Некоторые аспекты эволюции биосферы в эмпирическом обобщении В.И.Вернадского, современной науке и Живой Этике

Г.Г.Пантелеева,
специалист в области физики дистанционных исследований,
Морской гидрофизический институт НАН Украины,
Севастополь, Украина

…Нужно, прежде всего, установить направление эволюции.
Не может быть двух направлений прогресса. Может быть одно
истинное, и все другие попытки будут лишь блужданиями.

Живая Этика. Мир Огненный

Изменение живых природных тел в ходе геологического времени ― процесс эволюции видов ― обращало на себя внимание учёных начиная с середины XIX столетия. Ч.Дарвин объяснял происхождение видов закономерностью «изменчивость ― отбор ― наследственность». При этом предполагалось, что изменчивость признака делает возможным отбор наиболее приспособленных к новым условиям, а наследственность закрепляет этот признак и передаёт его следующим поколениям организмов. Однако отсутствие промежуточных форм ставило под сомнение саму идею естественного хода появления новых видов растительного и животного мира, что укрепляло позиции сторонников Божественного сотворения и вызывало протест учёных-позитивистов. На рубеже XIX―XX вв. создались условия для осуществления синтеза знания. Учёные вновь обратили внимание на фундаментальное единство ― энергетическую целостность мироздания во всём многообразии его проявлений. Такой подход давал возможность рассматривать эволюцию нашей планеты как единый космический, геологический, биогенный и антропогенный процесс, расширяющий границы биосферы. Эмпирическое обобщение выдающегося естествоиспытателя, геохимика В.И.Вернадского, достижения современной науки и созвучные им основополагающие идеи философии Живой Этики позволяют, на наш взгляд, ближе подойти к единому пониманию эволюции биосферы, определить её направленность и движущие силы.
Определяющую роль в преображении лика Земли В.И.Вернадский, как и многие выдающиеся мыслители Серебряного века, среди которых великие имена К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, отводил космическим воздействиям. При этом он исходил из того очевидного факта, что биосфера, занимая поверхность Земли, открыта Космосу, вследствие чего и жизнь здесь проявляет большую активность по сравнению с глубинными пластами планеты, инертными и неподвижными в ходе геологического времени. Учёный признавал, что постоянно действующие связи биосферы с космическими факторами, такими как космическая пыль, метеориты, космическая радиация, закономерно определяют ход преобразований биосферы Земли. «Мне кажется, ― писал учёный, ― что в геологии мне одному из первых приходится считаться с этими формами проявления галактической энергии как с геологической силой» [1, с. 17].
Изменения формы, видового и химического состава, а также изменения свойств природных тел в ходе геологического времени В.И.Вернадский прозорливо увязывал с закономерностями их внутреннего строения, с разными состояниями пространства-времени этих материально-энергетических систем. Живые объекты он рассматривал как специфические структурные образования, отличающиеся своеобразием внутреннего строения, особого рода симметрией, ибо, по общему определению, симметрия «обозначает тот вид согласованности отдельных частей, которая объединяет их в единое целое» [2]. При таком подходе эволюцию биосферы целесообразно рассматривать как процесс изменения энергетических состояний пространств, занимаемых отдельными природными телами, и изменение энергетики земного пространства в целом. Всё живое на нашей планете существует в виде вещества и поля. Так же как и структурные частицы вещества ― клетки, молекулы, атомы, внутреннее силовое поле биообъектов упорядочено: имеет тонкую конструкцию, состоящую из тонких энергетических элементов.
Следует отметить, что научное понимание физических свойств внутренних силовых полей и их роли в эволюции природных систем постепенно расширяется. Современная наука оперирует очень малыми величинами элементов, масштабы которых имеют порядок планковской длины, то есть около 10–33 см. Учёные продолжают ставить задачи исследования всё более тонких элементов, стремясь найти первоэлемент, который, подобно эфиру древних, полагался бы в основу всего в мире. Каковы поля, играющие роль эфира, существуют ли они, как их описать теоретически и обнаружить экспериментально? Ответы на эти и другие вопросы, имеющие фундаментальное значение, в полной мере ещё предстоит дать науке, однако мы не видим противоречия в том, что именно в глубинах тонкой конструкции биообъекта создается основа преображения всего организма.
Структурная организация живых систем всегда своеобразна и определяет способность к энергообмену. В общем представлении сознание и есть способность реагировать на вибрации, способность давать ответы на них. Отсюда с очевидностью следует: там, где появляется жизнь (вибрации), одновременно появляется и сознание. С этих позиций сознанием обладает всё в Космосе. Разница лишь в полноте сознания, в степени его пробуждённости, которая своеобразно очерчивает жизненный мир ― от мельчайших созданий до космических гигантов и человека. В философии сознание всегда сопрягается с жизнью: жить ― значит так или иначе, явно или неявно со-знать [3, с. 442]. Приставка со в слове сознание фиксирует органическую связь с природным миром во всём многообразии его форм и явлений [3, с. 441]. Способность воспринимать, передавать и использовать информацию в процессах самоорганизации может быть показателем уровня сознания живых организмов. Сознание, таким образом, ― это информационная состоятельность эволюционирующих биосистем, характеризующая ступень развития. Возможность эволюции (от лат. evolutio ― развёртывание) коренится во внутренних силах, заключённых во внутренних структурах биосистем. Скрытые потенциальности в ходе эволюции последовательно раскрываются, становясь активными силами. В ходе эволюции происходит «одухотворение материи, повышение её энергетики и последующее её изменение и утончение» [4, с. 72].
Создатели Живой Этики ― мудрецы Востока и выдающиеся мыслители XX столетия Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи ― формулируют всеобщий закон космической эволюции как закон мирового движения: «…нерв творческой жизни <…> движет сознание к совершенствованию» [5, 81]. Согласно энергетическому мировоззрению Живой Этики, одной из движущих сил космической эволюции является энергоинформационный обмен между структурами различных состояний и измерений материи, в результате которого повышается информационная состоятельность эволюционирующих биообъектов. «Космос существует, ― пишет Е.И.Рерих, ― лишь взаимопрониканием и взаимодействием пространственных энергий, исходящих из неисчислимых миллиардов фокусов или центров, наполняющих его и непрестанно образующихся в нём» [цит. по: 4, с. 76]. Следуя неопровержимому принципу «живое рождается только от живого» и утверждениям энергетического мировоззрения Живой Этики, можно понять, что Космос одухотворён энергиями различных качеств.
Во всём многообразии форм и уровней сознания представителей различных царств природы можно увидеть единый принцип развития их сознания, который удобно рассматривать на примере строения кристалла. «И зачем нужно непонятное отвлечение, когда принцип Космоса один? И система нарастания кристаллов показывает, как многообразен мир тяготения», ― записано в книге «Община» [6, 90]. Закономерная и совершенная геометрия кристаллов ― представителей минерального царства природы издавна наводила исследователей на мысль о наличии закономерностей и в их внутреннем строении. Со временем выяснилось, что естественные плоские грани и ровные ребра кристаллов отражают их внутреннюю структуру, являются внешним выражением упорядоченного расположения ионов, атомов, молекул или их групп, входящих в химическую формулу кристалла. Кристалл ― это единое тело, в котором каждая структурная частица взаимодействует с другими частицами и живёт с ними общими интересами. Упорядоченные структурные частицы, расположенные правильными рядами в строгой иерархической последовательности, образуют свою «вселенную» ― объемную ячеистую структуру в виде кристаллической решётки, которая, вообще говоря, представляет собой математическую абстракцию.
Можно думать, что так называемое «пустое» пространство кристаллической решётки есть силовое поле тонких энергий, представляющее тонкую конструкцию кристалла и определяющее все его свойства. Известно, например, что различие электрических свойств твёрдых тел объясняется особенностями поведения электронов атомов, объединившихся в периодическую решётку кристалла. «Взаимное влияние соседних атомов приводит к расщеплению разрешённых энергетических уровней и превращению их в энергетические зоны, структура которых определяет в значительной степени свойства кристалла» [7, с.310]. Научно доказано, что кристаллы ― это созданные самой природой преобразователи одного вида энергии в другой. Под воздействием переменного электрического поля кристалл начинает вибрировать, генерируя ультразвук. Световой луч взаимодействует с кристаллом. Освещенный лампой накачки, кристалл становится источником когерентного излучения ― лазерного луча.
По закону аналогии простейшие кристаллы могут демонстрировать те принципы внутреннего строения, которые лежат в основе построения и других природных тел и явлений. «…В основе каждого кристалла лежит притяжение и пульсация, ― пишут создатели Живой Этики. ― Но пульсация, иначе ритм, есть проявление живого начала. <…> Живой ритм, одухотворённый явлением сознания, даст следствие сочетаний тонких энергий» [8, 401]. «…Лишь сочетание элементов обновляет возможности» [8, 161]. Согласно данному пояснению, при взаимодействии свободных энергий пространства с внутренним силовым полем биообъекта плотная материя последнего эманирует тонкие энергии, которые дополняют тонкую конструкцию и являются основой для преобразований всех других структурных уровней организма. Следствием будет новообразование плотного вещества, достраивание формы и возможность вести энергообмен на новом, более высоком уровне.
Следует отметить, что в последнее десятилетие ключевым понятием кристаллографии становится дальний порядок симметрии. «Локальная структура вещества в таком случае определяется уже не только ближайшими соседями, ― пишет ведущий научный сотрудник Российского научного центра «Курчатовский институт» В.Белянин, ― но и более удалёнными частицами. Дальний порядок симметрии придаёт организмам большую динамичность в отображении внешней среды, что создаёт предпосылки адекватного реагирования на её изменения» [9]. Переход устойчивых и предсказуемых трансляционных конструкций минерального царства природы, несущих малый объем информации, к дальнему порядку симметрии и, следовательно, к подвижности, свободному движению, сопровождает переход к животрепещущим, информационно насыщенным структурам растительного и зоологического мира. «Каждая конструкция должна быть соизмерима с условиями ступени эволюции», ― сказано в Живой Этике [6, 21]. Представители зоологического царства природы используют для сообщения звуковые, оптические и химические сигналы, изощрены в выражении своих желаний. Всё это указывает на более тонкое строение их внутренних структур, доступный им больший порядок симметрии и, следовательно, большую способность сообщения со свободными энергиями пространства. Сознание животного мира, таким образом, в целом выше, чем у минералов и растений.
Дальнейшая эволюция сознания, как следует из эмпирического обобщения В.И.Вернадского, связана с совершенствованием нервной системы, зачатки которой обнаруживаются у растений и которая получила наибольшее развитие у высших представителей животного мира. В XIX в. американский натуралист Д.Дана показал, что на протяжении примерно двух миллиардов лет, начиная от ракообразных и моллюсков и заканчивая человеком, продолжается непрерывное усовершенствование центрального отдела нервной системы ― мозга. В.И.Вернадский обобщил исследование Д.Дана, подчеркнув важную особенность данного процесса: «Однажды достигнутый, уровень развития мозга не идёт уже вспять ― только вперёд» [1, с. 326]. Однако на определённом этапе эволюции биосферы лишь некоторая часть её обитателей, представляющая человеческую популяцию, оказалась готовой к коренному видоизменению. В датировке В.И.Вернадский ссылается на авторитет Г.Ф.Осборна и В.К.Грегори, которые в образовании семейства людей указывали цифры 35 и 19 млн. лет соответственно [1, с. 274]. Однако «останки человека того животного вида, который явился звеном между животным и человеком, никогда не будут известны учёным», ибо безвозвратно утрачены в ходе геофизических преобразований [10, с.34].
«Путь эволюционного создания человека нам даже в основном не ясен», ― писал В.И.Вернадский, хотя, конечно же, был знаком с теорией эволюции Ч.Дарвина [1, с. 274]. И вплоть до настоящего времени ясность в этом вопросе, как мы видим, в науке отсутствует. В то же время происхождение человека и процесс совершенствования его сознания могут быть более основательно поняты с позиций энергетического единства мира на основе всеначальной энергии. «Учёный почти прав, ― пишут авторы Живой Этики, ― приписывая химизму организма жизнь, но он упускает из виду кристалл психической энергии. Конечно, и это тончайшее вещество тоже своего рода химизм, только подход к нему особый» [11, 246].
Выдающийся востоковед Л.В.Шапошникова, посвятившая свою научную деятельность изучению истории философской мысли Востока, исследованию и обнародованию идей Живой Этики, делает следующее обобщение: «Человек как энергетическая структура не только является частью Космоса, но и несёт этот Космос в своем внутреннем мире» [4, с.76]. И ещё: «Отбрасывая эту внутреннюю вселенную, основой которой является дух, мы тем самым уводим себя из поля, которое, во-первых, влияет определенным образом на нашу внешнюю и внутреннюю жизнь, а во-вторых, является источником разнообразной информации, помогающей нам познавать не только себя, но и процессы космической эволюции, в которой мы участвуем (в значительной мере неосознанно) с самого нашего начала» [4, с. 73]. Энергетика духа, таким образом, указывается как одно из важнейших явлений, связывающих внутренний мир человека с глубинным Космосом. Следовательно, в структуре нашего мира находятся элементы иных миров, через которые и идёт так нужное нам взаимодействие с мирами иными. Данное обстоятельство, как мы видим, показывает принципиальную возможность энергетического обмена с мирами высших измерений и совершенствование сознания в процессах подобного энергообмена.
Природное бытие, понимаемое в самом широком смысле, определённым образом упорядочено. Оно представляет собой разнообразие структур, разных целостных систем, которые в свою очередь взаимосвязаны между собой в рамках более общей системы. «Причём наличие бесконечного числа уровней позволяет делать вывод о его структурной бесконечности» [3, с. 217]. В эволюции, согласно Живой Этике, «только высшее может продвинуть низшее» [8, 665]. Зарождением разума и дальнейшим становлением человека разумного мы обязаны космической жизни и космическому человечеству, представители которого «неустанно воплощались на пороге всех рас, всех великих событий, чтобы каждый раз дать новый сдвиг сознания человечества» [12, с. 3]. В пользу этого положения говорят древние легенды ― дошедшие до нашего времени отзвуки жизни юного человечества. Видится особая закономерность в том, что легенды всех народов мира представляют собой строгую систему необходимых человечеству знаний, умений, видов творчества и представлений, связанных с бытием. Таким путем соблюдалась нужная последовательность передачи знания и обеспечивалось правильное формирование аппарата восприятия человека.
Неизбежность учительства, особенно на ранних стадиях становления сознания, наблюдается, как мы видим, и в современном мире. Замечено, например, что ребенок, первые годы жизни которого прошли вне социальной среды, сам не в состоянии получить необходимые навыки и в будущем уже не способен полноценно жить в человеческом обществе. Иными словами, особые состояния физико-химических пространств организма, знаменующие эволюционное продвижение сознания человека, могут возникать только благодаря непосредственному энергоинформационному обмену с более совершенными сущностями ― Учителями. «В методологии Живой Этики он (принцип учительства. ― Г.П.) расширен до универсальных масштабов, ― пишет Л.В.Шапошникова, ― как космический принцип обучения и познания в процессе эволюции, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества. <…> Иерархическая цепь, в которой “Учитель―ученик” представлен многочисленными звеньями, переходящими одно в другое и уходящими в Беспредельность, имеет и свою земную часть ― своих земных Учителей и своих земных учеников» [4, с. 78-79].
В ходе эволюции первым в человеке пробуждается и становится деятельным ум. Первобытный человек-животное имел зачаточный ум, и такое существо длительное время следовало «своим импульсам, или инстинктам, или низшему аспекту манаса» [10, с. 34], рефлектируя непосредственно на голод, жажду, половое влечение, сон. Постепенно побудительной причиной действий становятся не сами эти желания, но умственные представления о них. Центр сознания теперь переносится на новый уровень и связан уже с деятельностью мозга, со способностью мысленно строить образы будущего. «Ни рыбы, ни птицы, ни животные не знают будущего», ― так определяет отличие сознания человека Живая Этика [6, 189]. Осознание у себя мыслящего центра (самосознание) и подчинение ему своих действий знаменует час рождения вида Homo sapiens ― человека разумного. Самосознание и проявление свободной воли открывают возможность сознательной жизни, которая проходит свой путь восхождения.
В истории известны периоды, когда человек мощно устремлялся к познанию свойств огня, воды, воздуха, электрической, атомной и других видов энергии [1, с. 274-276]. По мере освоения новых видов энергии, расширения хозяйственной деятельности, создания новых социальных отношений происходили количественные и качественные изменения тонкой энергетики человека и пространства биосферы в целом. Расширение сознания человека на этапе развития интеллекта отмечено, прежде всего, в росте научной мысли и научного знания. Расчёты показали, что за последние семь столетий, «принимая во внимание всё человечество, а не только западноевропейскую цивилизацию, рост научного знания был непрерывным. <…> Это тот же характер кривой роста, который наблюдается в палеонтологической эволюции животного живого вещества ― в росте его центральной нервной системы» [13, с. 43-44].
В.И.Вернадский отмечал в истории планеты критические периоды, когда «геологическая деятельность в самых разнообразных её проявлениях усиливается в своём темпе». «В эти периоды, ― писал ученый, ― создаются важнейшие и крупные изменения структуры живого вещества, что является ярким выражением глубины геологического значения этого пластического отражения живого вещества на происходящие изменения планеты». Никакой теории, точного научного объяснения этого основного явления в истории планеты, как отмечал В.И.Вернадский, нет. Вместе с тем учёный гениально прозревал, что критические периоды «вызываются глубокими с точки зрения земной коры процессами, по всей видимости выходящими за её пределы» [13, с. 21-22].
В Живой Этике причина кризисных явлений на планете рассматривается как следствие ослабления связи с жизнедательными энергиями Космоса, ибо «огонь подземный в перебоях ритма властвует» [14, 332]. Естественный ход эволюции предусматривает возможность устойчивого развития при сохранении энергетического баланса планеты. Результат решения модельных задач при анализе сложных систем показал, что режимы с обострением, когда идет сверхбыстрое нарастание процесса, могут приводить к качественным изменениям среды, будь то среда физических взаимодействий, химических реакций или же среда обитания живых организмов. «Совершенно естественно при этом ожидать появления новых возможностей: новых структур, новых путей эволюции» [15]. Поэтому, учитывая периодичность и проникающую мощь идущих космических энергий, можно сказать, что последние выявляются как один из факторов, определяющих преобразования прежде всего на уровне тонкой конструкции биосферы. «Думают, что процесс жизни заключается в одной только ткани, забывая, что творчество Космоса напрягается тонкими энергиями и тем невидимым процессом, который позволяет вечный обмен и касание пространственного огня» [14, 355].
Поистине космическое мышление В.И.Вернадского позволило учёному предвидеть причину идущих в современную эпоху эволюционных преобразований биосферы. «На наших глазах биосфера резко меняется, ― писал учёный. ― И едва ли может быть сомнение, что проявляющаяся этим путем перестройка научной мыслью через организованный человеческий труд не есть случайное явление, зависящее от воли человека, но есть стихийный природный процесс, корни которого лежат глубоко и подготовлялись эволюционным процессом, длительность которого исчисляется сотнями миллионов лет» [13, с. 21]. Образование ноосферы, таким образом, не случайность, но есть закономерный этап эволюции биосферы, неизбежное проявление большого природного процесса. Академик В.И.Вернадский одним из первых обобщил количественные и качественные изменения живых природных тел в ходе геологического времени, отметив как основной признак эволюции биосферы рост мощности выявления живого вещества, увеличение его значения в биосфере и воздействия на косное вещество биосферы [13, с. 19]. С появлением человека геогенез выходит на новый уровень, поскольку одним из важнейших факторов этого процесса, согласно эмпирическому обобщению В.И.Вернадского, становится научная мысль социального человечества, сопровождающее её рост расширение границ биосферы ― «заселение её живым веществом» [13, с. 15]. Рост научной мысли в современную эпоху привёл, согласно выводам учёного, к образованию новой геологической оболочки ― ноосферы, которая проявляет себя как геологическая сила. В понятие ноосферы как пространства, насыщаемого мыслью человечества и меняющего при этом свои количественные и качественные характеристики, В.И.Вернадским были заложены возможности глубинного осознания процесса этого взаимодействия. В будущем учёный не без основания ожидал подтверждения энергетической природы мысли со стороны научного сообщества.
Создатели Живой Этики утверждают: «Мысль не есть только словесное выражение. Область мысли есть и область мыслительной энергии» [16, 341]. «…Результатом высочайшего размышления о научных вопросах является образование утончённой формы духовной энергии в мозгу, которая в космической деятельности способна производить неограниченные результаты» [12, с. 34]. Существенно, что уже к концу XX столетия учёным удалось ближе подойти к обоснованию энергетической природы мысли, опытным путем доказав тождественность свойств мысли свойствам Обобщенного Физического Вакуума [17]. В последние годы учёные нашли биохимические основы для отложений в организме психической энергии, тесно связанной с сознанием человека, его мыслями и чувствами [18, с. 277-283]. Отложения психической энергии, как показали исследования, представляют собой специфические кристаллы в атомах биохимических структур нервной ткани организма. Такие атомы находятся в своего рода стабильно возбужденном состоянии, напоминающем возбужденное состояние электронных оболочек обычного атома. Учёные проводят также опыты по передаче мысли на расстояние [19; 20]. Мысль как определённый вид энергии таким путем постепенно получает научное обоснование. Научная мысль социального человечества представляет теперь не только опосредованную физическим действием, но и непосредственную материальную силу в Космосе.
Достижения интеллекта играют положительную роль, создавая многообразие форм. Однако, вследствие ограниченности возможностей самой энергетики ментального плана, интеллекту свойственно обособление, игнорирование непреложных космических законов развития природных процессов. Эгоистическое мышление всё чаще и на всё более высоких уровнях указывается как одна из главных причин глобального экологического кризиса. Предупреждая о критическом состоянии нашей планеты, создатели Живой Этики пишут: «Как назвать болезнь планеты? Лучше всего ― горячкой отравления. Удушливые газы от нагромождений низших слоев Тонкого Мира отрезают планету от миров, могущих нести помощь. Удел Земли может кончиться гигантским взрывом, если только толща завесы не будет пробита» [6, 49].
Очевидно, что разум человека, развитый к настоящему времени преимущественно в части ума ― интеллекта, в будущем неизбежно будет дополнен чувствознанием ― знанием духа. В условиях наблюдаемого глобального экологического кризиса становится жизненно важным расширить сознание, установив связь с мирами более совершенными, и «закон эволюции предусматривает прямой контакт сознания человеческого с космическим» [8, 321]. Если первый этап развития самосознания человека разумного был связан с развитием нервной системы и осознанием мозга в качестве мыслительного центра, то второй этап знаменует пробуждение тонкого чувствования ― способность осознавать руководящий принцип сердца, «понимать сердце как двигатель Бытия» [14, 431]. «Древний мир не однажды указывал на мощь сердца, но рассудок увлекал к первенству мозга и тем затруднял ближайшее устремление» [5, 912]. Возможности мозга ограничены, и потому «мозг не вспыхнет сознанием» [14, 431]. Живая Этика поясняет, что «радугу всепонимания» [14, 436] может зажечь сердце, нагнетённое мощью Иерархии Света, «ибо каждое строение должно быть насыщаемо мощью Сверху» [14, 435]. Очищенное сердце действует как магнит, устанавливая связь с энергетикой высших миров. «Сердце может знать смысл событий дальних. Сердце может летать, укрепляя нужные союзы. Сердце может приобщиться к дальним мирам» [21, 74]. Сказано, что «учёные могут ощущать особые космические лучи, собравшиеся около очищенного сердца» [21, 533]. Так научно доказывается связь микро- и макрокосма, «так мы химически сознаём, как организм делается частью великого Сердца Вселенной» [14, 436].
Развитие утончённого чувствования путём постижения Прекрасного в Живой Этике указывается как естественный и наиболее прямой путь воспитания сердца и, следовательно, дальнейшего расширения сознания. «Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине. <…> “Сознание красоты спасёт мир”» [6, 27]. На пути постижения Прекрасного у человека пробуждаются и становятся активными центры восприятия энергий огненного, более высокого, по сравнению с ментальным, энергетического плана. Тонкая конструкция организма, составленная элементами ментального плана, в процессе духовного совершенствования дополняется и достраивается элементами огненного плана. Понятия ментального и огненного планов отражают квантовые масштабы тонкой материи. Гармоничное сочетание элементов плотной, тонкой и огненной структур организма при согласованности с высшей энергетикой Космоса ― с Прекрасным дает синтез знания и ступень высшего сознания ― высший разум человека.
«Священное число Пифагора есть равновесие Красоты», ― сказано в Живой Этике [11, 133]. Этическое понятие красоты получает всё более глубокое научное обоснование, в том числе и в области космологии. Сотни звезд и спиральных туманностей дают нам возможность ощущать беспредельность и красоту Космоса. Исследования астрономов за последние десять лет показали, что четыре обнаруженные учёными космические энергии, из которых построена наблюдаемая Вселенная, объединены внутренней симметрией в одно целое, в квартет космических энергий. Главный научный сотрудник астрономического института им. П.С.Штернберга, доктор физико-математических наук профессор А.Д.Чернин пишет, что симметрия наблюдаемых энергий является не строгой, а приближённой, слабо нарушенной [22]. Понятие симметрии, как известно, неразрывно связано с представлением о красоте. При этом истинная, высшая красота требует небольшого нарушения симметрии, придающего ей таинственный и манящий элемент незаконченности.
Внутренняя симметрия космических энергий есть неизменное свойство эволюционирующей Вселенной, что, на наш взгляд, свидетельствует о присутствии живого «мотива» в творчестве Космоса. Таким образом, современные представления о мире на новом уровне восстанавливают древнее воззрение на мир как на живое и развивающееся целое ― живое существо, находящееся с нами в перманентном со-знании и со-общении. Согласно А.Д.Чернину, внутренняя симметрия космических энергий ковариантна ― сохраняет, следовательно, смысл красоты в любой системе отсчета [22]. Такой вывод учёных подтверждает одно из основных положений Живой Этики о том, что построение на принципах красоты является общим законом Космоса, единым для всех природных тел и явлений, в том числе и для человека. Сказано: «…соответствие личного духа с Общим Мировым Благом и составляет Красоту Космоса» [23, ч. III, VI, 19].
Открытия учёных в области геологии, кристаллографии, астрономии созвучны, как мы видим, таким положениям и понятиям Живой Этики, как дальние миры, закон спирального развития, закон Космического Магнита, сила коллективного сознания, ведущая роль Иерархии знания и красоты в процессах эволюции.
Преображение Красотой создает новый энергетический тип человека плотного мира, способного принять иные условия более высокого своего существования. Высокая энергетика человека играет основную роль в переходе человеческого сознания от состояния объекта эволюции к ее субъекту [4; 24]. «Расстояние, отделяющее объект эволюции от её субъекта, есть путь духовно-культурного совершенствования человека, в итоге которого происходит переход от пассивного и неосознанного участия человека в эволюции к активному и осознанному» [4, с. 71-72]. «Есть крайне неверное представление о том, ― пишет Л.В.Шапошникова, ― что преображение доступно каждому, и наступит когда-нибудь тот волшебный час, когда мы сразу преобразимся и станем все лучше, чище и выше. Это иллюзия “плоского” понимания сложнейшего космического процесса. Огненная энергия преображения требует высокого уровня сознания человека, который достигается тяжёлым трудом совершенствования» [25, с. 50].
«Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше», ― писал В.И.Вернадский [26, с. 241]. Мы видим, что гений учёного прозревал то прекрасное будущее, когда человечество, объединённое идеалами Общего Мирового Блага, будет осознанно участвовать в эволюции планеты, обеспечивая щадящий режим перехода к жизни в новых энергетических условиях, неизбежных на пути космической эволюции биосферы.

ВЫВОДЫ

1. Научные труды академика В.И.Вернадского и достижения современной науки, созвучные идеям Живой Этики, способствуют выработке наиболее ясного и целостного представления об эволюции биосферы, что подтверждает статус Живой Этики как новой системы познания.
2. Космическая эволюция биосферы Земли есть энергетический процесс, получающий развитие при энергообмене с более совершенными мирами. Одной из движущих сил космической эволюции является энергоинформационный обмен между структурами различных состояний и измерений материи, в результате которого расширяется сознание эволюционирующих биологических объектов, раздвигаются границы биосферы.
3. Свободное творчество в устремлении к Прекрасному, к Общему Мировому Благу определяет активную роль человека в космической эволюции.
4. Становление человека духовного, осознающего единство земной жизни и жизни Космоса, ответственного за будущее и способного влиять на ход естественных эволюционных преобразований знаменует новый этап эволюции биосферы.
5. Воспитание утончённого чувства Прекрасного ― необходимое условие развития сознания и важнейшая государственная задача.

Литература

1. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. М.: Наука, 1965. ― 373 с.
2. Вейль Г. Симметрия. М., 1972.
3. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. М., 2004. ― 647 с.
4. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение ― новое мышление XXI в.: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. В 3 т. М.: МЦР, 2004. Т. 1. ― 352 с.
5. Живая Этика. Надземное.
6. Живая Этика. Община (Рига).
7. Фридрихов С.А., Мовнин С.М. Физические основы электронной техники: Учебник для вузов. М.: Высш. школа, 1982. ― 608 с.
8. Живая Этика. Агни Йога.
9. Белянин В. Квазикристаллы и золотая пропорция // Наука и жизнь. 2005. № 10. ― С. 68-76.
10. Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. – 768 с.
11. Живая Этика. Мир Огненный. Ч. II.
12. Письма Махатм. Самара, 1993. ― 708 с.
13. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. ― 382 с.
14. Живая Этика. Иерархия.
15. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Особенности неравновесных процессов в открытых диссипативных средах // Проблемы геофизики XXI века. В 2 кн. М.: Наука, 2003. ― 311 с.
16. Живая Этика. Братство.
17. Шипов Г.И. Теория физического вакуума (новая парадигма). М.: НТ-центр, 1993. ― 362 с.
18. Григорьев И.В. Биохимические основы для отложений психической энергии // Космическое мировоззрение ― новое мышление XXI века. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. В 3 т. М.: МЦР, 2004. Т. 3. ― 504 с.
19. Дульнев Г.Н., Агеев И.Л., Ипатов А.П., Колмаков С.В., Филиппов С.Н. Регистрация процесса нетрадиционного способа передачи информации // Сознание и физическая реальность. 2002. № 6. ― С. 36-42.
20. Казначеев В.П., Трофимов А.В. Дистантно-информационные взаимодействия между людьми как космофизический индикатор эволюции интеллекта // Физика сознания и жизни, космология и астрофизика. 2006. № 1. ― С. 15-20.
21. Живая Этика. Сердце.
22. Чернин А.Д. Внутренняя симметрия Вселенной // Природа. 2006. № 10. ― С. 10-16.
23. Живая Этика. Листы Сада Мории. Озарение.
24. Баталов А.А. Человек как бесконечномерный субъект-объект // Человек. 2006. № 6.
25. Шапошникова Л.В. Тернистый путь красоты // Искусство как способ познания: Материалы Международной общественно-научной конференции. 1998. М.: МЦР, 1999.
26. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере / Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.