Протоиерей Георгий Городенцев
По всему видно, что Кураев считает себя совершенным христианином. Хотя, рассмотрев его сочинения, ясно видно, что этот человек так и остался невоцерковленным. У него все осталось на уровне знаний, причем знаний искаженных и засоренных, а жизни по вере нет. Многие люди искренно спрашивают о Кураеве: «А он православный?!»
Кураеву не по сердцу духовное возрождение России, возврат к православным традициям — «разговоры о “церковном возрождении”, “восстановлении”, “возврате”, “обретении” и т.п.»Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие. М.,1997. С.25. Для него главным является не освященная в веках благочестивой жизнью подвижников православной веры традиция, а «опыт новизны»Там же, «прорыв туда (?), где его еще не было»Там же. Возникает вопрос: «прорыв» куда? Здесь не совсем ясно, конечно, Кураев выражается, но по его сочинениям видно, что ему постоянно куда-то хочется из Православия «прорваться»… Свой «опыт новизны» новатор Кураев эффектно, с большим динамизмомТам же. С.26 передает людям в лекциях во время частых своих гастролей.
Для Кураева характерна подмена понятий. Понимание веры у него не православное, а свое — кураевское. Вроде бы он говорит о Православии, а понятия у него при этом свои. Он досадно воздыхает: «“Храните веру предков” и “имейте сокрушение сердечное” — в этих призывах так мало может узнать себя молодой человек». Могут ли вызвать досадное чувство столь благовременные для современного человека пожелания у православного христианина? <…>
В отношении подспудного (между строк) и открытого разрушения православного вероучения у Кураева длинный список. В «Русском Вестнике» (V, 27–28, 1998) публиковалась статья «Против ереси диакона Андрея Кураева», в Интернете, как сказано уже было, есть статья «О ересях диакона Андрея Кураева», издана книга авторитетного автора архимандрита Рафаила (Карелина) «Вызов новомодернизма. Об искажениях истины в богословских опытах диакона Андрея Кураева». М.: Лествица, 1999. Кураев ярый противник канонизации Царя-мученика Николая II и его Августейшей семьи, он попирает церковные правила, для Кураева не авторитет ни Священные Синоды, ни подвижники Святой Горы Афон. Да что люди смертные, для Кураева и святые «Отцы заблуждались… ошибались… И старцы могут заблуждаться…»Андрей Кураев. Дают ли на Украине печать антихриста. 1999. С.17. Кураев даже приводит примеры «ошибок» святых. Очевидно, он или никогда не признавал святых Божиих, или это результат частого общения с протестантами (они ведь святых не почитают). Может ли истинный раб Божий во всеуслышание сказать об «ошибках» святых? Никогда! С какой заботливостью собраны у Кураева примеры «ошибок» святых, самые курьезные случаи из церковной истории! И здесь Кураев поступает по отношению к Святой Церкви по-хамски (весьма показательно для оценки — кто такой Кураев)… Как «вовремя» он приводит пример с буддийским жрецом СавабеТам же. С.36–37. Для Кураева ошибаются все, даже, по его примерам, святые, только он, Кураев, не ошибается. <…>
Необходимо упомянуть о бесстыдстве и нечистоплотности кураевского языка и стиля. Языком фельетона Кураев говорит о серьезнейшем вопросе современности: «благочестивый христианин идет по улице. Вдруг на него набрасываются какие-то антихристовы слуги. Его оглушают, быстро вживляют в его тело (на чело и на руку) две крохотные пластины с компьютерными “чипами”»Там же. С.26–27. Это язык богослова и профессора. Остроумный Кураев забавляется, а, между тем, православным не до смеха. Кураев постоянно бессовестно ёрничает: «как это жутко, страшно, там, где компьютеры, там нет Христа…»Там же. С.6
Кураев кощунствует. Не хочется здесь повторять все его кощунства. Вот только несколько примеров из его брошюры. «Ну не боится Бог чисел и штрих-кодов! Он не столь пуглив, как некоторые бабушки и монахи»Андрей Кураев. Дают ли на Украине печать антихриста. 1999. С.18, «Христос — это не кошелек»Там же. С.22, «купил бутылку сока со штрих-кодом — и все, Христа потерял»Там же, темная романтика «пророчеств»Там же. С.33, «харизмометр» Там же. С.37… Только враги Христа Бога могут так кощунствовать. Вряд ли это будет иметь воздействие, но можно было бы сказать Кураеву его же словами: «Не кощунствуйте, нам больно от Ваших»Там же. С.39 слов и сочинений! <…>
Остроумие подводит о. Андрея. В брошюрке, говоря о встрече с антихристом, он восклицает: «Приятно познакомиться»Там же. С.37 — это он антихристу-то!.. Да, никто еще так не «богословствовал»… Он даже наставляет: «христианам нужно будет <…> ответить: «Приятно познакомиться»Там же. С.13. Сохрани Бог от такого «знакомства», да и от такого профессора-учителя!
Все-таки легкомыслие к рассматриваемой теме сказывается на человеке. Тому пример — Кураев. Не случайно, ему приятнее «девушки из налоговой инспекции»Там же и «братья»Там же. С.37 — госчиновники, нежели православные люди. Кстати, «братья» из налоговой инспекции и мировой закулисы теперь, вероятно, похлопочут Кураеву Нобелевскую премию за «аргументы», которые они теперь могут взять из кураевского опуса против православных. Православных Кураев называет: «бабушки и монахи»Там же. С.18. Из истории христианской церкви известно, что еретики, обновленцы всегда имели желание «упразднить» монашество. В свое время комиссии, состоящие из таких вот кураевых, будут реформировать вероучение Церкви и постараются-таки монашество «упразднить». Между тем, монашество — это тот драгоценный сосуд Святости Божией, в котором хранится «действенная благодать освящающего совершенства» (преп.Макарий Великий). Монахи — хранители Предания Церкви, святоотеческой традиции, поэтому прежде всего они видят проявляющееся в мире действие апостасии (апостасия греч. — отступление от Бога). Поэтому монахи Почаевской Лавры, Свято-Успенского Одесского, Святогорского Свято-Успенского и других монастырей точно поняли сущность идентификации. И к бабушкам Кураев совсем напрасно так — презрительно. Кто в советское время в основном молился в церквах, нес в церкви последние копейки, терпел все унижения атеистического времени, таких вот комсомольских активистов-кураевых? Зачем же так к ним презрительно? Нехорошо. Стыдно за профессора и богослова! <…>