Рерихи: культура и созидание

Т.Л.Надточий
председатель "Духовного единения мира", г.Харьков

В 7-м, майском, номере газеты «Не зарекайся» за 1997 год была опубликована статья К.Зорина под названием «Рерихи: парадная маска химеры оккультизма», суть которой сводилась к тому, что проходившая в Харьковском художественном музее с 3 по 28 апреля нынешнего года тематическая выставка работ выдающихся художников и просветителей Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, предоставленная Международным Центром Рерихов (г.Москва), явилась популяризацией неприемлемых для нашего, строящего демократическое государство общества взглядов и идей.

В связи с тем, что организация и проведение выставки осуществлялись коллективом Харьковского художественного музея и членами нашей организации — Харьковским городским общественным объединением «Фонд духовного единения мира» при поддержке Харьковской областной государственной администрации, Харьковского университета МВД, информационно-правовой консалтинговой компании «ФОССТИС», аудиторской фирмы «ФОССТИС Аудит», издательства «ПРОСПЕКТ», радиокомпании «ОНИКС», производственного объединения «ЭЛИТА», считаем, что статья нанесла урон имиджу и деловой репутации указанных организаций и предприятий, а также моральный ущерб более 20 тысячам граждан, посетивших выставку, и ввела в заблуждение читателей газеты.

Произошло это, видимо, в силу недостаточно глубокого и полного изучения материалов автором. Объективный анализ жизни и деятельности семьи Рерихов, их творческого наследия не может привести к выводам, изложенным в статье. В одних случаях упрощенное, в других — искаженное понимание и изложение взглядов и учений исторических личностей может привести к отрицательным результатам: если это тиран — к его необоснованному возвеличиванию, если гуманист — к унижению, а в общем — к деградации общечеловеческих ценностей.

Данное опровержение не рассчитано на то, чтобы заставить автора статьи изменить сделанные им выводы, поскольку каждый вправе иметь свое мнение — верное или ошибочное, главное, чтобы это мнение не насаждалось силовым путем и не преподносилось как аксиома. Цели другие: показать разностороннюю деятельность семьи Рерихов, а также дать понять читателям, что ознакомление жителей нашего города с жизнью и творчеством Рерихов обогащает внутренний духовный мир каждого, кто с ними соприкасается, и носит не разрушительный, а созидательный характер.

В одной статье невозможно опровергнуть каждое слово и каждую фразу автора (К.З.), поэтому считаем необходимым остановиться только на ключевых моментах.

1

Начнем с того, что «оккультизм» означает «скрытый». Что же касается Рерихов, то они довольно широко известны в мире, но не как «оккультная династия», а как выдающиеся люди эпохи: ученые, путешественники, художники, литераторы, педагоги и общественные деятели.

Николай Константинович оставил миру более семи тысяч картин, литературные произведения, труды по археологии и истории.

Елена Ивановна — жена художника — известный писатель, философ, общественный деятель.

Их сыновья: Юрий Николаевич — известный ученый востоковед, а Святослав Николаевич — художник, химик, ботаник, педагог и общественный деятель.

Семья Рерихов создавала культурно-просветительские организации, задачами которых были — защита культурных ценностей от разрушения и невежества, как во время войны, так и в мирное время.

Наблюдая за варварским уничтожением в Советском Союзе храмов, Николай Константинович Рерих с возмущением писал: «В обрывке случайной газеты дошло сведение о том, что Успенскому собору, этой одной из величайших исторических святынь, угрожает опасность. Еще не так давно такое сведение было бы просто невообразимым… Но сейчас все делается возможным» (Рерих Н.К. Опасность разрушения).

Боль слышится и в воззвании «Чутким сердцем»:

«С трудом вмещает сердце дикое разрушение. Но ведь взорван Симонов монастырь, запечатленный Преп. Сергием! Ведь уничтожен Храм Христа Спасителя. Погублен Спас на Бору! Что-то с Киевской Лаврой? А где мощи Преп. Сергия?»

Но не беспомощное сетование, а борьба, неустанная борьба за сохранение народных святынь ведется семьей. Николай Константинович выступает с лекциями, пишет статьи: «Пьяные вандалы», «Друзья сокровищ Культуры», «Охрана», «Защита» и мн. др. Собираются конференции в защиту ценностей культуры. Высказываются протесты против разрушения храмов: на конференциях в Бельгии — Храма Христа Спасителя, Симонова монастыря, а в прессе — об Успенском Соборе.

В Европе, Америке, Индии говорилось и писалось все о том же — о сохранении культурных памятников.

Создавались общества, такие как «Рижский кружок ревнителей старины». Елена Ивановна и сыновья помогали в работе над охранным Пактом, вели переписку с многочисленными культурными обществами.

И вот, в 1935 году «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)» был подписан 21 государством мира. В том же году к Пакту присоединились еще 15 государств. В Вашингтоне при подписании Пакта присутствовал президент США Франклин Рузвельт. Позднее Пакт Рериха лег в основу документов Гаагской конференции 1954 года «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Символом Пакта Рериха, своеобразным Красным Крестом культуры стало Знамя Мира: белое полотнище, в центре которого три красных круга в окружности. То самое, о котором (К.З.) говорит: «символ азиатского мистицизма или сатанизма». Объясняя, почему был выбран именно этот знак, Н.К.Рерих в статье «Знамя Мира» перечисляет, где, у каких народов был обнаружен исследователями этот знак (в том числе в христианской символике). Например, знак есть на епитрахили Преподобного Сергия на иконе, помещенной на издании Киево-Печерской Лавры 1860 года «Служба Преподобному Сергию Игумену Радонежскому Чудотворцу». Этот же знак находится на иконе Св. Николая Чудотворца в Бар-Граде, на головном уборе Св. Михаила Архистратига в Испании, на изображении Богоматери в Страсбурге, на груди у Христа на картине Мемлинга.

«Не может быть, чтобы люди, причисляющие себя к православию, не знали всех этих вышеупомянутых общеизвестных данных», — писал Н.К.Рерих («Письма А.М.Асееву» 30.10.36 г.).

Именно потому, что знак этот был у разных народов и верований, Рерих предложил его для Знамени Мира — охранного знака объектов культуры.

В наше трудное время культура нуждается в защите и охране. Замена истинных ценностей ложными, пропаганда секса и насилия, стяжательства и лжи, грубости и сквернословия наводнили нашу страну, заполнили собой газетные и книжные прилавки, экраны телевизоров. Наши дети растут среди этой грязи, происходит растление и развращение их душ, но это не вызывает протеста и не предается анафеме. Закрываются школы, детские сады, библиотеки, детские культурные учреждения, растет преступность и процветает детская проституция. И это тоже воспринимается спокойно. Зато выдающихся защитников культуры и их последователей клеймят позором и обвиняют в сатанизме! Не странно ли это?..

2

Автор статьи пользуется многими специфическими терминами. Остановимся на некоторых из них: «мистика, мистические, мистицизм».

Не первый раз Н.К.Рериха обвиняют в мистицизме.

«В разных странах пишут о моем мистицизме. Толкуют вкривь и вкось, а я вообще толком не знаю, о чем эти люди так стараются.

Много раз мне приходилось говорить, что я вообще опасаюсь этого неопределенного слова — мистицизм. Уж очень оно мне напоминает английский “мист” — то есть туман. Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определенности и света. Если мистицизм в людском понимании означает искание истины и постоянное познавание, то я бы ничего не имел против такого определения. Но мне сдается, что люди в этом случае понимают вовсе не реальное познавание, а что-то другое, чего они и сами сказать не умеют. А всякая неопределенность — вредоносна» (Рерих Н.К. Мистицизм).

Семья Рерихов — это семья ученых. Их изучение России, Запада и Востока носило научный характер. И Николай Константинович, путешествуя, собирал данные, сравнивал, анализировал.

А труды Юрия Николаевича, старшего сына Николая Константиновича, поставили его имя в ряд выдающихся ученых востоковедов. Знание более 30 языков давало возможность Ю.Н.Рериху читать подлинники старинных рукописей, манускриптов.

«История Средней Азии», «История Тибета», «Тибетский словарь», исследования о наречиях, об искусстве, открытие знаменитого «Звериного стиля у кочевников Северного Тибета», — вот неполный перечень работ академика Ю.Н.Рериха.

И не мистицизм, а наука была тем фундаментом, на котором семья Рерихов создавала свои труды.

Теперь о масонстве, о котором в статье (К.З.) сказано, что «это тайные общества дегенератов», а также, что «По поводу масонства Рерихов комментарии, как говорится излишни». Но мы попробуем все же прокомментировать, причем словами Е.И.Рерих.

«Право, следовало бы осторожнее пользоваться непонятными для нас определительными. Вообще, курьезно, если бы не было так печально, невежество большинства наших сородичей о положении, занимаемом масонством в цивилизованных странах. По-видимому, нашим сородичам неизвестно, что главы государств, все короли возглавляют масонство в своих странах, вся аристократия Англии и других стран, многие высшие чины правительств имеют разные степени масонства и свои ложи. И даже здесь, в Индии, ежегодно, в особый памятный день, масоны — официальные чины Британской империи — парадируют по улицам главных городов при всех своих масонских регалиях. Все делается совершенно открыто, и газеты и журналы полны снимков как разных королей, дюков и принцев в масонских одеяниях, так и их Лож и собраний. Масоны в Америке и Англии, кроме многочисленных Лож, имеют во всех главных городах даже свои особые грандиозные храмы. Конечно, ввиду такого распространения этого движения и даже профанации его, ибо каждый лавочник и трамвайный кондуктор — масон, можно встретить наряду с такой бутафорией и вредные Ложи. Как всегда и во всем, все прекрасное является сейчас редчайшим исключением. И во всей силе остается пословица: “Одна паршивая овца заражает все стадо”. Но умам, претендующим на просвещенность, следовало бы строить свое мнение на фактах и не изображать из себя попугаев, бессмысленно повторяющих услышанные ими формулы. Так и мой прадед Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, светлейший князь Смоленский, так называемый спаситель России, был масоном, и ему было указано, что он спасет Россию. И история свидетельствует, насколько жизнь его была верным служением Государям и своей Родине. Потому зачем проявлять невежество? И не будет ли справедливее и научнее изучить, чем было и чем стало сейчас масонство? Ознакомившись с первоосновами масонства, мы изумимся высоконравственному кодексу его. Да, нужно бороться с косностью и невежеством, с темным сознанием, с ограниченным мышлением. Это самое неотложное и светлое задание».

Сами Рерихи масонами не были.

3

Надо внести полную ясность во взаимоотношения Киевской секты «Белое Братство» с семьей Рерихов. Дело в том, что «супружеская чета Николая и Елены Рерихов» (К.З.) никак не могла основать знаменитую секту по одной простой причине: Николай Константинович ушел из жизни в 1947 году, а Елена Ивановна в 1955 году. Секта же образовалась в перестроечное время и апогей ее действий пришелся на 1994 год. И поэтому соединение автором воедино киевлянки Марии Цвигун с Рерихами вызывает удивление.

Н.К.Рерих писал: «Не говорите о том, чего не знаете! Ведь если для кого-то неясны нормы добра, то по крайней мере хотя бы чистоплотность ознакомления с фактами должна быть примитивным условием человекообразия» (Рерих Н.К. Самоотвержение зла, 1934).

«Подрыв устоев православия», «фальшивый гуманизм», «дегенеративные идеи», «духовный вирус эпидемии сатанизма» и, наконец, «сатанизм» — все эти эпитеты подобраны автором, чтобы охарактеризовать семью Рерихов.

История знает много примеров подобных обвинений. В памяти человечества еще сохранились следы преступлений, совершаемых невежественными сознаниями. В том числе и костры инквизиции, сжигавшие творения лучших умов человечества, а зачастую, и самих творцов. Джордано Бруно, аббат и ученый, — яркий пример тому. Костром наградило его «благодарное человечество» за то, что он утверждал существование множества миров во Вселенной, которые живут и развиваются по общим законам мироздания.

К сожалению, часто бывает так: то, что не вмещается в сознании, сразу же отрицается. «Нет, потому что не может быть никогда!» — обычный аргумент малосведущего человека. Пытливый же ум будет искать истину.

Развитие науки идет вперед, несмотря на трудности жизни. И именно наука выводит нас на понимание энергетического строения Вселенной. Именно наука открывает тайны мироздания и место человека в нем. Она подтверждает необходимость нравственности и самосовершенствования для выживания человечества.

И именно наука изучает книги серии «Агни Йога» («Живая Этика»). Среди ученых: академик А.Л.Яншин; директор Международного института теоретической и прикладной физики, академик РАЕН А.Е.Акимов; автор теории торсионных полей, доцент Г.М.Шипов; историк-индолог, лауреат премии Дж.Неру, кандидат исторических наук Л.В.Шапошникова; академик Г.С.Лебедев; почетный академик РАО Ш.А.Амонашвили и др.

Организация Объединенных Наций (ООН) приняла в свои члены Международный Центр Рерихов. Таким образом мировая культурная общественность отметила значение Величайших Гуманистов эпохи.

Почему же возникают статьи, необъективно отражающие деятельность таких выдающихся личностей?

Кроме причин, указанных выше, можно привести в качестве ответа одно из высказываний Н.К.Рериха: «Кроме вандалов — разрушителей существуют не меньшие вандалы — злошептатели; существуют слабоумцы сомнения; существуют невежды злобы, малодушия и клеветы. Нужно отдать себе полный отчет в том, что выступление за охранение высших начал вызывает лай всяких волков и шакалов» (Рерих Н.К. Правда нерушима. 1935).

4

Выставка картин Н.К. и С.Н. Рерихов проходила в Харькове в апреле этого года с колоссальным успехом. Для города это было событием, праздником Знаний, Любви и Красоты. Это засвидетельствовала «Книга отзывов», которую можно было бы издать как приложение к этой статье. Вот несколько цитат из нее:

«Спасибо за выставку! Это настоящий праздник духа!»

«Пришла, посмотрела, задумалась…»

«Эти картины дарят мир и радость. Спасибо!»

«Спасибо организаторам выставки за то, что в нашу беспросветную жизнь внесли этот светоч надежды!»

«Слава Рерихам и огромная благодарность за их труд во имя человечества!»

Писали пенсионеры, школьники, студенты, художники, учителя, родители. На выставку приезжали группами из Белгорода, Первомайска, Изюма, Кременчуга, Павлограда. В «Книге отзывов» мы находим подписи посетителей из Сум, Полтавы, Киева, Донецка, Днепропетровска. Приходили иностранные делегации и гости из Непала, Индии, США, Франции, Израиля и др. стран. Люди приходили к Красоте и уносили ее в своих сердцах.

Чтобы предотвратить столпотворение у картин, музейным работникам пришлось срочно поздно вечером перемонтировать экспозицию и вместо четырех залов разместить ее в шести. Рабочий день в музее был увеличен, а выходные дни сокращены, работали даже в праздничные дни. Люди приходили по нескольку раз, приходили семьями, подолгу стояли в очередях, но еще дольше — перед картинами.

В последний день некоторые даже плакали: не хотели расставаться с картинами.

В лекционном зале музея в течение всей выставки работала творческая группа нашей рериховской организации: читались лекции, демонстрировались фильмы и слайд-программы о жизни и творчестве семьи Рерихов. Люди не помещались в небольшом зале, стояли в проходах, в дверях.

Выставка продемонстрировала огромный интерес к семье Рерихов, к их творчеству и труду на благо человечества. Правду не исказить и не спрятать: кому надо — разберется.

Пусть же отзыв о выставке 14-летнего юноши закончит эту статью:

«Дай Бог, чтобы Свет рождал Гениев,
А Гении творили Свет.
И чтобы это кольцо, называемое Добротой,
никогда не кончалось!
Дай Бог!»