ПРАМИЛА ШАРМА,
доктор философии, профессор,
Нагпур, Индия
Духовное Путешествие Николая и Елены Рерихов дает нам редкую возможность взглянуть на двух современных просвещенных людей, две одухотворенные души, которые осветили наш мир искрами глубоких красок и вечной мудрости.
Николай и Елена Рерихи, родившиеся в России, были признаны во всем мире как выдающиеся исследователи, гуманисты и миротворцы. Они поделились с миром мыслью о том, что «Знание и Красота – <...> вечные основы и венцы Космической Эволюции» [1, с. 118]. Рерих учил, что для формирования по-настоящему развитой личности необходимы усилия и старание.
Рерихи глубоко изучали древнюю мудрость Востока и научные достижения Запада: «Запад может легко понять основные принципиальные идеи Востока и хранить вечную мудрость, которая исходит из той части мира, откуда фактически произошли все религии и все вероучения. А Великий Восток следует открытиям Запада и ценит достижения этих творческих умов» [2, с. 194]. Они работали с духовными Учителями, которых называли Иерархией Света. Николай Рерих писал: «Издревле дан благодатный символ серебряной нити, связывающей доброе сердце с Иерархией Света» [3, с. 631].
Из трудов Елены Рерих можно понять, в какой степени духовной близости она находилась с высокими духовными источниками Востока и каким было ее благотворное влияние на мужа, подобное океану созвездия Плеяд. Она была бессменной спутницей и вдохновительницей художника во всех его изысканиях и благородных достижениях и прошла с ним по жизни рука об руку, дополняя его творчески и духовно.
Вклад Елены Рерих в творчество ее мужа невозможно переоценить. Он разделял ее философские идеи, которые составляли основу его творческой деятельности. Однажды, уже в последние годы жизни, он записал в дневнике: «Сорок лет не малый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: “Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице”. Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское» [4, с. 448–449].
Рерихи показали нам вдохновляющий путь духовного роста, образ жизни, который в Америке называют «глобальным пробуждением» – философией, охватывающей все религии и воззрения. Они видели, что каждая из религий говорит об одной и той же истине, но со своей точки зрения, несовпадение которых и становится причиной межрелигиозных конфликтов.
Елена получила от Учителя Мории знания, синтез древних восточных верований и западной мудрости, которые стали основой Агни Йоги, или Живой Этики. Ее труды отражают глубокие размышления о жизни. Она вобрала в себя благородные принципы, которые были дополнены честностью, справедливостью и постоянным поиском правды. Она приложила огромные усилия во благо всего человечества. Ее терпеливое отношение к окружающему миру отразилось в ее трудах, дарующих радость и любовь читателям. В этих трудах нет категоричности и жесткости, а есть любовь, уважение и стремление к познанию. Елена – живой пример высоких достижений, доброжелательности и творческого отношения к жизни.
Нет ничего, что ускользнуло бы от ее внимания. Разнообразие мира приводит ее в восторг. Она не закрывает глаза на его недостатки и подчеркивает добродетели. Елена не стремилась привлекать к себе внимание и не осуждала окружающих. Она была лишена чувства собственного превосходства. Поэтому ее труды наполнены духом товарищества и единения. По нашему мнению, гений Елены Рерих основан на любви к полному разнообразия миру.
Она чувствовала, что поиски Истины составляют смысл ее жизни. Она не любила, когда ее фотографировали, и отказывалась выступать публично, полагая, что внимание к ее персоне отвлечет людей от смысла ее работ.
«Делай добро и будь добрым, и это приведет тебя к свободе и правде. Тот работает лучше всех, кто работает бескорыстно, ни ради славы, ни ради личных интересов, и, если человек сможет так работать, он станет Буддой, и его воля станет такой могучей, что сможет изменить мир».
В трудах Елены, как и в жизни, ее собственная личность отходит на второй план, уступая место удовольствию наблюдения за окружающим миром и понимания его. Ее работы являются правдивым отражением современной жизни, где люди предстают перед нами такими, как они есть, с достоинствами и недостатками. Елена видит и изображает мир предельно реалистично, сама же остается в тени, описывая карнавал жизни, кружащийся вокруг нее. Иначе говоря, труды Елены близки к Истине. Она показывает то, что так же интересно и разнообразно, как сама природа. В своих трудах она отражает свой жизненный опыт, но вы не чувствуете в ее строках горечи или усталости. Атмосфера ее произведений очаровывает читателя. Написанные ею книги дают ощущение свежести. Чувство достоверности и восхищения не покидает читателя, в первую очередь, благодаря простоте ее языка. Она пользуется простыми словами. Простота и выразительность ее текстов обладает поистине революционным характером.
Елена принадлежала к той категории писателей, которые вдумчиво и терпимо относятся к многообразию общества, не пытаясь изображать его одним цветом. Несомненно, она не отдавала предпочтения какойто определенной цветовой гамме, напротив, в контрастах оттенков она выражала свою философию жизни и законы своего искусства. Многообразие нашего общества описано ею с любовью и выдержано в одном неизменном стиле.
Работы Елены – это веха в русской литературе, они описывают современное общество живым и богатым языком. Обстоятельства жизни оттачивали и обостряли ее интеллектуальные качества и обеспечивали богатым литературным материалом. Крепла ее уверенность в необходимости присутствия высшей силы в жизни людей, вера в их духовность.
Жизнь за границей значительно повлияла на литературные труды Елены. В 1926 году она опубликовала книгу «Основы буддизма» – результат нескольких лет изучения учения Будды. Елена увлекалась современным направлением теософии, уходящим корнями в индуизм и буддизм. Ее корреспонденция, изданная в наше время, составляет несколько томов; это письма, большинство которых посвящено духовному водительству Иерархии. Она писала о карме, объясняя, почему именно воинам Света часто приходится вдвойне платить по счетам, рассказывала, как можно преобразовать страдания в энергию для подъема в сферы духа. Она писала также о разных сферах бытия, Планетарных духах нашей Солнечной системы и силах Света.
Елене удавалось ярко изобразить внутренний мир человека. По этой причине ее труды широко известны и читаемы. Она была проницательной писательницей и выдающейся личностью. Ее острая, как бритва, логика являет собой чудо философской мысли. В работах Елены, как в зеркале, отражаются тревоги и чаяния современных мужчин и женщин. Она знала, что человеческая природа – это взаимодействие Света и тьмы, что в жизни нет ничего абсолютно хорошего или абсолютно плохого, и эту многоплановую ткань человеческих эмоций она изображала в своих трудах с убедительной ясностью. Каждое слово, каждый поворот фразы имеет свою глубину.
Елена писала о том, что сама глубоко изучила на основании своего жизненного опыта, она раскрывала одиночество человека на его пути к правде и справедливости. Она говорила об истинной вере, а не формальном исполнении церковных ритуалов. Более того, она ставила под сомнение трансцендентный идеализм и твердо выражала свободную волю и интуитивное ощущение Абсолюта. Ее труды отражают то идеологическое противостояние, которое было присуще ее веку: конфликт между трансцендентализмом и эмпиризмом, верой и неверием, наукой и религией, оптимизмом и скептицизмом.
Кроме всего прочего, Елена Рерих выступала за то, чтобы женщины получили заслуженное место в обществе. Она хотела, чтобы образование было доступно женщинам наравне с мужчинами. Когда женщина образованна, она сама может выбрать для себя роль в жизни, не завися в этом выборе от мнения мужчины. «Дайте женщине должное образование и возможность широко участвовать в строительстве – и женщина не уступит ни в чем сильному началу. Сейчас уже несколько выдающихся ученых высказались, что нет никакого основания считать, что умственные способности женщины ниже способностей мужчин» [5, с. 201]. Живая Этика называет наступающее время эпохой женщин. Женщины будут играть все возрастающую роль в культурной и общественной жизни и в управлении государством. Женщина должна осознать свое космическое предназначение, восстановить свои нарушенные права и принести в мир принципы любви, гармонии и духовности.
Елена Рерих провозгласила наступление эпохи Матери Мира, она вела в Америке большую культурнопросветительскую деятельность и сделала, наверное, больше, чем ктолибо другой, для утверждения высокой роли женщины. Она писала «о великой наступающей эпохе Майтрейи, так тесно связанной с возрождением женщины», и разъясняла: «Идущее время снова должно предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, ее вечным сотрудником. Ведь все величие Космоса зиждется на этих двух Началах. Основа Бытия есть величие двух Начал. Как же возможно умаление одного из них? Все переживаемые и грядущие бедствия и космические катаклизмы имеют в основании причину – унижение женщины» [1, с. 89].
«Конечно, главным стимулом к раскрепощению женского сознания и ее подчиненного положения явится новое воспитание. Оно от ранних лет будет закладывать понимание основ бытия, назначения и роли человека в мироздании и тем даст новое направление всему мышлению, следствием чего явится расширение горизонта во всех областях жизни. И только тогда можно будет ожидать искоренения многих вреднейших привычек и предрассудков, ставших обычаем, и пошлейших устремлений и занятий, являющихся главным злом и причинами происходящего массового разложения и безумия» [6, с. 92]
Живая Этика утверждает, что основными средствами для совершенствования являются знание и труд. Человечеству необходимо знать о прошлом и настоящем, о научных достижениях, изучать окружающий мир и самое себя. Работа эта должна быть добровольной, творческой, но посильной.
Огромное значение имеет качество труда. Выполняя осознанную и желанную работу и доводя ее результат до высокого качества, человек накапливает психическую энергию. Владение этой энергией ведет к развитию высоких форм сознания, таких, как чувствознание и духовное понимание. Его частичными проявлениями являются интуиция и озарение. Живая Этика указывает на естественный путь развития психической энергии. Это путь сердца, любви и труда, тем самым человек может очистить свое мышление, развить возвышенные чувства и мысли путем единения с искусством и вечным стремлением сердца к Свету.
Живая Этика открыта для всех, но она никому не навязывается. Ее Авторы избегают любых проявлений миссионерства. Дверь Знаний распахнута широко, но войти в нее человек должен сам.
Рерихи считали, что культурные достижения повлекут за собой и политические изменения. Например, западный художник может овладеть техникой китайской живописи и таким образом выстроить мост между разными культурными традициями. Рерихи верили, что красота и знание создают истинный язык общения, который может объединять народы.
Рерихи также верили, что для выживания человечества необходимо достижение мира через международное сотрудничество. Елена писала: «В наш век уже усвоено, что если человечество хочет развиваться, то оно должно допустить некоторое международное сотрудничество. Хотя в настоящей стадии сотрудничество это проявляется гораздо мощнее в области механических и материальных достижений, нежели в духовном объединении. Но наука идет такими гигантскими шагами вперед, что скоро будет осознана и следующая ступень, именно ступень сотрудничества с Космосом, и тогда космическое сознание перестанет пугать даже самых неученых, а станет явлением обычным, и никакой человек, осознавший свое место в Космосе, не сможет оставаться в своем скворешнике. Тогда наступит и духовное объединение» [7, с. 9].
Николай Рерих сформулировал принципиальное различие между культурой и цивилизацией. В то время как культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, цивилизация является лишь внешней формой человеческой жизни во всех ее материальных и общественных аспектах. «Богатство само по себе еще не дает культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны» [8, с. 100].
Агни Йога, переданная нам Рерихами, является одной из форм Раджа йоги, или «ментальной» йоги. Агни – это созидательный или разрушительный духовный огонь, поэтому Агни Йога обращает нас к огню как методу привнесения в сознание духовного огня. Речь идет о силе мысли, той энергии, которая лежит в основе любой энергии и является самой мощной силой во Вселенной.
Огненный мир, иногда называемый Высшим миром, – это мир духа, область за пределами астрала. Огненная энергия аккумулируется при устремлении человека к совершенству и преданности высоким идеалам, при этом активируются определенные нервные центры, от которых зависит духовное восприятие. Все это делает возможным восхождение человека к Высшим сферам.
Изучение Живой Этики приносит духовную осознанность, но при этом отсутствуют мантры, асаны, медитация. Елена писала: «Многие еще убеждены, что можно приблизиться к Высшим Истокам именно лишь через мертвые ритуалы и повторение бессмысленных теперь мантрамов, утративших весь смысл свой, ибо значение их лишь в ритме. Но ничто внешнее без внутреннего устремления не может быть действительным. Ритуалы при красоте могут способствовать созданию некоторого возвышенного настроения, но нельзя рассматривать их как самостоятельное и самодовлеющее условие для духовного восхождения» [7, с. 7].
Живая Этика трудна и обращена в большей степени к русскому менталитету. Она требует большой преданности и высоких целей – того, что русский человек вкладывает в понятие духовного пути. Говорят, что тексты Живой Этики можно сравнить с ниткой жемчуга, рассмотрев каждую жемчужину, можно прийти к представлению обо всем ожерелье в целом. Концепция текстов заключается в рекомендации использовать каждый момент жизни как средство управления своей волей и энергией мысли. Свобода для создания необходимой трансмутации достигается внутренним устремлением. Каждый день повседневной жизни – это лаборатория для самонаблюдения и совершенствования. Это живое воплощение восточной мудрости, посредством которой человек может обрести знание Истины путем собственных усилий и постоянной работы над собой.
Живая Этика фокусируется на трех составляющих: Любви, Красоте и Действии. Любовь представляется как движущая сила Вселенной, и это понятие включает в себя осознание альтруистической красоты. Мы учимся использовать «концепцию красоты» в повседневной жизни и ищем вдохновение в красоте Вселенной. Затем возникает действие, как результат нашего восприятия красоты. Если нам не удается ее воспринять, говорится в Живой Этике, значит, наше восприятие несовершенно.
Изучая Живую Этику, человек учится видеть и чувствовать, какие качества характера ему необходимо изжить или усовершенствовать. Затем чувства и мысли приводят к конструктивному развитию в физическом мире, в том числе путем служения ближнему.
Как и большинство работ Рерихов, Живая Этика – это учение об Иерархии. Рерихи видели в ней современный подход к духовности – путь воплощения Истины и Красоты в действие. Работы Елены широко освещают условия существования человека на Земле. Здесь человек много страдает, но пытается постоянно бороться с силами тьмы. Это многоплановый мир, который невозможно изобразить в чернобелом цвете. В таком мире одинаково важны и физические, и духовные страдания человека. И Живая Этика предлагает истинный путь и в то же время точно указывает на полярность правды и неправды.
Елена Рерих ищет на Земле духовные ценности, которых может достичь каждый человек, стремящийся к жизни, полной радости, бескорыстного служения и самоосмысления. Ее простая мысль о любви, мудрости и служении учит каждого следовать избранному религиозному или духовному пути, при этом уважая выбор другого. Те, кто читал труды Елены Рерих, знают о ее призыве к терпимости.
В каждой религии есть ценности, символы и практики, причем, несмотря на то, что общим для всех религий является лишь понятие ценностей, главное внимание люди уделяют символам, ритуалам и обычаям. С этим связан рост фанатизма, фундаментализма и нетерпимости во всем мире. Люди забывают о человеческих ценностях. Религия прекрасна не потому, что у ее истоков стоял Великий Учитель, она прекрасна по своей сути. Понимание этого теми людьми, которые ведут народные массы по духовному пути, положит конец фанатизму и фундаментализму, отравляющим сегодня наш прекрасный мир.
Было бы замечательно, если бы мы все вместе могли принять резолюцию о том, чтобы в каждом государстве, хотя бы понемногу, людям рассказывали о разных религиях, чтобы расширить их представления о жизни. Без сомнения, каждый человек должен глубоко вникать в суть своей религии, в то же самое время понимая, что все религии равны и в равной степени необходимы. Нам всем нужно работать над тем, о чем мы просим Бога, – увидеть божественное внутри себя. Мы должны привнести духовность в нашу жизнь. «Узри любовь внутри себя, она и есть Бог, узри Бога в своем ближнем и служи ему». Служение ближнему и молитва всегда идут рука об руку.
Счастье – это результат добродетели. Добродетельный человек в философии Елены Рерих – это человек, обладающий физической силой, знаниями и пытливым умом. К этим трем качествам Елена добавляет четвертое необходимое для счастья качество, – высокую мораль, благородство. Обладая этими характеристиками, человек станет счастливым воином на жизненном поле сражения.
Счастливый и добродетельный человек – это тот, кто придерживается золотой середины, избегая крайностей.
Беспокойство души, вечно стремящейся к Истине, может пробудить в вас настоящую молитву. Не ищите божественное в небесах, но ищите его в каждой паре встреченных вами глаз, в горах, воде, деревьях и животных. Когда в вас живет глубокое уважение ко всей Вселенной, вы находитесь в гармонии с ней, и тогда отпадает нужда от чего-либо отказываться или отвергать в ней чтото. Когда в вас живет уважение к вашим взаимоотношениям со всеми, тогда расширяется ваше сознание, и тогда даже самые простые вещи покажутся значительными и важными. Тогда вы поймете, что даже самое маленькое существо заслуживает вашего внимания. Только уважение способно сохранять взаимоотношения, что бы в них ни происходило. Культивируйте чувство уважения в себе каждую минуту своей жизни. Посмотрите на совершенство природы: каждое ее движение идеально, у каждого создания свое место. Тогда ваш ворчливый ум остановится и обретет покой.
Труды Елены Рерих – завершенный продукт литературного гения. Это не просто труды выдающегося ученого и великого философа, но прежде всего послания просвещенного провидца, в чьем сострадательном сердце живет стремление к совершенствованию этого мира, желание донести до нас благословение высокой Истины. Елена хотела сказать о единстве всего сущего, чтобы каждый из нас мог осознать, что Истина живет в наших сердцах, и чтобы любовь и счастье могли воцариться в этом мире. Мы рады наслаждаться теплом от вдохновляющего солнца ее знаний и следовать ее жизненному опыту.
Литература
1. Пер. цит. по: Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; МастерБанк, 1999.
2. Пер. цит. по: Рерих Н. Радость творчества / Шамбала. М.: МЦР; МастерБанк, 2000.
3. Пер. цит. по: Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР; МастерБанк, 1999.
4. Пер. цит. по: Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР; МастерБанк, 2000.
5. Пер. цит. по: Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; МастерБанк, 2003.
6. Пер. цит. по: Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; МастерБанк, 2004.
7. Пер. цит. по: Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; МастерБанк, 2002.
8. Пер. цит. по: Рерих Н. Правильный путь / Держава света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.