К.А.МОЛЧАНОВА,
Председатель Эстонского общества Рерихов,
Таллинн
Уважаемые участники конференции, уважаемые гости и дорогие друзья!
Мое выступление будет всего лишь этюдом к духовному портрету П.Ф.Беликова – подвижника Культуры и классика рериховедения. Свой рассказ я начну с короткого музыкального вступления и демонстрации некоторых фотоснимков Павла Федоровича, а также слайдов с картин Н.К.Рериха, которые, я надеюсь, послужат созданию образа деятеля Культуры нового типа.
Павел Федорович Беликов постоянно жил и работал в Эстонии. Родился он 29 июля 1911 года в Нарве и покинул этот мир 15 мая 1982 года в Таллинне. В этом году мы отмечаем 90 лет со дня его рождения. Подробно о жизни и деятельности П.Ф.Беликова можно будет узнать из двухтомника «Непрерывное Восхождение», который издается в МЦР. Первый том уже вышел и только что поступил в продажу. В нем собраны работы П.Ф.Беликова из ставших уже малодоступными академических сборников и других изданий, а также опубликованы все сохранившиеся письма Н.К.Рериха, Ю.Н.Рериха, часть писем С.Н.Рериха к Павлу Федоровичу и воспоминания современников. Второй том, который еще готовится к печати, будет содержать его эпистолярное наследие.
Название книги «Непрерывное Восхождение» отражает суть личности П.Ф.Беликова, являющейся примером эволюционного восхождения Человека к своему назначению – к духовному естеству. Повторяю: мое усилие раскрыть сейчас образ П.Ф.Беликова – это всего лишь этюд к его духовному портрету. Сам портрет можно будет создать только после углубленного изучения архивных источников.
П.Ф.Беликов был деловым человеком, экономистом, но также философом, и поэтом, и одновременно исследователем творческого наследия Рерихов. Самообразование и самовоспитание были для него не просто декларируемыми ценностями, а образом жизни.
Все, что Павел Федорович сообщал попутно о себе в переписке со своими многочисленными корреспондентами (их более сорока), говорит о том, как бережно он относился к Высокому, Идеальному, как поднимал сам себя к уровню космического сознания Рерихов, как проходил земные испытания каждодневностью и выстрадал право говорить о том, что неотложно требуется всем людям, – о самовоспитании. Переустройство жизни к лучшему зависит от усилий каждого в работе над собой: «Только пламя собственного сердца освещает пути к Великому Свету» – это слайд с автографа П.Ф.Беликова.
К сожалению, многие, зная об огромном потенциале человеческого мозга, отождествляют духовное восхождение с развитием интеллекта. «Пришел человек к старцу узнать, какие книги надо прочитать, чтобы стать мудрым. Старец назвал около ста книг. Человек ушел и читал много лет. Наконец он снова пришел к старцу и сказал: «Я все прочитал!» Старец ответил: «Ну и дурак!» Человек рассердился, прибил старца и услышал: «Ну как же не дурак: прочитал сто книг, а я сказал тебе только одно слово и ты забыл все прочитанное!» – Вот такой народный сказ из книги Н.С.Лескова приводит П.Ф.Беликов в письме к одному из своих корреспондентов как ответ на вопрос о мудрости, об истинных ценностях жизни, и затем обобщает: «Не теориями, выработанными в многочтении, движется жизнь, а духовным перерождением человека».
Сам П.Ф.Беликов строил свою жизнь прежде всего на доктрине Сердца и мудрость не отождествлял с интеллектом. С помощью Живой Этики он учился владеть собой, преодолевал свои дурные привычки и черты характера. И все его дальнейшее творчество и преданность служению Высшему Миру развились из зова сердца. В его высказываниях, утверждениях нельзя найти ничего, что не было бы осознано и одухотворено сердцем и собственным опытом выпрямления пути. Живая Этика была для него опорой в каждодневной жизни, в быту. Каждое утро, пробуждаясь, и каждый вечер, отходя ко сну, он размышлял над параграфами Учения, а днем претворял почерпнутое из него знание в своих действиях. Из кармы своей сознательно сделал путь восхождения. Благодаря такому труду послушания – очищения и наполнения сердца Высшей Волей – рождался синтез ума и сердца, слагалась эволюция духа.
(Слайд. Картина Н.К.Рериха «Жар-цвет».)
Павел Федорович был исключительно трудолюбивым человеком. С юношеских лет он много занимался литературой, философией, историей искусства. Был деятельным членом общества «Русский литературный кружок» в Таллинне. Выступал с докладами, в том числе и о Н.К.Рерихе, писал статьи, стихи. Н.К.Рерих узнал о Беликове от своих таллиннских знакомых и сам написал ему. Это глубоко затронуло чувства молодого человека (ему было тогда 25 лет), и он начал целенаправленно собирать свой рериховедческий архив, в котором постепенно накопилось более 4000 единиц хранения. Это прежде всего письма Николая Константиновича, Юрия Николаевича, Святослава Николаевича, Девики Рани, их друзей и сотрудников, воспоминания о них, фотографии, неопубликованные работы Н.К.Рериха, редкие издания, а также созданная самим Беликовым картотека имен и событий из жизни великой семьи.
О Рерихе писали многие известные люди уже с начала XX века. «Однако, по мере знакомства с существующей литературой, – отмечал Беликов, – перед читателем возникает целая плеяда Рерихов, которых подчас трудно связать с одной конкретной личностью». И только с появлением книги «Рерих» в серии ЖЗЛ читатели встретились, наконец, с реальным Рерихом-человеком. Инициатором и ведущим автором этой книги был П.Ф.Беликов [1]. Научный подход, объективное знание, талант исследователя и мыслителя, проявлявшиеся в каждой его работе о Рерихе, закрепили за П.Ф.Беликовым звание классика рериховедения. Если для большинства искусствоведов и других ученых работы о Рерихе были лишь эпизодами в их профессиональной работе, то для Павла Федоровича изучение жизни и творчества Рерихов было смыслом жизни. Он стал экспертом, к которому Святослав Николаевич Рерих направлял обращавшихся к нему. П.Ф.Беликов не был членом партии, но хорошо изучил официальную философию и умел находить в материалистическом мировоззрении точки соприкосновения с космическим уровнем сознания Рерихов. Поэтому без диссидентской враждебности он добивался больших уступок у цензуры при издании своих работ о Рерихах в советское время, когда не допускалось инакомыслия.
Первый большой труд П.Ф.Беликова – о литературном наследии Н.К.Рериха – был опубликован в 1968 году в «Ученых записках Тартуского Государственного Университета», затем следующие его работы («Рерих и Индия», Пакт Рериха по охране культурных ценностей, «Институт Урусвати») публиковались в изданиях Академии наук и Академии художеств СССР. Очень интересны и одобрены самим Святославом Николаевичем работы Беликова «Жанровая живопись Святослава Рериха» и «Святослав Рерих и проблемы современного искусства». Так П.Ф.Беликов сумел ввести творческое наследие Рерихов в научный оборот, привлечь внимание к высокой миссии Рериха в объединении духовного наследия Запада и Востока.
Архивом П.Ф.Беликова, его работами пользовались многие другие исследователи. Они писали, приезжали в поселок Козе-Ууэмыйза, где в лице одного Павла Федоровича действовал фактически международный центр Рерихов, связанный тогда с Индией, США, Великобританией, Германией, Болгарией, Румынией, а также с разными городами и весями Советского Союза.
Когда ушел из жизни Юрий Николаевич Рерих, Святослав Николаевич сразу же сказал Павлу Федоровичу, что тот теперь нужен будет здесь и не должен никуда уезжать (а ему очень хотелось переселиться на Алтай). Беликов принял это указание как назначение к исполнению Высшей Воли, как миссию.
Получив таким образом новый творческий импульс, ведущей реальностью для Павла Федоровича стала повышенная ответственность и чрезвычайное напряжение в труде, а опыт самоусовершенствования, самопознания – методом изучения творческого наследия Рерихов. У него было священное отношение к исполнению Высшей Воли, потому что стремление к Высшему являлось смыслом жизни.
(Слайд. Картина Н.К.Рериха «Чудо».)
Трудную задачу взял на себя Павел Федорович. Она заключалась не только во взятой им на себя по собственной инициативе задаче творческого исследования наследия Рерихов. Ведь он был человеком неизвестным, жил в эстонской провинции и оказался один на один перед глухой стеной сознательного замалчивания великого имени.
В условиях господства материалистически-атеистической идеологии Советского государства было непросто пробудить здоровый научный интерес к творческому наследию великой семьи. Однако глубокое знание Учения Жизни и выработанное годами труда над собой умение общаться и говорить по сознанию вывели П.Ф.Беликова на контакты с нужными людьми. И он сумел открыть дорогу и привлечь целые научные коллективы к изучению наследия Рерихов. Так появились на свет юбилейные издания к столетию Н.К.Рериха, была организована научная сессия в Академии художеств СССР и юбилей праздновался на государственном уровне, а в дальнейшем стали возможными и регулярные Рериховские чтения.
Как только с помощью П.Ф.Беликова наследие Рерихов стало входить в научный оборот, сразу же появились и псевдопопуляризаторы и интерпретаторы. И самому же Павлу Федоровичу пришлось защищать великое имя и наследие от искажений, от потуг болезненного воображения амбициозных людей. Он не щадил себя и смело обращался в партийные, государственные и общественные инстанции, чтобы ограничить деятельность подобных маньяков. Некоторые из них и поныне здравствуют, и кому-то приходится с ними считаться в деловых или общественных контактах. Павел Федорович писал, что в подобных случаях должны быть поставлены духовные барьеры и что незачем сходиться с такими деятелями на духовной почве. С ними Павел Федорович боролся непосредственно, где этого требовали обстоятельства, либо творил добро, отгораживаясь от них. Такое добротворчество, считал он, является уже само по себе наступлением на зло, даже если мы и не сходимся с ним в прямом единоборстве. Когда и как нужно поступать, подскажет развитое чувство соизмеримости. Поэтому П.Ф.Беликов всегда советовал уделять особое внимание развитию чувства соизмеримости.
К нам и к будущим поколениям обращен его необычный труд «Рерих. Опыт духовной биографии». Павел Федорович считал своим долгом защитить великое имя, объясняя, как происходил путь земного сосредоточения посланников Высшего Мира, и упреждая тем многие наши вопросы, разрешая недоумения. Однако работа осталась незаконченной. Она созвучна картине Н.К.Рериха «Клад захороненный».
(Слайды. Картины Н.К.Рериха «Клад захороненный», «Победители клада».)
Быть защитником непросто. Это подвиг, для которого требуются большие накопления духовных знаний и душевного благородства. Несмотря на неприглядность некоторых житейских обстоятельств в своем непосредственном окружении, Павел Федорович всегда оставался оптимистом, не насиловал ничьей свободной воли, и боль тревог за близких людей постоянно жила в его сердце. Это была чистая жертва и подлинная человеческая любовь. Он был таким же надежным семьянином, как и преданным служителем Высшей Воли. Исключительно терпеливый человек, он умел покрыть каждое невежество, не прибегая к отрицанию. Все заинтересованные в общении с Павлом Федоровичем высоко ценили не только его рериховедческие работы, но и сердечность, душевную утонченность. Он неуклонно воплощал идеи Рерихов о Новой Эре – Эпохе Культуры – в своей повседневной жизни. Вот что неоднократно писал он своим корреспондентам: «Каждому из нас необходимо серость обыденности превратить в прекрасную творческую каждодневность. В работе над самим собой и в преображении обыденной жизни в жизнь творческую будут расти и наши знания и наши силы».
В опыте жизни П.Ф.Беликова сосредоточилось качественно иное представление о жизнедеятельности человека: об ответственности каждого за свои мысли, за нравственность, за сохранение мира, за развитие собственного творческого потенциала, за самоусовершенствование – не декларируемое, а претворяемое в каждодневном быту Это дает право говорить о Павле Федоровиче Беликове как о деятеле Культуры нового типа.
Перед вами последняя фотография: Павел Федорович дома в своем кабинете. Святослав Николаевич сделал на ней надпись, когда Павла Федоровича уже не было с нами:
«Пусть светлая память о Павле Федоровиче вдохновляет и озаряет Путь всем, ищущим истинный Путь жизни».
Литература
1. Беликов П., Князева В. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1972.