5. Выбор. Старое – новое. Путь верхний и путь нижний

Русская духовная революция началась в конце XIX столетия. Ее история – это история становления нового космического и многомерного мироощущения, история духовного процесса постижения инобытия, осознания его реальности и его роли в эволюции человечества. И искусство в этом процессе сыграло важнейшую роль, не меньшую, а, может быть, и большую, чем сама философия, религиозный опыт или новые научные открытия, сокрушившие старые традиционные догмы. XX век оказался переломным в истории космической эволюции человечества, за ним уже виделся более высокий виток этой эволюции, вставала нездешняя заря Новой Эпохи, Нового Мира, Нового Бытия. В начале века этому предшествовали три события, носившие, вне всякого сомнения, космический характер: Духовная революция, сопровождавшаяся расцветом искусства и формированием нового космического мироощущения, всемирная бойня первой мировой войны и сокрушительный взрыв русской революции, разрушившей материю старого мира. Все три события были неизбежными следствиями тех энергетических сдвигов, которые произошли задолго до этих событий и к своему сроку из невидимого и непроявленного реализовались в плотной материи земной действительности. Смысл этого космического действия состоял в разрушении старых, обветшавших форм бытия, в замене их новыми и в ускорении хода самой эволюции в плотном мире. Планета Земля знала подобные сдвиги в далеком прошлом, современное человечество проходило его впервые. Наступил неумолимый Срок Выбора. О нем возвестил знак, значение которого тогда поняли немногие. В 1900 году, в последний год уходящего века, в Париже состоялась грандиозная художественная выставка, подводившая итог искусству XIX века. Выставка как бы открывала ворота в новый, наступающий век, и первая работа, которую увидели ее посетители, называлась «Врата ада». Она была создана выдающимся французским скульптором Роденом. Над вратами сидел его знаменитый «Мыслитель». Работа символична во всех отношениях – Мыслителю предстояло решить мучительную проблему наступающего Выбора. Выбор, как и действия, его определившие, носил космический характер, и его неизбежность была сопряжена с разрушением мира Старого и рождением Нового. «Космос созидается пульсацией, – свидетельствовали авторы Живой Этики, – иначе говоря, взрывами. Ритм взрывов дает стройность творению. Именно знание духа переносит нить Космоса в жизнь проявленную. Надо мечом сверкающим отделить ступень нарождения. Надо осознать, когда удержать цветы света, иначе они снова разлагаются во мглу стихий» Община, 42.. Космос предоставил человечеству возможность, свободная же его воля должна была сделать свой выбор – вверх или вниз, восхождение или падение в пропасть инволюции. Срока на размышление почти не оставалось. Мучительная точка Великого Времени светила как мерцающая неверная звезда в тумане плотного Бытия, готовая в любой момент исчезнуть и больше никогда не вернуться. Пророки и поэты предсказывали бедствия и наступление ночи Апокалипсиса, философы осмысливали эту ночь, художники создавали загадочные и таинственные полотна, суть которых станет ясной много позднее. Дыхание инобытия коснулось плотного мира, неся ему мечту о крыльях спасения и вещие сны грядущей ночи. Андрей Белый в 1903 году написал два стихотворения, в которых образно и глубоко отразил то, что происходило в его времени и пространстве. Искусство стало на свой дозор.

Золотея, эфир просветится
И в восторге сгорит.
А над морем садится
Ускользающий солнечный щит.
И на море от солнца
Золотые дрожат языки.
Всюду отблеск червонца
Среди всплесков тоски.
Встали груди утесов
Средь трепещущей солнечной ткани.
Солнце село. Рыданий
Полон крик альбатросов:
Дети солнца.
Вновь холод бесстрастъя:
Закатилось оно –
Золотое, старинное счастье –
Золотое руно.Белый А. Стихотворения и поэмы. Л., 1966. С. 75.

Смысл стихотворения достаточно прозрачен, в нем живет ощущение предстоящей ночи и заката солнца – «золотое, старинное счастье». Второе стихотворение, кажется, о том же, но оно совсем другое и по настрою и по образам.

Зовут аргонавты
На солнечный пир,
Трубя в золотеющий мир,
Внимайте, внимайте:
Довольно страданий.
Броню надевайте из солнечной ткани!
Все небо в рубинах.
Шар солнца почил.
Все небо в рубинах
Над нами.
На горных вершинах
Наш Арго,
Наш Арго,
Готовясь лететь, золотыми крылами забил.Белый А. Стихотворения и поэмы. Л., 1966. С. 75.

Закат «старинного счастья» здесь сменяется ощущением нового солнца, нового дня, перед которым Арго, «готовясь лететь, золотыми крылами забил». Теми крыльями, которые должны были поднять человечество над апокалиптической ночью к эволюционной лестнице восхождения. Диалектика переживаемого момента состояла в том, что выбор надо было сделать «ночью», а для того, чтобы ее преодолеть, нужны были эти крылья, поднимающие человека туда, где ощущалось дыхание иных миров, где действовала энергетика их Красоты. Андрей Белый принадлежал к тому направлению в искусстве, которое называлось символизмом и которое сформировалось как неотъемлемая часть русской Духовной революции. Социальная революция уничтожила символизм, заменив его бездуховным и плоским социалистическим реализмом. Трагическая гибель самого важного направления в искусстве ощущалась интуитивно самими символистами. В самом начале века Д.С.Мережковский писал:

Дерзновенны наши речи,
Но на смерть осуждены.
Слишком ранние предтечи
Слишком медленной весны.Мережковский Д., Гиппиус З. Стихотворения. СПб., 1997. С. 13

Стихотворение называется «Дети ночи».
Духовная революция свела в этот ночной час и творцов искусства, и философов, и пророков. Если искусство, касаясь своим творчеством миров иных, предрекало будущие земные события, то философы вскрывали диалектику наступающего времени. «В апокалиптическом времени, – писал Н.А.Бердяев, – величайшие возможности соединяются с величайшими опасностями. То, что происходит с миром во всех сферах, есть апокалипсис целой космической эпохи, конец старого мира и преддверие нового мира. <…> В поднявшемся мировом вихре, в ускоренном темпе движения все смещается со своих мест, раскрывается стародавняя материальная скованность. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может не устоять человек, может быть разодран в клочья. Возможно не только возникновение нового искусства, но и гибель всякого искусства, всякой ценности, всякого творчества»Бердяев Николай. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. Т. II. С. 414.. В апокалиптической ночи человечество было как бы распято на кресте: старое – новое; разрушение – созидание; дух – инертная материя; добро – зло; свет – тьма; ведение – невежество. Последнее обременяло его сознание, подрезало ему крылья, не позволяло в условиях космического освобождения от «материальной скованности» подняться над ней, уйти к «новому небу и новой земле». Человечество сделало свой ночной выбор. Оно отказалось от Духовной революции и ушло в социальную в надежде на лучшее будущее. Но надеждам не суждено было сбыться.