ЦЕРЕМОНИЯ ПОДПИСАНИЯ ПАКТА РЕРИХА В ВАШИНГТОНЕ

15 апреля 1935 годаПеревод с английского Т.О.Книжник.

Выступление Президента США Ф.Д.Рузвельта:
Весьма примечательно, что в этот день, объявленный главами правительств всех государств американского континента Пан-Американским днем, эти государства, члены Пан-Американского союза, подпишут договор, означающий шаг вперед в охранении культурных достижений народов этого полушария. Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к всемирному применению одного из важнейших принципов сохранения современной цивилизации.
Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте. Он является одним из многих выражений той основной доктрины ответственности и солидарности нашего континента, которая имеет огромное значение для настоящего и будущего американских республик.
По случаю празднования Пан-Американского дня давайте еще раз посвятим наши усилия претворению в жизнь основополагающего единства интересов наций этого континента. Давайте также вновь продемонстрируем преданность тем высоким принципам международного сотрудничества и взаимопомощи, которые, по моему убеждению, будут великим вкладом в цивилизацию со стороны американских государств.

Послание Н.К.Рериха по случаю подписания Пакта в Белом Доме:
Уважаемый г-н министр,
Прошу Вас как протектора нашего Пакта о защите Сокровищ Культуры передать мои самые сердечные приветствия всем, кто собрался в этот Памятный День, посвященный Пан-Американскому Братству.
Вы знаете, что работа в экспедиции не позволяет мне присутствовать на этом торжественном мероприятии. Но в духе я хочу поприветствовать всех, кто собрался в этот день, и выразить мои искренние пожелания защиты и неустанного роста всеобщих достижений культуры, этих истинных светочей прогресса человеческого общества.
Пусть наши объединенные усилия по защите священных проявлений Красоты и Науки соединят нас в один мощный союз. Ибо возле этих объединяющих памятников человечество укрепится во взаимоуважении, основанном на изучении человеческого гения всех веков и всех народов.
По случаю этого торжественного события я посылаю мои искренние приветствия и самые сердечные пожелания.
Искренне Ваш,

Николай Рерих

Выступление министра земледелия США Г.Э.Уоллеса:
Сегодня, в начале Страстной Недели перед Пасхой 1935 г., представители американских государств подписали Пакт Мира Рериха о защите в военное и мирное время тех культурных сокровищ, которые просвещенные умы всех стран признают достойными охраны, как бы напряженны и остры ни были распри в политике и экономике. Для меня большая радость и честь общаться сегодня с представителями многочисленных держав при подписании этого исторического документа, который, по моему убеждению, займет место рядом с договорами Красного Креста как символ сил, объединяющих народы. Я с нетерпением ожидаю тот день, когда путешествующие по всему свету будут устремлять свои взоры в поисках знамени с тремя темно-красными сферами, заключенными в круг, зная, что перед ними предстанет нечто, имеющее общечеловеческую ценность, нечто необычайно прекрасное: памятник, наследие прошлого или что-то весьма значимое в мире науки и образования.
Выступая несколько дней назад на ежегодном собрании Красного Креста, я имел случай воздать уважение чуткому сердцу и практическому гению Генри Дюнана, швейцарца, который под впечатлением виденных им человеческих страданий в битве при Сольферино (Италия, 1859 г.), стал инициатором движения, вылившегося в конце концов в Международный Красный Крест. Сегодня – наш долг воздать признательность гению Николая Рериха, которому принадлежит идея этого Пакта и Знамени. Тридцать два года назад, во время археологической поездки по древним монастырям России, он был удручен вандализмом мирного времени и варварством времени военного, которые разрушили многие невосполнимые сокровища человечества. Тогда же он представил свой доклад Русскому Архитектурному Обществу, настаивая на необходимости начать движение в защиту памятников культуры. И снова, уже в 1915 году, после разрушений, отметивших первый год мировой войны, он предложил эту идею русскому царю и великому князю. Но в то время, к несчастью, народы были вовлечены в жестокую войну, и ничего практического достигнуть было нельзя. После мировой войны, путешествуя по Центральной Азии, профессор Рерих еще раз убедился в том, что многие бесценные памятники прошлого были разрушены не только туземными варварами, но и западными путешественниками. В результате в 1929 году, по возвращении из Азии, он изложил основные положения настоящего Пакта, получившие поддержку специалистов по международному праву и ведущих деятелей культуры из Европы и Соединенных Штатов. Не вызывает удивления, почему первые два форума деятелей Пакта состоялись в Бельгии. Третья Конвенция, на которой присутствовали официальные делегаты из 35 стран, была созвана в ноябре 1933 г. в Вашингтоне. Вслед за этой конвенцией Конференция в Монтевидео приняла резолюцию, рекомендующую принятие Пакта американскими государствами. Согласно этой резолюции, главный совет Пан-Американского союза подготовил в окончательной редакции Пакт, который сегодня официально провозглашен Международным Договором.
История Пакта Рериха очень интересна, но еще более важно рассмотреть его современное применение и его будущее. В наши дни человечество тяжело подавлено. Благодаря разрушительным силам, выпущенным на свободу мировой войной, и многочисленным экономическим последствиям интенсивной механизации возросла напряженность между классами и государствами. Это тревожное положение много раз пытались исправить с помощью конференций по разоружению, мирных договоров, экономических совещаний и соглашений о стабилизации валюты, и до сих пор все они были безуспешны. В современной международной ситуации все великие державы признают, что невозможно всем вместе отказаться от войны как средства ведения национальной политики. Тщетны усилия тех, кто пытается сделать это, не прорабатывая природу уз, связывающих человеческие сердца во всем мире.
Многие логически безупречные цели в области снижения экономических и валютных барьеров, вероятно, могут быть окончательно достигнуты только после того, как человеческие существа, населяющие наш мир, сплотятся, дабы осознать свое культурное единство. Между народами мира не может быть разногласий в том, что касается красоты, истинной науки и культурных сокровищ прошлого. Рембрандтом будут восхищаться и в Соединенных Штатах, и в Нидерландах, и в Германии.
Сегодня никто не знает, насколько далеко могут продвинуться мировые державы, принимая международные валютные соглашения, уменьшая торговые барьеры или подписывая договоры о разоружении. Подобные меры очень часто имеют тенденцию усложняться и вырождаться. Наряду с непрекращающимися усилиями в этих направлениях в наше время было бы также желательно донести до всего мира идеал Союза человеческих сердец, независимо от национальности объединившихся в почитании красоты, культуры, религии, науки и просвещения. В каждой стране есть тысячи людей, живущих этими утонченными, более широкими человеческими устремлениями, и многие из них будут приветствовать Пакт Рериха как способ воплощения на земле тех непостижимых сил, которые издавна признаются истинными вдохновителями добрых чувств между народами.
На протяжении всей своей истории человечество стремилось найти более прочный фундамент для объединения своих устремлений. За последние 300 лет много говорилось о правах личности. Отдельные индивидуумы и целые нации напряженно боролись за свои права. В такой борьбе люди достигли пределов хаоса, и теперь пришло время подумать скорее об обязанностях, нежели о правах, о дисциплине, нежели о полной свободе, об узах, связывающих нас воедино, нежели о ненависти и раздражении, которые разъединяют нас в личном, классовом и национальном отношении. Символика этих трех сфер, заключенных в один большой круг, на мой взгляд, передает мысль о наиболее полной реализации возможностей как отдельной личности, так и отдельного класса или отдельной нации в пределах всего мира. Это философская доктрина глубочайшего значения. В сферах закона и управления мы можем бесконечно и с пользой размышлять об отношениях между свободой и долгом, о созидательном выходе из явного конфликта между индивидуалистической демократией и жестким усилением конструктивного правосудия. Отдельные единицы всегда должны напряженно бороться за осуществление своих возможностей в полной мере, но вместе с тем эти усилия не должны выходить за рамки норм культуры, которая признает фундаментальное единство всего человечества. Те, кто хотели бы поместить отдельную личность, или класс, или нацию по ту сторону этих обязательных норм, нарушают, на мой взгляд, священный закон и неизменно должны понести за это ответственность.
Я верю, что Пакт Рериха отражает наиболее фундаментальные и священные законы вселенной и что он обрел реальность международного договора в самое благоприятное время. Провозглашенный в 1935 году, в начале Страстной Недели перед Пасхой, он может, по моему убеждению, стать зерном Нового курса между нациями. Я не имею в виду Новый курс, выражаемый в создании учреждений особого назначенияИмеется в виду «Новый курс» – система экономических мероприятий президента Ф.Д.Рузвельта., но говорю о Новом духовном курсе, который ставит все лучшее, что есть в человечестве, над низменным и подлым, лживым и скаредным, злобным и захватническим.
Следующий практический шаг, по-видимому, должен быть сделан Постоянным Комитетом, в котором я имею честь быть почетным председателем, а г-н Луис Л.Хорш, президент Музея Рериха, состоит действующим президентом. Нужно начать регистрацию отдельных достопримечательностей, музеев, национальных памятников, научных учреждений и т.п., которые согласно статьям Пакта подлежат защите от вандализма в мирное время и от варварства во время войны. Такие объекты имеют право развернуть над собой Знамя Мира.
До сих пор Пакт Рериха был открыт для подписания только американскими государствами. С настоящего момента к нему могут присоединиться все страны мира. Я предвижу, что те, кто работает с этим великим культурным орудием, укрепят истинное международное сознание лучших людей во всех странах. Этого сознания нельзя достичь с помощью узкого классового учения или коммерческого договора или соглашения о разоружении; единственный путь – это призыв к всеобщему уважению тех ценностей искусства и науки, которые каждая нация желает передать потомкам, как особый вклад в сокровищницу веков.

Выступление Его Превосходительства доктора Риккардо Альфаро, министра республики Панама:
Исторический акт, имевший сейчас место, является одним из тех, что отмечают славную победу в постоянной борьбе лучших стремлений человека против разрушений войны. 71 год назад в Женеве была подписана конвенция, объявлявшая раненого и немощного неприкосновенными и вне пределов враждебных действий. Сегодня представители республик американского континента собрались в Белом Доме в Вашингтоне с целью провозглашения неприкосновенными сокровищ Искусства, Науки и Истории, составляющих всеобщее достояние человечества.
После защиты гуманитарной деятельности, оказываемой международным соглашением, таким как Красный Крест, цивилизация взяла на себя задачу охранения человеческой культуры. Сегодня мир предоставляет удивительные возможности служения во имя тех, кто пали под своими знаменами в кровавых схватках войны. Красный Крест обеспечивает неприкосновенность и уважение врачам и сестрам милосердия, исполняющим свои гуманитарные обязанности, больницам и полевым госпиталям, а также всем людям и их творениям, помогающим облегчить несчастья и страдания, причиненные вооруженными конфликтами между государствами.
Но в неустанном движении человеческого духа чувствовалось, что существует еще что-то, нуждающееся в защите и неприкосновенности, – то, что не должно погибнуть в опустошительном смерче, который сметает всё и вся, то, что должно приветствоваться всеми, ибо оно друг всех, то, что не может быть исключительной собственностью одного народа или одной расы, ибо является таким же благословением и насущной потребностью цивилизации, какими являются свет и солнце для каждого живого существа. Это то, что приносит счастье всем и никому не вредит, то, что должно быть неприкосновенным, ибо является отражением божественной искры, зажженной в душе человека, то, что можно выразить одним словом, вмещающим научные, художественные, просветительные, нравственные и социальные достижения всех времен и всех народов, – Культура.
Искусства и наука требуют неприкосновенности сокровищ, которые они собирали веками. Цивилизация не может понять и не должна далее терпеть подобные акты вандализма и фанатизма, которые в прошлом привели к сожжению библиотек, разрушению храмов, уничтожению памятников, опустошению жемчужин архитектуры, воплотивших в себе гений и энергию многочисленных поколений, к исчезновению знания, представлявшего собою накопленный веками опыт, к истреблению творений великих умов, давно покинувших наш мир и обретших бессмертие в книгах, картинах, статуях, музыкальных произведениях, памятниках и зданиях, в которых они создавали Красоту и раскрывали Правду.
На это повелительное требование цивилизации современные государства откликнулись многочисленными движениями по защите и охранению сокровищ мировой культуры.
Генеральным актом Берлинской конференции по африканской торговле 1885 г., с участием европейских стран и Соед[иненных] Штатов, высокие договаривающиеся стороны согласились защищать религиозные, научные и благотворительные учреждения, или экспедиции, действующие на африканском континенте. Этот акт уважения к трудам цивилизации был подтвержден в Сен-Жерменском договоре 1919 г.Сен-Жерменский мирный договор подписан 10 сентября 1919 г. в г. Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа, странами-победительницами в Первой мировой войне и Австрией. Подтвердил распад Австро-Венгрии., статья 2 которого постановляет, что подписавшиеся стороны «будут защищать и покровительствовать, без различия национальности и религии, религиозным, научным или благотворительным учреждениям и предприятиям, созданным и организованным подданными прочих подписавших государств, и государствами – членами Лиги Наций, которые могут присоединиться к этой конвенции, задача которой – вести население по пути прогресса и цивилизации. Научные миссии, их имущество и коллекции будут также предметом специальной заботы».
Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. взяли на себя обязанность защиты сокровищниц мировой культуры в гораздо большем масштабе, в рамках всего мира. Статья 27-я Второй Гаагской Конвенции, о законах и обычаях войны на суше, постановляла:
«При осадах и бомбардировках должны быть предприняты все необходимые меры, чтобы пощадить, по мере возможности, здания, имеющие отношение к религии, искусству, науке и благотворительности, исторические памятники, больницы и места скопления раненых, при условии, что они не используются в это время для военных целей. Осажденная сторона обязана пометить такие здания или места отличительными и видимыми знаками, о которых враг должен быть заранее предупрежден».
Подобное положение было включено в статью 5 Конвенции о правилах морской бомбардировки. Через семь лет после Второй международной конференции в Европе вспыхнул величайший в истории пожар. Весь мир с ужасом смотрел на страшные опустошения, совершаемые состязавшимися армиями, но еще больший ужас виделся ему в ущербе и разрушениях, ожидаемых от войны будущего, масштабы которых должны были возрасти вследствие прогресса в способах ведения войны, в технике смерти и уничтожения.
Мыслящие люди обсуждали ужасные перспективы, друзья культуры и человечества размышляли о спасении планеты. Великий идеалист и страстный апостол мира, проф[ессор] Николай Рерих разработал план международного договора о нейтралитете и защите сокровищ мировой культуры.
Затем республики западного полушария взяли на себя почетный труд воплотить этот величественный проект в жизнь. Конференция в Монтевидео одобрила Пакт Рериха, и сегодня американские республики подписали соглашение, открытое также для присоединения других стран, где впервые в истории нейтралитет и защита культуры включены в один самостоятельный и полный текст международного закона. Глубокое значение этого события было еще более усилено любезным гостеприимством, оказанным представителям государств, примкнувших к Пакту, со стороны президента Соединенных Штатов, который пригласил их подписать этот исторический акт в Белом Доме. Мы все признательны президенту Рузвельту за этот прекрасный жест.
Подписанный сегодня Пакт отвечает предложению Гаагской Конвенции 1907 г. о том, чтобы отличительный и видимый знак отмечал исторические памятники, музеи, научные, художественные и культурные учреждения. Отныне над зданиями, которые являются храмами цивилизации, будет развеваться флаг – флаг Красного Круга, Знамени Мира, которое будет напоминать сражающимся о том, что если безумие войны приводит к уничтожению человеческой жизни, то возвышенная любовь и уважение к вечным ценностям заставляют свято чтить обители искусства, науки и истории, которые должны оставаться нетронутыми, покуда сама цивилизация не исчезнет с лица земли.

The Roerich Pact and the Banner of Peace.
Ceremony of the signing of the Roerich Pact by plenipotentiaries
of the twenty one American Republics at the White House,
Washington, D.C. New York: Permanent Committee
for the Advancement of the Adoption of the Roerich Pact
and the Banner of Peace, 1935.