РПЦ и государственные чиновники

Идеологическая дезориентация, возникшая после распада СССР и падения КПСС как правящей партии, привела к определенным изменениям в мышлении не только народа в целом, но и среди чиновников государственного аппарата. Привыкшие держать «нос по ветру» в прежние времена, они стали пристально приглядываться к происходящим в российском обществе процессам. Один из них — освобождение Церкви от различных ограничений, существовавших ранее; и не только это, но и заигрывание с Церковью в верхних эшелонах власти. Заигрывание открытое и демонстративное. Стосковавшись по крепкой «хозяйской руке», чиновный люд потянулся к структуре, которую стали возносить и восхвалять. Отвыкшие за десятки лет тоталитарного строя самостоятельно что-либо решать, боясь за собственные «кресла», они теперь чутко прислушиваются, к мнениям церковных иерархов и других священнослужителей. Что греха таить, но значительная часть многочисленного российского чиновничества — люди малообразованные, особенно в правовом отношении. Нарушение закона государственными чиновниками в последние годы, к сожалению, — явление довольно заурядное. Не обладая нужным уровнем сознания (и знания), чтобы суметь провести правовую границу между Государством и Церковью, они нередко придают церковным решениям силу государственных установлений. Это особенно четко видно на отношении чиновничества к известному Определению Архиерейского Собора 1994 года о сектах. Приняв Определение Собора за государственное указание, они принялись проводить его в жизнь, совершенно не задумываясь ни о государственно-правовом аспекте этого документа, ни о последствиях, которые возникают от смешения государственных законов и существующих в этих границах прав Церкви.

Охотно подхватывают инициативу чиновников различные средства массовой информации, чьи страницы нередко заполняются дикими вымыслами о наших великих соотечественниках Рерихах и безответственными, оскорбительными заявлениями о злых умыслах, якобы присущих этим величайшим деятелям русской и мировой культуры. Организуются различные конференции, научные и ненаучные, где ставятся проблемы «тоталитарных и деструктивных сект», в которые, следуя церковным решениям, бездумно включаются философская система Живой Этики и культурные рериховские общества. Подобные конференции организует и сама РПЦ. Часто различные документы, издающиеся местной администрацией, содержат в себе материалы и решения РПЦ, которые выдаются за государственные. Так, в г.Иркутске городская администрация и городская Дума выпустили справочник «Иркутские религиозные объединения», №2 за 1999 год, в котором рериховское движение именуется сектой, религиозным культом оккультно-антихристианского характера, крайне опасно воздействующим на человека, а рериховские организации обвиняются в нарушении закона о светском характере образования.

Сходную позицию по отношению к Рерихам и их наследию занимают и некоторые «народные избранники» высшего ранга — депутаты Государственной Думы. Свидетельством этого является конфликт, разыгравшийся в Думе в связи с их требованием убрать из зала рериховское Знамя Мира, которое олицетворяет Пакт Рериха о защите культурных ценностей. Поражают опять-таки невежество и домыслы в депутатской аргументации против этого мирного гуманистического символа.

В подтверждение всего выше сказанного мы приводим ряд документов, демонстрирующих нарушение законов государства теми, кто их должен защищать и блюсти. Конечно, этих документов много больше, но ограниченный объем издания не позволил все их представить читателю.

Редколлегия