«Космическая Красота – цель мирового процесса, это иное, высшее бытие, бытие творимое»
Бердяев Николай. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. T. I. C. 218., – писал Н.А.Бердяев.
«Истинно, жемчужины искусства, – утверждают создатели Живой Этики, – дают возношение человечеству, и, истинно, огни духотворчества дают человечеству новое понимание Красоты»
Иерархия, 359..
В пространстве русской Духовной революции, во тьме апокалиптической ночи, когда рушился старый мир, сложился тот единственно верный путь для человечества, который шел по терниям и звездам его космической эволюции. Путь был нелегкий, требовавший от человека напряжения всех его сил, осознания им космической реальности, его окружавшей, понимания им смысла и сути инобытия, невидимого и Высшего, в какой бы форме это понимание не приходило. Путь этот шел через искусство и Красоту. На Земле в XX веке пробил «Час Красоты», той Красоты, которая спасет, ибо в ней одной и заключалась возможность Преображения и Восхождения человека. Воспользуется ли человечество таким путем – это уже другой вопрос. Отзовется ли оно на «Час Красоты», или, не услышав его, будет продолжать блуждать в ночи, потеряв тот единственный ориентир, который поставила на земных разрушительных и кровавых дорогах Космическая эволюция. XX должен был дать на это ответ. В 1916 году, в разгар первой мировой войны, Е.Н.Трубецкой писал: «Человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой или упасть в бездну, вырасти или в Бога или в зверя. В настоящий исторический момент человечество стоит на перепутье»
Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв. М., 1993. С. 217.. На перепутье стоять очень долго нельзя. Восхождение имеет свои сроки, падение же есть пропущенные сроки этого восхождения. Известно, что падать легче, чем восходить... В древней Греции когда-то существовали элевсинские мистерии, кульминационным пунктом которых являлась ночь Посвящения. В эту ночь пресуществлялись души посвящаемых путем творческих переживаний. В 1908 году Андрей Белый, размышляя о смысле подобных мистерий, писал: «И не на сцене придет к нам великая ночь Эпоптии (Посвящения. – Л.Ш.). Эта ночь ныне спускается над человеческой жизнью. В последних прозрениях нашей жизни мы переходим ее грань. И ни жизнью, ни формой искусства мы не спасемся от искуса. Мы уже иногда бываем за видимой жизнью, за искусством, за религией – плывем на последнем корабле к роковому бою: наша плоть перерождается. Мы изменимся или умрем. Перед посвящением в эпопты мисты становились у храма. Из храма мерцали молнии, врата открывались, и призраки с песьими головами шли навстречу посвященным. Мы посвящаем себя в новую жизнь, и вот врата ее открываются, из врат выйдут призраки с песьими головами: это призраки ужаса и вырождения. Но некоторые из нас, посвященные в молчание этой великой ночи, возьмутся за руки, и призраки с песьими головами, залаяв, сольются с ночью»
Белый Андрей. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 167.. Но призраки зла с песьими головами в XX веке не испугались посвященных, взявшихся за руки. Они разорвали цепь этих рук и уничтожили посвященных поодиночке. Они изгнали уцелевших из страны, называвшейся Россией, ибо для них не существовало ни посвященных, ни инобытия, ни человека со всей его космической жизнью и со всеми его духовными накоплениями. Социальная революция и ее идеологи не признавали ничего подобного. Они видели мир так, как могли его видеть через собственное сознание. Обозрение получилось малым и плоским. Русская Духовная революция несла потери, лишаясь лучших своих носителей огня, красоты, свободной и независимой мысли. Духовное и интеллектуальное движение к реальному Новому миру, обусловленное Великими Законами Космоса, замедлялось, а временами и вовсе останавливалось. Пришедшие к власти после революции, подобно мистериальным призракам с песьими головами, чертили загадочные магические круги, из которых под покровом апокалиптической ночи возникали плывущие, неустойчивые миражи другого Нового мира, другого «светлого будущего».
Не приняв преображения Красотой, отказавшись от крыльев эволюции, человечество стало сползать в пропасть инволюции. Вспыхнула новая всемирная бойня – вторая мировая война, вслед за ней последовало безумие насилия, кровавых переворотов, начались чудовищные преступления, небывалая жестокость охватила людей, достижения техногенной цивилизации содействовали всему этому. Культура отодвигалась все дальше и дальше на задворки социальной и экономической жизни. Истинное искусство вытеснялось псевдоискусством или антиискусством. Гибли эстетические идеалы, наработанные человечеством в течение многих веков. Безобразие было введено в норму. Галереи заполнились «произведениями», представляющими собой помесь порнографии и технических агрегатов. Женская красота и утонченность были отданы на поругание «живописцам», одержимым похотью и насилием. Сцены концертных залов заполнились полуодетыми орущими людьми, исторгающими из музыкальных инструментов оглушительные и немузыкальные звуки. Всплеск похоти в мировом масштабе был назван сексуальной революцией и узаконен на театральных подмостках, на киноэкранах, на страницах книг, в различных средствах массовой информации. Наркомания стала образом жизни. Подобные веяния «свободы» затронули и Россию после крушения тоталитарного режима. Призраки с песьими головами сделали свое черное дело, но не только они. Низшие слои Тонкого мира, о которых я уже упоминала, переполненные всеми негативными человеческими страстями, продолжали эманировать на землю зло, созданное ею самою и усиленное во много крат тонкой энергией этого инобытия. Псевдоискусство и антиискусство росло на этих низших тонкомирных эманациях. Нового мира не получилось ни здесь, ни там. Истинное искусство, создающее Красоту, излучаемую Высшими Мирами, стало терять свой потенциал. Невежественное умаление Культуры по обе стороны бывшего железного занавеса отодвинуло сроки «Часа Красоты» и духовного Преображения. Но сама жизнь не столь однозначна, как нам иногда кажется. Энергетические процессы, идущие в ее глубинах, сокровенны, а результаты их неожиданны. Не все впустили в свои души призраков с песьими головами, и хотя те по-прежнему воют в ночах современных городов, это еще ни о чем не свидетельствует. Несмотря на все трудности, через которые проходит Россия, Духовная революция тем не менее вновь расправляет крылья. Вновь оживают ее бесценные сокровища и накопления. Они входят в нашу жизнь непреходящей Красотой искусства, нетленностью человеческой мысли, наследиями великих наших соотечественников – носителей эволюционных заветов, опережавших свое время. И новая Красота, ростки которой были грубо затоптаны, начинает давать знать о себе. Она возникает на полотнах художников, которых мы сейчас называем космистами. Там горят краски иных миров. Это та Красота, которая идет на землю из инобытия, минуя символы, неся нам формы и краски иных измерений. Они идут через внутренний мир одаренных творцов, чтобы здесь, на земле утвердить новую красоту прямого взаимодействия духа художника с иными мирами. Меняется измерение земной Красоты. Меняется ее энергетика. С полотен подлинных художников идет на нас духовный луч четвертого измерения – психической энергии. Н.А.Бердяев в 1918 году, в тяжелейшее для России время, писал: «Новое искусство будет творить уже не в образах физической плоти, и в образах иной, более тонкой плоти, оно перейдет от тел материальных к телам душевным»
Бердяев Николай. Философия творчества, культуры и искусства. 1994. Т. II. С. 413–414.. Нигде, кроме России, сейчас не идет таким широким потоком подобное искусство. Нигде, а только в России, появились такие композиторы, как Скрябин и Шнитке. Нигде поэзия не носит такого ярко выраженного профетического характера, как в России. Несмотря ни на что в конце XX века в России наступает «Час Красоты», той Красоты, о которой мечтали русские философы и художники в начале века. Это космическая закономерность. В 1908 году выдающийся русский поэт Андрей Белый написал: «Верю в Россию. Она – будет. Мы – будем. Будут люди. Будут новые времена и новые пространства»
Белый Андрей. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 15.. Это о нас, теперешних. Мы не должны обмануть надежды таких, как он. И его же строчки:
И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Мессия грядущего дня!Блок А. Дневник. М., 1989. С. 259.