АЛЕКСАНДР ФЕДОТОВ,
доктор филологических наук, профессор Софийского университета Св. Климента Охридского,
София, Болгария
Свои взгляды на буддизм Елена Ивановна Рерих изложила в книге «Основы буддизма», которая впервые была опубликована в 1926[7] г. в столице Монголии УланБаторе. Первое издание было анонимным, второе, под псевдонимом Наталия Рокотова, осуществлено в 1940 г. в Риге.
Появление этой книги в конце 1920-х гг. именно в Монголии – не случайно: Елена Ивановна была активным участником ЦентральноАзиатской экспедиции (ЦАЭ, 1924–1928) своего мужа – Николая Константиновича Рериха, его помощником, единомышленником и «творческой музой». Но при этом она была вполне самодостаточным ученым и исследователем, вдумчивым аналитиком и философом. Сравнительно долгое пребывание ЦАЭ в Монголии наверняка позволило Елене Ивановне ближе узнать жизнь буддийских монастырей, ознакомиться с учением махаяны и ваджраяны, пообщаться с учеными ламами.
Ценность «Основ буддизма», на наш взгляд, состоит в оригинальной авторской концепции, личных оценках и восприятиях, преклонении перед величием Будды Гаутамы – первого буддийского учителя. Буддийское учение представлено здесь через призму личности Будды Гаутамы, его жизни, проповедей и наставлений. В этом исследовании Елена Ивановна почти не касается буддийской философии, уделяя при этом огромное внимание буддийской этике. Как нам кажется, это вполне закономерно, так как работа посвящена раннему буддизму, развитие идей которого впоследствии было продолжено автором в Учении Живой Этики (Агни Йоги).
По мнению Елены Ивановны, Будда Гаутама дал миру законченное учение совершенного строения жизни. «Конечно, до Гаутамы был целый ряд подвижников общего блага, но учение их распылилось сотнями веков» [1, с. 5].
Буддизм – явление прошлого и настоящего, а буддийское учение проходит «красной нитью» через века, объединяя всех последователей дхармы – учеников Будды. Елена Ивановна Рерих воспринимает Будду Гаутаму прежде всего как Учителя народа, который открыл знание законов великой материи и эволюции мира и явил его своим слушателям. Она призывает нас не останавливаться на позднейших усложнениях и разветвлениях буддизма, ибо идея очищения учения всегда была жива в буддийском сознании. Целью такого очищения стали и организованные буддийскими сангхами соборы в Раджагрихе, Вайшали и Патне. Участники этих соборов поставили перед собой задачу вернуть учение к его первоначальной простоте. Вчитываясь в работу Елены Ивановны Рерих, убеждаешься, что ее автор также следует этой цели – стремится представить учение Будды Гаутамы ясно и логично, кратко и содержательно.
Книга «Основы буддизма» представляет собой результат многолетней исследовательской деятельности Елены Ивановны в области истории буддийского учения, его появления, распространения в Индии и вне ее пределов. Особенно поражает глубокое проникновение в личность Первого учителя. Елена Ивановна прекрасно ознакомлена с его биографией, напутствиями и беседами с учениками. Это дало ей право сказать, что она понимает, откуда идет утверждение буддистов: «Будда – человек». Она подчеркивает, что учение Будды – вне всяких прерассудков. «Храм для него не существует, но есть место собраний и дом знаний...» [1, с. 8].
Для правильного восприятия раннего буддизма очень важно верно понять, что Будда отрицал существование личного Бога, а также вечной и неизменной души. Елена Ивановна пишет, что Будда дал учение жизни каждого дня и боролся с социальным неравноправием, в том числе с кастовой и классовой несправедливостью. Будда утверждал опытное, достоверное знание и ценность труда, призывал изучать жизнь мира в его полной реальности. Эти правила он проповедовал своим ученикам, утверждал в своей общине, в которой Елена Ивановна Рерих предвидела Общину Мира.
Елена Ивановна Рерих подробно рассказывает о жизни Будды, начиная с первых минут и кончая последними мгновеньями его пребывания в сансарическом мире. Ее рассказ о детстве Будды Гаутамы изобилует подробностями о жизни индийцев той эпохи, нравах и обычаях, традициях и ритуалах. По ее мнению, необычайность Будды была многократно предсказана, ибо Будда Гаутама должен был «исполнить свое назначение». Так, по одной из легенд, «Бодхисаттва, избрав царицу Майю своей матерью для своего появления на Земле, принял образ чудесного белого слона и вошел в ее чрево; по другой – это был сон, который видела Майя. По древнему преданию, видение слона всегда означает воплощение божественного Аватара. Само рождение его в день майского полнолуния сопровождалось многочисленными благоприятными знамениями на небесах и земле...» [1, с.10–11].
Елена Ивановна напоминает нам об отчасти забытых толкованиях истории детства и юношества Будды Гаутамы. Она сообщает, что царица Майя, дав рождение Бодхисаттве, на седьмой день умерла и ее место заняла ее сестра по имени Праджапати. В истории буддизма именно она стала известна как первая ученица Будды и основательница и первая настоятельница женской буддистской общины.
Сакральное начало проявляется и в определении будущей судьбы маленького принца Сиддхартхи: по обычаю того времени, на пятый день после его рождения во дворец его отца были созваны сто восемь браминов, дабы «дать имя новорожденному и определить его жизненный путь в предначертаниях светил». Елена Ивановна сообщает, что «восемь из самых ученых сказали: “Имеющий такие знаки, как царевич, сделается мировым Монархом – Чакравартином, но если он удалится от мира, он станет Буддою и снимет пелену невежества с глаз мира”. Восьмой, самый молодой, добавил: “Царевич покинет мир после того, как он увидит четыре знака – старика, больного человека, труп и отшельника”» [1, с. 12].
Всем буддистам хорошо известна дальнейшая судьба маленького принца Сиддхартхи, который получил прекрасное образование и воспитание. Он жил в дворцовой роскоши и неге, владел тремя дворцами – для зимы, лета и дождливого периода...
Однако эта роскошь и счастливая беззаботная жизнь, как пишет автор книги, не могли усыпить великий дух и не пробудить сознание к восприятию страданий человечества. Елена Ивановна подчеркивает, что Будда Гаутама с самых ранних лет проявлял необычайное сострадание и зоркую наблюдательность к окружающим явлениям. В своем исследовании она приводит несколько сказаний о детстве принца, о его первом размышлении под тенью садовой яблони после обнаружения убитых плугом лягушки и змеи. Другой раз сострадание юного Будды вызвал вид царских пахарей – грязных, босых и нечесаных, которые погоняли быков ударами железных прутьев. Сердце Бодхисаттвы преисполнилось состраданием при виде этих рабов. Он освободил и их, и быков, а после вновь сел у подножья тенистого бамбукового дерева и предался размышлениям.
В изложении Елены Ивановны Рерих Будда Гаутама – человек, открывающий для себя мир, познающий его величие и необъятность, знакомящийся с его многообразием. Он познал счастье семейных уз и отцовства.
Однако, как пишет Елена Ивановна, личное счастье не могло удовлетворить «огненно устремленный дух Бодхисаттвы», и он решил уйти от мира. По одной из версий, к этому его побудили Боги, которые послали ему четырех ангелов, принявших образы дряхлого старика, больного, трупа и анахорета.
Подробно описана встреча царевича с величавым Старцем, преисполненным спокойствия и достоинства, которая произошла в дворцовом саду. Этой встрече предшествовало достижение царевичем особого состояния: сосредоточения ума и обретения ясности мышления, после чего на него снизошло полное спокойствие. (Не является ли это необходимым условием для встречи с Вестником?) Царевич увидел перед собой облик Старца. «“Откуда Ты и кто Ты?” – спросил царевич. В ответ Видение произнесло: “Я – Шрамана. Угнетенный мыслью о старости, болезни и смерти, я покинул дом мой в поисках пути спасения. Все вещи устремляются к разложению, лишь Истина пребывает в вечности. Все подлежит изменению и нет постоянства, но слова Будд остаются неизменными”» [1, с. 22].
Отражение этого диалога Еленой Ивановной Рерих исключительно важно для понимания сущности раннего буддизма и образа самого Гаутамы, преисполненного душевных мук и терзаний и обретшего самого себя путем обретения решимости стать Буддой.
Встреча с Учителем, Небесным Вестником, сыграла огромную роль в судьбе Будды Гаутамы. Вероятно, столь же велика была и роль встречи самих Рерихов с Великими индийскими учителями. Такие встречи вселяют радость и веру, спокойствие и решимость искать Истину.
«Я пробудился для Истины и я решаю выполнить мое назначение. Я порву все связи, привязывающие меня к миру, и оставлю дом мой, чтобы найти путь спасения. Истинно, я стану Буддою» [1, с. 25]. Так принц Сиддхартха отказался от своего царства и вступил на путь бездомия. И с этого момента его домом стала вся страна.
До сих пор буддийские паломники благоговеют, находясь в четырех местах в Индии, связанных с пребыванием Будды Гаутамы: городе Капилавасту, где он родился; городе БодхГае, где получил озарение; селении Сарнатхе, где была его первая проповедь; и городе Кушинагаре (Непал), где он умер.
Елена Ивановна Рерих критикует попытки некоторых западных буддологов сделать из Будды миф и тем самым превратить буддизм в нечто умозрительное, оторванное от реальной жизни. Более того, по ее мнению, сама жизнь Будды доказывает, что ему пришлось познать не только славу и всеобщее признание, но и невзгоды, клевету и всевозможные препятствия, как любому человеку. Особенно враждебно к нему относились аскеты и брамины, ибо он порицал изуверства первых и отказывался признать права вторых на социальные преимущества и знание истины по праву рождения.
Будда испытывал как душевные, так и физические страдания. Такие эпизоды описаны в палийских сутрах; это делает облик Будды земным, доступным, близким и человеческим. Мудрым Будду делает не божественное происхождение, а полученное Знание, обретенная Истина. Как пишет Елена Ивановна Рерих, высшая мощь Будды вполне согласуется с вечным порядком вещей. Эти сверхчеловеческие способности «чудесны» настолько, насколько деятельность человека должна казаться чудесной низшим существам. Именно палийские тексты рисуют нам образ Будды как указавшего путь, как водителя каравана, как основателя, Учителя, несравненного наставника людей.
Как нам кажется, Елена Ивановна Рерих сознательно делает акцент именно на таком портрете Будды Гаутамы, именно так представляет буддистскую идею поиска и обретения Пути. Повторимся, книга эта писалась в Монголии, а для так называемого северного буддизма (Тибет, Монголия, Бурятия, Калмыкия) наставничество, обращение к Учителю, как когдато древнеиндийское guruparampara [2], является «линией связи» с Буддой. В нелегкое время выбора Пути Елена Ивановна черпает силы и уверенность в раннем буддизме, в присущей этому периоду буддистской этике, возвращаясь к первоначальному образу Учителя Учителей – Будды Гаутамы, человеку, обретшему Мудрость.
Литература и примечания
1. Рокотова Н. Основы буддизма. Рига–Москва: Угунс, 2002.
2. На санскрите «param para» буквально означает сохранение духовной дисциплины учеником с помощью мастера (гуру) и линию связи с мастером. – Ред.