Клевета поощряемая

В 1993—1994 годах, когда Международный Центр Рерихов и Музей имени Н.К.Рериха переживали один из тяжелейших своих периодов — суд с премьером В.С.Черномырдиным, борьба за усадьбу Лопухиных, которую хотели отнять, отсутствие денег на капитальный ремонт здания Музея, бесплодный и изнурительный поиск денег, наглая клевета на руководство в СМИ, — на этом невеселом небосклоне появились три черных звезды, три молодца: доктор наук Александр Сенкевич, неудавшийся актер Олег Шишкин и бывший аспирант Института философии РАН, а ныне православный диакон Андрей Кураев. Сейчас трудно сказать, кто из них начал первый. Да это и не имеет значения. Главное состоит в том, что все три «звезды» прекрасно взаимодействовали друг с другом, работали рука об руку и ссылались друг на друга в своих публикациях. Их усилия на этот раз были направлены не на МЦР как таковой, а против самих Рерихов и их художественно-философского наследия. Николай Константинович Рерих был превращен ими в шпиона, сначала в советского, затем американского, а Елена Ивановна, которая была причастна к созданию Живой Этики, — в сатанистку. Газеты «Сегодня», «Труд», «Общая газета» и некоторые другие охотно предоставили им место для публикаций, ибо увидели в этой откровенной клевете «новые научные подходы» и «оригинальные мысли на грани сенсации». Дьякона А.Кураева, выступающего с лживой и злонамеренной критикой Рерихов и Живой Этики как бы от имени Русской Православной Церкви, мы пока трогать не будем: его «творчеству» посвящена отдельная статья. Какие ведомства представляли А.Сенкевич и О.Шишкин я точно не знаю, хотя могу и догадываться. Тот и другой, начавшие свое грязное дело против Рерихов в начале 90-х годов теперь уже прошлого века, до сих пор продолжают клеветать на него, но не в газетах, хотя и это случается, а в полновесных книгах. О.Шишкина не остановил даже суд, который он проиграл, заплатив определенную сумму за нанесение ущерба чести и достоинству Рерихов. Что же касается А.Сенкевича, то, несмотря на ученую степень, он так и не превзошел своего коллегу Шишкина, а остался в тени на второстепенных ролях. Не буду останавливаться здесь подробно на деятельности обоих пачкунов, так как следующие за этой небольшой вводкой публикации дадут представление о том, что они делают, пользуясь странной российской свободой, почему-то не предусматривающей ответственности за нанесение ущерба русской культуре.

Л.В.Шапошникова