Георгий Шклявер. ПАКТ РЕРИХА

Во всем мире вызвал усиленное внимание и горячий интерес проект Международного договора, автором которого является наш великий русский художник и Водитель Культуры, Академик Н.К.Рерих. Мысль о договоре, имеющем целью защиту памятников Красоты и Знания, зародилась у Н.К.Рериха еще тридцать лет тому назад: в 1904 году он представил соответствующий проект Российскому Правительству. Затем, в 1914 г., в начале мировой войны, Н.К.Рерих представил по этому предмету докладную записку Верховному Главнокомандующему Великому Князю Николаю Николаевичу. Но лишь спустя многие годы удалось мысль об охране Культурных Сокровищ подвинуть по пути к осуществлению. В ставшей знаменитой декларации 1929 г., обращенной к американской печати, Н.К.Рерих указал те принципы, которые должны лечь в основу Международного соглашения, получившего тогда же во всех странах название Пакта Рериха.
Постановления договора просты и немногочисленны. Целью их является создание действительной защиты памятников наиболее практическими, в современных условиях, способами. Государства приглашаются зарегистрировать заранее в одном из Международных Учреждений наиболее ценные памятники старины и хранилища предметов Искусства, так же как Церкви, Святыни, здания, посвященные Науке и Просвещению, находящиеся на их территории. В случае войны или внутренних потрясений, угрожающих Сокровищам Культуры, над всеми этими памятниками и зданиями должно быть водружено Знамя Мира, благодаря которому охраняемые памятники и здания будут почитаться нейтральными, наравне с госпиталями и лазаретами, находящимися под аналогичной защитой – под сенью Красного Креста, на основании Женевской Конвенции 1864 года. Проект Н.К.Рериха, именно, вследствие аналогии с Красным Крестом, был справедливо назван и Красным Крестом Культуры.
В случае нарушения одною из воюющих сторон неприкосновенности пользующихся охраною Знамени Мира памятников и зданий таковое нарушение должно быть расследовано и запротоколено Международной Следственной Комиссией в соответствии с общими правилами действующего Международного права, в частности с Постановлениями Гаагских Конвенций. Заключения Международной Следственной Комиссии могут быть обнародованы, так что мировое общественное мнение становится Судьею и, в определенных случаях, карателем того, кто осмелится поднять кощунственную руку на священные сокровища человечества.
Таково, в основных чертах, содержание статей Пакта Рериха. Но значение этого договора далеко не исчерпывается юридическим его содержанием и ролью, которую он может сыграть в общем развитии междугосударственных правовых отношений.
Призыв Н.К.Рериха об охране Культуры поистине «ударил по сердцам с неведомою силой». Миллионы сердец во всех концах земли зажглись ярким огнем энтузиазма, когда прозвучали проникнутые государственною мудростью слова великого художника: создалось действительное мировое единение всех мыслящих о Культуре. То, что не удавалось ни завоевателям, ни политическим деятелям, – удалось свершить русскому гению путем утверждения вечных ценностей духа – Красоты и Знания.
Уже в 1931 году в городе Брюгге (Бельгия), на фламандской земле, прославленной своими строителями и художниками, собралась Первая Международная Конференция Знамени Мира, принявшая целый ряд резолюций о продвижении Пакта. В следующем году в том же Брюгге заседала II Конференция Пакта Рериха, на которой тоже были представлены многие державы, мировые столицы, как Париж, и множество культурных учреждений всех стран. Одновременно с этою конференциею была устроена, под эгидою Н.К.Рериха, Международная Выставка Исторических Памятников: были собраны тысячи фотографий, гравюр и картин, изображающих те самые сокровища, которые должно охранить Знамя Мира. Самое Знамя это красовалось над национальными флагами всех народов у входа древней Ратуши, где заседала Конференция. На белом поле Знамени Мира изображены алый круг – символ Вечности – и в нем три сферы того же цвета – древнейший знак Святой Троицы.
Брюггские Конференции сильно подвинули вперед дело охраны Культуры, подготовив к принятию Пакта как правительственные круги всех стран, так и широкое общественное мнение.
Когда в знаменательный день 17 ноября 1933 года под председательством президента нью-йоркского Музея имени Н.К.Рериха Луиса Хорша собралась в Вашингтоне III Международная Конференция Пакта Рериха, вокруг нее сплотились огромные силы воителей Культуры. Тридцать четыре правительства прислали на Конференцию своих полномочных представителей или официальных наблюдателей. Единогласно были приняты резолюции, призывавшие державы к скорейшей ратификации Пакта и к введению его постановлений во внутреннее законодательство каждой отдельной страны.
Имя славного творца Пакта было приветствуемо представителями всех народов.
Интересно отметить, что в самый день открытия Конференции Знамя Мира было поднято над музеем и библиотекой в Токио. Итак, повсюду нашел достойный отклик зов Вождя великого Культурного движения.
Тотчас после Вашингтонской Конференции Пан-Американский союз, объединяющий все государства Нового Света, вынес постановление о принципиальном одобрении Пакта Рериха. В силу этого решения одно из государств-членов Союза – Республика Панама – уже ратифицировала Пакт. Надо полагать, что этому примеру последуют остальные государства не только Америки, но Европы и Азии, в том числе и все великие державы.
Знамя Мира есть Знамя Великого Будущего. Державной мощью звучат призывы Н.К.Рериха о строительстве Культуры, о победном шествии к Свету. И всякий, кто не слеп к знамениям Судьбы, поймет значение того факта, что во главе мирового движения стоит русский человек, сын нашей Великой Родины, которая, выйдя из потрясений смутного времени, снова займет свое историческое место в сонме народов, ведущих человечество.
Под главенством Н.К.Рериха идет борьба созидательных сил против тьмы, против разрушителей и растлителей.
Мы знаем, что добро и Свет восторжествуют. Над твердынями духа взовьется Знамя со Священными Знаками, возвещенными миру на грани новой эры, – Вождем и Учителем Николаем Рерихом!..

1 июля 1934 г.
Париж

«Оккультизм и Йога». Кн. 3.
Белград, 1934