Методические рекомендации для директоров школ и работников органов управления образованием
И.Галицкая, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник;
И.Метлик, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, лаборатория гражданского воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания Российской Академии образования и Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
А.Соловьев, главный специалист Московского комитета образования.
Поворот российского общества от регламентированного государством атеизма к утверждению свободы вероисповедания является одним из немногих бесспорных достижений социального развития нашей страны в последнее десятилетие. Тем более важно в этом процессе уметь отличать действительное духовное возрождение от искусно создаваемых подделок. Традиционные религиозные конфессии народов России ныне последовательно и успешно восстанавливают свое влияние. Но почти вековое забвение религиозных ценностей не прошло бесследно, духовная культура религии была отброшена на обочину общественного сознания. Поэтому новый интерес к духовности у многих наших соотечественников стал желанной приманкой для множества групп и организаций, чьи лидеры давно научились умело конвертировать этот вечный человеческий интерес в деньги, влияние и власть над людьми.
Русская православная церковь, другие религиозные объединения в нашей стране получили возможности для свободного развития, проповеди, миссионерской деятельности. Наряду с возрождением традиционных религиозных конфессий, тесно связанных с историей и культурой народов России, в последнее десятилетие активно проявили себя и множество нетрадиционных, новых религиозных объединений и культов. Часть их возникла в нашей стране, но большинство — зарубежного происхождения. Это, например: Ананда Марга, объединения последователей Агни-Йоги, Аум Синрикё, Белое Братство, Богородичный Центр, Брахма Кумарис, Дети Бога (Семья Любви Д. Берга), культ Ошо (Раджниш), Новый Акрополь, Общество Сознания Кришны, Рейки, Сатори, Сахаджа Йога, Свидетели Иеговы, Центр Юнивер, Церковь Объединения С.Муна, Церковь Свидетеля Ли, Церковь Сайентологии (Дианетика), Церковь Христа (Бостонское движение), Шри Чинмой и др. Многие из них в силу особенностей их вероучения, внутренней организации и деятельности, отношения к культуре, социальным институтам, традиционным религиям, оцениваются как опасные, оказывающие на общество в целом деструктивное (разрушительное) воздействие.
(…)
--------------------------------------------------------------------------------
* Печатается по изданию: Приложение к журналу «Директор школы», 2000, №4 (51). С.97.