Научная экспертиза культурно-просветительской деятельности Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов»
доктора философских наук,
профессора кафедры философии
Московского государственного института международных
отношений (МГИМО — Университет) МИД РФ
Глаголева В.С.
I. Введение
В России в ХХ веке постоянно нападали на выдающихся деятелей отечественной культуры. Чем весомее был вклад того или иного деятеля в культуру, тем более ожесточеннее проводилась по отношению к нему кампания травли и клеветы. И это касается не только великой семьи Рерихов, но и других деятелей отечественной культуры. Происходило и происходит это потому, что многие люди не знают, не ценят и не хранят свое национальное культурное достояние.
В последние годы в России не прекращается критика Русской Православной Церковью (РПЦ) деятельности Международного Центра Рерихов (МЦР) и сотрудничающих с МЦР на договорной основе рериховских организаций.
Базой для этой критики служит Определение Архиерейского Собора РПЦ 1994 г. «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором «“Учение живой этики”, введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также “Агни Йогой”», именуется «новым религиозным движением»
Определение учения Живой Этики в указанном документе служит основанием богословам Русской Православной Церкви квалифицировать деятельность Международного Центра Рерихов и сотрудничающих с ним рериховских организаций как деятельность тоталитарной секты.
II. Общемировое значение идей Живой Этики, культурно-просветительская деятельность семьи Рерихов
Учение Живой Этики (или Агни Йоги) является синтезом духовных традиций Востока и научных достижений Запада. В философско-этическом учении Живой Этики рассматриваются важнейшие проблемы космической эволюции человека и человечества, нравственные основы Бытия, пути духовного совершенствования и развития культуры. Все книги «Живой Этики» обращены прежде всего к земным условиям жизни каждого человека. Это учение входит в жизнь путями науки, искусства и труда.
Вся деятельность Рерихов носила культурно-просветительский характер. Рерихи были великими патриотами России, никогда не отказывались от российского гражданства, мечтали вернуться на Родину и завещали все свое духовное наследие России.
Огромное значение Рерихи придавали семье, считали ее основой общества и отмечали, что в семье закладываются духовно-нравственные основы личности, воспитываются любовь, доброжелательность, взаимопомощь, духовность и чувство единения.
Факт подписания в 1935 г. Пакта Рериха (о международной охране памятников культуры во время военных действий) более чем двадцатью государствами сам по себе говорит об общемировом характере деятельности Рерихов.
С целью научной экспертизы культурно-просветительской деятельности Международного Центра Рерихов и сотрудничающих с МЦР рериховских организаций обозначим признаки секты.
В Российском законодательстве отсутствует определение тоталитарной секты. Однако специалисты, занимающиеся данной проблематикой как в России, так и за рубежом, выделили ряд признаков тоталитарной секты как общественного феномена:
— обманная вербовка;
— дестабилизация сознания и психики с помощью применения психотехник;
— жесткий тотальный контроль над всеми без исключения сторонами жизни вовлеченного в секту индивида;
— непомерные финансовые поборы;
— навязывание разрыва с семьей, близким окружением, друзьями, если они не разделяют доктрину секты;
— вовлечение (вербовка) несовершеннолетних;
— формирование антипатриотических настроений, так как большинство тоталитарных сект финансируется из-за рубежа;
— образование только в пределах сектантской литературы;
— отрицательное отношение к участию в общественной жизни (выборы, участие в национальных праздниках);
— негативное отношение к мировым религиям, культуре и науке;
— попытки проникновения во властные структуры;
— крайне агрессивная и назойливая реклама.
Как правило, на основе выделенных признаков (или части их) предлагаются определения понятия тоталитарной секты как авторитарной иерархической организации, практикующей обманную вербовку и контроль сознания своих последователей, строящей свою деятельность вокруг харизматического лидера и практикующей различные психотехники, которые «отключают» критическое мышление (вводят человека в управляемое измененное состояние сознания), что вызывает психологическую дестабилизацию; как авторитарной организации, осуществляющей всеобщий контроль за всеми без исключения сторонами жизни человека и внедряющей правила поведения, нормы общения и т.д., противоречащие нормам морали, принятым в современном обществе.
Результатом пребывания в тоталитарной секте, как правило, является полное уничтожение творческого и интеллектуального потенциала человека, нарушение прав человека, разрушение духовно-нравственных основ личности и семьи.
Сравнение вышеуказанных признаков тоталитарной секты с деятельностью МЦР показывает, что деятельность Международного Центра Рерихов и сотрудничающих с МЦР рериховских организаций не соответствует ни одному из вышеприведенных признаков.
III. Деятельность Международного Центра Рерихов
Международный Центр Рерихов (МЦР) и Музей имени Н.К.Рериха созданы по инициативе всемирно известного художника и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха.
В 1990 г. С.Н. Рерих передал в дар Советскому Фонду Рерихов (с 1991 г. — Международный Центр Рерихов) богатейшее наследие своих родителей — Н. К. Рериха и Е.И. Рерих.
МЦР проводит работу по сохранению, изучению, популяризации творческого наследия семьи Рерихов и осуществляет многоплановую культурно-просветительскую деятельность, в т.ч.:
— издательскую;
— проводит ежегодные научно-общественные конференции;
— организует циклы лекций по широкому спектру научных, культурных и философских проблем (лекции читают ведущие специалисты МЦР, МГУ и институтов РАН);
— направляет работу педагогического объединения при МЦР;
— созывает педагогические конференции;
— координирует заседания научного семинара МЦР;
— организует передвижные выставки картин Николая и Святослава Рерихов;
— проводит концерты классической музыки и творческие встречи с деятелями культуры;
— организует выставки современных художников и международные конкурсы детского рисунка.
Уникальная экспозиция Музея имени Н.К.Рериха охватывает основные вехи жизненного пути семьи Рерихов и включает в себя произведения изобразительного и прикладного искусства, архивные документы и личные вещи.
Центр-Музей имеет отделения в Санкт-Петербурге, Латвии, Эстонии, Украине, сотрудничает с многочисленными обществами, связанными с именем Рериха и содействующими популяризации его наследия в России и странах СНГ.
Центр-Музей поддерживает культурные связи с обществами имени Н.К.Рериха в Австрии, Англии, Болгарии, Германии, Греции, Италии, Канаде, Польше, Мексике, США, Франции, Швеции и других странах.
Деятельность МЦР является одним из ключевых аспектов многообразных связей художественной, научной интеллигенции и деятелей культуры России с индийской общественностью. МЦР поддерживает разнообразные и регулярные связи с культурными центрами Посольства России в Дели и Посольства Индии в Москве, опираясь на более чем полувековую традицию личных и культурных отношений, существовавших у семьи Рерихов с М.Ганди, Дж.Неру, Индирой Ганди и другими выдающимися деятелями Индии.
IV. Общий вывод
На основании изученных документов и материалов нами сделан вывод о том, что Международный Центр Рерихов по сути своей является культурно-просветительским и поэтому не представляет собой ни секты, ни тоталитарной секты, ни религиозной секты ни по одному из признаков, по которым определяет секту современная научная литература. Поэтому, в частности, деятельность МЦР нельзя характеризовать и как религиозную (отсутствует мифология, культовая практика, стабильная организация религиозно-харизматического типа).
В сложных условиях развития современной России деятельность МЦР и сотрудничающих с ним рериховских организаций отвечает задачам нравственного воспитания личности и формирования у нее ответственности за содержание и направленность своей повседневной жизни.
Деятельность Международного Центра Рерихов выступает важным звеном культурно-политических связей России с теми кругами восточной и западной интеллигенции, которые последние шестьдесят–семьдесят лет разделяют озабоченность семьи Рерихов перспективами развития мировой культуры и цивилизации.
Глаголев В.С.