О.Н.КАЛИНКИНА,
председатель Пермского регионального отделения
Международной Лиги защиты культуры,
Пермь
Нарастающие проблемы в обществе, многочисленные кризисы и потрясения устремляют людей к поиску путей их преодоления. Сегодня все больше деятелей науки и культуры приходят к выводу, что в основе всех потрясений лежит, прежде всего, кризис духовный, который возможно преодолеть лишь через культуру. «Утонченный культурный человек несет в себе и утонченную цивилизацию» [1, с. 109], – писала Е.И.Рерих. В наше время особо актуальными и показательными становятся идеи Н.К.Рериха по сохранению культурного наследия как средства преодоления духовного кризиса и повышения нравственности. Такие идеи были заложены и в Пакте Рериха. Действие его многомерно. Поставив культуру выше всех условий эволюции человечества, признав высшей ценностью Общее Благо и определив ключевую задачу общества как сохранение и приумножение культурного достояния и охрану самого человека, Пакт, созданный 75 лет назад, оказался еще более необходим сегодня. Пакт Рериха имеет мировое значение:
– Пакту принадлежит основополагающая роль в дальнейшем формировании международной правовой системы в области охраны культурного наследия;
– Пакт способствует развитию общечеловеческих и просветительных идей;
– Пакт способствует идее мира, единению и сотрудничеству всех творческих сил;
– Пакт является основой для зарождения новой культуры;
– Пакт утверждает действенную защиту культуры, дает понимание ее великого значения и путем охраны культурных ценностей развивает в сознании людей уважение ко всему, чем живо человечество;
– Пакт объединяет лучших представителей человечества под знаменем культуры, тем самым отделяя созидателей от разрушителей, Свет от тьмы, и ведет человечество к миру и прогрессу.
Рерихи решили главную задачу – начали и развили движение за сохранение культурного наследия человечества, создали импульс и дали направление мысли для будущего. Сегодня заложенная основа развивается, расширяется, принимая мировые масштабы, и немалую роль в этом играют общественные организации.
Концепция культуры, созданная Н.К.Рерихом, отводит общественности значимую роль в сохранении культурного богатства народов, определяя для нее не только защитительную функцию, но просветительскую и созидательную. Николай Константинович писал: «Когда Пакт будет введен во всеобщие действия, тогда, конечно, и многие меры из стадии моральных воззваний сделаются действенными и в смысле других неотложных применений. Это будет зависеть как от государственных постановлений и мероприятий, так и от общественного мнения. Именно общественное мнение, высказываясь широко и твердо, упрочает многие возможности. Вспомним, сколько было обстоятельств выяснено, улажено и упрощено именно голосами народов <…> Действительно, такие общественные героические подвиги нужны там, где человечество установляет большие страницы культуры. Нужна большая безбоязненность, большая преданность всеобщей пользе, чтобы настаивать и не отступить ни перед какими трудностями» [2, с. 154]. «Мы уже не раз говорили, что никакие Указы не создадут Культуру и не защитят ее, если общественность будет безразлична и бездеятельна. Культура есть выражение всего народа. Защита и возвышение ее есть всенародная обязанность <…> Некоторые простаки думают, что если Министерства народного просвещения существуют, то народу нечего помышлять о Культуре. За него кто-то все сделает. Но Культура есть дело всенародное. Творится она всенародно» [3, с. 540].
В России голос общественности в защиту культуры особенно звучен, хотя зачастую явления, которые относятся к культуре, рассматриваются в изоляции друг от друга: свои проблемы у театральных кругов, свои – у писательских организаций, свои – у музеев и т.д. Между тем культура – это мощное объединяющее, целостное явление, которое преображает разобщенных людей в единый народ.
Примером активной, масштабной, последовательной деятельности по защите культуры и культурных ценностей, охватывающей не только пределы России, но и зарубежья, является общественная неправительственная организация Международный Центр Рерихов, история становления которой убеждает в справедливости утверждения Н.К.Рериха: «…всякие невежды и клеветники неизбежны. И чем идеал выше, тем больше псов его облаивают» [3, с. 190].
Наследник и продолжатель культурной и научной деятельности семьи Рерихов, МЦР был создан и действует вопреки многочисленным и разнообразным препятствиям, встающим на пути: невыполнение государством финансовых обязательств по восстановлению усадьбы Лопухиных; удержание государством в лице музея Востока части художественного наследия Рерихов, принадлежащих МЦР; попытки рейдерского захвата территории усадьбы; нарушение авторских прав, клевета и злословие и многое другое. Создавая Пакт об охране культурных ценностей и продвигая его идеи, Н.К.Рерих отмечал, что «за Культуру приходится выносить многое» [3, с. 190]. Сколько горького опыта в преодолении человеческого невежества чувствуется за этими словами, написанными еще в начале XX века. Как медленно меняется человеческое сознание!
С достоинством пройдя через все бури, Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха стал не только современным музейным комплексом, научным Центром, но особым средоточием и объединителем культуры, источником множества актуальных идей. На фоне чудовищной тенденции современного общества искажать, умалять жизнь и деятельность выдающихся наших соотечественников, их философские и культурно-гуманистические идеи, именно МЦР зорко стоит на страже, не позволяя никому безнаказанно порочить имена и дела Рерихов, показывая пример деятельного, мужественного и бескомпромиссного отстаивания всего самого лучшего и возвышенного, что составляет славу не только России, но и всего мира. Высоко оценена деятельность МЦР по сбережению и приумножению культурного достояния. За заслуги по сохранению, возрождению и популяризации усадьбы Лопухиных Л.В.Шапошникова, Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, была удостоена Национальной премии «Культурное наследие» в номинации «Реставратор». 9 октября 2010 года на открытии конференции «75 лет Пакту Рериха» Людмиле Васильевне была вручена высокая международная награда – премия Europa Nostra за самоотверженный труд по сохранению культурного наследия.
Международному Центру Рерихов оказывают помощь в решении его целей и задач ученые, деятели культуры и общественные организации. Многие годы с МЦР сотрудничает Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха, который ведет активную деятельность в сфере культуры во многих регионах России и ближнего зарубежья. Выдвигая культуру как основу международного диалога и объединения людей, Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха и сотрудничающие с ним общественные объединения выступают за сохранение и развитие культурного достояния, в защиту «рыцарей» культуры и, прежде всего, семьи Рерихов, принесшей в мир новые знания и новую концепцию культуры, а также оказывают всестороннюю поддержку и помощь МЦР в его нелегкой работе. Проводя непосредственно в регионах масштабные культурные программы и акции («SOS Культуры – наследие Рерихов в опасности!», «Пакт Рериха в защиту Рерихов», «Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха – уникальное явление современной культуры», «Как охраним живую ткань Культуры?» и др.), Международному Совету РО удается формировать общественное мнение в пользу осознания непреходящих ценностей культуры, широко используя при этом открытые обращения, диалоги с деятелями науки и культуры, научные конференции, сотрудничество с региональными властями, со средствами массовой информации, общественными объединениями и молодежными организациями.
В защите культуры и культурного наследия активно проявляет себя общественное объединение Союз музеев России. В 2006 году эта организация провела общероссийскую акцию и выступила с Обращением к Правительству РФ против новых законов, которые, по сути, ведут к тому, чтобы превратить музеи из учреждений культуры в коммерческие организации, подчинив их условиям рыночных отношений. В частности, в Обращении говорится: «Продолжая свои губительные для Отечества “реформы”, их авторы вынашивают новые идеи, как то: “капитализация” наследия, передача его в концессии “третьим лицам” и ряд других “новаций”, направленных якобы на “облегчение бремени государства”, а по сути – на разбазаривание национального достояния. Наступает момент, когда общество и государство должны четко обозначить свое отношение к проблеме сохранения культурного наследия и, соответственно, к таким учреждениям, как музеи» [4]. Подобные явления происходят повсюду, и все чаще можно наблюдать, когда объекты культуры, просвещения и науки превращаются в развлекательные комплексы.
Большой резонанс в обществе вызвал недавний законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Союз музеев России и свыше сорока деятелей искусства и науки России направили письма к Правительству РФ и Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Они выступили против передачи тех памятников истории и культуры, которые «признаны общенациональным и мировым достоянием», и призвали «остановить поспешные и непродуманные действия властей, которые могут привести к безвозвратной потере нашего национального достояния» [5].
Законопроект еще не принят, но с данной проблемой уже не первый год сталкиваются общественные организации во многих городах России. Так, в результате претензий церкви на здание Пермского краевого музея Правительство Пермского края приняло поспешное, непродуманное решение о выселении музея в аварийное здание речного вокзала, находящееся в нескольких метрах от реки, что могло привести к непоправимым последствиям для музейных фондов. Пермскому отделению Международной Лиги защиты культуры пришлось приложить немало усилий, чтобы довести до общественности о данном вопиющем факте и совместными усилиями предотвратить непоправимые последствия.
В 2007 году музейное сообщество России столкнулось еще с одной проблемой – это ликвидация научной составляющей музейной работы. В новом списке должностей, которые были составлены для работников государственных музеев, не осталось ни одной, связанной с наукой, – ни научных сотрудников, ни даже заместителя директора по науке. Союз музеев России вновь включился в борьбу, теперь уже за сохранение за музеями научного статуса.
Несколько лет назад в России прошли реформы в сфере образования, в результате которых в школах сокращались учебные часы на изучение гуманитарных предметов. Культурная и научная общественность из разных регионов страны выразила свой протест, напомнив, что гуманитарные науки играют важную роль не только в образовании, но, прежде всего, в воспитании молодежи, в формировании культурного поколения, а не «цивилизованных дикарей» [6, с. 257], как писала Елена Ивановна Рерих. В 2009 году вышло Обращение Международной общественной организации «Астрономическое общество», в котором ученые и директора крупнейших планетариев выразили беспокойство по поводу ликвидации в школах астрономии как предмета, в результате чего «на пике бурного прогресса астрономической науки во всем мире большинство выпускников российских общеобразовательных учреждений обречено на астрономическую безграмотность» [7]. Таким образом, современному человечеству приходится защищать не только культурные ценности, но и сталкиваться с проблемой защиты самого человека от надвигающегося бескультурья, что предвидел в своем Пакте Н.К.Рерих.
В 2006 году в России была создана Общественная палата РФ, в состав которой входят известные деятели науки и культуры, представители общественных организаций. Казалось бы, именно Общественная палата должна озаботиться проблемами культуры и приложить все усилия к их разрешению. Но за годы работы ни в одном из ее отчетов ни слова не говорится о решении проблем в области культуры. В 2010 году начал работу новый состав Общественной палаты РФ, и комиссия по сохранению и развитию отечественной культуры при Палате объявила свои основные направления работы: подготовка концепции культурной политики, борьба за сохранение памятников культуры, контроль за подготовкой законодательства о возвращении культурных ценностей. Такой подход к делу обнадеживает, и думается, что в новом отчетном докладе членам Общественной палаты РФ будет что сказать о решении не только социальных и экономических проблем общества, но и культурных. Это имеет большое значение, так как Общественные палаты сегодня созданы практически во всех городах России, и они, безусловно, ориентируются в своей работе на Общественную палату Российской Федерации.
Создавая Пакт, Николай Константинович Рерих думал о молодежи и надеялся, что этот документ будет иметь воспитательное значение и поможет предотвратить любое проявление вандализма. Он писал: «Молодежь! Вы, самые юные, самые устремленные в светлое будущее, перечтите, что писалось о сохранении культурных сокровищ, и продолжите нашу работу. Мы-то уйдем, но вы останетесь в жизненной борьбе и превозможете многие препоны.
Для вас, молодых, культурные сокровища будут истинными ценностями. Вы поймете, что эти сокровища составляют всенародное достояние. Так же, как и Родина, Культура должна быть охранена, оборонена <...> Охраните!» [8, с. 456]. Сегодня общественные организации активно работают с молодежью разного возраста. Идет настоящая борьба за молодые умы. Какими станут сегодняшние девчонки и мальчишки? Смогут ли они стать настоящими культурными деятелями, заботящимися об Общем Благе? Ответ на этот вопрос во многом зависит от наших усилий по воспитанию и поддержке лучших устремлений юного поколения. В год празднования 75-летия Пакта Рериха Пермское отделение Международной Лиги защиты культуры обратилось к школьникам и воспитанникам детских садов Перми с предложением поделиться размышлениями о культуре, ее проблемах и ее будущем. Яна Трефилова, 10 класс, ярко и убедительно выразила мнение многих ребят: «Потеря культуры, культурных ценностей уже привела к разложению моральных устоев, к невозможности передачи накопленного опыта. Современное общество становится диким. С годами этот процесс только усугубляется. Я выражаю свою единственную надежду на то, что мы одумаемся и вместе начнем восстанавливать культуру нашей страны, вспомним об утраченных ценностях, поймем, что общество без культуры не имеет цивилизованного будущего. Надеюсь, что человек снова откроет свое сердце культуре!» [9, с. 28–29]. Важность привлечения молодежи к общественной деятельности понимают и местные власти, поэтому во многих городах начинают создаваться Молодежные общественные палаты и Молодежные парламенты.
Забота о культуре требует от общественности внимательного, глубокого отношения и к нашей истории, ибо все лучшее, что было в прошлом, всегда служило и будет служить основой для будущего. В этой связи отрадно отметить, что сегодня, несмотря на все трудности, сохранились и ведут большую просветительскую и воспитательную работу общественные музеи при учебных заведениях и организациях, созданные энтузиастами. Это одна из форм сохранения культурного достояния, которая нуждается в осмыслении и поддержке.
Серьезную озабоченность общественности сегодня вызывает опасное явление – сокращение библиотек, школ, детских садов, государственных медицинских учреждений, особенно в небольших поселках и деревнях. На письменные обращения общественных организаций к местным властям чиновники объясняют, что сокращение библиотек вызвано снижением общего числа читателей, а сокращение учреждений образования и здравоохранения – процессом «укрупнизации», который проходит в связи с указом Правительства РФ по всей стране. И все это происходит на фоне усиливающейся тенденции к снижению общего уровня культуры в России! Кто же будет поднимать и развивать культуру, особенно в деревнях и селах?
Идея охранения культурного наследия возникла у Н.К.Рериха во время путешествия по древнерусским городам, когда перед взором художника, тонкого ценителя красоты предстали многочисленные разрушения исторических памятников. К сожалению, мы видим и сегодня немало тому примеров. Этой проблемой в масштабах России уже более сорока лет занимается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Практически в каждом крупном городе отделения ВООПИиК осуществляют деятельность по охране, сбережению, популяризации и использованию историко-культурного наследия страны. Усилиями Общества были сохранены тысячи материальных и духовных шедевров.
К сожалению, в наше время нередко вместо восстановления происходит порча подлинных творений прошлого в результате некомпетентной реставрации. В этом отношении показательна история майоликовых панно, созданных по эскизам Н.К.Рериха, на фасаде Церкви Казанской Божией Матери в Перми, которая является памятником культуры федерального значения. Реставрация майолик была начата еще в советский период, в 80-е годы. Работы выполнялись на научной основе по правилам и приемам мастеров XVII века – тщательно и кропотливо. Были сделаны рисунки утраченных фрагментов майолик, изучался весь художественно-архитектурный комплекс. Даже, когда стало необходимо, реставраторы привезли из далекой Прибалтики несколько мешков «кирпичной пыли» для восстановления рельефа изображения. Реставрацию майолик не удалось довести до конца, так как началась перестройка. В 2000 году под нажимом общественности пермская городская комиссия провела конкурс проектов по реставрации майоликовых панно. Грант получила художница Марина Еркович, и работа продолжилась. По мере того, как она близилась к концу, возрастала тревога общественности за судьбу прекрасных творений Рериха, выходили по этому поводу статьи, обращались к специалистам. Что же произошло? Заместитель директора Пермской художественной галереи, искусствовед Н.В.Казаринова писала: «Сейчас это новодел. Все сделано вроде бы гладко, как и нужно церкви, но ощущение подлинности утрачено. Мы сталкивались с подобным исходом при неумелой реставрации икон, когда вместо XVII века получали записанную, а фактически погубленную вещь. Мы считаем, случай с майоликами нельзя оставлять без внимания, хотя бы в назидание другим. Чтобы не повторилось подобное» [10].
По отношению народа и правительства к своему достоянию складывается мнение об уровне культуры страны в целом. Разрушение объектов культуры, художественных и исторических сокровищ расценивается историками как знаки упадка страны и деградации народа. Поэтому никакие причины не могут и не должны служить поводом к снижению ответственности за сохранение культурного достояния нашей страны.
На что сегодня стоит обратить внимание общественным организациям для более эффективного решения проблем в сфере культуры?
1. Объединение усилий органов государственной власти, общественных организаций и отдельных граждан для организации комплексной, взаимосвязанной работы по сохранению и приумножению сокровищ культуры, используя совместные проекты, в том числе в области популяризации культурного наследия и экспертно-консультационной работе.
2. Для каждого региона важно создать перечень объектов историко-культурного наследия. На это обращали внимание общественности Н.К. и Е.И. Рерихи. Они писали, что «Инвентарь Культурных Сокровищ» [6, с. 255] должен быть полным и включать не только сохраненные объекты, но также уничтоженные и частично разрушенные. В Перми такой перечень создан, и его имеют наиболее крупные общественные объединения, работающие в сфере культуры, что облегчает деятельность общественности по сохранению культурных ценностей.
3. Важно готовить будущих общественных культурных деятелей, воспитывая молодое поколение на основе опыта и достижений лучших представителей науки и культуры. Способствовать разработке и введению в школах самостоятельного предмета «культурное наследие» и добиваться, чтобы гуманитарным наукам уделялось в школах и в вузах должное внимание.
4. Общественность может всесторонне содействовать продвижению интересной и актуальной идеи создания специализированных образовательных центров по подготовке специалистов в области сохранения и популяризации всемирного культурного наследия. Сегодня этот вопрос активно обсуждается на разных уровнях.
В наше время уже недостаточно быть лишь среди тех, кто на словах соглашается с необходимостью охраны культурного наследия, нужно все мужество, стойкость, чтобы вопреки неблагоприятным обстоятельствам проявлять реальную заботу о культурном достоянии. И если мы сможем сохранить и приумножить культурные накопления, которые создавали выдающиеся деятели науки, искусства в течение веков, то получим широчайшие возможности преобразования всей нашей жизни на основе красоты.
Литература
1. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 6. М.: МЦР, Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2006.
2. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999.
3. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2002.
4. Обращение руководителей Союза музеев и Российского комитета Международного Совета музеев (ИКОМ) к Правительству РФ // Электронный ресурс:
http://www.amr-museum.ru/russ/exibit/news/news_r.htm.
5. Открытое письмо работников искусства и науки Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу // Электронный ресурс:
http://religion.ng.ru/events/2010-03-03/1_letter.html?mthree=2.
6. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 7. М.: МЦР, Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2007.
7. Обращение Ассоциации планетариев России к конференции «Астрономия и общество» (25–27 марта 2009 г., Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова) // Электронный ресурс:
http://www.astronomy2009.ru/obrashchenie.doc.
8. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000.
9. Как улучшить и вознести жизнь: размышления молодежи о культуре. Пермь: Изд-во П.Г.Богатырева, 2010.
10. Гладышев В. Вместо подлинника – новодел // Российская газета от 24.10.2002.