Л.Г.ХМЕЛЕВА
руководитель Центра культуры «Живая Этика»,
член Президиума Дальневосточного отделения Комиссии РФ по
делам ЮНЕСКО, руководитель секции «Культура и Этика»
Приморского отделения Петровской академии наук и искусств,
Владивосток
За тысячелетнюю свою историю человечество, пройдя этапы развития мифологического, религиозного и художественного мышления, приблизилось к познанию мира через мышление преимущественно научное
В синтезе открывается новое мировидение, рождается субстанция новой целостности с чертами устойчивости, симметрии и гармонии; свершается процесс познания граней инобытия. Психологически синтез, как новое мировидение, рожденное через озарение, приносит непередаваемое чувство радости, счастья, гармонии и вдохновения, ценимое гениями более, чем материальные богатства.
Современная наука тринитология открывает нам уникальную возможность научного осознания динамики синтеза, другими словами – познания логики синтеза, а, значит, и тайны Гения. Методология триадного синтеза, оперирующая формулой системной триады
Наше мышление способно оперировать и четкими понятиями, и художественными образами, и размытыми символами одновременно. Соответственно выделяются рациональный, сенситивный и интуитивный способы познания, принимая во внимание равноправие и единство всех трех компонент. Если диада – элементарное орудие анализа, которое расщепляет, противопоставляет, отталкивает, то системная триада сопоставляет, соединяет, сращивает, предполагая для этого активный поиск сильных сторон противоборствующих компонент. Преобладание рационального аспекта мышления более характерно для научной деятельности; сенситивного – для области искусств; интуитивного – для практики в области религии и этики. Природная склонность мышления может преобразовываться и обогащаться творческим поиском. Например, религиозная практика развивает преимущественно интуицию; занятие искусствами и общение с природой обогащают сенситивную сферу; науки – способность мыслить четкими, строгими формулами (рис.2). Умение творчески оперировать всеми способами познания есть качественная характеристика триадного мышления. Оно составляет основу логики ментального синтеза
Формула системной триады подводит нас к новому осознанию того, что есть Культура. С удивлением можно обнаружить, что Культура есть синтез наук, искусств и религий, а не традиционное словосочетание «культура и искусство». Творение, одновременно совмещающее в себе научность, высокую художественность, новизну, соединяющее нас с Высшим миром, утверждающее лучшее качество жизни, есть творение культурное. Любое другое не имеет к культуре никакого отношения (рис.2).
Логика ментального синтеза |
Логика внешнего мышления |
1. Это мышление человека-творца, через которое обретается целостное, гармоничное видение мира, способность к великим, гениальным открытиям и преобразованиям. | 1. В лучшем случае – способность к творческому воплощению уже открытых идей. |
2. В мышлении преобладает триадный нелинейный подход. Используя сильные качества противоборствующих сторон, находит третий фактор, гармонизирующий систему противоречий, то есть в ситуации ищет не то, что разъединяет, а то, что объединяет. Например, система противоречий «свобода – необходимость» разрешается осознанием «целесообразности»; «преступление – наказание» – высветлением души через раскаяние; противоречие «друг – враг» – выбором «учитель».
«Единство и любовь противоположностей» – улыбнется высокое сознание. |
2. В мышлении преобладает диадный, линейный подход «или-или», конфликтный по своей сути, расчленяющий целое на части, поэтому лишенный гармонии и целостного видения, но доминирующий в настоящее время. Сценарий «или друг – или враг» заканчивается безумными войнами от пространства семьи до пространства планеты; «свобода – необходимость» вырождаются в хаос, ложь и торжествующее невежество. «Наказание» за «преступление» таково, что закрепляет и усиливает преступность сознания.
«Единство и борьба противоположностей» – вынесет приговор обыденное мышление. Такое мышление не способно вмещать синтетические построения, они раздражают его кажущейся противоречивостью.
|
3. Характерно творчество в разных сферах на высокопрофессиональном уровне, так как мышление научно, художественно, религиозно и мифологично одновременно, что и присуще многим гениальным людям. Истинные миротворцы по сути, так как с людьми общаются на языке, свойственном собеседнику, не навязывая своих представлений (например, с христианином на языке Евангелия, с ученым – на языке науки и т.д.). Открыт к вмещению новых знаний. |
3. Мышление оперирует ограниченной компонентой познания мира. Преобладает или рациональный, или эмоциональный, или иррациональный способы познания, что соответствует узкой специализации (ученый, деятель искусств, священнослужитель и т.д.). К чуждому способу познания мира относится агрессивно, руководствуясь принципом: «мне это чуждо, значит, это не имеет цены», а как крайний вариант «не имеет права быть – убить его». Преобладает принцип отрицания как признак невежества, стереотип, догма и страх нового.
|
4. Первостепенна роль нравственного начала, как свидетельство работы высших структур сознания. Этика не только осознается как свод законов бытия (эволюции), но как навык жить в русле этих законов, являя соответствующие высшие качества характера (Закон космического ритма – точность, порядок, аккуратность, естественность. Закон Двух Начал – пластичность, нежность, милосердие у женщин; решительность, твердость у мужчин. Брачный союз, даже несчастливый, усиливает творческие возможности партнеров. Закон Кармы – мужество смирения, терпение, прощение и т.д.).
Задача совершенствования внутреннего человека становится приоритетной. Развитый интеллект соподчинен духовности. Высшая реализация «рацио» – познание Законов Космоса (основ Бытия), «эмоцио» – применение этих законов в жизни, «интуицио» – проведение Высшей Воли как высших энергий на землю, высветление земной материи – «строительство Града Небесного на земле».
|
4. Роль нравственности весьма второстепенна. Этика и этикет недифференцированы. |
5. Действия осознанно эволюционны и ориентированы на будущее, так как сознание оперирует вечным и вмещает систему целей.
|
5. Действия бессознательны, сиюминутны и лишены взгляда в будущее. |
6. Ответственность за трагическое происходящее берет на себя, повышая качество своей собственной жизни.
|
6. Ищет виновных в ком-либо (муж, жена, начальник, правительство, которое денег не дает). |
7. Причины затруднений находит в сознании, в представлениях, не соответствующих новым условиям жизни. |
7. Причину затруднений ищет в материальной сфере, как правило это формула: «дайте денег, и я решу все проблемы».
|
8. Имеющиеся ценности распределяются по иерархии: Высшему, Общему Благу, ближнему, себе. |
8. Ценности распределяются в последовательности: себе, ближнему, Общему Благу.
Высшее, как правило, не вмещается сознанием. Религиозная практика, быстрее чем любая другая – научная или художественная, – закрепляет проявления фанатизма и фетишизма, провоцируя патологические состояния сознания. Такая практика для человека может быть чрезвычайно опасной.
|
9. Развит навык сотрудничества. Соборное начало преобладает над личным. Тяготение к общинным типам взаимоотношений для воплощения идей высшего порядка, например, Приютинское Братство В.И.Вернадского
|
9. Жизнь по принципу – «моя хата с краю», «делай как все». |
10. Утончение сознания дает возможность общения и кооперации с одушевленными силами природы. |
10. Природа воспринимается как неживая, а действия в защиту природы мотивированы потребительским отношением к ней и страхом смерти.
|
11. Явлены соответствия пространству жизни высоких степеней кооперации и качества, таких как Инобытие, Культура, ноосфера, эволюция.
|
11. Понятия «Инобытие», «Культура», «ноосфера», «эволюция» – абстракция, не достойная траты времени и сил. |
12. Сознание окультурено. Творение одновременно научно, этично и эстетично. Тем самым творец восстанавливает разрушенные связи структурных компонент культуры и фиксирует пространство культуры в материи нашей жизни (рис.2). |
12. Сознание акультурно.
Рис. 3
Деятельность усиливает приоритеты цивилизации над культурой (рис.3), так как попираются или не вмещаются принципы взаимообогащения и синтеза структурных компонент культуры. Такие люди, тем более государственные деятели, усугубляют проблемы цивилизации: войны, экологические бедствия, разрушение морального и физического здоровья общества
|
13. Носитель Культуры независимо от профессиональной ориентации. | 13. В лучшем случае работник культурных учреждений. |
Сегодня знание основ тринитологии позволит людям интеллектуальным и духовно ориентированным осознанно осваивать логику синтеза, а знание условий синтеза – правильно выстраивать процесс воспитания и образования, раскрывая гениальный потенциал наших детей.
К важнейшим условиям такого воспитания можно отнести:
1. Осознанное формирование качеств героя, и дети до 14 лет живо откликаются на эту задачу.
2. Формирование триадного мышления. Например, природное иррационнально-эмоциональное мышление осознанно дополняется формированием рациональной компоненты через занятия точными науками. История знает блистательный пример такого гениального дополнения – Петр I дал толчок развитию наук через учреждение Российской Академии наук. Природное иррационнально-эмоциональное мышление россиян дополнилось третьей, рациональной компонентой. Развитие триадного мышления родило новое качество сознания, что проявилось в России уникальным творческим взрывом. Расцвет литературы и поэзии середины XIX века, философия русского космизма и синтез искусств конца XIX века, научный взрыв и создание новой модели Вселенной в 20-е годы нашего столетия стали вехами духовной революции в России
3. Фундаментальное университетское образование необходимо дополнить следующими предметами: история религий (с непременным условием преподавания предмета носителем религии), история искусств, история наук, курс «Современная концепция естествознания», этика и этология, основы тринитологии, синергетика – что обеспечит реализацию основных концептуальных позиций проекта ЮНЕСКО «Фундаментальное университетское образование»
4. Новая педагогика и новое образование – это, в первую очередь, новый педагог, сам владеющий логикой синтеза или хотя бы проявляющий интерес к этому, тогда есть надежда, что огромный творческий и духовный потенциал наших детей не останется кладом за семью печатями.