Академик Н.К.Рерих, всемирно известный художник и мыслитель, получил телеграмму из Вашингтона 5 сентября о ратификации его Пакта Знамени Мира Правительством Соед[иненных] Штатов. По этому поводу Н.К.Рерих дал специальное интервью для «Зари», сообщая об организации Русского Комитета Пакта Рериха в Харбине по образцу существующих во Франции, Бельгии, Америке и др. странах. На первом собрании Комитета присутствовали архиеп[ископ] Нестор (Почетный Председ[атель]), Н.Л.Гондатти (Председат[атель]), проф[ессор] Г.К.Гинс (пом[ощник] председателя), проф[ессор] H.И.Никифоров, В.Н.Иванов, М.А.Талызин, проф[ессор] А.П.Хионин, проф[ессор] Э.Э.Анерт, д-р Н.Ф.Орлов, Е.С.Кауфман, В.М.Анастасьев, Н.А.Вьюнов, В.К.Рерих и В.С.Фролов, видные представители общественности и деятели культуры.
Значительны мысли Н.К.Рериха, высказанные им сотруднику «Зари» по случаю организации Харбинского Комитета Пакта его имени.
«Знамя Мира есть охранитель религиозных, художественных и научных сокровищ, которыми располагает человечество. Говоря коротко, если Красный Крест существует для защиты здоровья людей, то наше Знамя, в таком же мировом масштабе, должно быть как бы символ духовного оздоровления.
Ужасно подумать, что не только во время войны, но не менее и в течение всех других человеческих смятений, революций и т.п. бесследно погибает множество священных и прекрасных творений.
Знак Красного Креста в свое время был принят человечеством с величайшими трудностями, потребовав 70 лет для ратификации его и введения в жизнь. И все, кто в свое время смеялся над швейцарским филантропом д-ром Дюнаном, издеваясь над его идеей, теперь могут видеть, насколько их насмешки были невежественны. Будем надеяться, что введение в жизнь строгой договоренности охранения религиозных, художественных и научных ценностей потребует меньшего срока. Будем надеяться, что человечество, уже достаточно наученное горчайшим опытом, понимает, что неповторимые культурные ценности нуждаются в бережном и сознательном охранении.
Человечество устало от разрушений, отрицаний и искажений, и потому мы должны всемирно стремиться к установлению доброго взаимопонимания прежде всего в таких непреложных областях, как религия, искусство и наука.
Уже три международных конвенции были посвящены нашему Пакту и Знамени. Две состоялись в 1931 и в 1932 годах в Бельгии, а третья 17 ноября 1933 г. в Вашингтоне, на которой, наряду со многими представителями культурного мира, участвовало 36 стран в лице своих официальных делегатов и наблюдателей. Резолюция этой Конвенции была единогласно подписана, как предложение всеми делегатами своим правительствам ратифицировать этот Пакт охранения религиозных, художественных и научных ценностей.
С тех пор в развитии Пакта произошло немало новых благоприятных знаков. В Брюсселе образовался еще один Комитет Пакта. В Америке, кроме уже существовавшего, был учрежден под почетным председательством министра земледелия Уоллеса еще Комитет, в задачу которого входит способствовать скорейшему осуществлению Пакта. Затем, на Пан-Американском конгрессе в Монтевидео была принята единогласно резолюция, одобрившая наш Пакт. Пан-Американский союз деятельно занялся проведением в жизнь пакта и с тех пор получены сведения о ратификации Пакта республиками Панамой, Гондурасом, Уругваем, Эквадором и Гватемалой».
«Вы застаете меня, – продолжал художник, – с телеграммой в руках из Нью-Йорка, в которой сообщается приятное для нас известие следующего содержания: “Соединенные Штаты ратифицируют Пакт Рериха, и президент уполномочил секретаря Уоллеса полномочно подписать ратификацию”.
Все наши семьдесят семь культурных учреждений и обществ так же работают в пользу этого Пакта, и вполне естественно, что и в Харбине должен быть Комитет для способствования культурным идеям Пакта.
В настоящее время создается русская секция этого Комитета, и я очень надеюсь, что японо-маньчжурский комитет образуется в скором времени.
Не могу не упомянуть, что во время Конвенции в Вашингтоне официальный делегат японского правительства сообщил о том, что в день Конвенции в Токио над музеем поднято наше Знамя, и вызвал единодушные рукоплескания всей аудитории. Меня неоднократно спрашивали в Харбине, что означает знак Знамени. Этот знак является с древних времен Знаком Пресвятыя Троицы».
На старинных иконах Преподобного Сергия Радонежского я неоднократно встречал этот символ Св. Троицы, во имя которого столько потрудился великий русский художник. Дай Бог, чтобы этот знак скоре возглавил сокровищницы мировой культуры, установив тем бережное отношение к духовным всенародным ценностям и способствуя взаимопониманию народов.
«Свет». 18 октября 1934 г.
Отдел рукописей МЦР.
Ф. 1. Вр. № 10645. Л. 32