О.А.УРОЖЕНКО,
кандидат философских наук,
Екатеринбург
Время, в которое мы живем, определяют по-разному. Все зависит от уровня сознания исследователя, от парадигмы его мышления. «Новые движения современной жизни» могут быть поняты как развернувшаяся во всей страдательной полноте реальность всеобщего отчуждения, отчуждения «вся ото всех», «всех от всего». Самой грозной стала трагическая обособленность человека как носителя современной ему культуры от человека всемирно-исторического, носителя родовой универсальной сущности.
Абсурдизм, с точки зрения эволюционных форм движения жизни, полное отрицание вечных ценностей, уловки, игры, манипуляции с ними стали очевидным системообразующим качеством жизни в современных условиях невероятной концентрации отчуждения. Им наполнены повседневность, искусство, наука.
PR-технологии беззастенчиво манипулируют «обыденным человеком», опираясь на законы уже не социальной психологии, не психологии народа, но психологии толпы, вялой, аморфной, неспособной к самосознанию и откликающейся на внешнее воздействие в лучшем случае болезненным рефлексированием. Способы формирования общественного мнения восходят здесь к законам пропагандологии из арсенала тоталитарных режимов, в частности к соответствующим программам третьего рейха. Таков закон «наклеивания ярлыков» на человека, события, идеи: Александр Невский – «трусливый подданный золотоордынского хана»; Михайло Ломоносов – «льстивый царедворец»; Н.Пржевальский, И.Тургенев, Н.Рерих – «шпионы»; М.Цветаева – «мазохистка, морившая голодом своих детей»... И это только немногое из «бульварно-научных» исследований, наводнивших сегодня книжный рынок. После подобных пропагандистских кампаний попробуй оправдаться, попробуй доказать обратное: невероятно трудно восстанавливается доброе имя в пространстве сознания «человека-массы». Таков и другой закон – закон «первого сообщения». Даже будучи ложным, это сообщение всегда переживается острее, оказывает более сильное воздействие на систему ценностных ориентаций личности, сохраняется в душе дольше, чем любая последующая, даже безупречно правдивая информация. Таков и прием доказательств, идущих от привычной словесной аксиомы «Колесо истории не повернуть вспять, а посему...», – и далее может следовать любое, даже самое невероятное утверждение и – можно быть уверенным – оно будет принято сознанием маргинала.
В жизненном пространстве, сконструированном принципом всеобщего отчуждения, оказалось трансформированным и искусство. Возьмем пример, поддающийся описанию. Современное художественное творчество нередко обращается к формам и образам гротеска. В качестве прямых истоков такого обращения, как правило, называется смеховая культура средневековья. Однако, как показывают исследования известного отечественного философа культуры Михаила Михайловича Бахтина (Волошина), гротеск народной низовой культуры средневековья принципиально отличен от художественных метаморфоз XX века. Средневековый гротеск был построен на «перевороте» всей (!) – целостной – системы ценностей – «снизу вверх» или «сверху вниз». При таком подходе фактическое соотношение между ценностями внутри системы не менялось: сохранялись основные смыслообразные связи; не разрывались, оставались без изменений ценностные соподчинения. Не подвергаясь сущностной трансформации, культурно-ценностные смыслы в процессе средневековых метаморфоз лишь высвечивались с новой силой, представали в новых, неожиданных ракурсах.
Гротеск в искусстве XX века принципиально иной. Выдергивая один, отдельно взятый образ, метафору, ценность, качество, черту из системы ценностей низовой культуры, переворачивая ее и вводя в мироощущение высокой культуры, гротеск XX века «поправлял», «расшатывал» смыслы последней, трансформировал ее творческий уровень, смещал акценты ее духовного пафоса, снижал его, придавая культуре возвышающей – пошловатый привкус, заражая ее тлетворным дыханием полусвета [1, с. 64, 65]. В народе об этом говорят просто: «Ложка дегтя способна испортить бочку меда». Здоровый дух созидательного, «отрицающе-утверждающего» гротеска средневековья, дух тоскующего по возвышенному гротеска романтизма оказался разрушен в культуре XX века. Гротеск здесь отразил гримасы духа, его надлом, заставивший предпочесть кошмарам действительности кошмары «балаганчиков».
В науке пафос всеобщего отчуждения очевиден в ряде широко распространенных современных методик. Таков, например, полипарадигмальный подход, основанный на справедливом тезисе о «неустранимой множественности точек зрения на одну и ту же реальность» [2, с. 100]. Разные исследовательские парадигмы находятся здесь не во взаимоисключающем отношении: «либо то – либо это», а в отношении: «как это – так и другое». Различные, даже взаимоисключающие, подходы к исследуемому объекту соседствуют, сосуществуют как рядоположенные. Полипарадигмальный подход, таким образом, прекрасно схватывает познание как постоянно меняющуюся динамическую процессуальность, как живое движение, но движение, все векторы которого равны: в гору или в яму, к Истине или от нее – для полипарадигмальной методологии безразлично. Проблема направленности познавательного движения здесь принципиально не ставится. Последнее, – замечает И.Пригожин, – возможно лишь при условии существования «точки зрения, с которой открывается «вид» [не на отдельные грани, свойства, черты изучаемого явления, а] на всю реальность» в целом. Но в нынешних условиях отсутствия единой научной картины мира это недостижимо.
Таким образом, справедливо вводя в методологию науки беспредельное разнообразие бытия и беспредельную изменчивость, подвижность путей и способов его познания, полипарадигмальный подход сегодня сводит великий закон «единства в многообразии», гармонии как «согласия разногласного» (Аристотель) к эклектике всячества, растаскивая целостный мир на взаимоисключающие лоскутки, клочки, заплатки.
В современной гуманитарной науке принцип всеобщего отчуждения проявляется в феномене постнеклассических методологий. Справедливо отказываясь от крайне узких методологических принципов прежних гуманитарных исследований, объясняющих сущность явлений, исходя из контекста социально-экономических отношений, из сферы социально-политических связей и из декларируемых властью идеологических программ, постнеклассическая наука выдвигает в качестве методологического приоритета поиск критериев анализа гуманитарных процессов в «ином», «другом», «экзотическом» и т.п. Пафос поиска нового в любом ином, прежде отбрасываемом узким, невежественным сознанием, в условиях всепоглощающего отчуждения возвел на алтарь ценностных критериев постнеклассического знания ценности, найденные в буквальном смысле слова «на свалке», «в отбросах». Примером чего и являются приведенные выше высказывания о выдающихся деятелях мировой культуры.
Таким образом, отношения человека и мира сегодня уже невозможно определить как простое несходство или неприятие. Они выстраиваются как прямая враждебность, открытая агрессивность, реальное разрушение природной основы человека как универсума. В обыденном человеке эта ситуация вызывает к жизни духовное состояние, основанное на принципиально негативной установке по отношению к культуре, традиции, к этике, семье и т.д. Спектр нигилистического отношения очень широк: от апатии, разочарования и сомнения; эпатажа, скандала и провокации; иронии, цинизма и кощунства – до бессмысленного насилия, экстремизма, полной моральной деградации. Всякие попытки уйти от существующей реальности через категоричное отрицание рождают мучительную боль от постоянного соприкосновения с ней. Негативность врывается в самую гущу времени, переживается им, превращается в бесплодное вращение в порочном круге многоуровневых отрицаний и диагностируется как тяжелая, не совместимая с жизнью социальная болезнь. Отрицание отрицания сегодня «не отменяет отрицание, но лишь доказывает, что первое отрицание было недостаточно негативным», – справедливо замечает видный философ Франкфуртской школы Теодор Адорно – автор известной концепции «негативной диалектики» (1966).
Однако тотально ли обозначенное выше сползание в деструктивность, в хаос изощренных подмен, метаморфоз, манипуляций и отрицаний? Каково место человека в этих процессах; кто он: заложник обстоятельств или все-таки творец, строитель жизни и его действия чего-то стоят?
Общим местом у специалистов в области теории систем стало утверждение: в эпохи обострений, кризисов и катастроф, когда система пребывает в состоянии крайней неустойчивости, она, как воск, податлива к любым внешним и внутренним воздействиям. Эти периоды благоприятны для самых фундаментальных сдвигов: самыми малыми силами систему можно подтолкнуть как в направлении гибели, так и к расцвету. Все зависит от «точки-в-хаосе» («И-Цзин»), от места и времени приложения сил, от «рычага», к которому взывал Архимед, грозясь перевернуть мир. Но где может человек найти «точку опоры», тот «маневр утверждающий», или рычаг, который бы развернул развитие мира в сторону созидания и эволюции? Лицемерию, грубости и агрессивности современной жизни можно противопоставить лишь утонченную мощь просвещенного сознания, способного не растеряться в хитросплетениях, не «купиться» на «мыльные пузыри» и «конфетные обертки», способного действовать настойчиво и решительно, необычно, неожиданно, компетентно и созидающе.
«ЖИЗНЬ-ОТ-ОБРАТНОГО», «СУЩЕСТВОВАНИЕ-ОТ-ПРОТИВНОГО»
И ЗАЩИТА КУЛЬТУРЫ КУЛЬТУРОЙ
Развитие через отрицание, как показывает история XX века, – чрезвычайно трудный, требующий особой жизненной культуры, тонкости восприятия, чуткости сознательного анализа и синтеза путь. К сожалению, среди всех вариантов именно он оказался единственной надеждой, крайним средством, оставшимся «на излете современного этапа истории» для того, чтобы направить человечество в русло следования всеобщим фундаментальным законам бытия, в направлении вечных универсальных ценностей жизни.
Философия XX века оставила важные разработки концепции развития через отрицание, опирающиеся на диалектику И.Г.Фихте и Г.В.Ф.Гегеля. В нашем контексте представляют интерес взгляды одного из крупнейших философов русского зарубежья первой половины XX века Семена Людвиговича Франка. В опубликованной в 1939 году работе «Непостижимое», исследуя закон отрицания отрицания, он убедительно выделяет целый спектр его ступеней и разновидностей [3, с. 291–302]. Остановимся на двух основных: на «отвлеченно понятом отрицании», или (в терминологии П.В.Алексеева и А.В.Панина) «деструктивном отрицании», и на «суммированном», «преодоленном» отрицании, или отрицании «конструктивном», «отрицании – синтезе», «диалектическом синтезе» в терминах названных выше современных московских философов.
Отвлеченно понятое отрицание чего-либо – это отрицание, определяющее сознание обыденно-ориентированного человека. Оно означает «чистое», «абсолютное уничтожение», «как бы бесповоротное изгнание», «извержение» отрицаемого из бытия, «выбрасывание вон» из самого «состава реальности». Как незаконное, неправомерное, ошибочное, отрицаемое здесь «полностью лишается онтологического смысла». Понятое как «чисто логическая теория», оно, таким образом, вырастает в «чудище всеразрушающего, всепоглощающего отрицания». Оно наивно «мечтает, что после радикального, яростного и победоносного истребления» всего враждебного в мире установится «чистая», «слитная», «ничем не запятнанная» гармония. «Горький опыт жизни учит, что <...> реальность остается реальностью; и новый порядок, к которому стремятся», никогда не есть «абсолютная», «нерасчлененная» гармония, безусловно законченная» согласованность всего.
Очевидно, что подобное механистическое отрицание есть «ложное и грубое выражение отрицания отрицания»; оно не способно стать источником эволюционного развития, выработать стратегию и тактику, ведущие к сохранению Жизни в условиях поощряемых социумом социальных болезней.
Преодоленное отрицание – качественно иной вид отрицания. «Огромная мощь его» заключается в том, что оно есть «универсальное орудие познания» бытия. Это отрицание, которым владеет просвещенное сознание, тяготеющее к диалектическому синтезу.
Как всякое отрицание, оно не отвергает «различение», усматривает дифференциации, сознательно «отделяет одно от другого». Однако преодоленное отрицание «вводит в совершенно новую область бытия», ибо в очерчиваемой им познавательной ситуации «различение одного от другого» не отвергает, а «предполагает» возможность существования их обоих «в сфере одной реальности». Отрицаемое, таким образом, «не изгоняется за пределы» жизни, не замалчивается стыдливо; «напротив, ему [отрицаемому] указуется [его] определенное [истинное] место в составе реальности», в пределах бытия. Преодоленное отрицание не просто отклоняет ложное, ошибочное, предательское, оно «ориентирует» в самих соотношениях внутри реальности, усматривает меру совместимости [или несовместимости] различного и разнородного», улавливает возможность «глубинной согласимости и примиримости в полноте всеединства всего противоборствующего и эмпирически несовместимого». Это необходимая поправка и дополнение к той обычной позиции, которая была названа отвлеченным отрицанием, – замечает С.Франк.
«Наша подлинная задача заключается не в том, чтобы уничтожить отрицаемое, а в том, чтобы его преодолеть, чтобы, возвысившись над ним, мы могли усмотреть его истинное значение. В этом истинном своем значении отрицание [не уничтожается, а] сохраняется в качестве конститутивного начала бытия, но теряет свое жало, причиняющее ограничение познавательного горизонта, слепоту в отношении отрицаемого». «Мы возвышаемся до универсального «да», до полного, всеобъемлющего приятия бытия <...>». «Начало «либо одно, либо другое» правомерно лишь на своем, надлежащем ему месте» – в соотнесенности «с началом «и-то-и-другое» или <...> – с началом «ни-то-ни-другое»». Так сохраняется «положительный онтологический смысл», «положительная ценность отрицания», «момент связи различного, из которого вытекает богатство многообразия». Преодолевая абсолютность отвлеченного отрицания, подобная установка «предполагает более широкую перспективу, более духовно-объемлющее видение», «позволяет сознанию проникать в более глубокие слои бытия», в его сверхлогическое, первичное единство, усматривая Непостижимое.
Данную позицию Франк называет не просто «единственно правомерной логической теорией»; она «есть вместе с тем единственно адекватное духовное состояние, одно лишь соответствующее существу реальности как всеобъемлющей полноты».
В контексте духовного наследия семьи Рерихов единственным способом преодоления отношений всеобщего отчуждения, победно угнетающих в конце XX – начале XXI века фундаментальный эволюционный принцип всеобщего единства, всеобщей связанности бытия, называется подробно разработанная здесь тактика Адверза – жизнь-от-обратного, существование-от-противного. Пути побед сегодня новы, необычны, они ускользают от врагов; «но их кажущиеся победы несут печать обреченности поражения», –говорится в духовном дневнике Б.Н.Абрамова [4, с. 275].
Тактика Адверза основана на претворенных в свете энергетического мировоззрения коренных законах диалектики: единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, перехода количества в качество. Допуская нечто, выявляющее сущность одного полюса, косвенно уже утверждается «возможность манифестации противоположного полюса»,а следовательно и замены первого вторым. Тактика Адверза ориентирует на преображение «по линии родственных противоположностей»,по линии антонимов, – сказали бы мы в терминах науки о языке. Из каждого противодействия эволюционному развитию вырастает «сила противоположного порядка, уничтожающая это противодействие». «Один полюс служит основанием для проявления другого, противоположного».Более того, на известной ступени эволюционного развития все: и утверждаемое, и отрицаемое, – может служить сознанию, ориентированному на созидающий духовных синтез. «Уметь находить добро или положительное начало во всем будет означать практическое применение принципа Адверза в жизни». «Оно дает силу мужественно встречать противные явления» действительности. «Не было бы счастья, да несчастье помогло», – говорит народная мудрость.
Каков механизм действия тактики Адверза в контексте энергетической картины мира, изложенной в художественно-философском наследии семьи Рерихов? Согласно принципу Адверза, «нежелательные», неэволюционные свойства, силы, принципы, действия «могут быть доведены до такой степени» напряжения и концентрации, что, «выразившись до конца», «исчерпав», «истратив свои энергии», они «превращаются в силы саморазрушения», «пожирающие сами себя». Обнаружив свою сущность, «безумие, несостоятельность», нелепость или ошибочность, «они теряют привлекательность и более не занимают сознание». Лишившись энергий заинтересованности, они становятся аморфными и «их дальнейшее продолжение становится совершенно» невозможным. Так осуществляется подготовка к их полной замене противоположными силами и энергиями, – теми, что способны к эволюционному развитию. «Именно гибель обреченного на уничтожение явления можно видеть в момент ярого его утверждения, зная, что антитеза его нагнетает силы для сокрушения своего двойника, вывернутого наизнанку».Характер, особенности преодоления отрицаемого, согласно принципу Адверза, определяют общее направление и форму процесса дальнейшего эволюционного движения [5, с. 44; 6, с. 169; 7, с. 285].
«<...> Замена ветхого дома новым и лучшим не будет разрушением», ибо «разрушение есть разложение, приводящее в аморфное состояние», и «Такому разрушению нужно уметь противостоять» абсолютно, ибо за ним стоит не двойственный аспект каждой проявленной вещи, а всеразрушающее отрицание самой проявленности. «Нужно найти силы духа превозмочь трусость, свойственную непротивлению» злу [8, с. 190, § 378]. «Надо, надо, чтобы был человек или холоден, или горяч, т.е. проявлял бы один из полюсов качеств духа [ибо только в этом случае, как говорилось выше, возможна трансмутация по линии родственных полярностей], т.к. тепленькие для эволюции непригодны». Не может дать плодов «умеренное ничтожество и румяная добродетель» [4, с. 13].
Таким образом, все, изложенное выше, подтверждает, что «жизнь-от-обратного», «существование-от-противного» требует нынче невиданно высокой культуры сознания. Действия сознания, возросшего на основах Культуры, небыстры, неочевидны, но накопления неискоренимы во времени и обстоятельствах [9]. Перефразируя Дмитрия Сергеевича Лихачева, подчеркнем: культурным притвориться нельзя; культурным можно только быть! И – человечество «обречено» на Культуру «Право на Культуру есть право на жизнь»(Д.С.Лихачев).
Однако в условиях жизни-от-обратного Культура сама нуждается в защите и ее охранение вырастает в особый утонченный вид духовно-практической деятельности. Аксиомой в текстах мировых Учений, в философских системах классической науки является утверждение о том, что «тонкое» во всей глубине его может быть охранено только тонким, что высшее может быть понято и защищено лишь высшим. Это подтверждает и история человечества. Любые другие действия – «борьба против варварства варварскими средствами», – хотя и не исключаются вовсе из исторического процесса, но и не уменьшают хаоса в мире и не относятся в конечном счете к действиям эволюционным. Таким образом, охрана Культуры – это особый утонченный вид духовно-практической деятельности со своими инструментами, законами, методами.
В «жизни каждого дня» Культура сама дает немало конкретных уроков защиты себя собою – что, вообще говоря, свидетельствует об ее относительной онтологической самостоятельности. Вспоминается выступление известного педагога, академика Шалвы Александровича Амонашвили весной 1997 года в Екатеринбурге. Неожиданно для многих тогда прозвучали его слова: «Ученик может быть защищен Красотой»; Красотой как частью Культуры. Подумалось: «Защищен Красотой?! Но любители искусства редко отличаются физической силой и значительно чаще входят в разряд «хлюпиков» и «очкариков»». А Шалва Александрович убежденно продолжал: «Если, выходя на улицу, услышав «тяжелый рок» или вульгарную грубую речь, ваш ребенок решительно скажет себе: «Это – не мое… Я не хочу этого. Мне это не нравится!» – он защищен! Охранен Культурой, Красотой от внутреннего растления»,от «разложения, ведущего к аморфному состоянию», – сказали бы мы в контексте вышеприведенных рассуждений, – от этого самого скрытого, самого трудноискоренимого порока.
Человек может быть защищен свободой, если свобода пережита им не как вседозволенность, а как вся полнота взятой на себя ответственности за свои мысли, чувства, слова, поступки. Он может быть защищен правом быть собой, если это не право грубой силы, а право реализации лучшего в себе.
«Как воздушная арфа», чутко откликаясь на поток действительности, Культура защищает новым широким знанием, новым углубленным пониманием, новыми далекими горизонтами. Она, таким образом, предоставляет человеку ничем не заменимые инструменты, позволяющие вписывать факты эмпирической жизни в контекст жизни духовной. «Сознательное общение с тончайшим веществом Культуры» [8, § 81] прочерчивает в пространстве жизни «самую длинную линию, которая и будет символом Беспредельности»[4, с. 260].
Однако защита Культуры ставит перед каждым немало проблем. Остановимся на трех достаточно типичных ситуациях, конкретизирующих тезис о защите Культуры Культурой.
CИTУAЦИЯ 1.
«НЕ ДЕЛАМИ, НО ДEЯHИЯMИ СТРОИТ ЧЕЛОВЕК ЖИЗНЬ»,
ИЛИ ЗАЩИТА КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРА ВНУТРЕННЕГО ЧЕЛОВЕКА
Первую ситуацию, думается, можно было бы обозначить так: «<...> Сердце человеческое есть хранитель Культуры <...>»[10, с. 153].
Вспоминается очерк известного религиозного философа Серебряного века Ивана Александровича Ильина «Потерянный день» из его сочинения «Поющее сердце. Книга Тихих созерцаний», впервые увидевшего свет в Берне в 1943 году Герой очерка – человек, добившийся успеха, превысившего всякие его надежды, одержавший победу в мощной решительной борьбе за некое благое дело и таким образом отстоявший, защитивший его. Однако, день наибольшей удачи он называет пропавшим, потерянным. Почему?!
«Как только я проснулся, мною овладели заботы; выдвинулись всевозможные жизненные затруднения, осложнения и прямые опасности, целое змеиное гнездо.
<...> Сердце судорожно сжалось <...> Надо было бороться. И так начался этого погибший день.
Нужно было собрать все силы и проламывать стены – одну за другой. Надо было найти спокойствие в самой тревоге, сосредоточиться, все взвесить, выработать план и с достоинством встретить опасность. Надо было перейти в наступление: идти от человека к человеку, будить друзей, уговаривать жестоковыйных, заклинать врагов. Надо было доказывать бесспорное, дробить камни, плавить железо <...>
Вечером, когда я вернулся домой и все узлы оказались каким-то чудом распутанными, – я чувствовал себя смертельно усталым. Все удалось, успех превышал всякие надежды, но день был потерян.
Он был потерян потому, что сердце мое пребывало в судорожном ожесточении <...> я видел вокруг себя ожесточенный мир и не заметил, как он меня заразил и отравил. Когда сердце ожесточается <...> оскорбленное и онемевшее, оно погружается в темное молчание, в нем нет ни ласки, ни улыбки <...> Оно каменеет. <...>
Человек слепнет и глохнет для всего остального страдающего мира; и живая ткань [Жизни], ради которой только и стоит жить на земле, как бы перестает существовать для него. И день проносится в душе, мертвый и пошлый, и уходит в прошедшее, как нерасцветший цветок.
Этот день пропал для меня потому, что, борясь с людьми, я старался подчинить себе их волю, использовать их, как свое оружие, и не было во мне живой любви к ним – ни к одному. Я подходил к ним осторожно и ловко, я уговаривал и доказывал, я внушал им необходимое, но сам я оставался сухим и деловитым и только пристально и зорко рассматривал их, как каменщик рассматривает свои неуклюжие кирпичи. Мало того. Они все время были противны мне, эти жестокие, самодовольные, заносчивые выскочки; и отвращение царило в моей встревоженной душе. И отвращение это надо было скрывать; и лицемерить, и лгать, ненавидя... Куда мне девать теперь это бремя? Как мне смягчить и разбудить мое сердце? <...> Уходи же, уходи, пропащий день, чтобы можно было забыть тебя и исцелиться.
Да, день был пропащий. <...> Холодный ветер проносился надо мною, как над уличным фонарем. Я даже не помню, было ли вчера солнце на небе. <...> Я совсем не мечтал о красоте <...> И самоё внутреннее пение мое, вечно поющее во мне о далях и глубинах, смолкло, и ручей его иссяк. Мир, как нежная тайна, мир, как живой гимн, мир, как Чудо <...> – не существовал для меня. Нет, <...> я не жил в этот день...
Он погиб для меня, потому что я не нашел ни одной нити, ведущей <...> [к священной дали], и взор мой ни разу не коснулся ее дивной сияющей ткани. В такие дни жизнь лишается смысла и святыни, как бы ни везло человеку и как бы удачны ни были его земные дела. <...>
Прощай же, пропащий день. Угасай в забвении. Один-единственный дар останется мне от тебя: что я увидел твою пустоту и понял, что потерял тебя в жизни» [11, с. 353–355].
Так в условиях жизненной реальности «от противного» агрессивный мир незаметно проник в неокрепшее сердце героя, «заразил и отравил» его. Успех, одержанный сухой деловитостью, оказался Пирровой победой как для внутреннего человека, так и для мира, ибо удача в конечном счете не «отеплила» мир, не вернула герою его «потерянную улыбку», не укрепила «ткань Культуры». Она лишь увеличила долю холодности и ожесточенности бытия. Разумеется, такая защита лучше, чем отсутствие обороны вообще, однако нельзя не признать грубости, уязвимости и относительности описанных выше способов борьбы, защиты и победы. Ожесточение сердца в действии внутреннем отзвучало неодухотворенностью, обезличенностью действия внешнего и исключило Культуру из способов, средств, инструментов защиты, лишив тем самым оборону Культуры качества эволюционности. Ибо Культура есть синтез, уникальное единство «суровости долга» как внешнего действия и «нежности любви» как действия внутреннего [12, § 112], называемого в наследии семьи Рерихов «состоянием сознания» [4, с. 149]. Отказ от этого единства в условиях всеохватности отчуждения оказался равнозначен поражению.
«Поражение лишь там, где мы усыпляем свое сознание по малодушию и пытаемся обмануть себя и других в действительном положении вещей» [13, с. 401]. Не внешний сиюминутный результат характеризует значение действия, – его истинное величие определяют глубинные следствия [8, § 52], ибо «не делами, но деяниями» (И.Ильин) как синтезом «состояния сознания», то есть внутреннего действия [14, п. 62, 66] и внешних поступков строит человек Жизнь. Не делами, но деяниями – этим особым атрибутом Культуры, способом ее проявления в жизнь, – он подлинно, эволюционно защищает Культуру, ибо в деянии преодолевается тотальность всех видов отчуждения.
В контексте духовного наследия семьи Рерихов в описанной выше ситуации «преодоленное отрицание» может быть понято как жертва, которую приносит человек, расстающийся с эгоизмом самости, ожесточением, страхом, сомнением, гневом, обидой, не-любовью, то есть как косвенное утверждение лучшего в себе [15, с. 139–140]. Целостный человек обороняет Культуру и стойким, постоянным, непреклонным протестом против всех и всяческих актов вандализма, и руками, восстанавливающими разрушенный храм, и подписью, поставленной в защиту «доброго имени», и живым чувством мира «как нежной тайны», «как живого гимна», «как Чуда».
СИТУАЦИЯ 2.
«ИСКУССТВО ТВОРИТЬ B3AИMOOTHOШEHИЯ», ИЛИ ЗАЩИТА КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
«Обвальная» ситуация жизни, сконструированной всеобщим отчуждением и тактикой Адверза как одним из способов эволюционного существования в этих условиях, все чаще провоцирует защищать Культуру от невежества, действуя по отношению к другому грубо, гневно, «кулаками», «локтями», «ногами»; осуждая, упрекая, требуя лишь ожидаемых поступков, высказываний, оценок; побуждая «проводить разборки», определять правых и виновных по своему разумению, наклеивать ярлыки, то есть обходиться методами «отвлеченного», всеразрушающего отрицания.
Целесообразны ли подобные действия? Для определенного уровня сознания – да. Но соответствует ли такая защита Культуры требованиям «культурности» [16, § 590]? Безусловно, нет. Психологи уже давно показали, что «метод механически понятого отрицания» (даже если речь идет о справедливо отмеченных недостатках другого) лишь увеличивает хаос в и без того «истерзанном» мире. Группы, основанные на принципе: «против кого дружите, девочки?» (Ф.Раневская), оказываются на практике – однодневками, ибо дружно сказанное «нет!» вовсе не является гарантом того, что не найдется явление, которое в той же группе вызовет объединяющее, созидательное «да!». Публичные «разборки», возникающие внутри подобных стремительно разбегающихся «объединений», не меньше заказных PR-акций засоряют информационное пространство или, – в терминах энергетической картины мира, – мощно подпитывают вихри разрушительных энергетических образований.
Но каков он, «метод утверждающий», на практике, в ситуации «повального» отчуждения и абсурдизма в межличностных отношениях? Большой разъясняющий опыт содержится в текстах Учений мировых религий, он накоплен и в так называемой духовной литературе, в литературе философствования.
«Преодоленное отрицание» (С.Франк), «маневр утверждающий» эволюцию и созидание в межличностных отношениях сегодня есть покрытие разрушительных явлений – людей, событий, идей – «идеями явлений положительных, <...> осуждающими и критикующими по существу, но не по форме»[4, с. 54]. «Осудить по существу», «покрыть», утвердить – значит, не копаясь в недостатках другого, не прибегая к прямому осуждению, дать событиям, идеям, человеку – «формулу зовущую», усмотреть в отрицательных свойствах явления возможность его будущих преображений, открыть «зону ближайшего развития». От свободы выбора другого зависит принять или не принять не замечание, не упрек, не критику своих недостатков, но предлагаемый путь достижений лучшего.
«Метод утверждающий» есть тактика неожиданности, маневр необычности. Это овладение ситуацией со стороны, которую другой не видит; ответ с позиций, о которых другой даже не подозревает. Какой гибкости и утонченности учит нас время! Как властно поднимает оно сознание «на следующую ступень понимания» жизни, «когда недостатки того или иного явления сами осуждают себя своей же самоочевидностью».
В системе восточных единоборств есть прием защиты, называемый «отводнóе движение». Суть его не в прямом противостоянии удару, а в том, чтоб уйти «из-под удара», пропустить разрушительную силу мимо себя, позволив противной стороне по инерции свободно лететь в направлении, ею же подготовленном, и падать, расшибаться не от силы ответного толчка другого, а вследствие силы, порожденной своим же нападением.
В терминах энергетической картины мира, как она раскрывается в духовном наследии семьи Рерихов, подобное «самоосуждение» обозначается принципом «бумеранга». Механизм его действия сводится к тому, что, обладая большой массой и плотностью, низкие, негативные мысли напрягают самые низшие пространственные слои, которые настолько уплотняются, что обратный, отраженный от них удар становится неминуем. Так «зараженная стрела может вонзиться в темя пославшего» [8, §213].
Действие утверждающее не есть попустительство («иди, куда хочешь, делай, что знаешь...»); не есть равнодушие («мне все равно, что ты делаешь...»); не есть насилие, тирания (тюремный кодекс: «Делай, что говорят!»). Это деятельное, активное участие в судьбе другого: не задевая по форме, «задеть» по существу и – победить!
Но что значит – «критикуя, не задеть по форме»? Уникальные ответы содержатся в мудрых наставлениях тех, кто опытен в ведении духовной жизни, в том числе в «духовной брани».
«Братья, если кто-то чужой станет говорить против меня, либо против Веры, либо против Предписаний, вы не должны ни таить против него зла, ни ощущать обиду, ни питать дурных чувств. Если же вы станете сердиться или почувствуете обиду, это помешает вашему самообладанию». Таково одно из наставлений Будды. Прагматически ориентированное сознание видит в этом поучении непротивление злу, бездействие, уклонение от межличностного общения, отрешение от жизни, уход в себя [17, с. 10, 12]. В контексте же наших рассуждений цитируемое наставление может быть понято иначе – не как отрицание необходимости защиты и охранения Доверенного, но как возможность критики при одном – однако непременном (!) – условии: критика не может исходить от человека, находящегося в состоянии аффекта, в неконтролируемом сознанием состоянии раздражения, озлобления, обиды и т.п. Изливаясь наружу, эти низшие инстинктивные реакции, как психическая зараза, поражают другого, вызывая ответные раздражение, обиду, озлобленность.
«Задеть по форме» – значит, подавляя высокие проявления эмоциональной и интеллектуальной жизни другого, вызвать – в качестве ответной – реакцию низшей, животной его природы. Как реагирует собака, когда ее обидят? – она набрасывается и кусает; петух клюет. «Осуждай дурной поступок, самого же делающего не осуждай»; «человека любить надо», – не уставал повторять подвижник Земли Русской, Преподобный Серафим Саровский. Не задевая по форме, критика по существу настраивает другого на достойный, эволюционный выход из конфликтной ситуации. «<...> Усмотреть в человеке, в отрицательных свойствах его, возможности будущего преображения будет знаком мудрости, а направить и устремить сознание его к преображению этих свойств в качества положительные будет истинным наставничеством» [4, с. 13].
Метод утверждающий – поле мирного сосуществования людей, идей, мнений и т.д. В современном мире такой вид отношений описывается понятием толерантности. В обычных словарях толерантность определяют как терпение, терпимость к чужим мнениям, верованиям. Широко понятая толерантность прижилась в современной культуре. Как сторона бытия толерантность в широком смысле слова имеет объективное онтологическое основание в фундаментальном законе бытия – в законе о «единстве и многообразии мира». Она есть «дань неисчерпаемости жизни, превышающей способность нашего понимания»(А.Уайтхед), дань беспредельной «разновидности [ее] форм при единстве Жизненного импульса»[8, §§ 25, 358]. Действительно, разнообразен опыт, с которым мы приходим в мир, разнообразны наши пути по жизни, наша судьба, конкретные задачи, профессия, вкусы, привычки, интересы, мнения, традиции. Но подобно тому как разнообразные цвета, имея общий тон, собираются в единую радугу, где они не только не ослабляют, но чудесным образом усиливают красоту звучания друг друга, так и человечество согласно фундаментальным законам Космического бытия, «обречено» на толерантность.
Защита Культуры в пространстве толерантности как особом виде широко понятого взаимодействия – это защита без применения мер давления, это охранение без насилия. В пространстве широко понятой толерантности не перекрашивают самовольно, по своему разумению, «цвета» другого, не соединяют, не комбинируют разные по тону, яркости, насыщенности «цвета» пока что судьбой разведенных людей. Не требуют их немедленного единения и прямого сотрудничества. В пространстве толерантности разведенных жизнью, но близких, милых твоей душе, соединяют пока только под сводами своего сердца, соединяют тем видом духовно-практической деятельности, который называют надеждой и который активно творит бытие будущего сегодня. «Бытием будущего в настоящем» называет надежду известный современный философ Александр Георгиевич Спиркин [18, с. 317–319].
В познавательной ситуации, выстроенной широко понятой категорией толерантности, таким образом, смыслы «преодоленного отрицания» (С.Франк) сводятся к «различению как простому проведению границы между двумя <...> чистыми определенностями», между двумя людьми; границы, обеспечивающей суверенную ценность каждого.
Однако толерантность как ценность Культуры, как общечеловеческая духовная ценность, как моральная категория и как тип межличностных отношений принципиально возможна лишь при определенных условиях. Условиями сохранения толерантности в мире человеческих отношений являются наличие хотя бы узкоосознанных отношений взаимности (взаимо-: -уважение, -понимание, -согласование и т.п.), в том числе взаимности «маневра утверждающего» (и, как следствие, признание суверенности и «я», и «другого»), о которых шла речь выше. Диалектика толерантности и нетолерантности хрупка, тонка, трудно сохраняема, ибо удержание многообразия бытия в эволюционном равновесии требует особой культуры жизни, называемой в эзотерической традиции «срединным», «Золотым путем».
Здесь нельзя не напомнить о втором, узком, специальном значении понятия толерантности, существующем в науке. Термин этот ввел в 1953 году английский биолог Питер Медавар, изучавший терпимость имунной системы при трансплантации органов. Речь шла о том, насколько организм способен «вытерпеть» чужеродное тело. Толерантностью стали называть способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. С ней стали связывать «диапазон устойчивого развития», напрямую зависящий от меры совместимости, от «степени чужеродности» «другого», ибо, удаляясь от «оптимальной зоны своего развития» под влиянием «чужеродных факторов», организм вначале испытывает стресс, а у границы «предельной зоны» погибает [19, с. 635; 20, с. 780]. Толерантность в узком, специальном смысле слова, таким образом, обращает наше внимание на то, что «терпимость без берегов» является умозрительной, отвлеченной от жизненных реалий абстракцией, неизбежно ведущей к отрицанию жизни организма.
Но вернемся к толерантности в сфере межличностных отношений. Как только одна из сторон «напрягает» до известной степени отрицания поле межличностных отношений – то, что было построено на принципе взаимности, деформируется. И неважно, связано ли это напряжение с «другим», отказывающимся от переживания мира как «единства в многообразии» в свою пользу, в пользу «однополюсного» для-себя-бытия, в пользу отношений «господство-подчинение», или же оно вызвано мягким, как воск, доверчивым «я», неспособным держать оборону, хранить в неприкосновенности сокровищницу своего духа и столь сильно «прогибающимся под изменчивый мир», что это грозит самому факту существования индивидуальности. В любом из этих случаев толерантность, как оборотень, превращается в нетерпимость. Это может быть нетерпимость к «другому»: активное отрицание, прямая агрессия по отношению к другому как чужому. Это может быть и нетерпимость к себе: неуважение к уникальности своей природы, к самому своему долгу, праву быть собой.
Гештальт-терапия, чьей заботой является сохранение статуса личности, называет подобные процессы интроекцией или конфлуенцией. Они основаны на том, что человек способен усваивать чувства, взгляды, убеждения другого, даже если они находятся в противоречии с его собственным опытом. В основе такого усвоения лежат, как правило, взаимные прагматические соглашения, обоюдная выгода. Однако со временем «мягкому» типу личности становится все труднее отличать чужое, прежде лишь терпимое, то есть удерживаемое на определенной дистанции по отношению к ядру своей личности, от своих собственных убеждений, чувств, мыслей, желаний. Так начинают стираться грани «я» и окружающего, размываются границы вечных ценностей, цементирующих системообразующее качество личности, с позиций которого она разрешает все свои противоречия (А.Додонов). Человек полностью идентифицирует себя с другим, с группой, с окружением. Чуждая подлинной внутренней природе часть личности нарушает суверенную целостность человека, фрагментирует его, ведя от отдельных уступок к моральному компромиссу, от раздвоения личности к лицемерию, от конформизма к безразличию, равнодушию, к жестокости. Все эти психические границы неявны [21, § 215; 16, § 900], но результатом их становится вначале – медленное сползание, затем – вытеснение, наконец – перерождение «я» в другого, чужого. Таков путь «тихого погрома» космического права быть собой.
В какой бы форме ни проявлялась нетерпимость, она неизбежно сужает сознание человека, исключает всякую свободу его духовных исканий, свободу выбора пути. Из беспредельного числа возможностей, которые предоставляет человеку вся полнота Жизни, нетерпимость отвлеченного отрицания нагло, властно и самоуверенно оставляет лишь две: «или со мной – или против меня», незаконно сужая поле жизненного выбора. Сколько раз каждый из нас в обычной жизни сталкивался с конкретной ситуацией: не с тобой, но и не против тебя. Что это? Компромисс, сомнения, колебания как проявления мягкотелости, отсутствие полнопреданности, полумеры, слишком широко понятая толерантность? Часто бывает и так. Но возможно и другое. Позволю себе процитировать фрагмент одного письма. «Я не разделяю этот твой поступок, не могу остаться с тобой на этом отрезке твоего Пути, с этим твоим выбором, свободу которого я, однако, не вправе отменить. Сама же я чувствую безусловную близость тому пути, который собирает нас вокруг приоритетных задач, как они ставятся МЦР, его конференциями, Круглыми столами, акциями и т. д. И это сейчас полностью покрывает мое понимание, мои возможности и способности участия в делах Культуры. Мне не тесно в пространстве этой деятельности. И даже не возникает потребность как-либо изменить его.
Но не скрою, я люблю в тебе твою духовную возможность, – разумеется, как я ее чувствую и понимаю, – и верю, что на путях беспредельной жизни мы встретимся вновь в совместном труде на общее благо. И эта встреча будет более цельной, радостной и дорогой нам обоим».
Вспоминается ответ Н.К.Рериха на вопрос: «Вы христианин или буддист?» Не противопоставляя религиозные конфессии, Николай Константинович ответил: «Я верую в Единого Бога Отца и Сына и Святого Духа».
Богатый опыт межличностных отношений, исключающих механистическую категоричность взаимных отрицаний, накоплен в искусстве. Так, мир чувств в ксилографиях известного японского мастера К.Утамаро всегда очерчен пределами гармонических звучаний. Здесь, как отмечают исследователи, нет контрастов типа: любовь–ненависть; преданность–измена; отчаяние–восторг. Амплитуда душевных движений героев Утамаро – любовь–размолвка, преданность–несогласие, светлая печаль–негромкая радость. Изображая сцену размолвки, поместив фигуры спиной друг к другу, Утамаро передает момент душевной несогласованности, но не конфликт. Фигуры объединены единым ритмом линий: родившись в одной, линия продолжается в другой фигуре. И это внутреннее единство смягчает конфликт, сообщает ему оттенки грусти, раздумья, скорее объединяющие героев, чем углубляющие их несогласие.
Так, в познавательной ситуации, построенной категорией толерантности с учетом «оптимальной зоны развития» «одного» и «степени чужеродности» «другого», смыслы «преодоленного отрицания» (С.Франк) сводятся к «различению как указанию необходимого расстояния, необходимой удаленности одного от другого».
Однако вернемся к ситуации, когда принцип взаимности нарушен, «метод утверждающий» отвергнут, испытание «под знаком беды» не понято, «зона устойчивого развития» завоевана, когда «хохот абсурдизма гремит по всему миру» [22, с. 143]. Вспоминается центральная часть триптиха С.Н.Рериха «Распятое человечество». Чаши огня мощными потоками льются на Землю; огня магнитных бурь, солнечного ветра, метеоритных дождей, космической пыли, комет; огня, способного оплодотворить, вернуть к жизни лишенные жизненной энергии пространства Планеты. Но сонен, вял, бессилен гигант человечества – груда прекрасных мышц, не напряженных искрой сознания. Так в отсутствии «сердца Данко» Свет, в котором скрыты невиданные возможности преображения, превращается в языки лижущего пламени, в огонь пожаров и катастроф.
Как действует «Культура – оружие Света» в условиях прямой агрессии, предательства, насилия со стороны другого? Ответим словами Конфуция: «За добро – добром, а за зло – по справедливости».
И вновь убедительные примеры, конкретизирующие данный тезис, содержит святоотеческая литература, биографии выдающихся деятелей мировой культуры – всех тех, кто опытен в эволюционном сопряжении жизни духовной и социальной, ибо именно в этом сопряжении и кроется тайна культуры ответа на поставленный выше вопрос. В таком сопряжении проявляется вся мудрость жизни.
«Жизненны и практичны прекрасные ответы Благословенного [Будды] на вопросы воина по имени Синха <...>. «Я солдат, о Благословенный, и царь назначил меня проводить в жизнь его законы и вести войны. <...> признает ли Татхагата ошибочным идти на войну для защиты своего дома, своей жены, своих детей, своей собственности? <...> должен ли я дозволять злодею делать все, что ему вздумается и покорно уступать всякому, кто угрожает силой взять принадлежащее мне? <...>»
Будда отвечал: <...> «Татхагата учит, что любая война, в которой человек стремится убить своего брата, ничтожна; но он не учит, что тот, кто идет на войну за правое дело, исчерпав все средства к сохранению мира, заслуживает порицания. Порицаем должен быть тот, кто вызвал войну и стремится убить другого.
Татхагата учит полному отказу от себя, но он не учит отказу от чего бы то ни было в пользу сил, представляющих зло, – будь то люди, боги или стихии природы. Борьба должна быть, ибо вся жизнь есть борьба. Но тот, кто борется, должен следить, чтобы не сражаться ради своих личных интересов против истины и справедливости <...>
Велик генерал, увенчанный успехами, о Синха, но еще больший победитель тот, кто покорил самого себя <...>
Потому, сражайся мужественно, о генерал, и веди свои битвы со всею мощью; но будь солдатом истины <...>» [23].
Как удивительно созвучен этот подход известному диалогу Преподобного Сергия Радонежского и князя Дмитрия Донского, диалогу, состоявшемуся незадолго до Куликовской битвы. «Все ли ты сделал, чтоб решить дело мирным путем?» – И получив утвердительный ответ, Преподобный благословил князя: «Иди, сыне. И победишь!» Так проявилась познавательная мощь «подлинного преодоления отрицания, открывающая нам глаза на Непостижимое как металогическую и трансрациональную реальность» (С.Франк).
СИТУАЦИЯ 3.
«ДУХОВНОСТЬ – НАУКА XXI ВЕКА», ИЛИ ЗАЩИТА КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Как в фокусе, все перечисленные выше проблемы отражаются в такой сфере человеческой деятельности, как наука. Защищая Культуру Культурой, наука вступает в область особо тонких градаций, особо чутких постижений, в пространство новой ментальности, новой парадигмы сознания, новых мировоззренческих горизонтов. Она сталкивается с неизбежностью новых исследовательских рефлексий, новых инструментов анализа, оценок и т. д.
Что определяет структуру современной познавательной ситуации? Формулируя свою позицию, явно или неявно, многие крупные ученые, и естественники, и гуманитарии, так или иначе обращаются к феномену духовности. Однако какая научная конкретика может стоять за ставшим крылатым выражением известного философа, искусствоведа Георгия Карловича Вагнера: «Духовность есть наука XXI века»?
Новые онтологические основания Культуры, опирающиеся на глубокие традиции философии культуры, начиная с XVIII века, а в XX веке последовательно изложенные в концепции культуры Н.К.Рериха, вводят культуру в современную науку не только как некий самостоятельный предмет исследования, но и как особое пространство, в котором разворачиваются или свертываются все изучаемые наукой процессы жизни [9, гл. 2]. Важнейшее место в формировании структуры этого нового научного пространства занимает так называемая духовно-практическая деятельность (термин К.Маркса). Именно к этому фактору сейчас и устремлены наиболее пытливые научные взоры. Объяснительный потенциал категории велик; с его помощью решается целый ряд вопросов, ранее вызывавших у ученых тщательно скрываемое недоумение. Вот лишь несколько примеров.
Вне онтологически понятого фактора духовно-практической деятельности известное древневосточное наставление: «Видишь Будду – убей Будду» может быть понято как прямой призыв к Священной войне, а не как символ беспредельного восхождения Духа к свету Истины.
Вне онтологически понятой духовно-практической деятельности, с позиций узкосоциально ориентированного научного сознания заботы Преподобного Сергия Радонежского о примирении русских князей могут рассматриваться как проявление геополитических, военных интересов, как поведение заговорщика, закулисного интригана, поставившего своей целью тайно овладеть всей полнотой власти на Руси, а не как деятельность миротворца, не как творение миров единения и согласия на Русской земле.
Вне бытийного статуса духовно-практической деятельности известный тезис Н.К.Рериха о новом пространстве жизни России, о «Новой стране» может казаться свидетельством захватнических территориальных амбиций, стремлений перекроить по своему разумению карту Азии, а не служить доказательством действенной работы его автора над формированием благоприятных условий для переустройства Жизни по законам Красоты, показателем его стремления воплотить в жизнь давно сформулированную мечту. «В какой стране Вы хотели бы жить?» – спросили Николая Константиновича. – «В стране Культуры», – отвечал художник. Страна Культуры – не метафора, но, действительно, бытийно новая страна. Мир через Культуру – не трескучая декларация, но, действительно, бытийно новый мир.
И еще один пример, на этот раз из отечественной военной истории. 1812 год. Защита Отечества. Сколько копий было поломано исследователями при обсуждении вопроса, почему фельдмаршал М.И.Кутузов не только оставил Москву, но и повел отступающие войска по «странному» в некотором смысле пути: через Калужские земли.
Прошло около двухсот лет, и лишь сейчас отечественная историческая наука стала осторожно прислушиваться к тому объяснению, что фельдмаршал направил измученных духом, изверившихся, уставших солдат по местам, осененным благодатью присутствия многих молитвенников Земли Русской, по землям, издавна называемым «Богородичным поясом», по землям, прилегающим к Оптиной пустыни, по намоленным землям Родины. Гениальным духом полководца-стратега Кутузов проник в решение исторической проблемы защиты матушки-России не варварскими средствами (бессмысленно положив бесчисленные человеческие жертвы), а средствами Культуры, «оружием Света», сохранив жизнь многим солдатам и укрепив дух русского воинства. Так отечественная историческая наука деликатно обращает внимание на духовную составляющую, на духовно-практическую деятельность в качестве важной детерминанты исторического процесса.
Однако, как свидетельствуют публикации последних лет, само по себе введение духовной координаты как детерминанты или инструмента анализа еще не является гарантом научной глубины и объективности. Понятие духовно-практической деятельности нуждается в тщательной разработке и уточнении, ибо сейчас к ней относят и деятельность оккультную, мистическую, тайную, тщательно скрываемую ото всех, маскирующую низменные интересы; и двуличие, лицемерие; и проявление бессознательной интуитивной природы, магию, колдовство; и, наконец, манипулирование людьми, тонкое использование их в качестве инструмента достижения целей в некой политической игре. С другой стороны, традиционно эта деятельность соотносится с открытием, постижением и освоением универсальных законов бытия в соответствии с особенностями сознания той или иной эпохи; с ней связывают трудное, сознательное, каждодневное сопряжение двух уровней жизни: материального и идеального, физического и духовного, мысли, слова и дела; к ней относят проявление демиургических, творческих начал личности, вдохновение, «питание оси духа возвышенным и утонченным», укрепление и развитие лучших качеств, высшей природы человека, и т. д.
Среди инструментов научного анализа духовно-практической деятельности следует выделить осваиваемую конкретными современными науками деятельность идеалообразования. Объем ее объяснительного потенциала тоже значителен. Образно-емкое определение идеалообразующей деятельности оставил нам Федор Михайлович Достоевский. «Мерило сознания народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным и истинным, о чем вздыхает» [24, с. 526].
Примером того, как напряженная идеалообразующая деятельность раскрывает внутренний потенциал народа, его способность постичь и исполнить свою миссию на всемирно-исторической арене, является исследование Владимира Сергеевича Соловьева, посвященное Магомету. Анализируя условия рождения Пророка в культурной среде Аравийского полуострова, он обращается прежде всего к духовно-практической деятельности бедуинских племен, к их поэзии, искусству. Он находит свидетельства столь напряженной идеалообразующей жизни (не рефлексий, этих свидетельств смутных духовных томлений, – а жизни, исполненной пламенных устремлений к героическому, к любви и подвигу), что стоило бы удивляться не столько появлению в культуре Аравии Пророка, принесшего третью мировую религию, сколько отсутствию его там. Соловьев приводит примеры множества героических гимнов, находит сведения о племени, про которое говорят: «Они умирают, когда любят!» Сила любви этих людей преображала их, давая новое, второе, духовное, рождение. Ученый обнаруживает факты, когда перед отрядом бедуинов, отправляющимся на битву, едет женщина и поет гимны, вдохновляющие на подвиг, на героическую борьбу, наполняющие сердца воинов огнем мужества и самоотверженности.
История науки свидетельствует, что вне деятельности идеалообразования невозможно постижение и облика отдельного человека. Более того, исключение этой духовной координаты, буквализация биографических реалий реконструирует личность с «точностью до наоборот». Если житийная литература, основанная на идеализации как особом виде обобщения, акцентирует победы духа своего героя, опуская подробности испытаний; если традиционный биографический очерк сосредоточивает преимущественное внимание на рефлексиях, томлениях, взлетах и падениях духа, оставляя образ тяжкого пути познания, то ближайшая задача новой науки – освоение особого монографического жанра, названного Павлом Федоровичем Беликовым «опытом духовной биографии».
Взяв за мерило то, что герой считает «прекрасным и истинным, о чем вздыхает», духовная биография не отводит стыдливо глаза от неоднозначных явлений в его жизни, ибо знает: они происходят не потому, что «случается орлам и ниже кур спускаться», а потому, что земная жизнь есть сложное взаимодействие материи и сознания, есть «распятие духа в материи». Мировоззрение Востока не раз свидетельствовало: даже Величайшие духи в каждом новом воплощении «обречены на блуждание», – пишет П.Ф.Беликов, – ибо слишком велик разрыв между физическим и духовным мирами, между их энергетическими характеристиками, между состоянием вещества, их образующего. При вхождении в плотные слои земной материи они «как бы теряют связь со своим «высшим Я»» и обретают ее вновь только «руками и ногами человеческими», ценой неимоверных усилий – обретают, будучи людьми своей эпохи, разделяя с ней ее несовершенства, заблуждения, страдания, тревоги и чаяния. «Ко многому, казалось бы, несовместимому с высотой духа» приходится им прикасаться. И всякий раз встречая в мельчайших подробностях жизни героя незрелые суждения и поступки, духовный биограф не замалчивает их трусливо, но понимает как поучительные факты, не умаляющие, но лишь усиливающие яркость подвига духа героя. Силой своей идеалообразующей деятельности, направленной на строительство себя по «меркам» избранного Идеала, а потому и на реализацию Идеала через себя, – деятельности, которая осуществляется обычным человеческим, а не неким сверхъестественным, путем, – герой подымает себя после «падения в бездну житейскую» и одерживает победу над ее тлетворным влиянием. Так факт эмпирический входит в контекст жизни духовной. Именно поэтому Павел Федорович Беликов в опыте духовной биографии Н.К.Рериха не боится цитировать резкие характеристики и незрелые суждения, зафиксированные, например, в студенческом дневнике художника [25, с. 15, 17].
Как не вспомнить в этой связи известное пушкинское признание:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Учитывая тему настоящей конференции, позволим себе еще один пример из жизни Н.К.Рериха. Обратимся к неоднозначно интерпретируемой переписке художника с директором «Семинариума Кондаковианума» в Праге Александром Петровичем Калитинским и его супругой, известной актрисой Марией Николаевной Германовой. Точнее, к двум письмам, опубликованным В.А.Росовым [26, с. 32–35, 81–82, 86]. Раннее из них датировано 9 октября (днем рождения Николая Константиновича) 1930 года. Уже зная о первом приступе тяжелой душевной болезни, поразившей профессора Калитинского, Николай Константинович поддерживает супружескую пару сердечным участием, заботой, духовным советом, мощью огня своего со-чувствия. Но ситуация обостряется. За первым следуют новые приступы болезни, опасной, «заразной», как говорят сегодня медики, фиксирующие случаи «психических эпидемий». Болезнь мужа отражается на нравственном здоровье супруги, ей недостает внутренней силы, любви или, в контексте нашего анализа, энергии идеалообразующей деятельности, чтобы «оберечь мужа», как советовал, как просил Николай Константинович.
И 9 января 1931 года Рерих пишет супругам последнее письмо, пишет, уже наверняка зная, что наметившемуся сотрудничеству не суждено сбыться. Но он пишет! – и отправляет написанное, последний раз протягивая нить уже не духовной связи, но человеческой душевной теплоты и участия. Он не бросил их, не испугался «психической заразы»; не замолчал, ничего не объясняя; не разломал отношений грубо и резко, – нет! Он сделал максимально, сколько позволял ему его долг перед Порученным, перед делом всей его жизни, долг, требовавший особой, исключительной психической чистоты. Самим фактом своего последнего письменного общения, интонацией его первых слов он оставлял при прощании последнее напоминание о том заветном, что некогда сблизило их, ибо знал, что и в труднейших жизненных обстоятельствах непрерывная и настойчивая внутренняя идеалообразующая деятельность человека способна пробудить спящие духовные силы, добыть огонь, «просветлить косную больную материю», а значит вернуть утерянное душевное здоровье.
Вспоминаются ситуации войны, разведки. Ранен товарищ; но нужно выполнять задание. И тогда максимально удобно разместив раненого, оставив ему патроны и пищу, уходят... уходят, помня об оставленном, тужа об этой жертве... иначе очерствеет сердце... и при первом же благоприятном случае возвращаются назад.
Среди других видов деятельности в сферу интересов «новой одухотворенной науки» входит деятельность переживания, в том числе работа по производству смыслов, целеполагающая деятельность, предмет исследования которой вписывается не только в пределы привычного социального пространства, но и «погружается» в «координаты» Беспредельности.
Изложенный материал свидетельствует о том, что каждый исследователь входит в новую научную ситуацию не только своими профессиональными качествами, как это было раньше. Он участвует в ней как целостность, в качестве «всего человека». Он исследует предмет своей науки «собою» как особым «инструментом» анализа: своим духовным потенциалом, своей эмпатией, своей способностью освоить, постичь, пережить «иное»... И если раньше только о художниках говорили: они не могут скрыть себя в своих творениях, – то сейчас это может быть отнесено и к ученым. А посему, как говорил А.Блок, «нельзя садиться за стол с адом в душе...».
* * *
В заключение подчеркнем: в условиях «жизни-от-обратного» в защите Культуры оружием Культуры нет мелочей: мелких способов, форм, приемов.
В культурологической концепции Н.К.Рериха защита Культурой – это долгосрочные образовательные («разъяснительные»), просветительные и воспитательные программы многих организаций и многих сотрудников; это «стадии» постоянных «моральных воззваний» и постоянных социальных действий; это неутомимые напоминания, прошения, убедительные утверждения и разъяснения, каждый раз новые, неожиданные по аргументам; это неизменные осуждения, неприятия каждого, ставшего известным акта вандализма. Как видно даже из такого краткого перечня, защита Культуры Культурой требует неукоснительного постоянства, находчивости, сотрудничества многих, работы, ни на миг не прекращающейся.
Вспоминаются регулярно, раза два-три в неделю посылаемые Н.К.Рерихом во все концы света прошения, протесты, требования, телеграммы, пакеты, письма, ответы, записки в течение всего времени трагического стояния Центрально-Азиатской экспедиции на плато Чантанг. Это были вести, и нашедшие своего адресата, и вернувшиеся назад, и просто так никуда и не отправленные англичанами. Но неколебимый, деятельный, всегда спокойный, доброжелательный и находчивый Николай Константинович знал: мы «завалим» тибетских чиновников требованиями [27, с. 59]; дипломатическими приемами поставим тибетские власти в необходимость исполнить наши требования [28, с. 184–185]. Экспедиция – жила! Экспедиция боролась, защищалась, сопротивляясь насилию. И, в том числе, этим! – победила.
Защита Культуры Культурой – это «общественный героический подвиг». «Дело Культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны, – писал Н.К.Рерих. – Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное, общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния». «Чем дальше, тем больше должны требоваться в деле охраны культурных сокровищ общественное и частное начало» [29, с. 127]. Из высказываний Н.К.Рериха следует, что частные выступления призваны вызывать отзвук в общественном мнении, создавать это мнение, побуждать к широкому сотрудничеству в осуждении каждого факта вандализма, пробуждать культурное сознание в широких массах и, опираясь на со-действие общественности, формировать то необходимое «моральное напряжение», которое способно побудить государственные учреждения к решениям в пользу Культуры.
Охраняйте, защищайте Культуру, но «перенесите борьбу на более высокий план»,ибо, как говорил Н.К.Рерих, «Культура есть оружие Света» [22, с. 41].
Литература
1. См.: Поспелов Г. Русское искусство начала XX века. Судьба и облик России. М. 1999. 2. Пригожин П., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986. 3. Франк С.Л. Сочинения. М., 1999. 4. Грани Агни Йоги. I. Новосибирск, 1993. 5–7. Грани Агни Йоги. V. Новосибирск, 1994; VII. Новосибирск, 1995; VIII. Новосибирск, 1995.8. Учение Живой Этики. Иерархия. М.: МЦР, 1995. 9. См.: Фурсей Г., Рюмцев Е., Чирятьев М. Наука и образование в общем контексте Культуры как определяющие факторы устойчивого развития России. СПб., 1999. 10. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. М.: МЦР, 1995. Т 1. 11. Ильин И.Собр. соч. М., 1993. Т 3. 12. Учение Живой Этики. Община. М.: МЦР, 1994. 13. Рерих Елена Ивановна. Письма. М.: МЦР, 2000. Т 2. 14. Грани Агни Йоги. VI. Новосибирск. 1995. 15. Учение Живой Этики. Листы сада Мории. Зов. М.: МЦР, 1994. 16. Учение Живой Этики. Надземное. М.: МЦР, 1997. 17. См.: Толерантность в контексте многоукладности Российской культуры. Екатеринбург, 2001. 18. См.: Спиркин А.Г. Философия. М., 1999. 19. Биология. Энциклопедический словарь. М., 1995. 20. Большой энциклопедический словарь. М., 1991. Т. 1. 21. Учение Живой Этики. Надземное. М.: МЦР, 1996. 22. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994. 23. Рокотова Н. Основы Буддизма. Улан-Батор, 1929. 24. Цит. по: Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М., 1990. 25. Беликов П.Ф. Рерих. Опыт духовной биографии. Новосибирск, 1994. 26. См.: Росов В.А. Семинариум Кондаковианум. СПб., 1999. 27. Портнягин П.К. Современный Тибет. Миссия Николая Рериха. Экспедиционный дневник. 1927–1928 // Ариаварта. 1998. № 2. 28. Декроа Н. <Н.В.Кордашевский>. С экспедицией Н.К.Рериха по Центральной Азии. СПб, 1999. 29. Рерих Н.К. Постоянная Забота // Знамя Мира. М.: МЦР, 1995.