Рерихи и Саяно-Алтай

В.Н.Тугужекова
доктор исторических наук, профессор,
директор Хакасского НИИ языка,
литературы и истории,
Абакан

«Страна великого будущего» — так назвал Сибирь Николай Константинович Рерих. После пребывания экспедиции Н.К.Рериха на Алтае священная гора Белуха стала центром духовного притяжения для многих людей мира. «Две прекраснейшие из высот азиатских» чтил Н.К.Рерих до путешествия в Сибирь — Эльбрус и индийскую Канченджангу, после пребывания на Алтае добавилась еще одна прекраснейшая «азиатская высота» — Белуха, которую коренные жители Алтая называют «Хан-Алтай». В алтайских эпических сказаниях Алтай именуется «горами баатыра», а старообрядцы в своих былинах рассказывают о чудесной стране Беловодье.

Изучение Сибири и нашего региона началось с экспедиции Даниила Готлиба Мессершмидта, снаряженной по указу Петра I и явившейся первой научной экспедицией в Сибирь. Она проходила с 1 марта 1719 по 27 марта 1727 г. Итоги экспедиции — 23 тома научных трудов, богатые коллекции флоры и фауны. Маршрут экспедиции — Санкт-Петербург, Москва, Тобольск, Томск... Летом 1721 г. экспедиция достигла Хакасии, где на берегу р. Уйбат Мессершмидт обнаружил на древних камнях неизвестные тогда науке рунические письмена [1]. Только через 158 лет, в 1879 г., Г.Н.Потанин открыл первый памятник руноподобного письма в Туве. И лишь десять лет спустя, в 1889 г., в результате сделанных Н.М.Ядринцевым в Монголии находок научный поиск вышел за пределы Саяно-Алтайского нагорья [1, с. 7]. Подлинники рунических надписей находятся главным образом в трех странах: в России (Саяно-Алтай), Монголии и Китае (провинция Синьцзян).

Датский ученый В.Томсен и российский востоковед В.В.Радлов в 1893 г. сумели раскрыть тайну этих рунических надписей, и мир узнал о существовании древнетюркской рунической письменности, которая непрерывно развивалась в течение шести-семи веков, с VIII и по конец XIII — начало XV вв. Большой вклад в изучение древнетюркской рунической письменности внесли российские востоковеды — В.В.Радлов, Н.Ф.Катанов, С.Е.Малов, Л.Р.Кызласов, С.Г.Кляшторный, И.В.Кормушин и др.

Следует подчеркнуть, что именно на территории Хакасии 3—6 января 1722 г. Д.Г.Мессершмидт впервые в Сибири провел археологические раскопки курганов у Абакана — Перевозной. С тех пор уже почти 300 лет Хакасия привлекает внимание археологов, которые не случайно называют ее «археологической Меккой», так как по насыщенности археологическими памятниками Хакасия занимает первое место в мире. Как считает известный в России ученый, президент Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства Яков Абрамович Шер, для того, чтобы провести паспортизацию древних памятников Хакасии, понадобится не менее 50 лет. Ведь древних памятников насчитывается здесь более 30 тысяч.

О существовании древней цивилизации в Саяно-Алтае свидетельствуют царские курганы в Горном Алтае, Туве и Хакасии. Не случайно во время знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции (1923—1928 гг.) Николай Константинович Рерих хотел пройти по этим местам. Именно эта экспедиция дала Юрию Николаевичу тот богатый материал, который лег в основу его дальнейших исследований кочевой цивилизации народов Центральной Азии, культуры народов этого региона, скифского «звериного стиля». Научным результатом экспедиции стала монография Ю.Н.Рериха «По тропам Срединной Азии», работа «Звери-ный стиль у кочевников Северного Тибета».

Н.К.Рерих предполагал, что в понятии староверческого Беловодья и буддийской Шамбалы лежит один источник. Алтай и Гималаи — единая горная система, которая связана между собой бесконечными ходами неизведанных пещер. «От Тибета через Куньлунь, через Алтынтаг, через Турфан, «длинное ухо» знает о тайных ходах. Не случайно алтайский Белый Бурхан напоминает индийского Будду».

О существовании этих тайных ходов свидетельствует тот факт, что недалеко от села Казановка Аскизского района Хакасии археологи нашли недавно наскальные рисунки, где очень тонкими росписями на каменных плитах нарисованы священные лотосы, которым более двух тысяч лет. Для ученых этот факт пока остается загадкой.

Еще в начале 1990-х гг. недалеко от этого места известным хакасским археологом Я.И.Сунчугашевым была обнаружена глубокая расщелина в земле, вдоль вершины горы, на которой стояли древние каменные менгиры. Что это такое? Опять тайна...

И еще такой факт. На границе между Хакасией и Тувой есть знаменитый Самбыльский перевал и гора Самбыл в виде мужской головы. «Самбыл» и «Шамбала» чем-то созвучны... За перевалом Самбыл открывается сказочная панорама прекрасных гор со снежными вершинами. И мы попадаем в волшебную горную страну. А может быть, Самбыл и есть врата, направляющие путников в Шамбалу…

Находясь на Алтае, Рерихи собирали минералы и лекарственные растения, занимались обследованием древних курганов, наскальных рисунков, их интересовала история и культура народов этого региона. Позднее в своей книге «Сердце Азии» Н.К.Рерих напишет: «В пределах Алтая можно также слышать очень значительные легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах. Среди этих непонятных племен упоминается одно под именем Курумчинские кузнецы. Само название показывает, что племя было искусно в обработке металлов, но откуда и куда направилось оно? Не имеет ли в виду народная память авторов металлических поделок, которыми известны древности Минусинска и Урала? Когда вы слышите об этих кузнецах, вы невольно вспоминаете о сказочных Нибелунгах, занесенных далеко на запад» [2, с. 124].

Исследования, проведенные Я.И.Сунчугашевым в Хакасско-Минусинской котловине в 1960—1990 гг., доказали, что металлургия была известна местным жителям с древних времен, так, медеплавильные печи существовали здесь в VII—III вв. до н.э., позднее, в I в. до н.э., появились печи железоплавильные [3].

Местные жители были искусными мастерами ювелирных дел, особого совершенства они достигли в изображении животных, зверей. За особую манеру исполнения оно названо исследователями скифо-сибирским звериным стилем.

Изучая и обследуя древние курганы, каменные изваяния, Н.К.Рерих пришел к выводу, что «Алтай в вопросе переселения народов является одним из очень важных пунктов. Погребения, уставленные большими камнями, так называемые Чудские могилы, надписи на скалах, все это ведет нас к той важной эпохе, когда с далекого юго-востока, теснимые, где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу. Владычица Алтая, белоснежная гора Белуха, питающая все реки и поля, готова дать свои сокровища» [2, с. 124].

Согласно первоначальным планам, исследования Н.К.Рериха на Алтае должны были продолжаться в течение месяца, однако они были неожиданно прерваны. Появившаяся 1 августа 1926 г. в Верхнем Уймоне экспедиция уже 19 августа двинулась в Бийск.

По воспоминаниям старожилов Верхнего Уймона, Н.К.Рерих говорил о намерении возвратиться на Алтай через несколько лет [5, с. 124], но планы возвращения оказались несбыточными.

О завершении экспедиции в Сибири Юрий Николаевич Рерих писал: «Наш экспресс мчался по равнинам Сибири, покрытым темными девственными лесами из елей и кедра. Ранним утром поезд миновал Иркутск с его кафедральным собором, четко выделявшимся на фоне предрассветного неба. Затем показался красивый южный берег и спокойная гладь великого озера Байкал... Поздним вечером поезд прибыл в столицу Бурятской автономной республики Верхнеудинск. Здесь мы провели три дня, занимаясь погрузкой и подготовкой к экспедиции в Монголию. Ранним утром 9-го сентября мы выехали из Верхнеудинска на двух «доджах», благополучно переправились на пароме через широкую Селенгу и взяли курс на Троицко-савск, последний русский пограничный город...» [6, с. 115]. Впереди их ждала Монголия, страна великих покорителей Азии.

И позднее, в воспоминаниях об отце, Юрий Николаевич отмечал, что Азия, Восток всегда привлекали внимание Н.К.Рериха. Его интересовали общие корни славянства и индоиранцев, восточные истоки культуры Древней Руси. Для Николая Константиновича Алтай на севере и Гималаи на юге были как бы полюсами единого грандиозного горного мира. Недаром дневник экспедиции, куда он заносил свои мысли, родившиеся во время странствования, был назван им «Алтай-Гималаи». Живя в Индии, Н.К.Рерих узнавал в очертаниях Гималаев далекую северную Белуху. Нам, живущим в Хакасии, в Саянах, образ гималайской Канчен-джанги и алтайской Белухи видится в горе Самбыл. Каждый народ имеет в сердце своем свою Шамбалу. Как говорил Николай Константинович: «Повсюду люди знают этот Великий символ под разными названиями» .

В своей знаменитой экспедиции Рерихи расставляли магниты-вехи, по которым ученые нашего времени ориентируются, как мореплаватели по звездам.



Литература

1. См.: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 280-летию открытия древнетюркской письменности. Абакан, 2002.

2. Рерих Н.К. Сердце Азии. Избранное. М., 1979.

3. См.: Сунчугашев Я.И. Древнейшие рудники и памятники ранней металлургии в Хакасско-Минусинской котловине. М., 1974; Древняя металлургия Хакасии. Новосибирск, 1979; Памятники горного дела и металургии древней Хакасии. Абакан, 1993; и др.

5. См.: Ларичев В.Е . Рерих и сотоварищи в Сибири // Рерих и Сибирь. Ново-

сибирск, 1992.

6. Рерих Ю.Н . По тропам Срединной Азии. Самара: Агни, 1994.