ЖИВАЯ ЭТИКА И НАУКА Материалы Международной М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2008. — 760 с. На обложке: И.А.Анисифоров. Импульс. 2001 |
Главный редактор Т.О.Книжник
Научные редакторы: академик РАКЦ Л.М.Гиндилис
докт. филол. наук Е.Н.Чернозёмова
© Международный Центр Рерихов, 2008
Серия основана Л.В.Шапошниковой в 1995 г.
Редакционная коллегия:
академик РАЕН, кандидат исторических наук Л.В.Шапошникова,
доктор философских наук В.В.Фролов,
доктор филологических наук Е.Н.Чернозёмова
Формирующееся в настоящее время новое космическое мышление ставит перед научно-общественной мыслью XXI века актуальные задачи, связанные с его развитием и выработкой адекватной методологии. Духовная революция в России в конце XIX ― начале XX века заложила основы космической переориентации важнейших форм познания, таких как философия, наука, искусство, религиозный опыт. Она несла в себе тенденцию к синтезу научного и метанаучного способа познания, к формированию нового космического мышления. Этому в значительной степени способствовала и научная революция начала прошлого века, охватившая прежде всего физику, а затем и другие области естествознания. Новому мышлению соответствует и новая система познания, представляющая собой синтез основных способов познания ― научного и метанаучного. Такой системой познания, тесно связанной с нравственными и этическими моментами, явилась Живая Этика, или философия Космической Реальности. В ней синтетически объединились знания древние и современные, мысль Востока и Запада, нахождения эмпирической науки и метанауки, способы познания различных областей творчества, таких как наука, философия, религиозный опыт, искусство.
Вынесенная Международным Центром Рерихов на конференцию тема «Живая Этика и наука» оказалась весьма актуальной. Человечество вошло в XXI век, обременённое серьёзными проблемами социального, политического и экологического порядка. По оценке экспертов, эти проблемы носят кризисный характер. Речь идёт о выживании человечества и о сохранении Земли как планеты, по крайней мере о сохранении её биосферы. Решить эти проблемы традиционными мерами уже невозможно. Необходимо радикальное изменение поведения человечества на планете. А это требует прежде всего качественного изменения его сознания. Однако нельзя выработать правильную стратегию, не имея адекватного представления о мире, в котором мы живём. Человечество есть часть единого космического организма, мы связаны с Космосом тысячами зримых и незримых нитей. Это хорошо понимали древние философы, ярко выражали русские философы и учёные-космисты. К этому представлению подошла и наука на рубеже XX―XXI веков. Выдающиеся открытия в области астрофизики, космологии, физики высоких энергий, биологии вводят нас в мир новых форм материи и энергии. Расширяются представления о геометрии мира, Космос оказался многомерным. Мы стоим на пороге радикального изменения научной парадигмы. Идеи синергетики, изучающей поведение сложных больших систем, экологии, совместной непротиворечивой эволюции человеческого общества и природы должны лечь в основу нового космического мышления. «Никогда ещё судьбы будущего человечества, ― писал А.Л.Чижевский, ― не зависели так от мудрости человека и от добрых велений его сердца, как сейчас» (Чижевский А.Л. Вся жизнь. М., 1974).
Конференция акцентировала внимание на ряде научных проблем, таких как:
― Живая Этика и наука: пути взаимодействия;
― специфика новой системы познания и возможности её применения в современной науке;
― соотношение и роль научного и вненаучного способов познания в процессе развития космического мировоззрения;
― направления развития новой системы познания и роль в этом процессе науки, искусства, философии и религиозного опыта человечества.
Она объединила широкий круг учёных из различных стран, общественность и научную молодежь. На ней выступили и совсем юные участники. Не все участники конференции знакомы с идеями Живой Этики, не все разделяют эти идеи, но в своей научной работе, опираясь на объективную логику научных исследований, они подходят к идеям Живой Этики и космического мышления. Не всегда идеи и высказывания участников конференции разделяются организаторами конференции и редакцией настоящего сборника. Но мы сочли необходимым предоставить трибуну для свободного обсуждения этой сложной и актуальной проблемы.