИ. Таким образом, достоверная информация получит большое распространение.

И второй проект, о котором мне хотелось бы рассказать, – это электронная энциклопедия Википедия. Относиться к ней можно по разному, но она существует и имеет очень высокий рейтинг. В данный момент написана и размещена в русской Википедии неплохая биографическая статья «Рерих Елена Ивановна». Эта статья переведена на английский язык и также опубликована в английской Википедии.

В связи с этим у меня есть конкретное предложение. Сейчас здесь находятся люди из разных республик и стран. Я предлагаю им перевести эту статью на свой родной язык, либо написать другие хорошие статьи о Елене Ивановне и разместить эти материалы в национальных Википедиях. Таким образом, люди в разных странах получат возможность узнать о Елене Ивановне Рерих достоверные сведения. Насколько мне известно, о Рерихах уже написана биографическая статья на удмуртском языке и готовится статья на болгарском. Добро пожаловать в Интернет-­пространство, мы будем рады сотрудничеству.

Спасибо за внимание!

Н.П.Германова, председатель Международной общественной организации «Белорусское отделение МЦР»:

Я думаю, что тема защиты очень важна в работе любой организации, в том числе и Белорусского отделения МЦР, которое ведет работу по защите имени Рерихов почти 10 лет. За это время мы накопили достаточно серьезный опыт. В этом году вышла книга Ю.В.Линника «Вокруг Росова» (СПб.–Петрозаводск, 2009). И первыми, кто выступил против этой книги, искажающей истину о Рерихе, было Белорусское отделение МЦР. Наше правление сделало заявление, и почти одновременно со статьей Виктора Васильевича Фролова и Александра Витальевича Стеценко в Интернете появилась и моя статья «И вновь о Линнике». Думаю, что получилось удачно, позже мы получили положительные отзывы на наши заявления.

Известно, что в любом государстве структуры, которые сотрудничают с властью, очень хорошо используют государственную машину, и мы за 10 лет также научились это делать. Расскажу немного о нашей работе. Некоторое время назад, когда мы увидели, что со стороны Министерства образования Республики Беларусь идет мощное противодействие и Рерихам, и Гуманной педагогике, мы обратились в Министерство образования, писали им письма. Это не слишком помогло, и тогда я позвонила одному очень интересному человеку, занимавшему в Министерстве достаточно высокий пост, и на вопрос: «Почему вы сопротивляетесь, почему наши учителя, члены Белорусского отделения МЦР, не могут работать в школах в городах Борисов, Сморгонь? Вы даете негласный запрет?» – получила четкий ответ: «Церковь против и Рерихов, и Гуманной педагогики». Тогда мы написали письмо в администрацию Президента, в Комитет по делам религий и национальностей, о том, что целое министерство в Беларуси работает под контролем религиозной организации. Комитет перенаправил наше письмо в Министерство образования, и от замминистра образования господина К.Фарино вскоре пришел ответ, в котором он пишет, что уважает и Рерихов, и Гуманную педагогику и поддерживает Ш.А.Амонашвили и т.д.

И мы начали работать, стали проводить семинары по Гуманной педагогике, в октябре 2008 г. в Минске начала экспонироваться выставка «Заповедная Страна» Николая и Святослава Рерихов – картины из Музея им. Н.К.Рериха в Москве. Но мы обратили внимание, что за три месяца работы выставки ее посещали студенты, учащиеся колледжей, а школьников не было – оказалось, что на посещение выставок районный или городской отдел образования дает разнарядку. Нас это насторожило. И тут приходят вести из Борисова (там работает очень большая группа членов нашей организации, среди них много учителей) и через две недели из Сморгони о том, что в этих городах проходят совещания завучей школ. На этих совещаниях выступают священники и говорят, что в этих городах действует секта рериховцев, что это они проводят выставку Рериха в Минске, поэтому не надо развешивать объявления, т.к. детей к сектантам пускать нельзя. Учителя и члены нашего Отделения сообщали о том, что на них косятся, начались неприятности с директорами школ. Я позвонила заведующему одного отдела образования, другому и спросила:

– Мы письмо от Министерства имеем, что оно поддерживает Рерихов. Если я туда сообщу, что вы не поддерживаете, какой будет результат?!

– Ой, извините, мы сейчас опять соберем завучей и решим вопрос.

И действительно, вопрос как будто решился. И все­таки порой возникало ощущение, что со стороны церкви идет какая-то волна. Тогда я приняла решение идти к председателю Комитета по делам религий и национальностей Республики Беларусь при Совете министров. Секретарь, вроде бы не рериховец, но, выслушав меня, словно почувствовала родственную душу и пообещала записать на завтрашний прием. И на следующий день в 11 часов я уже шла по коридору к приемной Комитета. Тут меня встречает какой-­то мужчина и спрашивает:

– Это вы дарили книги в наш Комитет?

Я поняла: он говорит о сборниках «Защитим имя и наследие Рерихов» и материалов конференций и хочет их отдать, т.е. словно их здесь и не было. Пришлось ответить:

– Нет, не я.

И вот я у председателя Комитета. Человек оказался удивительнейший, интеллигентный, культурный, прежде Министерство культуры возглавлял. Он говорит:

– Я к любой религии отношусь с уважением. Вот у меня на стене изображение католического храма, если придут буддисты, будет буддийский храм и т.д.

Я попросила:

– Давайте поговорим минут сорок. Вы знаете решение архиерейского церковного собора 1994 года?

– Не знаю.

– Мы писали в администрацию Президента о Гуманной педагогике. Мне сообщили, что вы переслали наше письмо в Министерство образования.

– Я ничего не знаю.

– А где наши книги?

– Нет книг. А вы что, дарили?

– Конечно.

И я рассказала, что происходит в Борисове, в Сморгони, какое идет преследование. Сказала, что мы не секта, а Международная неправительственная организация при ООН, в Москве наш Центр, показала регистрацию.

Я почувствовала отдачу уже через неделю – транслировали по TВ совещание у Президента с руководством церкви, и я увидела там председателя Комитета. После этого представители областного отдела образования побывали в Москве на педагогической конференции у Ш.А.Амонашвили, а некоторое время назад в Борисов, в горотдел образования, из ОБЛОНО пришло решение о том, что нужно выделить часы на занятия, строящиеся на принципах Гуманной педагогики, в трех школах, где работают наши учителя. Там будут созданы кабинеты Гуманной педагогики, выделят деньги и создадут областную лабораторию Гуманной педагогики.

Спасибо.

О.А.Уроженко, профессор Уральского государственного университета, Екатеринбург:

Дорогие друзья!

Я позволю себе остановиться на моменте, связанном с формами защиты имени Елены Ивановны Рерих. Мы живем во время так называемых информационных войн, которые есть не что иное, как пиар-приемы, основанные на системе скрытых оценок. И именно скрытые оценки имеют значение для тех, кто собрался здесь сегодня, кто особенно предан и стремится максимально, в чистоте, насколько это в наших силах, нести имя Рерихов и то, что мы знаем о них. Поэтому наша задача – это раскрытие приемов тайного управления формированием системы антиценностей вокруг семьи Рерихов.

Мы знаем, что скрытыми пиар-технологиями используется такой прием, как простое дозирование материала, чтобы на уровне подсознания создать определенную систему ценностных устано­вок. Например, если источник информации стремится закрепить ценности, которые на данный момент бытуют в обществе, то три четверти даваемого материала должно содержать позитивную информацию и лишь одна четверть – негативную, и то только в начале текста, потому что, как правило, запоминается больше всего то, что мы слышим в заключение. Если источник информации хочет расшатать ценностную стабильность общества, то одна четверть информации, причем в начале, должна быть посвящена позитивным моментам, а три четверти – негативным, но в конце. Я привела этот пример, чтобы подчеркнуть, что все мы должны развивать культуру нашего сознания, умение не бояться остро поставленных проблем, имеющих отношение к личности или ситуации, которые связаны с Еленой Ивановной, Николаем Константиновичем или их сыновьями. А что значит остро поставить проблемную ситуацию? Это значит, надо уметь на нее ответить, а не сбежать в кусты, в шепотки или в некорректность.

Приведу еще один небольшой пример. В январе 2009 г. по TВ демонстрировался фильм «Держава Рерихов». В нем были моменты, связанные с элементами мифологических лжефактов. Например, бросались в глаза такого рода вещи: говорится об алтайской экспедиции и об организации на Алтае корпораций и концессий. И факты преподносятся так, что зритель думает: это, наверное, какой-­то криминальный проект, что­-то тут такое подозрительное, наверное, Рерихи нуждались в деньгах, и тут они, простите, «химичили». Однако из трудов Рерихов мы знаем, какую значительную роль уделяли Николай Константинович и Елена Ивановна культурному возрождению Азии. Азия находилась в то время в тяжелейшем экономическом, политическом и общественном положении. Это был отсталый регион, пульс жизни Азии замирал. И Рерихи были не отвлеченными философами, а мудрыми практиками-жизнестроителями, которые всеми возможными способами прокладывали каналы помощи Азии. В пределах международного правового поля они складывали пути объединения цивилизационных достижений Запада (имеются в виду всякого рода механизмы и технологии, которые по проектам этих концессий и корпораций должны были прийти в Азию) с сохраненными духовными сокровищами Востока, объединение их в едином историко-эволюционном движении. А концессии и корпорации были вехами на этом пути. Сегодня, когда не исполнилось и ста лет замыслам Рерихов, страны Азии – Япония, Китай, Индия – стремительно «влетели» в мировую культуру, экономику. Они свободно и достойно конкурируют с Западом, что наглядно свидетельствует о воплощении предвидений наших гениальных соотечественников.

Я обращаюсь ко всем с просьбой, с рекомендацией, с пожеланием очень тщательно заниматься анализом, внутренней большой работой для того, чтобы понять, что же действительно двигало Рерихами в тех якобы скабрезных ситуациях, которые им приписывают.

И еще одно. К 130-летию со Дня рождения Елены Ивановны Международный совет рериховских организаций выпустил книгу, где среди прочего есть и материал совещания, прошедшего в феврале 2009 г. в МЦР под названием «Защищая – побеждаем». Этот материал связан с использованием технологий информационных войн в защите наследия Рерихов.

Спасибо.

Л.М.Гиндилис, академик РАКЦ, руководитель ОНЦКМ МЦР:

Уважаемые коллеги! Прежде всего я хочу выразить удовлетворение тем, что благодаря усилиям наших прибалтийских друзей Круглый стол вышел на ту тематику, которая была предложена в начале конференции.

Продолжу тему, которую начала наша белорусская коллега и которая меня тоже очень беспокоит, – о нападках церкви на Рерихов. Вообще говоря, можно было бы не обращать на это особого внимания: у них своя идеология, у нас своя. Но, к сожалению, так сложилось, что руководители научных и образовательных организаций считают своим долгом выполнять указания церкви. Это довольно позорное явление, но оно имеет место. Несколько лет назад в МГУ Лариса Ивановна Крашкина читала курс по Живой Этике. Он пользовался большим успехом у студентов. Но пришел в деканат, тогда еще дьякон, бывший аспирант атеистической кафедры небезызвестный А.Кураев, после чего этот курс закрыли. Это история давняя, а вот свежий пример. В этом году в Саратове и в нескольких городах Саратовской области проходил очень представительный культурный форум, посвященный идеям, связанным с Рерихами. Я читал письмо, которое ректор Саратов­ского университета прислал на имя Людмилы Васильевны. Очень уважительное, с пиететом, с приглашением принять участие и т.д. и т.п. А за два дня до проведения форума он сообщил, что университет не может этим заниматься. Организаторы форума с трудом нашли другое место – в планетарии, а не в университете. При выяснении обстоятельств оказалось, что к ректору университета явился руководитель местной епархии и сказал, что принимать форум не надо. Позже этот представитель епархии свою позицию объяснял тем, что устроители, прикрываясь именем Рериха, этого великого художника, пытаются проводить какую-то сектантскую политику, излагать какие­-то оккультные учения и т.д.

Допускать такое отношение ни в коем случае нельзя. Получается, запрещено обсуждать мировоззренческие идеи? А если завтра философы захотят провести конференцию по изучению, скажем, философии Платона (он тоже занимался такими вопросами), значит, церковь и это запретит?! И удивительно, как легко ученые с этим соглашаются. Я долго не понимал сложившегося положения. Ведь, в конце концов, церковь – не идеологический отдел ЦК, известно, что она, по Конституции, отделена от государства. Но, оказывается, на уровне регионов между региональными властями и соответствующими церковными заключаются соглашения, в силу которых руководители региональных учреждений вроде бы обязаны прислушиваться к мнению церкви. Во всяком случае, ректору Саратовского университета могло грозить и увольнение, если бы он ослушался, т.к. сейчас только в МГУ ректора избирают, а в остальных назначают. Так что вопрос этот непростой. Я думаю, что тут нужно очень серьезно бороться, вероятно, нужно обратиться и к совести самих ученых, спросить, зачем они позволяют ставить себя в подчиненное положение.

Спасибо.

А.В.Стеценко, первый заместитель Генерального директора Музея им. Н.К.Рериха:

Я не собирался выступать, но не мог не сказать несколько слов после того, как услышал выступление глубоко уважаемого мной Павла Васильевича. Хочу надеяться, что он или неправильно понял вопрос, или неправильно сформулировал свою мысль о том, что защита имени и наследия Рерихов не нужна. Должен сказать, что мы защищаем наследие для себя, эта защита в первую очередь нужна нам. Это первое.

Второе. Напомню 20-летнюю историю нашего Музея. С первых шагов, когда еще Людмила Васильевна не привезла наследия в Россию, уже были попытки его захвата. Если бы она не отстояла наследие, не защитила его, разве бы мы имели этот Музей?! Если бы мы не защищали наследие, разве могла бы состояться эта конференция? Да никогда. И сама Елена Ивановна Рерих в каждом письме американским сотрудникам напоминает: три щита, три необходимых степени защиты. Имя Рериха – это пробный камень ко всему. А последнее дело – защита диссертации В.А.Росовым? На заседании в Академии наук мы услышали от академиков, что «Рерих не нуждается в защите, он сам себя защищает». Следуя этой логике, они промолчали, проголосовали «за», и диссертацию Росова, в которой Рерих был оклеветан, ВАК утвердил. Наша защита имени и наследия Рерихов не предполагает того, что мы ликвидируем все нападки. Это нереально. В такое уж время мы живем. Будут нападать и дальше, но эта защита нужна нам. Мы обязаны сохранить наследие для наших будущих поколений. Поэтому отвечать на клевету необходимо, об этом говорил еще великий Ориген. Вся история человечества связана с защитой достижений мысли. Без этого мы бы ничего сегодня не имели. Повторю – эта защита необходима нам.

Надеюсь, что Павел Васильевич неудачно высказался, что это была какая-то печальная ошибка.

Спасибо.

В.С.Савчук, депутат Госдумы РФ второго созыва (1995–1999), Иркутск:

Каждый человек (и Православная церковь в том числе), тем более семья Рерихов, которая сделала так много для России, для человечества, и этот замечательный Музей – нуждаются в защите. Если бы Музей не нуждался в защите, то не сложилась бы ситуация, когда его руководство, обращаясь во все государственные органы и выполнив все требования по охране наследия, не могло добиться возврата картин из Музея Востока. Разве это не вопрос защиты? Это первое.

Второе. Все присутствующие знают историю, которую я как­-то рассказывала. Как депутат я пришла в Государственную Думу и увидела там Знамя Мира, которое от имени МЦР подарила Людмила Васильевна Шапошникова. Знамя висело в период работы первой и второй Думы. Но однажды ночью, когда приступила к работе третья Дума, исчезло. Это в Государственной Думе, где охраняется все, муха не пролетит! Сшили новое, повесили. Но через два дня и оно исчезло. И так – сшили, повесили, исчезло – было 12 раз. Я предположила, что это исходит от А.Кураева. Он действительно приходил в Думу, но вряд ли сам снимал. Тогда мы сделали для Знамени защитный короб из оргстекла и установили видеокамеры. Но народные избранники, депутаты четвертой Государственной Думы, постановили – убрать. Теперь это Знамя висит в коридоре у кабинета депутата Государственной Думы Елены Григорьевны Драпеко. Знамя в коридоре, а не в зале заседаний – это очень нехорошо, я уверена, что пострадала от этого в первую очередь Россия, которую мы должны защищать. Должны защищать каждого человека, в том числе и эту замечательную семью, и этот дом.

Поэтому, Павел Васильевич, повторю: защищать Рерихов необходимо.

Спасибо.

Зачитывается проект резолюции Международной научно-общественной конференции «130 лет со дня рождения Е.И.Рерих». После обсуждения он единогласно принимается за основу.

Л.В.Шапошникова, Генеральный директор Центра­Музея имени Н.К.Рериха:

Я хочу сообщить, что вчера избран новый президент нашего Центра. Это Алексей Владимирович Постников – директор Института истории естествознания и техники РАН, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, очень крупный ученый мирового уровня и человек с борцовскими качествами. С его избранием наше сиротство, после ухода Юлия Михайловича Воронцова, наконец закончилось.

На этом мы заканчиваем работу конференции и будем готовиться к новой встрече. Всех вам благ, успехов и удач. Всем спасибо и до свидания.




[1] Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 433.

[2] Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 337.