Знамя Мира в Государственной Думе

Сегодня, когда с лица планеты по вине людей исчезают бесценные памятники прошлого, задача защиты культурных достижений приобретает особую важность. Одним из первых, кто обратил внимание людей на это бедствие, был Николай Рерих. Еще в 1929 году он выступил с идеей международного договора по охране культурных сокровищ. Суть этого договора, который был назван Пактом Рериха, заключалась в том, что в случае войны культурные учреждения и их коллекции «будут считаться нейтральными и как таковые будут под покровительством и уважаемы воюющими».

Деятельность Рериха нашла широкую поддержку и одобрение мировой общественности. В 1935 году Пакт Рериха был подписан в Вашингтоне двадцати одной страной Американского континента, а в 1954 году принципы этого договора легли в основу Гаагской Конвенции «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».

Вместе с Пактом Рерих предложил и отличительный символ для обозначения культурных учреждений. Позднее он был назван Знаменем Мира и представляет собой белое полотнище с тремя красными кругами, заключенными в красную окружность. Существует несколько толкований этого символа: Прошлое, Настоящее и Будущее в круге Вечности или Религия, Наука и Искусство как проявления Культуры. Н.К.Рерих писал, что идея Знамени была ему подсказана иконой Андрея Рублева «Святая Живоначальная Троица», близкой имени Св.Сергия и несущей Свет древнейшего Христианства. Этот знак встречается на памятниках культуры различных эпох и народов. Мы находим его на старинных изображениях Преподобного Сергия и Николая Чудотворца, на скалах Монголии и Коптских древностях, на знаменитой картине Мемлинга на груди Христа и на картине Тициана, на гербе Папском и на изображении Страсбургской Мадонны.

Знамя Рериха, как символ мира и объединения людей во имя высоких культурных целей, используется международным сообществом не только в рамках Пакта Рериха. Под Знаменем Мира проходили многие культурные акции, оно побывало на вершинах высочайших гор планеты, на северном и южном полюсах Земли. В 1990 году Знамя Мира было впервые поднято над планетой космонавтами.

Поэтому появление Знамени Мира в Государственной Думе было только подтверждением факта признания депутатами высокого значения этого символа. 9 июня 1995 года Комитет Госдумы по образованию, культуре и науке рекомендовал Комитету по организации работ Государственной Думы вывесить Знамя Мира в фойе с аннотацией, раскрывающей значение этого символического знака и историю его появления в Госдуме.

Но 19 марта 1998 года появилось письмо депутата Госдумы Нины Кривельской с предложением «об устранении оккультной символики религиозной организации Рерихов из фойе зала заседаний ГД». К письму прилагался проект Постановления и пояснительная записка. Как видно из этих документов, депутат от фракции ЛДПР Н.В.Кривельская просто не поняла значения культурной деятельности Н.К.Рериха, а также исторической символики Знамени Мира. Ее общественным помощником в то время являлся всем известный диакон Андрей Кураев, и Кривельская, по-видимому, оказалась транслятором его клеветнических измышлений.

Проект Постановления Кривельской не прошел, большинство депутатов от голосования воздержались. Но на этом история не закончилась, спустя несколько дней Н.В.Кривельская предлагает депутатам новый проект Постановления «О признании утратившим силу постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ № 753-ГД от 11 мая 1995 года «Об обращении ГД ФС РФ «К Правительству РФ о наследии Николая Константиновича Рериха и его семьи». К чести депутатов Думы, и это предложение не встретило поддержки большинства, попытка удалить Знамя Мира из стен Государственной Думы не увенчалась успехом.

Вспоминаются строки из дневника Николая Рериха, написанные им в день подписания Пакта: «Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено. Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры. Да будет!
Свет побеждает тьму».

--------------------------------------------------------------------------------

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ–ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
КОМИТЕТ ПО РЕГЛАМЕНТУ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

«18» февраля 1998г.
№ 3.22-20/109

ИНФОРМАЦИЯ
о размещении Знамени Мира в здании
Государственной Думы

12 мая 1995 года по выступлению депутата Государственной Думы Н.А.Бикаловой Государственная Дума поручила Комитету по организации работы Государственной Думы разобраться в местонахождении «Знамени Мира» и дать информацию о возможности его установки в здании Государственной Думы.

Комитет по организации работы Государственной Думы 15 мая 1995 года принял решение согласовать рассмотрение упомянутого вопроса с Комитетом по образованию, культуре и науке.

9 июня 1995 года Комитет по образованию, культуре и науке рекомендовал Комитету по организации работы Государственной Думы вывесить «Знамя Мира» в фойе Государственной Думы с аннотацией, раскрывающей значение этого символического знака и историю его появления в Государственной Думе.

23 июня 1997 года Совет Государственной Думы по просьбе депутата Государственной Думы Савчук В.С. заслушал выступление представителя Международного Центра Рерихов, который подарил Государственной Думе новое Знамя Мира в связи с тем, что прежнее обветшало. Этот экземпляр знамени и находится сейчас в фойе Государственной Думы.

Председатель Комитета Д.Ф.Красников

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

Приложение 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИCKA
к проекту Постановления Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации

(Внесен депутатом Н.В.Кривельской)

Как известно, 11 мая 1995 года Государственная Дума Российской Федерации обратилась к правительству Российской Федерации «О наследии Н.К.Рериха и его семьи» с предложением поставить на государственный учет находящееся на территории Российской Федерации наследие H.K.Peриха и его семьи. Тогда же было принято решение об установке a здании Государственной Думы рериховского «знамени мира».

Следует обратить внимание на то, что в постановлении речь шла не только о художественном, но и о научно-философском наследии Рериха. Однако никакого научно-философского наследия Рерихов нет! Есть религиозно-философское наследие этой семьи, исповедовавшей оккультизм. Тогда наше государство провозгласило постановку на государственный учет не картин, а оккультно-религиозных идей «Агни-Йоги».

Еще более усугубляет ситуацию то, что, с точки зрения самих рериховцев, никакого научно-философского наследия Рерихов просто не существует — и религиозно-философские тексты есть не более чем запись «космического диктанта». Так что в 1995 году Государственная Дума, выходит, взяла под государственное покровительство наследие даже не Рериха, а «космических пришельцев». Впервые в истории откровения «космических пришельцев» объявлены национальным достоянием целой страны. Ситуация сложилась абсурдная.

У всех здравомыслящих людей нашей страны возникают очень серьезные сомнения в необходимости и целесообразности нахождения в здании Государственной Думы ФС РФ знамени оккультно-религиозного течения рериховцев — «знамени мира». Если это знамя стоит как напоминание о заслугах Н.Рериха на поприще художника, то возникает вопрос: почему тогда рядом не стоят знамена или не висят картины: Айвазовского, Шишкина, Репина? Какую духовность несут сине-голубые тона картин Рериха, являющихся далеко не самыми ценными произведениями российского искусства? Если чуть отстраниться от демагогических заявлений рериховцев по поводу «величайшей ценности наследия» их гуру, то у подавляющего большинства не только населения России, но и даже искусствоведов возникнут весьма большие сомнения в действительном наличии столь уже великой ценности этого самого наследия, чтобы оказывать ему такую честь.

В любом случае памятникам искусства и напоминаниям о деятельности художников более пристало находиться в музеях или картинных галереях, чем в государственных учреждениях в том качестве, в каком в Государственной Думе стоит «знамя мира». Если этот предмет является знаменем политической партии, то также не ясны мотивы его нахождения в Государственной Думе.

Если же «знамя мира» выставлено в Государственной Думе как атрибут оккультно-религиозного течения последователей «Агни-Йоги», а именно так оно и есть, то следует заметить, что в России нет никаких государственных актов, объявляющих «российским национальным достоянием» Русскую Православную Церковь или традиционные мусульманские организации, к последователям которых ныне относит себя свыше 80% населения нашей страны. Среди множества религиозных систем только оккультное религиозно-философское учение Рерихов удостоилось такой чести. Российские религиоведы уверены в религиозном характере организаций последователей Рерихов, исповедующих «Агни-Йогу», при этом эксперты классифицируют это вероучение как негативное и разрушительное1.

Наличие «знамени мира» в Государственной Думе вызывает справедливое возмущение православных верующих – наших избирателей2. Кроме того, исходя из оккультно-мистического характера «Агни-Йоги», можно предположить, что агни-йожские «сияющая шамбала» (скорее «зияющая») и «тибетская аура», в здании Государственной Думы воплощенные в «знамени мира», неблаготворно влияют на российских народных избранников.

Дань уважения Рерихам мы уже за три года отдали. Сейчас приближается великая дата – празднование 2000-летия христианства в мире. Вся российская государственность неразрывно связана с православной традицией, что и было подтверждено в преамбуле Закона «О свободе совести и религиозных объединениях». Поэтому вполне логично и разумно, отдавая теперь дань уважения уже не одному человеку, а миллионам россиян, исповедующих православие, установить на место рериховского «знамени мира» равновеликое полотнище с образом Иисуса Христа («Спас Нерукотворный»).

----------------------------
1 Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник / Миссионерский отдел Русской Православной Церкви. Изд-е 2-е. Белгород, 1997; Кураев А. Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и Православии). М., 1997; Хвыля-Олинтер А.Н., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996.
2 Обращение коллектива Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.С.Хомякова (Москва) №45 от 17 февраля 1998г.

--------------------------------------------------------------------------------