Т.П.Сергеева,
кандидат технических наук, старший научный сотрудник
Главной астрономической обсерватории
Национальной академии наук Украины,
заместитель председателя Украинского отделения МЦР,
Киев
О беспредельном этом мире
В ночной тиши я размышлял,
А Шар Земной в живом эфире
Небесный свод круговращал.О, как ничтожество земное
Язвило окрылённый дух!
О, как величие родное
Меня охватывало вдруг!Непостижимое смятенье
Вне широты и долготы,
И свет, и головокруженье,
И воздух горной высоты.И высота необычайно
Меня держала на весу,
И так была доступна тайна,
Что я весь мир в себе несу.
[16, с. 209]Широко дышит грудь моя,
Как лава, кровь моя бушует,
И тело, древность затая,
Нечеловеческое чует.
[17, с. 200]И вот редеет мгла. Из хаоса стремят
Формотворящие строительные токи,
Иные времена иным мирам дарят
И утверждают их движения на сроки.
[18, с. 208]Великолепное, державное Светило,
Я познаю в тебе собрата-близнеца.
[19, с. 210]
Космогония стихов А.Л.Чижевского, которая и есть наилучшее подтверждение его проникновения в энергоинформационные пространства Космоса, настолько глубокое и многоплановое явление, что о нём нужно говорить отдельно.
У П.А.Флоренского взаимодействие с Высшими сферами было наиболее глубоким и проявленным и потому чрезвычайно убедительным. Его собственные свидетельства этого явления удивительны и необыкновенны. Здесь есть и прямое описание ― в воспоминаниях, обращениях к своим детям, где он пишет, что с раннего детства испытывал в обычной жизни плотного земного мира чувство «особенного», того, что он называл «таинственно высвечивающими ноуменами» [20, с. 353-354] мира иного, фантастического и прекрасного. Но и в его трудах, философских и научных, мы постоянно встречаемся с этой иной реальностью. Имея глубокий опыт сверхчувственного, Флоренскому, как никому другому, удалось соединить знание внутреннее, духовное и внешнее, экспериментальное; познание научное, опирающееся на изучение видимого мира, и вненаучное, основанное на «соприкасании мирам иным».
Вот это идущее из сердца, в нём рождающееся «соприкасание мирам иным», которое у учёных-космистов выражалось по-разному, приносило не только мощные творческие результаты. Оно, как камертон, настраивало их мышление на одну и ту же волну, обращало в пространство идей, которое напитало древнюю мудрость Востока и послужило источником философии Космической Реальности ― учения Живой Этики. Известно, что и К.Э.Циолковский, и А.Л.Чижевский, и В.И.Вернадский, и П.А.Флоренский были знакомы с философской мыслью Востока. Но свидетельств о том, что им были известны «Тайная Доктрина» Е.П.Блаватской или Живая Этика, нет. Более того, некоторые особенности формулировок позволяют предполагать, что они с этими учениями знакомы не были. Но в трудах этих космистов столько идей, абсолютно созвучных идеям Живой Этики, совпадающих по сути своей, что это невольно наводит на мысль о едином их источнике, несмотря на то, что учёные эти приходили к своим идеям индивидуально, по-своему обосновывая и развивая их. Эта тема также заслуживает отдельного исследования, поэтому остановимся лишь на нескольких примерах.
Причина многих земных явлений лежит в Космосе. К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский и А.Л.Чижевский прямо говорили об этом в своих научных и философских трудах. Чижевский, аргументированно и убедительно, как никто другой, показавший влияние космических процессов на все стороны жизни человека и человечества, вслед за Е.Т.Фадеевым говорил о «космизации науки», которая происходит более трехсот лет и ещё далеко не закончена [21, с. 8]. Он говорил о существовании «строгих космических законов», влияние которых, возможно, сказывается «в кажущейся беспорядочности земных катаклизмов» [21, с. 9].
В.И.Вернадский любые явления, происходящие на Земле, рассматривал во взаимодействии с силами, материей и энергией Космоса, начиная от сугубо материальных процессов формирования коры планеты и кончая тонкими воздействиями космических излучений на биосферу. В книге «Биосфера» (1926) (глава «Биосфера как область превращения космической энергии») он писал: «Биосфера по существу может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в действенную земную энергию ― электрическую, химическую, механическую, тепловую и т.д. Космические излучения, идущие от всех небесных тел, проникают её всю и всё в ней. Мы улавливаем только ничтожную часть этих излучений <…> Их учёт и понимание дело будущего» [цит. по: 21, с. 6]. В очерке «Биосфера в космосе» (1926) В.И.Вернадский развивает эту мысль, отмечая, что благодаря космическим излучениям биосфера приобретает новые, не свойственные земным условиям свойства, меняя лик Земли. «Образованная им земная поверхностная оболочка, ― отмечает учёный, ― не может, таким образом, рассматриваться как область только вещества; это область энергии, источник изменения планеты внешними космическими силами» [22, с. 37]. Вернадский многое предвидел, предчувствовал, он безоговорочно верил в мощь науки будущего, раскрепощенной, свободной от оков догматического материализма, способной выявлять и исследовать всё более и более тонкие процессы и явления.
Вечность и бесконечность Вселенной. Одним из проявлений космичности мировоззрения К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского и П.А.Флоренского было понимание ими бесконечности и вечности существования Вселенной, причем эта точка зрения резко расходилась с принятыми в то время научными теориями и аксиомами. Циолковский ещё в 1905 году написал статью «Второе начало термодинамики», в которой подверг критике широко принятую в его время и доминировавшую вплоть до 70-х годов ХХ столетия теорию «тепловой смерти» Вселенной. Опираясь на универсальную гипотезу об обратимости явлений и преобразовании энергии из одного вида в другой, он показал, что повсеместно идут равноценные процессы рассеяния и концентрации. «Получается вечный круговорот материи, вечно возникающая юность Вселенной», ― писал он в статье «Кинетическая теория света» (1919) [23, с. 156]. Эта уверенность в вечном существовании бесконечной Вселенной зиждилась на понимании беспредельности материи, бесконечного разнообразия её видов и форм, переходящих друг в друга, умирающих и вновь рождающихся. И это приводило к естественным выводам о безначалии и бесконечности жизни, причем и Циолковский, и Вернадский не разделяли эволюцию «живой» и «неживой» материи, рассматривая их как составляющие единого эволюционного процесса. 12 марта 1918 г. В.И.Вернадский записывает в дневнике: «Для меня всё яснее извечность жизни и столь же новое (жизненная сила?), как радиоактивные явления и т.п.» [24]. Циолковский же прямо писал о бесконечной череде перевоплощений индивидуальности от атома до высших сущностей.
Множественность миров. К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский и А.Л.Чижевский относились к той небольшой когорте учёных, которые никогда не сомневались в существовании множества видов разумных существ, наличии иной жизни в Космосе, отличной от земной по форме, но сходной в существовании разума, мысли и стремления к познанию мира. Чижевский писал об этом в стихах [см.: 5, с. 14; 18], следуя за В.Я.Брюсовым, который не только первым определил философию Циолковского как космизм [см.: 5, с. 118], но и сам был и поэтом, и учёным, и оригинальным мыслителем, заглядывавшим в глубины Вселенной. Циолковский посвятил развитию идеи множественности миров многие страницы в самых разных статьях. Он говорил о существовании «множества иных космосов», об иной, «непостижимой жизни», которая не видна, как днём не видны звезды нашим физическим зрением, заглушенным грубым светом материальной жизни. Учёный глубоко проработал эту идею, провидчески утверждая иерархический принцип организации идеального общества и вытекающий из этого тезис о том, что во Вселенной царствуют Высшие существа, Высший разум: «Высший разум не может не господствовать во вселенной» [25, с. 182]. Причём приход к высшей жизни, по мнению Циолковского, происходит через самоотверженность и самосовершенствование. Самоотверженность во имя эволюции достигается повышением сознательности. Совпадение мыслей учёных-космистов с идеями Живой Этики настолько поразительно, что не оставляет сомнений в едином источнике этих идей, которым великие космисты следовали не только в теории, но и в жизни. Как уже отмечалось, постоянное стремление к совершенствованию было целью и смыслом всей их жизни с раннего детства [26, с. 154].
То, как преломилось в творчестве выдающихся космистов одно из краеугольных явлений космической эволюции ― способность сердца познавать, уже отмечалось выше. Отдельно следует сказать об отношении учёных-космистов к мысли. Согласно Живой Этике, мысль человека ― это явление, возникающее в итоге сознательного мышления, а не продукт полусознательной рефлекторной деятельности мозга. «Мыслью для действия» [27, 101] называют такую осознанную мысль авторы Живой Этики, положение которой: «Не мозговое вещество мыслит» [28, 234] находит подтверждение в трудах В.И.Вернадского. Сопоставляя неизменяемость скелета и черепа человека и существенный рост человеческого разума на протяжении сотен тысячелетий, а особенно углубление использования интеллекта, он приходит в выводу, что «разум есть сложная социальная структура, построенная как для человека нашего времени, так и для человека палеолита, на том же самом нервном субстрате, но при разной социальной обстановке, слагающейся во времени (пространстве-времени по существу)» [29, с. 127].
Утверждая неуничтожимость действия мысли, даже если она не проявлена через преобразовательную деятельность человека, Вернадский в самой мысли как проявлении человеческого разума предполагает некую энергетическую субстанцию. Он обращает внимание на то, что человеческий разум «в нашем построении окружающей среды», казалось бы, «не является формой энергии, а производит действия ей отвечающие». «Отмечая это как эмпирический факт, ― пишет далее учёный, ― я думаю, что дальнейшее развитие научных данных позволит нам выйти из этих, может быть, кажущихся противоречий с одним из основных законов естествознания ― законом сохранения энергии» [30, с. 272]. Научную мысль, научное творчество он определял как духовную энергию [31, с. 216].
П.А.Флоренский также говорит о том, что мысль ― это уже «не мысль только, не продукт рефлексии только, а проведенное через горнило мысли реальное отношение к иному, “соприкасание мирам иным”», предметное знание об ином [32, с. 251-252]. Таким образом, он тоже помещает мысль в пространство иных миров с их высокой и тонкой энергетикой.
В Живой Этике говорится: «Так берегите ваше мышление. Тоже научитесь мыслить красиво и кратко. Многие не видят разницы между мыслью для действия или рефлексом мозга. Нужно уметь пресекать рефлекторные спазмы, которые ведут к полусознательности. Развитие рефлекторной деятельности похоже на опьянение.
До общины доходят в ясности мышления. Яркую, непередаваемую ответственность приносит явление мышления. Мы очень заботимся, чтоб сознание ответственности не покидало вас» [27, 101]. И ещё: «Тоже необходимо, чтобы слово выражало точную мысль» [27, 102].
Интересно сопоставить эти положения Живой Этики о мысли и процессе мышления со словами П.А.Флоренского. В духовном завещании детям он писал: «Кто делает кое-как, тот и говорить научается кое-как, а неряшливое слово, смазанное, не прочеканенное, вовлекает в эту неотчётливость и мысль. Детки мои милые, не дозволяйте себе мыслить небрежно. Мысль ― Божий дар и требует ухода за собою. Быть отчётливым и отчётным в своей мысли ― это залог духовной свободы и радости мысли» [7, с. 741]. Выраженное иными словами понимание Флоренским высокой ответственности за слово и мысль, осознание значения чистой и чёткой мысли в творческом развитии человека ставит его в ряд с высочайшими духовными сущностями ― творцами космической эволюции.
В трудах космистов можно найти много подтверждений созидающей силе мысли. В.И.Вернадский подчеркивал, что точная научная мысль как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ. Благосостояние и само существование планеты зависит теперь от человека, его сознания, направления его мыслительного творчества. Он писал: «…человеческий разум и воля способны целиком переработать всю окружающую его природу» [30, с. 272]. Учёный был убежден, что человеческая мысль является мощной геологической силой, интенсивно преобразующей поверхность Земли. И это есть земное подтверждение того, что Мысль есть источник Мироздания. О созидающей силе мысли К.Э.Циолковский писал в статье «Мысль и изобретение». Сравнивая мыслителя или изобретателя с Прометеем, он говорил о том, что их мысль сможет увеличить механическую силу человека в миллионы раз: «И это сделает мысль. <…> Она составляет наше счастье и могущество ― нас и последующих бесчисленных поколений» [4, с. 276].
Собственные могучие творческие наработки выдающихся космистов ― идеи, мысли, гипотезы, теории и проекты ― намного опередили время, но заложенная в них мощная энергетика сердца и мысли, определяющая великую созидательную силу этих идей, открывает перед ними большое будущее. Частично они воплощаются в жизнь учениками и последователями космистов, но главное торжество этих идей впереди.
В Живой Этике есть утверждение о том, что «мысленная энергия действует по лучшему каналу» [14, 46] и условия возникновения такого канала задаются чистым мышлением при ровном горении и полном умении сосредоточиться. Вся жизнь и творческая деятельность великих космистов свидетельствуют о том, что у них эти условия были налицо. Читая их дневники и письма, воспоминания о них родных и близких, сотрудников и просто современников, видишь постоянный, напряжённый и насыщенный труд, умение в любой момент сосредоточиться на том или ином вопросе или деле, полное отсутствие в их жизни и делах того, что в Живой Этике называется «облаком пыли каждого дня» [33, 25 октября 1922г.]. Их мышление было блистательно чётким и ясным, а творческое устремление, научный поиск, огонь познания ― мощными и горящими непрерывно.
«Человеческие мысли тоже растут в пространстве, ― говорится в Живой Этике. ― Каждая героическая самоотверженная мысль есть уже как зерно будущего мира. Не только Великие Учителя, но и каждый мыслитель в Космосе может быть строителем добрым.
Люди не желают погружаться в мышление о дальних мирах. Между тем именно эти мысли будут хорошим очистителем сознания. На пространственных путях не будет зависти, злобы и грубости.
Великий Учитель часто обращал взор учеников к светилам: “Много домов, и везде жизнь”. Он хотел, чтобы ученики полюбили Беспредельность» [14, 176]. Размышление о дальних мирах лежало в основе всех трудов выдающихся космистов ― не только философских, но и научных. Оно принесло космическую философию Циолковского, научные гипотезы Вернадского, намного опередившие астрономическую науку поэтические и философские озарения Чижевского.
В Живой Этике сказано: «Жажда утоляется влагою. Жажда познания утоляется путём приближения к высшему миру. Многие учёные всю жизнь томились несказуемой тоскою, ибо они отрешили себя от познавания высшего мира» [34, 459]. Действительно, современная традиционная наука, оторванная от высшей реальности, зашла в тупик, который сами же учёные называют кризисом. Неудовлетворительное объяснение накопленных наблюдений и фактов в рамках существующих теорий и мировоззренческих концепций заставляет учёных искать выходы из создавшегося тупика и новые пути. Но зачастую это похоже на поиски в потемках. В жизни и деятельности космистов не было места ни такой тоске, ни поискам наугад. Им была присуща огромная жажда познания, и их уровень сознания совпадал с возможностями познания. Все они имели связь с Высшим миром ― миром Реального Космоса. В его высокоэнергетическом пространстве, которое Н.А.Бердяев называл «миром идей», а современная наука робко называет «гипотетическим информационным полем», они черпали свои мысли, идеи и учения. Это было именно то высшее познавание [34, 425], пути к которому, согласно Живой Этике, укрепит новая наука, яркими представителями которой были Рерихи, Циолковский, Вернадский, Чижевский, Флоренский. Они обладали мышлением космического уровня и масштаба, были носителями и провозвестниками нового космического мировоззрения. В их познании присутствовал синтез научного и вненаучного методов познания. Они осознанно использовали весь диапазон способов постижения реальности ― от чувственных впечатлений и прозрений до эксперимента и практики. Энергетика сердца и мысли имела у них поистине космическую насыщенность, вела и направляла их по наилучшим творческим путям. Поэтому их свершения столь грандиозны и поражают своим многообразием, уровнем и масштабом.
1. Шапошникова Л.В. «Свет Утренней звезды» // Объединённый Научный Центр проблем космического мышления. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005.
2. Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М.: МЦР; Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 1999.
3. Вернадский В.И. Письма Н.Е.Вернадской (1886―1889). М.: Наука, 1988.
4. Циолковский К.Э. Гений среди людей. М.: Мысль, 2002.
5. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. М.: Мысль, 1995.
6. Чижевский А.Л. Вся жизнь. М.: Сов. Россия, 1974.
7. Цит. по: Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3: Вселенная Мастера. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005.
8. Чижевский А.Л. Подсолнечник (1943) / Поэзия. М., 1998.
9. Чижевский А.Л. Любовь (1919) / Поэзия. М., 1998.
10. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия (1860) // http://www.facets.ru/articles3/yurkevich.htm.
11. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. М.: Правда, 1990.
12. Это перевод слов св. Григория Нисского «ή δε γνώσιζ άγάπη γίνεται» (греч.), которые П.А.Флоренский поставил эпиграфом к своему труду «Столп и утверждение Истины» (1914).
13. Живая Этика. Беспредельность.
14. Живая Этика. Надземное.
15. Страницы автобиографии В.И.Вернадского. М.: Наука, 1981.
16. Чижевский А.Л. «О беспредельном этом мире…» (1917) / Поэзия. М., 1998.
17. Чижевский А.Л. «Чтоб запредельный бросить взор» (1919) / Поэзия. М., 1998.
18. Чижевский А.Л. Гиппократу (1915) / Поэзия. М., 1998.
19. Чижевский А.Л. Солнце (1919) / Поэзия. М., 1998.
20. Флоренский П.А. Имена. М., 2000.
21. Чижевский А.Л. В ритме Солнца. М.: Наука, 1969.
22. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Рольф, 2002.
23. Цит. по: Гвай И.И. О малоизвестной гипотезе Циолковского. Калуга, 1959.
24. Апанович Е.М. Рукописные материалы В.И.Вернадского в фондах Центральной научной библиотеки АН УССР // http://www.nbuv.gov.ua/books/2003/vernad/15.htm.
25. Циолковский К.Э. Миражи общественного устройства. М.: Самообразование, 2006.
26. Сергеева Т.П. «Что движет Солнце и светила?» Детство выдающихся космистов // Дети нового сознания: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2006. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2007.
27. Живая Этика. Община (Рига).
28. Живая Этика. Мир Огненный. Ч. 2.
29. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.
30. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. М.: Наука, 1965.
31. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.
32. Флоренский П.А. Сочинения. В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1994.
33. Живая Этика. Листы Сада Мории. Книга первая. Зов.
34. Живая Этика. Братство.