Наследие Рерихов - не религия

Т.Карбовская
секретарь тамбовского отделения Международной Лиги защиты Культуры, г.Тамбов

"Независимая газета ", 8 мая 1998 г.

В последнее время в средствах массовой информации (газеты, радио, ТВ) все чаще и чаще при упоминании имени Рерихов начинают произносить слова «секта», «сектантство». На это не стоило бы обращать особого внимания, но сказанное и повторенное неоднократно слово клеветы незаметно может превратиться в так называемое общее место, стать как бы общественным мнением и родить очередную глупость наподобие убеждения средневекового общества о Земле как центре мироздания.

Для начала всем желающим прилепить к многочисленным рериховским обществам ярлык «секта» следовало бы заглянуть в толковый словарь и разобраться, что же означает это слово. Так например, «Краткий словарь иностранных слов» объясняет этот термин так:

Секта (лат.) — учение, направление, школа.

1. Религиозная группа, отколовшаяся от господствующей церкви;

2. (Переносное значение) Обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих узких групповых интересах, чуждающаяся широких масс.

Не будем рассматривать основное значение слова, попробуем разобраться с теми определениями, что даны как основное и переносное. Напомним, что в основном значении это «религиозная группа, отколовшаяся от господствующей церкви». Поскольку Православная церковь считает себя господствующей на территории Российской Федерации, то именно она, в основном, и бросается такими обвинениями. Но когда и где было зафиксировано, что то, что писали и делали Рерихи, — это религия, причем отколовшаяся? Везде и всегда говорилось и говорится только о философии, философско-нравственном мировоззрении. Ни у одного здравомыслящего человека не возникает желания назвать людей, изучающих философию Канта и Гегеля, сектантами. Все понимают, что здесь простое пополнение знаний, не имеющих никакого отношения к религии. Почему же столь яростно церковники стараются причислить философское наследие Рерихов к религии?

Ведь то, что сами Рерихи весьма критично отзывались о церковных организациях, еще ни о чем не говорит. Ни один честный верующий не сможет искренне доказать абсолютную непогрешимость многих служителей церкви. Но к учению Христа такие «служители» отношения не имеют. Именно об этом всегда говорили Рерихи. И не только говорили. Вся их семья была в истинном смысле очень религиозна. Всегда. Где могли, они исполняли обряды и почитали религиозные праздники. Они знали и правильно понимали учение Христово, отмечая придуманные Его так называемыми последователями мертвую букву догм и обычаев.

Таким образом, причисление изучающих философию Рерихов (наследие которых огромно по своему объему) к пресловутому понятию «секта» просто, мягко говоря, нелепо. Оно вызывает в памяти всем известную басню про слона и Моську.

Думаю, что из числа очернителей вряд ли найдутся такие, кто прочел (не говоря уж об изучении) хотя бы небольшую часть философских работ Рерихов. Даже то, что уже издано, составляет не менее 20 томов, и тексты эти не легкое чтиво на ночь. Проще все-таки встать к этим гигантам спиной и лаять на их отражение в грязной луже, усиленно убеждая себя в том, что пятна на их одеждах не являются принадлежностью этой лужи.

При разборе второго, переносного, значения слова «секта», как говорится, концы с концами не сходятся. Уже упоминалось о широком распространении по миру философии Рерихов. Только на территории России насчитывается более трехсот городов, где последователи и почитатели этой семьи создали общественные организации, открытые для всех желающих внести свой посильный вклад на общее благо. Так что о замкнутости и обособленности говорить нечестно. Никогда люди, объединенные вокруг имени Рерихов, не замыкались в своих узких, групповых интересах. Да, они у них есть, но такого рода «узкие, групповые интересы» можно найти у любого объединения людей, будь то общество садоводов или любителей собак. Но ведь не станете же вы называть сектантами любителей выращивать розы.