Открытие конференции

Конференцию открыл

Г.М.ПЕЧНИКОВ

президент Международного Центра Рерихов,
Москва

Дорогие друзья!
Мы приступаем к нашей очередной конференции, которая посвящена памятному дню 9 октября – дню рождения Н.К.Рериха. Это стало уже доброй традицией, добрым праздником – московским, всероссийским. Но сегодня этот праздник особенный. Вы были свидетелями, как на территории Центра-Музея им. Н.К.Рериха взвилось Знамя Мира, Знамя Культуры. Мы открыли необычайную, уникальную выставку художников, своеобразно мыслящих, отражающих в своих полотнах тему инобытия. «Искусство как способ познания инобытия» – так определили мы тему нынешней конференции. Когда мне думалось, что же такое инобытие, вдруг пришло на память выражение Блока о том, что поэт с небом говорит, и, наверное, законы инобытия, тонкие миры доходят до нас прежде всего через художников, через поэтов. Я обратился к Пушкину, перечитал «Ангела» и «Демона». Был в сентябре в Кулу, и вдруг вспомнилось стихотворение Пушкина «Монастырь на Казбеке». Я прочту его последние строчки:

Туда б, сказав «прости» ущелью,
Подняться к вольной вышине,
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!

Этот постоянный разговор с небом, с Богом, наверное, присущ всем поэтам, мы через них, через их творчество постигаем микро- и макрокосмос, и иные миры. Пишет Пушкин своего «Ангела» и своего «Демона» и вдруг подхватывает тему юный Лермонтов, в 15 лет он пишет своего «Демона». Это становится ведущей темой в его творчестве. Он успевает завершить «Демона» перед самой смертью – «Печальный демон – дух изгнанья...» Его не публикуют, отправляют в ссылку. Я нашел заметку Великого Князя Михаила Павловича, брата царя. Он пишет, что были у нас и итальянский Везельвул, и английский Люцифер, и немецкий Мефистофель, теперь явился русский Демон, значит, нечистой силы прибыло. «Демон» впервые был опубликован только в 1856 году. В этом году родился Врубель, для которого тема Демона была темой всей жизни, потом ее продолжил Рубинштейн, в одноименной опере. Шаляпин на сцене воплощал образ Демона. Эта тема – неиссякаемая в искусстве.
Много лет назад на встрече с космонавтами в Доме дружбы народов я спросил: «Вы были первыми, кто увидел Землю из космоса. Как она выглядит?» Помните слова первого космонавта? Он сказал, что увидел Землю, как на полотнах Н.К.Рериха. Я ответил космонавтам, что раньше их так воспринял Землю другой человек, и стал читать его стихи:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно
Спит земля в сиянии голубом...

Ведь это какое прозрение надо иметь поэту, чтобы в своем воображении перенестись туда и увидеть Землю, когда еще никаких ракет не было. А Блок, творивший на переломе тысячелетия? Вся его поэзия была пронизана предощущением иных миров.
Открывая нашу конференцию, я хочу предоставить слово Михаилу Николаевичу Чирятьеву, председателю Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, который зачитает послание Дмитрия Сергеевича Лихачева, которого мы все поздравляем с высокой наградой.