Валерий Ашиков
член Международной Лиги защиты Культуры
Газета "Троицкий вариант" , 15 мая 1998 г.
В самом центре Москвы, недалеко от Кремля, есть чудное место. В начале века отец Марины Цветаевой, филолог-искусствовед И.В.Цветаев мечтал о том, что именно это место станет своеобразным культурным центром столицы, объединяющим существующие здесь очаги культуры и духовности, знания и красоты. Сегодня среди них возрожденный Храм Христа Спасителя, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Институт философии РАН, Музей им. Н.К.Рериха и Международный Центр Рерихов. Место это — район улицы Волхонки, замечательный кусочек старой и всегда молодой Москвы. Накануне Дня Победы в Центре-Музее Рериха проходил очередной научный семинар, посвященный проблеме синтеза существующих путей познания мира. Бывать на этих семинарах всегда большая честь и радость, здесь собираются замечательные ученые, педагоги, деятели культуры и искусства. Многие по своим личностным и профессиональным качествам люди уникальные.
К примеру: академик РАН, президент Российской экологической академии А.Л.Яншин, народный артист России Г.М.Печников, директор Международного института экспериментальной физики профессор А.Е.Акимов, профессор Г.И.Шипов, заслуженная артистка России Н.С.Бондарчук, почетный академик Российской Академии образования Ш.А.Амонашвили, кандидат исторических наук, писатель, путешественник Л.В.Шапошникова и многие другие интересные люди, посвятившие жизнь служению Культуре. И на этот раз встреча была чрезвычайно интересной. Один из залов музея, специально отведенный для этих целей, был полон, шел оживленный доброжелательный разговор. Присутствовать было чрезвычайно интересно и полезно для своего кругозора, общей культуры. Но, к сожалению, надо было торопиться обратно в Троицк. В этот день в 19-00 в Доме ученых начинал свою лекцию небезызвестный дьякон Кураев. Лекция называлась «Почему Рерихи отлучены от церкви».
Хорошо зная деятельность дьякона, много лет изучая культурное наследие семьи Рерихов и будучи членом Международной Лиги защиты Культуры, я не мог себе позволить не быть в этот вечер в Доме ученых. Что же я в очередной раз услышал? Учение Блаватской и Рерихов — «сатанизм», а следовательно, и все последователи этих учений и взглядов — «сатанисты». Более 2 часов лектор объяснял залу, на чем он строит свои выводы. Оказывается, Рерихи были ярыми противниками христианства, масонами, чуть ли не колдунами. Вот эти и прочие опусы пришлось услышать со сцены городского научно-культурного центра, что иначе, чем откровенной ложью и клеветой, не назовешь. О чем я публично сообщил дьякону, когда он, закончив свою речь, предложил залу вступить с ним в диалог. Во избежание голословности с собой у меня были многие документы, подтверждавшие, что все так называемые факты и доводы Кураева не соответствуют действительности. Но, к сожалению, положение выступающего с места, отсутствие необходимого для этого времени и нетерпимая обстановка в зале не позволили вести полноценный диалог. Да собственно говоря, это было и не нужно, главное было сказано.
Понятно, что и рамки статьи не позволяют детально прокомментировать высказывания Кураева. Это уже сделано до меня в десятках публикаций десятков авторов (газета «Подмосковье» 25.02.95, журнал «Мир Огненный» №14, 15 за 1998 г. и т.д.). Хочется сказать вот о чем. Защищать имена Рерихов, Блаватской перед дьяконом и сторонниками его убеждений бессмысленно. Признанные мировой культурной общественностью Рерихи и Блаватская не нуждаются в особой защите. Точно так же, как не нуждалось в ней имя Л.Н.Толстого, отлученного в свое время от церкви. Толстой Толстым для всего мира и поколений так и остался. А вот кто помнит тех, кто его отлучал? Кроме как очередной позорной страницей истории это не назовешь.
Дело в другом. В зале были люди — жители нашего города, относящиеся к верующим православным христианам, кто не мог не поверить служителю церкви, люди, с которыми в нашем небольшом городе встречаешься чуть ли не ежедневно, а с кем-то будучи хорошо знакомым. Что же получается? Теперь мы с супругой — многодетные родители и педагоги, как и все сторонники идей Рерихов, живущие в нашем городе, и все деятели науки, культуры, искусства, исповедующие в жизни рериховское мировоззрение и взгляды этих мыслителей на культуру и жизнь, — тоже «сатанисты»?! То есть, согласно справочнику «Религии мира», — ненавистно относящиеся к добру, правде, красоте, истине, причем с непримиримой враждой к Богу…
У кого-то все это вызовет улыбку, у кого-то — возмущение, кого-то оставит равнодушным, но не так все безобидно и смешно. Подобными методами и действиями вносится смятение, а не мир в души людей, разжигается нетерпимость и недоброжелательность, происходит раскол общества и разделение на «наших» и «ненаших», на правоверных и антихристов. Разве это допустимо? Разве этим должны заниматься служители Церкви? Разве это соответствует Заповедям Господним?! И кто вообще дал право заниматься такими вещами с официальной городской трибуны, у нас что, уже нет свободы совести и вероисповеданий?
Что же касается заявлений дьякона о ненависти Рерихов к христианству и враждебности учения Живой Этики Христу, а также принадлежности Рерихов к масонам, скажу лишь вкратце. Рерихи всегда были и до последних дней оставались истинными православными христианами, о чем можно свободно удостовериться во всех биографических изданиях, во всех их книгах и письмах, которые сейчас доступны всем. Среди 7000 картин, созданных Н.К.Рерихом, большое количество посвящено именно этой теме. Созданные художником образы великих христианских святых, как православных, так и католических, стали давно любимыми многими людьми в разных уголках нашей планеты. В своем очерке «Чутким сердцам» Рерих пишет: «С трудом вмещает сердце дикое разрушение. Но ведь взорван Никонов монастырь, запечатленный Преподобным Сергием! Ведь уничтожен Храм Христа-Спасителя. Погублен Спас на Бору! Что-то с Киевской Лаврой? А где мощи Преподобного Сергия?»
Всю жизнь Рерихи вели неустанную борьбу за сохранение народных святынь, выступали с лекциями, писали статьи, собирали конференции в защиту ценностей культуры. Одним из результатов их деятельности стал «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)», подписанный в 1935 г. в Вашингтоне 21 государством мира. В том же году к Пакту присоединились еще 15 государств. Позднее Пакт Рериха лег в основу Гаагской конференции 1954 г. «О защите культурных ценностей». Символом Пакта стало Знамя Мира: белое полотнище, в центре которого три красных круга в окружности, символизирующие единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности.
В 1992 г. в завещании жившего в Индии последнего из Рерихов, Святослава Николаевича Рериха, была выражена воля захоронить его по православному обычаю и отпеть на родине, в Санкт-Петербурге. Уже был готов самолет Российского Президента. Помешала этому свершиться индийская сторона, но младший Рерих был отпет в Москве, а в этом году с благословения Патриарха Всея Руси была совершена литургия. Что же касается учения Живой Этики, то приведу лишь одну цитату среди многих параграфов, посвященных светлому Облику Христа: «Рок может отклонить удар от вас, если вы будете помогать явлениям Христа, который отдал Себя за Истину» (Книга «Зов», 2.01.1921).
В отношении масонства. Рерихи масонами не были. Жена художника Елена Ивановна Рерих в письмах друзьям и ученикам пишет: «…что касается до масонских лож, то, конечно, среди них имеются и чисто политические, и очень вредные. В некоторых странах, за редчайшими исключениями, масонство выродилось в бутафорию» (Письмо Елены Рерих от 17.02.1934 г.).
Но даже если бы это было так, кто хорошо знает, что такое масонство и чем оно было вначале? Масонами были Пушкин, Грибоедов, Кутузов, Суворов и многие другие великие люди России. Так что, и они были «сатанисты»?
Вот лишь вкратце мой ответ дьякону Кураеву на его клевету, он, конечно, все это хорошо знает. Выпускника философского факультета МГУ, оттачивавшего свое мировоззрение на кафедрах научного атеизма и истории зарубежной философии, некомпетентным простаком не назовешь. Все это он читал и знает, вот только пользуется так, как надо ему, выдергивая фразы из контекста, искажая смысл и трактуя их, как угодно ему. Конечно, все это не делает чести и тем, кого представляет дьякон, кто его благословляет на сей «труд». Уверен, время расставит все на свои места, лишь бы на этом пути не увеличилось количество зла и разрушений, и так уже достигших предела в нашей жизни.
Хотелось бы рассказать больше о Рерихах, этой удивительной семье, младшего члена которой, Святослава Николаевича, я знал лично. Но лучше о них расскажут их же книги, картины, их самоотверженная жизнь для людей. В России практически нет города, где бы не было рериховского общества или клуба, кружка, центра, все эти люди ведут просветительскую общественную работу, активно участвуют в культурной жизни своих городов и поселков, стараются защитить культуру от разрушений. Ведь по делам же судим, и только так. Сколько пользы было бы нашему государству и обществу, если бы все стремящиеся к Добру люди объединили свои силы, а не занимались средневековыми дикостями! Что касается отлучения Рерихов от Церкви, то при тщательной проверке этого факта оказалось, что такого документа не существует.
Но вернемся к тому, с чего начали, к чудному месту нашей любимой столицы. Приезжайте, наполнитесь духовной, культурной пищей, ведь не хлебом же единым живы мы, зайдите в возрожденный Храм, посетите замечательные музеи, возьмите с собой детей. В Музее Рериха собрана уникальная коллекция картин, предметов личной коллекции Рерихов. Здесь вы сможете увидеть спектакли необычного оптического театра, купить литературу, полезные лекарственные препараты и многое другое.
Адрес Музея: Москва, Малый Знаменский пер., 3/5. Проезд: метро «Кропоткинская», за Музеем им. Пушкина.
Николай Константинович Рерих писал: «Культура, по-своему, есть служение Свету. А Свет — един». Един, как и едино Добро, какими бы путями к нему ни шел человек.