Всеволод Иванов. ЧТО ТАКОЕ ПАКТ РЕРИХА?

Ваше Высокопреосвященство, Милостивые Государи! Я позволю себе сказать несколько слов о том, как, по моему мнению, должен пониматься этот Пакт Рериха, о создании Комитета которого только что шла речь здесь. Это было бы полезно потому, что если бы я оказался правым в моем понимании этого величайшего по своим последствиям акта, то мои слова только бы уяснили бы положение; если бы оказался неправым, то я был бы поправлен и истина была бы просветлена, что всегда весьма необходимо.
С величайшим волнением прислушивался я к тому, что говорилось здесь. Что мы видим здесь, что, вернее слышим? Пакт Рериха – это словно трубный звук, который зовет к себе всех тех, кто не верит исключительно в силу, как единую основу человеческих отношений. Мы знаем, что чаще и чаще люди в наше время присягают «большим пушкам», как единственной опоре в международных своих действиях. Мы видим, как раздаются сплошь и рядом призывы, подымающие народы такими, какими они были в эпохи переселения их с Востока на Запад, одетыми в шкуры, с медными, железными топорами у пояса, склонными основывать свое утверждение на уничтожении других. Над миром снова заносится кулак, как символ единого права, единого принципа возможного существования.
И в это-то время и гремит призывная труба Рериха. Нет, мир управляется не одной только силой, есть в нем и еще кое-что. На звук этот должны собираться те, кто кроме силы верит еще и в царство Идей, управляющих миром. Повторяя слово нашего гениального философа, погибшего В.В.Розанова – мы можем сказать:

Верьте, люди, в нежные идеи.
Бросьте железо – оно паутина.
Истинное железо – слезы, вздохи и тоска.
Истинное, что никогда не разрушится – одно благородное.
Им и живите!

Есть идеи, которые руководят миром и которые должны быть воплощены в мир. К этому воплощению вечных добрых идей зовут под Знамя Мира тех, кто готов на утверждение этих идей, на пронесение их сквозь мрак времени, зовут, говоря русским выражением – на подвиг.
Кто эти люди? Это те, кто, во-первых, работают в высочайшей области человеческого духа – в религии. Религия, несмотря на все нападки, которые приходится слышать, на нее, – есть реальное прикосновение к «мирам иным», к мирам сущности. Оттуда, из этих горних миров – исходит Откровение, дающее человечеству новые перспективы, новые надежды, созидающее человеческую культуру.
Во-вторых, те, кто работает в области искусства. Искусство есть созерцание идей, движущихся в мире материальном, оживляющих его, их изображение и запечатление в образах, которые хотя и суть образы материальные, но струят свет Красоты, этот отблеск Идей, движущих Мир.
И в-третьих – это деятели науки, работники просвещения, все, кто мыслит, кто учится, кто учит, кто борется с косностью, с сегодняшним днем, который для него не должен пройти так же бесследно, столь же одинаково, как и вчерашний, все, кто «не довольствуются веками сами собой», по слову монаха ордена Золотого Ненюфара XIII века Чань-Чуня. Каждый скромный учитель, каждый ученик, сидящий над книгой, каждый кто думает об смыслах и целях истории – должен спешить на звук этого рога, в который трубит Николай Константинович у подымаемых им по миру Знамен Мира.
И мы, кроме того, ясно понимаем, что этот Мир – в то же время есть и борьба, но борьба не за себя, за свое материальное утверждение, а оборона от нападения темных сил на духовные ценности. Так когда-то св. Сергий благословил меч князя московского Дмитрия Ивановича во имя обороны от чуждого ига.
Мы должны, кроме того, ясно понять, что, в сущности, нет никакой такой крепкой единой организации, которая бы проводила статуты этого Пакта Рериха. Не в них дело, не в этих статутах. А дело в том, чтобы воля отдельных, покамест разрозненных миллионов деятелей культуры слилась бы в единый поток, в единую реку, устремляющуюся к великим устьям, к океану идей.

Знамя Мира // Организационное заседание. Отчет.
Харбин: Русский Комитет Пакта Рериха, 1934.