В.В.Фролов,
доктор философских наук, профессор,
ответственный секретарь МЦР
Сегодня метод синтеза, разработанный и применявшийся Рерихами, используется Л.В.Шапошниковой в общественно-культурной деятельности, главной вехой которой является создание Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Она достигла выдающихся результатов в значительной мере благодаря применению нового мышления в развитии культуры. В свою очередь, рассмотрение Людмилой Васильевной в философских трудах важнейших научно-философских проблем с позиций космического мышления стало возможным прежде всего благодаря их синтетическому видению. К этим проблемам относятся: раскрытие новой системы познания, анализ исторического процесса как природно-космического явления, выявление роли Красоты в эволюции человека и многие другие. Одна из важнейших в этом ряду ― проблема выяснения предпосылок нового космического мышления, содержащихся в науке, философии, религии, искусстве, и раскрытие путей их синтеза в процессе формирования нового космического мышления.
Рассматривая этот процесс, Л.В.Шапошникова показывает эмпиризм и бездуховность современной науки, ограниченность философских доктрин рамками узкоматериалистического мироощущения, тоталитарность и нетерпимость конфессионального сознания, говорит об искажённом понимании искусства, задачи которого сводятся к чисто развлекательной функции. Всё это тормозит развитие нового мышления. Такие представления, по мнению учёного, нужно преодолевать. В результате человечество придёт к объединению науки, философии, религиозного опыта, искусства, что поможет ему обрести в горниле эволюционного синтеза новое космическое мышление.
Пространством такого синтеза может быть только сознание. И те, кто способен к синтезу различных форм духовной жизни, постепенно выйдут на их новое, целостное понимание. Это прежде всего учёные, философы, художники, педагоги, ощущающие потребность в новом мировоззрении и стремящиеся применять принципы нового космического мышления в своей жизнедеятельности.
Но задача эта не решается сама собою, автоматически, поскольку формирование нового мышления встречает яростное противодействие носителей старого сознания. Они искажают Живую Этику как научно-философскую систему, усматривая в ней новую религию, и приписывают такие цели деятельности Рерихов, которые ей никогда не были присущи (например, создание нового государства в Центральной Азии). Чем шире распространяются идеи Живой Этики в обществе, тем более ожесточённое противодействие этот процесс встречает со стороны сил, олицетворяющих старое мироощущение, ― некоторых учёных, писателей, журналистов, представителей Православной Церкви. Противодействие идеям Рерихов, научно-культурной деятельности Международного Центра Рерихов со стороны их недоброжелателей делает жизненно необходимой защиту имени и наследия Рерихов, Центра-Музея имени Н.К.Рериха и его руководства. Надо подчеркнуть, что такая защита является важной стороной деятельности прогрессивных учёных и культурных деятелей по развитию нового космического мышления. Более того, реальные действия культурных организаций, деятелей культуры и науки по защите имени и наследия Рерихов есть показатель уровня сознания людей, критерий его развитости.
Рерихам всю жизнь приходилось защищать новое космическое миропонимание и отбивать нападки недоброжелателей, олицетворявших старое сознание. Достаточно вспомнить предательство четой Хоршей семьи Рерихов в США или клевету на Н.К.Рериха в профашистской прессе Харбина в 30-е годы прошлого века. Продолжая традицию Рерихов по защите нового мышления, Л.В.Шапошникова героически отстаивает их идеи, переданные С.Н.Рерихом заветы по сохранению культурного наследия Рерихов, защищает их творческое наследие. И деятельность Людмилы Васильевны, направленная на защиту имени и наследия Рерихов, есть пример того, как надо отстаивать новое космическое миропонимание.
Работы Л.В.Шапошниковой в защиту Рерихов содержат глубокий анализ мировоззренческих и социокультурных причин, ведущих к столкновению сторонников нового мышления с носителями старого сознания. Назовём некоторые работы Людмилы Васильевны по защите имени и наследия Рерихов: «Российский след в деле Мэри Пунача», «Министерство культуры против Культуры», «О судьбе картин Н.К. и С.Н. Рерихов», «”Подвижничество” диакона Кураева», «Предатели» (библиография трудов Л.В.Шапошниковой приведена в [3, с. 560-584]). Отметим, что главной их темой является Живая Этика, раскрывающая закономерности космической эволюции человека. Эти сложнейшие вопросы Людмила Васильева исследует на основе методологии Живой Этики, развивая и конкретизируя её идеи применительно как к современной исторической ситуации, так и к прошлому и будущему человечества, и делает это на основе синтеза различных форм культуры, науки, философии, искусства, религиозного опыта.
Работы Л.В.Шапошниковой определяют вектор изучения наследия Рерихов, к осмыслению которого учёные только подступают. Осмысление работ позволяет понять важную методологическую особенность исследования Живой Этики, трудов Рерихов, которая, к сожалению, часто игнорируется, ― плодотворное изучение наследия возможно только с позиций нового космического миропонимания, с использованием системы познания Живой Этики. Какие-то другие подходы к Живой Этике с неизбежностью приводят к её односторонним трактовкам, искажению и извращению этой философской системы.
В работах, написанных с позиций нового космического мышления, Л.В.Шапошникова показывает формирование нового мышления как развивающийся конкретно-исторический процесс, раскрывает роль того или иного мыслителя в этом процессе. Так, в книге «Вселенная Мастера» она исследует становление философских взглядов В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, П.А.Флоренского, семьи Рерихов с точки зрения их вклада в развитие нового мышления. В анализе этого процесса автор идёт от гениальных прозрений русских учёных-космистов XX века, от философии Космической Реальности Рерихов к новому космическому мышлению, формирование которого происходит на основе синтеза наиболее значимых для эволюции человечества духовных достижений.
Другая тенденция применения Живой Этики в научных исследованиях, характеризующая расширение сознания современных учёных, обнаруживается в работах философов, историков, педагогов, искусствоведов, начинающих осмысливать наиболее значимые проблемы развития человека, общества и природы. Важнейшие из них ― это место человека в структуре космоса, духовное совершенствование человека и ведущей роли в нём Высшего начала, Культуры и Красоты как столпов эволюции, новое понимание общества, факторами развития которого выступают моменты не материально-производственного, а космического, духовного характера, и т.д.
В рамках философского анализа Живой Этики рассматриваются основные её положения: многомерность бытия и его энергетическая основа; проявляющееся во всех явлениях единство духа и материи; новая методология познания, сформированная на основе синтеза научных, эмпирических, и вненаучных, духовных методов познания; труд как важнейшее средство совершенствования человека; Община, Культура, Красота и Любовь [4]. Рассматриваются вопросы формирования целостного восприятия мира, возникающего в результате синтеза Знания и Красоты, воспитания у человека подобной способности (качеств), осознания им необходимости самосовершенствования как важнейшей космической задачи жизни. При этом утверждается, что ведущую роль в этом процессе играет утончение и одухотворение сознания человека, основой жизни которого должно стать его постоянное устремление к Прекрасному [5].
Философская система Живой Этики направлена на творчество новой реальности, важнейшая форма которой ― культура как проявление творчества человека. Культура есть пространство Красоты, Любви, Творчества. В современной исторической ситуации идеи Живой Этики могут служить людям духовно-нравственной опорой в жизни, основой духовного возрождения человечества [6]. В этом контексте Живая Этика, синтезирующая восточную и западную традиции трансцендентализма, рассматривается как философия жизнетворчества [7]. Идея эта получает развитие в современной философии.
Культура постмодерна не в состоянии выдвинуть систему, подобную этике творчества, поскольку стержнем такой этики должна стать проблема духовного совершенствования человека. В мировой культуре ощущается потребность в «этике творчества», в рамках которой поступок трактуется как результат «внутреннего усилия» человека. Именно такая проблематика составляет содержание философии Живой Этики, или «этики творчества» [8]. В этике такого типа ведущую роль играет уровень развития сознания индивида, которое рассматривается как «действенный элемент жизни космического целого» [9, с. 234]. Индивидуальное сознание обладает способностью к совершенствованию, а критериями расширенного и утончённого сознания выступают наличие в нём глубинного нравственного стержня, открытость, всесторонность познавания, развитость самосознания.
Система познания Живой Этики представляет собой синтез эмпирического и вненаучного способов познания. Такая методология невозможна вне гармоничной взаимосвязи с законами космоса. В сущности эта методология является выражением указанных законов. Такой подход определяет и методологию изучения самой Живой Этики, которая должна соответствовать принципам Учения Жизни [10].
Важнейшей формой вненаучного познания выступают такие нравственные законы, состояния, чувства, как Вера, Надежда, Любовь. Знание, аккумулированное в Вере, ориентирует на то, что в жизни есть «некая тайна», Надежда ― предчувствие реального будущего, Любовь ― отражение всеобщего единства мира. «На протяжении всей истории человечества в сердце каждого из нас живут, притаясь или расцветая, Вера, Надежда, Любовь. Обладая необычайной притягательной силой, став родовыми качествами человечества, чутко, бережно, с незаметным постоянством ведут они своё великое дело осмысления жизни, восстановления, реабилитации души в условиях “истерзанного мира”» [11, с. 79].
В современной науке обсуждается вопрос о вненаучном или сверхнаучном знании и познании, которое включает не только видимые явления, но и феномены психического и духовного характера. Источником сверхнаучного знания, с точки зрения Живой Этики, является Иерархия Света, представленная на Земле Учителями человечества [12]. Новая система познания Живой Этики стала методологической основой деятельности международного научного центра ― института «Урусвати», созданного Рерихами в 1928 году после завершения Центрально-Азиатской экспедиции. В основе деятельности института лежал синтетический подход, ибо сами Рерихи были личностями синтетическими и осуществляли синтез в своей совместной деятельности. Это давало им возможность объединять усилия учёных с мировым именем. К тому же работу института отличала подвижность, выражавшаяся в организации экспедиций в различные районы Тибета [13]. «…Сейчас, ― пишет Н.К.Рерих, ― всякий обмен научными силами, всякие экспедиции и странствия становятся уже непременным условием каждого преуспеяния <…> Таким образом, узкая профессия, одно время так овладевшая человечеством, опять заменяется познаванием широким» [14, с. 195].
Таковы реальные процессы расширения сознания, активнейшими субъектами которых были Рерихи. Процессы эти в науке и культуре продолжаются и развиваются. В них вольно или невольно вовлекаются современные учёные, предпринимающие попытки применять философию Живой Этики в научных исследованиях, стремящиеся к внутреннему, духовному совершенствованию, сутью которого выступает расширение сознания. Именно последнее обстоятельство оказывает решающее влияние на их научные изыскания и духовные нахождения.
Идеям Живой Этики созвучны новые методологические разработки современной науки, в частности синергетики. Эти идеи дают возможность с нетрадиционных позиций подойти к проблеме диалектики потенциального и актуализированного, понятию хаоса и т.п. Одним из ярких примеров использования Живой Этики является разработка принципа «нового эволюционного холизма», в соответствии с которым эволюция мира представляется как «эволюция нелинейных иерархически субординированных сред» [15, с. 548]. В связи с этим рассматривается идея ускорения темпов эволюции, где важнейшим является акт «единения», или вхождения элементов мира в более сложную структуру. «Восходя по ступеням сложности от неживого к живому и от живого в человеку, процессы всё более плотно “упаковываются”, свертываются, их ход ускоряется» [15, с. 549].
Одним из наиболее плодотворных направлений применения Живой Этики является образование, прежде всего школьное. Идеи космизма проникают в педагогику, что выражается в признании педагогами существования Высшего Мира, формировании представлений о вечности жизни, о бессмертии человека, в понимании мысли как реальной творящей силы [16]. Рассматривая с этих позиций, к примеру, преподавание истории, «можно расставить те недостающие в нынешних учебниках истории ориентиры и вехи, которые не только позволяют её “очеловечить”, но и проследить бесконечную смену форм проявления духа и материи, развитие и совершенствование человеческой индивидуальности» [17, с. 33-34]. Необходимая предпосылка такого подхода ― равновесие между умом и сердцем.
Статьи, в которых рассматриваются философские вопросы Живой Этики и других трудов Рерихов, а также работ Л.В.Шапошниковой, опубликованы в материалах научных конференций государственных университетов и других вузов России, Украины, Беларуси. Статьи эти можно считать начальным этапом осмысления и применения Живой Этики в научных исследованиях.
Проблемы, поставленные в Живой Этике, ― это проблемы развития современной и будущей науки, которые без ссылок на Живую Этику уже исследуются учёными различных научных направлений. Прежде всего, в кругу поставленных проблем надо отметить изучение влияния сознания человека на окружающую реальность.
Японский учёный Масару Эмото, много лет занимающийся исследованиями воды, выяснил, что она способна воспринимать, запоминать и передавать информацию, источником которой являются мысли и чувства человека. Подтверждением этому являются кристаллы замерзшей воды, появляющиеся при повышении температуры перед таянием льда и существующие в течение 20―30 секунд. Фотографии этих кристаллов, полученные учёным, служат прямым доказательством воздействия сознания человека на воду.
Масару Эмото выяснил, что при воздействии на воду положительных мыслей и чувств происходит гармонизация структуры воды, и образуемые ею ледяные кристаллы приобретают правильную, красивую форму. Отрицательные мысли и чувства разрушают структуру воды, и кристаллы получаются неправильной, некрасивой формы. «Мне особенно запомнилась одна фотография, ― пишет Масару Эмото. ― Это был самый красивый и изысканный кристалл, образованный под воздействием слов “любовь и признательность”. Казалось, будто вода радовалась и ликовала, создавая пышно распустившийся цветок. Это было настолько прекрасно, что я могу сказать ― с этого момента вся моя жизнь переменилась» [18, с. 19-20]. Более того, аналогичное воздействие на воду оказывает музыка. «Результаты поразили нас, ― описывает эти опыты ученый. ― Пасторальная симфония Бетховена, с её яркими и чистыми интонациями, привела к созданию прекрасных и хорошо оформленных кристаллов. Сороковая симфония Моцарта, грациозная молитва красоте, создавала кристаллы, которые были изысканными и изящными. А кристаллы, образованные после прослушивания одного из этюдов Шопена (Е, Ор. 10, № 3), поразили нас своими восхитительными деталями.
Любая классическая музыка, воздействию которой мы подвергали воду, приводила к образованию правильно сформированных кристаллов с отчетливо выраженными характерными чертами. В противоположность этому вода, на которую действовали неистовой музыкой тяжелого рока, способна была в лучшем случае образовать обломанные и неправильно сформированные кристаллы» [18, с. 18].
Структурные особенности воды, «отвечающие» за запоминание влияния на неё различных факторов, в частности духовно-эмоционального состояния человека, выявил доктор биологических наук С.В.Зенин. «Прежде всего, неожиданным и главенствующим фактом в исследовании макроструктуры воды оказалось то, ― пишет ученый, ― что она состоит из ячеек полумикронного размера. Можно полагать, что это состояние, которое следует охарактеризовать как наличие клеточной структуры, присуще новому информационно-фазовому состоянию.
Каждая ячейка состоит из большого числа (порядка 2,8 млн.) структурных элементов воды, которые имеют в ячейке полностью детерминированное расположение, идентичное для всех ячеек. Такая взаимозависимость структурного расположения элементов в разных ячейках определяется процессом молекулярной информационной ретрансляции, когда зарядовый рисунок элементов воды на поверхности ячейки передается оболочкам соседних ячеек.
При таком рассмотрении структурный элемент воды выступает как логический элемент биокомпьютера и для него более важным становится не количество молекул воды в нём (912 молекул), а его форма в виде шестигранного ромбического кубика, каждая грань которого обладает соответствующим зарядовым рисунком, что делает логический элемент биокомпьютера многофункциональным.
Буквально подвешенный в электростатическом поле структурный элемент оказывается чрезвычайно лабильным и чувствительным даже к сверхслабым электромагнитным воздействиям.
Наличие кооперативной взаимосвязи элементов в ячейке позволяет избежать кажущейся нестабильности положения элемента. Соответственно необратимые процессы могут возникнуть лишь при одновременном многоточечном (матричном) воздействии на множество элементов, находящихся в единой взаимосвязи. Тогда и произойдет переход в новое информационно-фазовое состояние» [19].
Кроме того, С.В.Зенин выяснил, что человек способен оказывать на воду вполне регистрируемое влияние: чем спокойнее, конструктивнее его мысли и чувства, тем более гармоничной оказывается структура воды, находящейся рядом. Это фиксируют специальные измерительные приборы. Анализ результатов разработок этих и других учёных показывает, что воздействовать на воду человек может только энергетикой своих мыслей и чувств, что подтверждает их материальную природу.
Таким образом, философское значение приведённых научных данных раскрывается, когда они рассматриваются в контексте нового космического мышления. Иными словами, эти факты не только свидетельствуют о влиянии мыслей и чувств человека на структуру воды, но подтверждают существование тонкоматериальной реальности и её энергоинформационное воздействие на физический, плотный мир.
Данные науки о влиянии энергетики мыслей и чувств человека на окружающую его реальность имеют принципиальное значение для расширения сознания учёных. Сама логика конкретно-научных исследований, свойства изучаемых явлений требуют философского объяснения и как бы «подталкивает» учёных искать такое объяснение, которое возможно только с позиций нового космического мышления. В книге Масару Эмото приведено очень интересное высказывание одной из слушательниц его лекций по проблемам воды Мануэлы Ким (Швейцария): «Мы можем увидеть чудо кристаллов воды своими собственными глазами. В результате наше сознание делает быстрый скачок. Это пробуждение сознания происходит практически мгновенно. Тот факт, что всё, что мы подумали и почувствовали, может быть увидено нашими собственными глазами (речь идёт о сформированных под действием сознания человека кристаллах воды. ― В.Ф.), лишь ускоряет эту перемену» [18, с. 25].
Таким образом, сами учёные, возможно, не осознавая этого, через научные разработки выходят на новое философское понимание предмета исследований и реальности в целом как реальности космической.
Отмеченная тенденция проявляется также в исследованиях, требующих интегративного подхода, который применяется в синергетике, космонавтике и других науках. Исследования в области этих наук и применение результатов этих исследований также расширяют сознание учёных. Известен такой факт: космонавтам, возвратившимся из полёта в космос, присущ более широкий, а точнее, планетарный взгляд на происходящие на Земле события, природные и социальные процессы.
Проблематика, связанная с наследием Рерихов и использованием идей Живой Этики в науке, философии, искусстве, педагогике, является предметом исследования не только уже сложившихся, известных учёных, но и тех, кто только начинает свой путь. В связи с этим обращает на себя внимание исследование творческого наследия Рерихов в диссертациях российских учёных.
Авторы диссертаций, которым по итогам защиты их работ Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки РФ (ВАК) присвоила учёные степени кандидатов наук, живут и работают в Москве, Белгороде, Барнауле, Калуге, Новосибирске, Санкт-Петербурге и других городах России. Научная новизна диссертаций, их актуальность для развития современной науки, философии, для совершенствования воспитания и образования признана российскими учёными. Нельзя не согласиться с тем, что в процессе этих исследований и ознакомления с ними заинтересованных учёных происходит расширение, развитие сознания как авторов диссертаций, так и их читателей, поскольку авторы этих работ при осмыслении философских и культурологических проблем в той или иной мере применяют методологию Живой Этики. Это даёт им возможность рассматривать фундаментальные философские вопросы действительно научно, то есть с точки зрения философии Космической Реальности.
Кандидатская диссертация Д.А.Шарова «Живая Этика Рерихов», защищенная в 1994 году в Институте философии РАН, непосредственно посвящена изучению Живой Этики. В диссертации достаточно глубоко и комплексно исследуются важнейшие вопросы этой философской системы. Основные задачи диссертации автор видит в том, чтобы провести системную реконструкцию текстов Живой Этики, выявить парадигмические основания этого Учения и соотнести их с некоторыми тенденциями современного научного мышления.
В своем исследовании Шаров показывает, что сложная система, описываемая в Живой Этике, по своим основаниям и, соответственно, по уровню сложности качественно отличается от понятия сложной системы, характеристика которой обнаруживается в современной науке. «В Живой Этике понятие сложной системы, ― отмечает Д.А.Шаров, ― не ограничено известным нам физическим Планом, но распространяется на тонкоматериальные структуры, исследование которых наукой лишь начинается в рамках таких новых её направлений, как биоэнергетика и некоторые другие» [20, с. 151]. И продолжает: «С точки зрения Учения (Живой Этики. ― В.Ф.) Космос обладает таким порядком сложности, который не может не включать Жизнь и Сознание. С содержательной стороны присутствие Жизни в каждом элементе мироздания обосновывается тем, что Первоначалом Универсума является элемент, называемый Духо-Материя, и, следовательно, всякое материальное проявление есть проявление Духа; Космос, таким образом, состоит не из косной и живой, а из тотально одухотворённой и облечённой формой материи» [20, с. 151]. Такое понимание Космоса отстаивал В.И.Вернадский в работе «Научная мысль как планетное явление» (1938), пришедший к выводу о космичности жизни. Созвучное этим идеям миропонимание развивали Рерихи, видевшие в Космосе не механическое образование, как почти все их современники, а одухотворённую энергетическую систему.
Таким образом, диссертант проводит своё исследование в контексте космического миропонимания. Осмысливая идеи Живой Этики, он выходит на такую трактовку понятий материи и Мироздания, которая качественно отличается от механистического его понимания и представляет собой грань нового космического мышления.
В Живой Этике ставится и такая сложная проблема науки и философии, как вопрос об энергетическом обмене между различными системами Мироздания. Энергообмен как таковой в научном мире уже давно никто не отрицает. Но вопрос об уровне его проявления многие учёные понимают ограниченно и рассматривают в рамках старой научной парадигмы. Да, говорят такие учёные, энергообмен на физическом уровне ― это научный факт. Но что касается его проявления на уровне тонких энергий, заявляют они, таких типов энергетического взаимодействия наука не знает и, значит, они не существуют. Эти заявления делаются несмотря на то, что прогрессивные учёные, составляющие авангард науки, уже не одно десятилетие ставят эксперименты, направленные на изучение тонких энергий и их философское осмысление. Например, можно напомнить исследование Г.Н.Дульнева о воздействии мысли на различные металлы [21].
В диссертации Д.А.Шарова обосновывается взаимодействие макро- и микрокосмоса на уровне «тонких тел» человека, ибо, как справедливо считает автор, сознание и мышление понимаются в Живой Этике «не только как информация, но и энергия, а следовательно, обладают полноценным онтологическим статусом и способны оказывать непосредственное воздействие на мир» [20, с. 7]. Надо подчеркнуть, что это философское положение подтверждает правильность общей методологии исследований С.В.Зенина и Масару Эмото по изучению воздействия сознания человека на структуру воды.
Рассматривая взаимодействие макро- и микрокосмоса в пространстве Живой Этики, диссертант убедительно показывает, что этика отнюдь не привносится в это взаимодействие человеком, как считают представители традиционной философии, а само взаимодействие по своей природе носит этический характер. Для Шарова этические и энергетические грани этого взаимодействия в реальности неразделимы, составляют слитное единство, ибо изначально присущи Мирозданию. В Живой Этике «само Бытие, его становление, инволюция и эволюция есть манифестация этики, выражение Закона» [20, с. 15]. В парадигме классической науки, подчёркивает автор, подобная этизация Универсума показалась бы недопустимой. «Однако в рамках современного, неклассического научного мышления можно констатировать медленно идущий процесс “очеловечивания” научной методологии и космологических теорий, приближающий научную парадигму к парадигме Живой Этики» [20, с. 157].
Такое космическое понимание этики, которое автор диссертации выявляет в Учении в процессе реконструкции его оснований, возникло не на пустом месте. Оно содержится в мифологии и древней философии, оказавших на развитие науки и философии мощное влияние. Не случайно у В.С.Соловьёва мы находим мысль о естественной, органической связи всех существ «как частей одного целого, <…> а потому и психологическое выражение этой связи ― внутреннее участие одного существа в страдании другого, сострадание, или жалость, ― есть нечто понятное и с эмпирической точки зрения, как выражение естественной и очевидной солидарности всего существующего. Это участие существ друг в друге соответствует явному смыслу вселенной, вполне согласно с разумом или совершенно рационально» [22, с. 160]. Созвучные Живой Этике идеи высказывал и К.Э.Циолковский. «…Надо истинную мораль, ― писал великий мыслитель, ― извлечь из естественных начал Вселенной, из её общих законов, и сделать её, таким образом, убедительной и приемлемой всеми людьми» [23, с. 40].
В диссертации Д.А.Шарова по-новому, в русле идей Живой Этики, рассматриваются и другие фундаментальные вопросы философии и научного познания. Можно предположить, что именно исследование текстов Живой Этики позволило автору сделать вывод, что для изучения её оснований, ибо «синтетичность системы Живой Этики является действительным фактом», нужны и соответствующие природе этого Учения методологические средства, ведущим из которых является синтез. Вообще, по мнению Д.А.Шарова, в современной науке всё более разворачиваются синтетические подходы к исследованию. Вместе с тем такие подходы не могут быть введены в науку как произвольное желание научного сообщества, продолжает автор. Но их развитие скорее следует рассматривать как какие-то глубинные процессы, происходящие в человечестве и связанные с изменением психофизического строя человека. Эта мысль автора созвучна идеям Живой Этики, где овладение синтетическим мышлением понимается не как некая рационально-логическая процедура, а как всестороннее и целостное развитие человеческого сознания. Это становится понятным в контексте новейших тенденций развития современной науки, в пространстве которой тяготение познания реальности к синтезу связано с глубинными изменениями психического строя человека и коренится во взаимоотношении Макрокосма и микрокосма.
Д.А.Шаров улавливает очень важные моменты развития новой системы познания, разработка и применение которой невозможны без подвижнической деятельности выдающихся философов, учёных, художников. Они не только выдвигают и разрабатывают новые способы познания, среди которых одним из ведущих является синтетический метод, но прежде всего сами выступают в качестве субъектов этого синтеза. Именно благодаря своим высочайшим духовным накоплениям эти подвижники в своём творчестве оказываются способны на такие прозрения и обобщения, которые возможны только на основе синтетического видения человека и Космоса. К ним, безусловно, относятся С.Н.Трубецкой, В.С.Соловьёв, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский, Рерихи и другие деятели, опередившие своё время.
Проблема влияния культуры на духовное преображение человека всегда вдохновляла сердца и умы выдающихся мыслителей. От того, как понималась ими культура, зависело их видение самых сокровенных и тончайших граней духовного развития человека. Николай Константинович Рерих разработал оригинальную концепцию культуры. Его понимание было не только выдающимся духовным достижением, но и проявлением самых светлых сторон Мироздания и человеческой природы. Поэтому далеко не случайно Н.К.Рерих определял культуру как почитание Света. Многоцветную палитру форм проявления культуры он «выписывает» во многих своих работах. Культура для него «есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть Сердце.
Если соберём все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты» [24, с. 41]. Такая мощная по своему творческому потенциалу, доступная для понимания и реализации концепция культуры не может не вдохновлять молодых учёных, находящихся в самом начале своего творческого пути.
Так, В.В.Волков (Тверь) в кандидатской диссертации «Философия культуры Н.К.Рериха» отмечает, что Николай Константинович достиг мировой славы не только как художник, писатель и учёный, но и как создатель одной из самых оригинальных и актуальных философских концепций ХХ века [25].
Категория культуры Н.К.Рериха избрана в качестве мировоззренческой и методологической основы исследования А.О.Букиным (Саранск). В диссертации «Творчество Н.К.Рериха в культурном взаимодействии России и Индии», защищённой им в 1999 году, раскрывается выдающаяся роль творчества Н.К.Рериха в диалоге культур России и Индии. Автор отмечает, что Н.К.Рерих, исследуя культурные традиции России и Индии, творчески перерабатывает эти традиции, придавая им универсальный и синтетический характер [26, с. 4-5].
Приоритетное место в философских воззрениях Н.К.Рериха, по мнению автора, занимает категория Красоты. Именно понимание её как одного из столпов эволюции позволяет художнику развернуть всё богатство её многообразных проявлений в Мироздании, историческом развитии, в жизни отдельного человека. Н.К.Рерих считал, что развитие цивилизации, то есть материального обустройства жизни людей, напрямую зависит от уровня культуры. Рерих «разграничивает культурность и цивилизованность, последнее, по его мнению, ещё не является гарантом первого, а это самое опасное, ибо цивилизация без культуры есть самое уродливое и опасное явление» [26, с. 113].
Такое понимание культуры и цивилизации позволило Рерихам внести огромный вклад в упрочение духовных уз России и Индии. «Несомненно, ― пишет А.О.Букин, ― влияние живописного наследия Рериха на художественную жизнь Индии» [26, с. 117]. Имя Рериха и сегодня пользуется уважением не только в интеллигентской среде Индии, но и у простого народа. Всё это, по мнению автора диссертации, придает творчеству Н.К.Рериха ещё большую актуальность. Ибо человечество, переживая кризис культуры, стоит перед необходимостью формирования нового мышления, в развитии которого ведущая роль бесспорно принадлежит семье Рерихов. «Исходя из этого, ― отмечает автор, ― <…> наиболее перспективными могут быть исследования, связанные с проблемами диалога и синтеза культур Западной и Восточной цивилизации, и той роли, которую играет в нём учение Рериха, а также его влияние на современное общество. Именно эти вопросы имеют большое будущее в научных исследованиях» [26, с. 119-120].
Исследуя взгляды Н.К.Рериха и Е.И.Рерих на воспитание, учёные отмечают созвучие идей Рерихов прогрессивным педагогическим учениям [27, с. 9]. Это обстоятельство подтверждает вывод о том, что Живая Этика впитала в себя лучшие достижения философско-педагогической мысли и предшествующих эпох, и современной Рерихам. Воспитание «есть питание всем возвышенным и утончённым», ― отмечается в Живой Этике [28, 425]. Так просто и вместе с тем очень глубоко выражена суть педагогики Рерихов. Поэтому вполне объяснимо, что это положение Живой Этики диссертантами используется в качестве философской основы исследования рериховских педагогических воззрений. В их работах педагогика Рерихов творчески осмысливается и выводится в сферу практического применения.
Важнейшее философско-этическое и педагогическое значение в миропонимании Рерихов имеет Великий закон учительства. Об учителе-мудреце, просветителе, наставнике повествуют мифы, сказания, легенды всех народов мира. Особое место он занимает в культуре Индии, где до сих пор почитают учителей-гуру, помогающих людям находить пути к знанию и красоте. Именно таких учителей Н.К.Рерих не однажды встречал в Индии и о них написал прекрасный очерк «Гуру ― Учитель». Для Николая Константиновича, всех Рерихов Учитель, к которому они испытывали самые возвышенные чувства, всегда был Водителем и Наставником во всех начинаниях. Тема учительства присутствует во многих работах Рерихов. Для них отношение «Учитель ― ученик» и «ученик ― Учитель» пронизывает не только все стороны жизни людей, оно присуще всему Мирозданию.
Такое возвышенное отношение Рерихов к учительству не может не вдохновлять молодых учёных. Особое значение в их работах придается идеям Н.К.Рериха об учителе, идущем новыми путями и являющемся, как пишет Живая Этика, не подражателем, не толкователем, но мощным каменщиком новых руд [29, 118]. Так, С.М.Кудрявцева в своей диссертации [30] использует рериховскую концепцию как основу для разработки методики музыкально-эстетического воспитания школьников. Эта попытка автора является примером применения принципов нового миропонимания в разработке идей гуманной педагогики, ориентированной на творческое раскрытие духовно-нравственных качеств ребенка. Своеобразие и неповторимость педагогических воззрений Н.К.Рериха С.М.Кудрявцева видит в понимании Николаем Константиновичем ребёнка как уже сложившейся индивидуальности. Главной задачей воспитания Н.К.Рерих считал выявление и развитие скрытого духовного и интеллектуального потенциала, которым изначально обладает каждый человек. В процессе воспитания, отмечает С.М.Кудрявцева, очень важно осознанное восприятие красоты, самоусовершенствование качеств и способностей личности. Воспитание на основе Красоты невозможно без органического соединения интеллектуального и художественно-эмоционального моментов, развития эстетического воображения и фантазии, способствующих формированию у личности устремления в прекрасное будущее.
Сегодня такой подход к ребёнку разрабатывается в гуманной педагогике. «Следует осознать истину, ― пишет Ш.А.Амонашвили, ― что каждый ребёнок приходит в земную жизнь с уже вложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить её. Распознавание неизменной сущности Ребёнка станет ключом к выявлению его личности» [31, с. 24]. Основная цель гуманной педагогики заключается в способствовании становлению, развитию, воспитанию в Ребёнке Благородного Человека путём раскрытия его личностных качеств.
Огромное влияние на творчество Н.К.Рериха оказывала его жена Е.И.Рерих. Всю свою жизнь Рерихи пройдут вместе, духовно и творчески дополняя и обогащая друг друга. Елена Ивановна, возвестившая миру о новом космическом мировоззрении в книгах Живой Этики, станет духовным водителем всех творческих начинаний мужа, а Николай Константинович будет чутко прислушиваться к советам своей «другини» и воплощать её идеи в своём творчестве.
Педагогические взгляды Е.И.Рерих, как показано в диссертации Н.Д.Лащенко (Белгород), представляют собой целостную систему, компоненты которой находятся в органической взаимосвязи между собой, а их изложение подчинено концептуальным положениям философско-этического учения Живая Этика. По существу в творчестве Е.И.Рерих раскрывается методология этого учения ― любая грань Живой Этики в своих особенных формах выражает её как целостное духовное явление. Поэтому так органично воспринимается подход Е.И.Рерих к педагогическому процессу и личности ученика. Применение такого подхода в процессе воспитания и обучения позволяет преодолеть обособленность физических, психических и духовно-нравственных качеств ребёнка. В основе педагогики Е.И.Рерих лежит идея приоритета духовно-нравственной основы воспитания, с которой органически связаны все другие моменты воспитания и обучения и прежде всего его гуманистическая направленность. Как отмечает Н.Д.Лащенко, эта идея весьма актуальна «для современной отечественной педагогической действительности, характеризующейся утратой или сведением к минимуму воспитательной функции образовательных учреждений» [27, с. 154].
Каждый член уникальной семьи Рерихов внёс в мировую науку огромный вклад, значение которого для эволюционного развития человечества ещё предстоит осмыслить.
Глава семьи Н.К.Рерих известен как выдающийся художник, философ, путешественник, учёный, культурный деятель. Необычайная широта его научных и художественных интересов, оригинальность научного подхода, огромная значимость результатов исследований, планетарный характер культурных проектов ― всё говорит о том, что творчество этого Мастера пронизано животворными лучами нового космического мышления. Это позволяло ему получать не только уникальные научные результаты, но и совершать прорывы в методологии познания.
Николай Константинович во всех областях знания, где он вёл научные исследования, всегда выходил на обобщения, имеющие универсальное методологическое значение. Не является исключением в этом отношении и археология, которой Рерих занимался на протяжении всей жизни, исследуя древние культуры России и Центральной Азии. В статье «Рерих и археология» академик А.П.Окладников отмечает, что «в историю русской археологической науки прочно вошли полевые работы Н.К.Рериха по исследованию новгородских древностей, раскопки “жальников“ <…> Его в равной мере интересовали древнерусские памятники и финно-угорские древности. <…> На уровне археологической техники того времени его раскопки <…> представляли передовое достижение, и как археолога Н.К.Рериха по праву нужно числить в ряду крупных деятелей русской археологической науки» [32, с. 8].
В диссертации О.В.Лазаревич раскрывается выдающийся вклад Н.К.Рериха в археологию и этнографию. Широкие археологические изыскания Рериха начались в России. Он занимался изучением памятников каменного века, курганных могильников, жальников, городищ и поселений. Много внимания Николай Константинович уделял археологическим источникам и этнографическим исследованиям культуры русского населения. «Исследование Рерихом Древнего Новгорода, ― отмечает О.В.Лазаревич, ― внесло огромный вклад в археологическую науку, ибо своими исследованиями археолог смог установить точную датировку изученных слоёв и установить связь между письменными и вещественными источниками, а также восстановить этапы заселения города в древности» [33, с. 201].
Всему миру известны уникальные Центрально-Азиатская и Маньчжурская экспедиции Рерихов. В этих экспедициях в полной мере проявился не только художественный гений Н.К.Рериха, но и его дар блестящего учёного, выдающегося исследователя культуры народов Центральной Азии. Археологические изыскания в экспедициях занимали в научных исследованиях Николая Константиновича одно из первых мест. Изучение археологического наследия Азии, по мнению О.В.Лазаревич, в частности могильников, пещер, древних наскальных рисунков, каменных изваяний и т.д., позволило Рериху сделать вывод о существовании у древних кочевников обряда поминания предков, очищающих обрядов, связанных с огнём. Выдающимся открытием Н.К.Рериха стало выделение им памятников «тибетского звериного стиля» и особенностей их распространения. Важным вкладом в археологическую науку являются его выводы о принципиальном единстве кочевнической культуры и о том, что прародина человечества находится в Азии [33].
Прорывом в методологии археологической науки было применение Н.К.Рерихом комплексного подхода к исследованию отдельного региона средствами различных наук. Такой подход раскрыл свою эффективность в деятельности международного научного центра ― института «Урусвати», организованного Рерихами после завершения Центрально-Азиатской экспедиции для обобщения и изучения её научных результатов. Достижение Н.К.Рерихом выдающихся результатов в археологии стало возможным благодаря тому, что учёный проводил свои исследования, включая их в общемировой культурный контекст: каждый вещественный источник рассматривался им как часть общей культуры.
При таком глубоком проникновении в древние культуры Н.К.Рерих, естественно, не мог пройти мимо проблемы сохранения и охраны историко-культурного наследия, вообще культурных ценностей. Результатом усилий Николая Константиновича в этом направлении, отмечает О.В.Лазаревич, стал Пакт по охране культурных ценностей во время военных действий, получивший название Пакта Рериха. Значение Пакта выходит далеко за границы юридического документа, регулирующего отношение к культурным ценностям сторон, участвующих в военных действиях. Пакт Рериха носит культурно-эволюционный характер и впервые в истории человечества ставит на международном уровне не только проблему защиты культурных ценностей, но и вопрос о ведущей роли культуры в развитии человечества.
Научные, философские, художественные труды Н.К.Рериха, других членов семьи признаны сегодня в мире как выдающиеся достижения культуры. «Вся многогранная деятельность Рериха, ― пишет в своей диссертации С.М.Кудрявцева, ― была направлена на то, чтобы повернуть человечество лицом к духовности, дающей красоту, гармонию, мир» [30, с. 4].
А.О.Букин отмечает: «В настоящее время вокруг имени Николая Константиновича, да и в целом Рерихов, развернулась оживленная дискуссия и появилось множество точек зрения на их учение». В то же время, продолжает автор, «основная масса исследователей творчества Рерихов объективно оценивает их вклад в культурное строительство и отмечает их неоценимые заслуги в области распространения просвещения, укрепления международного сотрудничества, защиты и охраны памятников культуры» [26, с. 116].
В заключение сформулируем основные выводы.
1. Начинается эпоха актуализации нового космического мышления и выход его на качественно новый уровень. Применение учения Живой Этики в научных исследованиях ― одна из тенденций этого процесса.
2. Способом формирования нового космического мышления, внутренняя основа которого заключается в расширении сознания, является синтез, в общем виде понимаемый как взаимопроникновение определенных моментов различных явлений, в результате которого возникает качественно новое явление. Применительно к теме нашего исследования, синтез представляет собой объединение знаний о различных аспектах Космической Реальности.
3. Примером синтетического подхода к мышлению, познанию, творчеству, общественной деятельности является жизнь и творчество семьи Рерихов.
4. Синтез в том значении, в каком его понимали и реализовывали Рерихи, плодотворно осуществляет в своём философском творчестве и общественной деятельности Л.В.Шапошникова.
5. Современные учёные, прежде всего в различных областях гуманитарного знания, начинают использовать философскую систему Живой Этики, другие труды Рерихов, а также работы Л.В.Шапошниковой в научных исследованиях, что даёт им возможность осмысления предмета исследований и их результатов в контексте космического миропонимания.
6. Есть учёные, которые без ссылок на Живую Этику, другие труды Рерихов вносят ощутимый вклад в формирование нового космического мышления через конкретные научные исследования, ибо логика и результаты этих исследований требуют своего объяснения в контексте космического мировоззрения.
7. Перспективы научного познания и культурного развития человечества связаны с применением Живой Этики в качестве методологии мышления, познания, жизнедеятельности, вообще творчества. Об этом свидетельствуют диссертации молодых учёных России, посвящённые исследованию творчества семьи Рерихов, а также многоплановая научно-культурная деятельность Международного Центра Рерихов.
1. Шапошникова Л.В. Наука и Живая Этика // Рериховские чтения: Материалы Международной общественно-научной конференции. 1997. М.: МЦР; Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 1999.
2. Рерих Н.К. Синтез / Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000.
3. Шапошникова Л.В. Держава Рерихов: Сб. ст. В 2 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006.
4. Гиндилис Л.М., Фролов В.В. Философия Живой Этики и её толкователи. Рериховское движение в России // Вопросы философии. 1999. № 12. ― С. 63-73.
5. Святохина Г.Б. «Будем всегда стремиться к Прекрасному!»: Живая Этика о значении Духовности и Красоты в жизни человеческого общества // Духовность и Красота как явление Культуры в образовательном процессе: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Пакта Рериха. Уфа: изд-во БГПУ, 2005. ― С. 22-27.
6. Никулина Ю.В. Живая Этика: проблема статуса в современной культуре // Творческое наследие семьи Рерихов в диалоге культур: философские аспекты осмысления: Сб. научных трудов. Мн.: Технопринт, 2005. ― С. 282-286.
7. Жигота В.Э. Концепция творчества в философии Живой Этики: синтез восточной и западной традиций трансцендентализма // Творческое наследие семьи Рерихов в диалоге культур: философские аспекты осмысления: Сб. научных трудов. Мн.: Технопринт, 2005. ― С. 188-233.
8. Можейко М.А. От «этики кодекса» к «этике творчества»: трансформации нравственного сознания в современной культуре // Творческое наследие семьи Рерихов в диалоге культур: философские аспекты осмысления: Сб. научных трудов. Мн.: Технопринт, 2005. ― С. 288-322.
9. Иванов А.В. Перспективы изучения сознания с позиции Живой Этики // Творческое наследие семьи Рерихов в диалоге культур: философские аспекты осмысления: Сб. научных трудов. Мн.: Технопринт, 2005. ― С. 234-239.
10. Святохина Г.Б. Вопросы методологии познания в учении Живой Этики ― философии космической реальности // Актуальные проблемы методологии, философии науки и образования: Сб. трудов Международной научно-практической конференции. Москва―Уфа: изд-во РИО БИСТ, 2007. Т. 2. ― С. 71-74.
11. Уроженко О.А. Размышляя о культуре внутренней жизни: Вера, надежда, любовь как деятельность в пространстве Беспредельности // Идеи космизма в педагогике и современном образовании: от прошлого к будущему: Материалы научно-педагогической конференции. Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2005.
12. Гиндилис Л.М. Наука на рубеже веков: вызовы и проблемы // Актуальные вопросы развития науки и образования в едином поле Культуры: Материалы 7-й Международной научно-практической конференции. Севастополь: изд-во «СевНТУ», 2006. ― С. 57-72.
13. Тертычная Л.А. Институт Гималайских Исследований «Урусвати» ― новое явление в науке // «Будем всегда стремиться к прекрасному»: К 100-летию со дня рождения выдающегося деятеля российской и индийской культур Святослава Николаевича Рериха: Материалы юбилейной конференции. Владивосток: изд-во Владивост. Гос. мед. ун-та, 2004. ― С. 85-89.
14. Рерих Н.К. Подвижность / Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1999.
15. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетическая парадигма в современном естествознании и культурная традиция // Творческое наследие семьи Рерихов в диалоге культур: философские аспекты осмысления: Сб. научных трудов. Мн.: Технопринт, 2005. ― С. 518-573.
16. Амонашвили Ш.А. Идеи космизма в педагогическом сознании // Перспективы и направления развития науки начала ХХI века: Материалы 6-й Международной научно-практической конференции. Севастополь: изд-во «СевНТУ», 2005. ― С. 8-15.
17. Шнайдштейн Е.В. Преподавание истории с позиций Живой Этики // Педагогическое наследие Рерихов и Человек Будущего: Материалы педагогической конференции «Новое сознание и дети». 1993. Троицк: изд-во. «ГЕО», 1993.
18. Эмото М. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда / Пер. с англ. О.Горбунова. М.: ООО ИД «София», 2006.
19. Зенин С.В. Объективация и механизм защитного устройства класса «VITA» // Медицина труда и промышленная экология. 2002. № 9 // http://www.pribor-vita.com/statia_2.htm.
20. Шаров Д.А. Живая Этика Рерихов: Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1994.
21. Дульнев Г.Н. В поисках тонкого мира. СПб., 2004.
22. Соловьёв В.С. Оправдание добра. Нравственная философия / Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988.
23. Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: Мысль, 2001.
24. Рерих Н.К. Культура ― почитание Света / Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994.
25. Волков В.В. Философия культуры Н.К.Рериха: Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Тверь, 1998.
26. Букин А.О. Творчество Н.К.Рериха в культурном взаимодействии России и Индии: Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Саранск, 1999. ― С.10.
27. Лащенко Н.Д. Философско-педагогические взгляды Е.И.Рерих: Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Белгород, 2001.
28. Живая Этика. Надземное.
29. Живая Этика. Община (Рига).
30. Кудрявцева С.М. Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (на основе рериховской концепции эстетического воспитания). М., 2000.
31. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2000.
32. Окладников А.П. Н.К.Рерих и археология // Рериховские чтения. 1976 год: Материалы конференции. Новосибирск, 1976. ― С. 8-13.
33. Лазаревич О.В. Археология в жизни и творчестве Н.К.Рериха: Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Новосибирск, 1999.