А.А.ЛЕБЕДЕНКО,
кандидат педагогических наук, кандидат философских наук,
заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР,
ответственный секретарь Международной общественной
организации «Севастопольский городской фонд Рерихов»,
советник РАЕН
ПАКТ РЕРИХА КАК ДОКТРИНА
КУЛЬТУРЫ СЕРДЦА
Явление каждого знаменательного дня пусть сопровождается напоминанием о сердце, как о самом неотложном.
Учение Живой Этики. Сердце
Культура сердца не накопляется, не получая соответственного питания. Также лучший аккумулятор будет бездействовать, если он не защищен и не соединен правильно. Сердце требует постоянного питания, иначе, лишенное связи высшей, оно разлагается. Так не забудем, как на дне чаши изображался крылатый младенец как символ восхождения.
Учение Живой Этики. Сердце
Прошло уже три четверти столетия со дня подписания Пакта Рериха, а идеи его все более развиваются, укрепляются и остаются крайне актуальными для нашего времени. «Именно в наши бедственные дни, когда наступила решительная схватка между Светом и тьмой, значение Пакта Рериха, над которым развевается Знамя Мира, во сто крат выросло. Пакт призывает к постоянной, последовательной и мужественной защите Культуры» [1, с. 85]. Сведения о потерях человечеством духовных богатств Культуры в конце XX – начале XXI века ужасающи.
В 1999 году в Хорватии в селе Долац был полностью разрушен храм Введения Богородицы, построенный в XIV веке. В целом во время войны в Косово уничтожено более 300 памятников сербской культуры и культовых сооружений.
В 2001 году в Бамианской долине Афганистана преднамеренно взорваны талибами уникальные гигантские статуи высотой около 55 и 37 м, которые рассматриваются историками и археологами как изображения Будды. По версии ученых, создание статуй было начато в эпоху правления царя Ашоки, третьего Императора империи Маурьев (273–232 гг. до н. э.). Однако Е.П.Блаватская относит эти сооружения «к несравненно более древнему периоду, нежели ко времени буддизма» [2, с. 430] и считает, что «археологи, которые видят Будд в самых больших среди этих статуй, ошибаются. Ибо все те бесчисленные гигантские развалины, которые открываются одни за другими в наши дни» [2, с. 427], в том числе и «с двумя огромными гигантами, высеченными в той же скале <…> являются работою Циклопов, действительно существовавших Великанов древних времен» [2, с. 427–428].
В апреле 2003 года в Багдаде разрушен и разграблен Иракский национальный музей, из которого было похищено около 15 тысяч экспонатов. Музей обладал одной из самых ценных в мире археологических коллекций, которая включала в себя предметы первобытной культуры, шедевры искусства Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии, произведения парфянского, сасанидского и мусульманского искусств.
На постсоветском пространстве и в России сильно пострадали от войн или были разрушены: в Чечне – Государственный архив, фонотека Гостелерадио, Государственный университет имени Л.Н.Толстого, Краеведческий музей и картинная галерея, Чечено-ингушский драмтеатр, библиотеки, в Абхазии – Госархив, Институт абхазского языка, истории и литературы, Русский драмтеатр, был разграблен Институт экспериментальной патологии и терапии.
Ежедневно, незаметно, но очень последовательно, один за другим исчезают исторические памятники в российских городах и провинциях. Одни только массовые кражи ценностей культуры потрясают мировую общественность. Перечень таких фактов только по России свидетельствует о том, что ожесточенность войн и «тихие погромы» Культуры, к сожалению, в драматической прогрессии нарастают; Россия теряет важную часть своего культурного достояния.
1. 11 декабря 1994 года из помещения Российской национальной библиотеки были вынесены 92 древние уникальные рукописи общей стоимостью около 140 млн долларов.
2. В этом же году в Эрмитаже была украдена из музея древнеегипетская чаша стоимостью около 500 тыс. долларов.
3. 6 апреля 1999 года в результате вооруженного налета на Русский музей в Санкт-Петербурге были похищены две картины Василия Перова. Произведения обнаружили в камере хранения на Варшавском вокзале.
4. 5 декабря 1999 года из музея Российской академии художеств было похищено 16 картин русских художников, в том числе Репина и Шишкина.
5. 22 марта 2001 года из подрамника в Эрмитаже была вырезана картина французского художника Жана-Леона Жерома, в свое время купленная лично Александром III.
6. 28 мая 2002 года из Музея Морского корпуса Петра Великого были украдены две картины художников-маринистов. Произведения стоимостью около 190 тыс. долларов.
7. В августе 2003 года стало известно о пропаже из Астраханской государственной картинной галереи двух картин Айвазовского и Саврасова стоимостью около 2 млн долларов.
8. В августе 2004 года в городе Плес Ивановской области из Музея пейзажа была похищена картина Шишкина.
9. 31 июля 2008 года стало известно о пропаже из Эрмитажа 221 экспоната, оцениваемых в 130 млн рублей.
10. 1 апреля 2008 года в Москве была ограблена квартира, некогда принадлежавшая Юрию Николаевичу Рериху, похищены четыре картины кисти его отца Н.К.Рериха: «Весть Шамбалы» («Стрела-письмо»), «Тень Учителя», «Бум-Эрдени» и «Сергий-строитель», фотографии утерянных произведений выставлены на сайте МЦР. Стоимость пропавших картин исчисляется миллионами евро.
На самом деле, сколько произведений искусства пропало за 50 лет со дня смерти Ю.Н.Рериха, сегодня неизвестно. Проблема архива и картин Рерихов из творческого наследия ученого-востоковеда остается открытой. Не менее «загадочная судьба» коснулась и более 60 произведений Рерихов, отсутствующих в Государственном музее Востока [3, с. 10].
11. 15 февраля 2010 года коллекция икон Михаила де Буара исчезла из Государственного музея-заповедника «Царицыно», где находилась на хранении. Стоимость икон составляет порядка 30 млн долларов.
«Тихие погромы» и многочисленные военные конфликты ставят под угрозу исчезновения в XXI веке уникальных культурных ценностей человечества и настоятельно требуют внесения бесценных святынь в Красную книгу Культуры, к сожалению, иногда в раздел безвозвратно и невосполнимо утерянных. «Незаметно погромляется все то, – писал Н.К.Рерих еще до революции, до Первой мировой войны, в 1911 году, – что было когда-то нужно, все то, что составляло действительное богатство и устои народа. Погром страшен не только в шуме и свисте резни и пожаров, но еще хуже погром тихий, проходящий незаметно, уносящий за собою все то, чем люди живы… И так, понемногу, в тишине громится духовное богатство Руси» [4, с. 165].
В воспитании нового сознания человечества, развитии общественного движения в защиту ценностей науки и культуры, в формировании международных правовых норм, призванных обеспечивать охрану таких ценностей в военное, и особенно в мирное время, Пакт Рериха сыграл и продолжает играть выдающуюся роль в эволюционном продвижении человечества. Важнейшие идеи, провозглашенные гениальным русским ученым и мыслителем, прописанные в международном охранительном документе, действительно бессмертны и тесно взаимосвязаны с текущей жизнью XXI века. Охранение «истинных сокровищ человеческих» [5, с. 109] – важнейшая задача каждого гражданина планеты Земля. Как сохранить духовную связь времен и поколений, единую живоносную ткань Культуры прошлого, настоящего и будущего? «Духовность, религиозность, подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение и все прочие огни сердца – разве не расцветают они в Саду Прекрасном?» [5, с. 4], – писал Н.К.Рерих. Только через решение основополагающих вопросов Культуры в пространстве чистого сердца нам следует искать выход из накопившихся проблем. Для этого человечеству необходимо утвердить в социальной жизни основы Культуры сердца:
1. Осознать сущность Культуры как космического фактора эволюции.
2. Охранить как материальные, так и нематериальные культурные ценности (обычаи, традиции, обряды, фольклор, язык, его диалекты, произведения народного искусства, знания о природе и Вселенной и т.д.), вобравшие в себя древние духовные традиции из метаисторических глубин жизни человечества.
3. Утвердить свободное творчество и «благотворное сотрудничество, в котором все человечество так нуждается сейчас» [5, с. 27], ибо только оно возвратит утраченную цельность души, что, в свою очередь, «приведет к осознанию Иерархии» [6, 549], этого наиважнейшего устоя жизни.
Именно эти основы Культуры сердца, утверждавшиеся в семье Рерихов и их близких сотрудников, и дали миру явление Пакта, 75-летие которого в этом году широко отмечается мировой культурной общественностью.
Слова Николая Константиновича о том, что «Культура есть сердце» [5, с. 63], а «Знамя – охранитель всех культурных сокровищ» [7, с. 175] – дают нам право предположить, что в основу Пакта и отличительной эмблемы Знамени, предложенных Рерихом, положены для широкого применения в новой жизни вековая мудрость Учителей Света и зов просветленного сердца самого автора. Елена Ивановна писала: «Помните, что все Указания Гуру идут с Благословения Вл[адыки] и нет у Гуру ни одной личной мысли, все решительно направлено на Общее Благо» [8, с. 130]. Ведь «могучий свет излучает сердце человеческое. Пронзает тьму этот луч, если возмущение духа послало его непреложно» [5, с. 20] в Будущее.
Новый Мир, сужденный земному человечеству космической эволюцией, неизбежно должен явиться Эпохой сердца, в которой творческий огонь сотрудничества, как сказано в Живой Этике, в напряжении эволюционного труда на общее благо создаст новые русла правды и стремительно вознесет «ступенями Иерархии до Высшего света» [9, 19 сентября 1922; 17, 281], «ибо понятия Сердца и Культуры неделимы» [6, 504]. На пути к этому светлому будущему сердце человека постулируется в новой науке как важнейший инструмент познания и орган духовной связи с мирами Высшими. Мудрость сердца в этом процессе помогает сознанию «руководиться Иерархией» [10, ч. 2, 115] и постигать «мир и мироздание во всем его объеме» [11].
В этой связи Л.В.Шапошникова подчеркивает, что «Рерих часто употребляет слова “сердечность”, “язык сердца”, “понимание сердца”. Именно в Культуре с древнейших времен понималась и ощущалась роль сердца» [12, с. 42]. Явлением Пакта мыслитель возвращает человечество к истинному смыслу Культуры сердца и тем самым исправляет методологическую ошибку многих культурологов, подменяющих понятие Культуры цивилизацией. Культура, как явление космического духотворчества, тесно связана с сердцем и «имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни» [5, с. 28] и относится к материальной сфере обустройства ее. Николай Константинович убедительно доказывает, что Культура, как путь космической эволюции, включает в себя самые высокие понятия устремленного духотворчества, сердечного стремления к Свету Иерархии и принятия на собственные плечи сознания полной ответственности за эволюцию планеты.
В истории человечества взаимоотношения между культурой и цивилизацией, сердцем и рассудком складывались непросто. В наше время, к сожалению, приходится констатировать усиление расхождения этих важнейших сторон жизни. Рассадник такой болезни «со стороны доллара и механической цивилизации» [8, с. 198], где оскверняются «храмы и наука сделалась предметом спекуляций и раздора» [8, с. 155]. Е.И.Рерих напоминала, что «забвение великих основ культуры приводит к гибели. Ведь неумолим Великий Космический Закон вечного обмена, требующего неустанного, непрерывного продвижения вперед с Космическим Магнитом! Идти против этого закона – значит готовить себе гибель» [8, с. 122]. Тем не менее свободная воля большинства человечества вновь избирает путь скорби в виде индустрии развлечения вместо благ культуры сердца. И это несмотря на то, что только Культура несет радость познания бытия и играет ведущую, организующую роль в формировании цивилизации. О чем Николай Константинович неоднократно напоминал: «Культура покоится на Красоте, Знании. Растет она осознанием благословения Иерархии Света. Значит, к познаванию механическому нужно добавить огонь сердца, в этом уже будет первое отличие Культуры от Цивилизации» [13, с. 81]. А если этого нет, то происходит одичание человечества. Поэтому вновь и вновь Рерих повторяет: «Творчество – это чистая молитва духа. Искусство – сердце народа. Знание – мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество» [13, с. 81]. Культура есть «сердечное стремление к Свету, к взаимной помощи и пользе» [5, с. 89–90], она тончайшая субстанция, обеспечивающая связь человека с высшими вечными ценностями Духа, с глубинными слоями жизни, в том числе Жизни как утонченного вселенского, космического явления. Эта связь придает человеческому бытию осмысленное существование, и только при этом «сердце возвышенное, утонченное, пламенеющее знает, где Оно и в чем Оно – Благо» [14, с. 11] сознательного существования Жизни. «Итак, – пишет Е.И.Рерих в связи с этим, – выбираем язык необычности, язык мощи, язык утверждения, язык строителей, ибо лишь такой язык подобает достоинству и величию строительной задачи» [8, с. 131] нужно лишь «намерение прислушаться и научиться понимать язык Великого Сердца» [15, с. 541]. Культура – «всеобъединяющая Башня Света, где мы можем объединиться в едином могучем языке сердца» [16, с. 171], но часто «лишь осажденный человек тянется к серебряной нити и лишь в беде научается языку сердца» [17, 112], и «все же для большинства он остается неприменимой отвлеченностью» [6, 107] несмотря на то, что много бед и страданий посещали Землю.
Охранительная идея – заключить специальное соглашение об охране памятников культуры во время войн, «каталогизации памятников археологии и архитектуры» [18, с. 172] и предложение «составить карту археологических мест и организовывать археологические музеи под открытым небом» [18, с. 172] возникла у Рериха впервые во время раскопок сорока древних городов России «от Казани и до границы литовской» [19, с. 227] в 1903–1905 годах и постигших Родину бедствий русско-японской войны [20, с. 124]. Вопрос об охране культурных ценностей художник выносит на обсуждение общественности и «выступает в Императорском Русском Археологическом обществе с докладом о плачевном состоянии исторических памятников и о принятии срочных мер по их охране» [7, с. 25].
В 1914 году «Рерих обратился к верховному командованию русской армии и правительствам Франции и США с предложением обеспечить в военное время сохранность культурного достояния народов путем соответствующей договоренности между странами.
Действуя с присущей ему энергией, художник ознакомил с проектом многих высокопоставленных лиц, а в 1915 году и самого Николая II, но дело так и не продвинулось» [20, с. 124–125]. В связи с этим Н.К.Рерих пишет: «Война, со всеми ее ужасами, еще и еще напоминает охранение всего, чем жив дух человеческий. Война! И Государь, и Великий Князь Николай Николаевич сочувственно внимают предложению всенародной охраны культурных сокровищ. Вот-вот уже как будто и состоится! А вместо того – беда всенародная!» [19, с. 228]. Но художника и это не остановило. Он активно участвует в деятельности русского Красного Креста, становится председателем Комиссии художественных мастерских для увечных и раненых воинов, создает специализированные классы для обучения раненых при школе Общества поощрения художеств, пишет картину «Зарево», создает знаменитый антивоенный плакат «Враг рода человеческого» и рассылает его по армиям и военным зонам [20, с. 124–125].
Наибольший размах благородная деятельность художника-гуманиста по «охране культурных ценностей» получила после трансгималайской экспедиции, в период создания в Индии института «Урусвати», и кульминировала в Вашингтоне подписанием «образовательного закона» [7, с. 19] 15 апреля 1935 года. Вся грандиозная подготовка и факт законодательного принятия Пакта в дни мирового Армагеддона стали величайшим благодеянием и дарами сердца Иерархии Света для прошлых, настоящих и будущих поколений человечества. Высочайшие моральные принципы Н.К.Рериха были юридически зафиксированы как международно-правовая норма в форме договора, подписанного представителями 21 американской республики в кабинете президента США Франклина Рузвельта в Белом доме. Пакт Рериха подписан Аргентиной, Боливией, Бразилией, Венесуэлой, Гватемалой, Гаити, Гондурасом, Доминиканской Республикой, Колумбией, Коста-Рикой, Кубой, Мексикой, Никарагуа, Панамой, Парагваем, Перу, США, Уругваем, Чили, Эквадором, Сальвадором при участии наблюдателей из европейских стран. Один из виднейших участников подготовки проекта Пакта профессор Парижского университета Г.Г.Шклявер сказал: «Призыв Н.К.Рериха об охране Культуры поистине “ударил по сердцам с неведомою силой”. Миллионы сердец во всех концах земли зажглись ярким огнем энтузиазма, когда прозвучали проникнутые государственною мудростью слова великого художника: создалось действительное мировое единение всех мыслящих о Культуре. То, что не удавалось ни завоевателям, ни политическим деятелям, – удалось свершить русскому гению путем утверждения вечных ценностей духа – Красоты и Знания» [7, с. 170]. Автор Пакта выражал уверенность, что приверженность культурному строительству создаст процветание как целых государств, так и отдельных регионов, необходимо только «найти в себе огненное устремление к выполнению великого задания несения Культуры» [8, с. 131]. Вот почему Культура, по мнению Рерихов, должна войти в повседневный обиход каждого человека, семьи, школы, государства. Понятия Культуры и Красоты необходимо не только изучать каждому человеку, пишет Е.И.Рерих американским сотрудникам, но, самое главное, активно утверждать и применять в жизни ежедневно, чтобы стать «истинным носителем Знамени Св. Михаила <…> встать в ряды голосов, ведущих Культуру Духа» [8, с. 131].
Как явление Сердца, Пакт Рериха несет человечеству вечные ценности «искусства жизни» – идею мира во всем мире и действенно утверждает Доктрину сердца как основу многонациональной жизни, государственной ответственности и государственной солидарности под самым мирным, международно-признанным флагом – Знаменем Мира. В 30-х годах XX века, несмотря на активные приготовления ведущих стран мира к мировой войне и вопреки принимавшимся доктринам и нормам эпохи милитаризации, со всей силой провозглашавшихся в то время в Европе под знаменами фашизма, Н.К.Рерих мужественно утверждает приоритет защиты культурных ценностей во время войн, приоритет культуры сердца перед условностями механической цивилизации. Уже в преамбуле договора раскрываются основополагающие цели международного правового документа, который в сущности своей пронизан идеей мирного культурного строительства и эволюционного развития народов нашей планеты. В документе утверждаются важнейшие моменты культурного просвещения, затрагивающие серьезные темы «искусства жизни» не только личности, но и самого государства, как особой одухотворенной формы организации общества, обладающей нравственными средствами и методами применения власти внутри общества. В частности, в Пакте Рериха можно выделить наиважнейшие задачи и направления культурного строительства, и это подчеркивается договором.
Во-первых, в нем говорится о «священном долге» договаривающихся сторон «содействовать моральному благосостоянию своих наций и успеху искусств и наук общественного изучения человечества» [7, с. 30]. Конечно, в концепции художника такое содействие может возникнуть только в сфере единого для всех «языка сердца». «Поистине, лишь язык сердца может дать сущность Сущего» [6, 228] и мир во всем мире. Эта выдающаяся идея зова и молитвы о мире во всем мире [5, с. 79–80], инициатором которой явился академик Н.К.Рерих, восходит к древним временам индоевропейцев, когда великие славянские племена пользовались общим языком, и к преданию Вавилона «о вечном языке» [21, 3.3.13], когда понимание вавилонянами духовной истины осуществлялось через сознание верховной жрицы. От древних времен «молила Азия о мире, о том же взывали великие души Запада. Не в молениях ли, навсегда запечатленных, выковано свидетельство о мире, о мире всего мира?» [19, с. 577]. Священно должно принять человечество идею мира, ведь «конституция человеческая, – пишет Николай Константинович, – по сущности своей позитивна, созидательна, и разлагающие элементы не что иное, как продукты невежества. Ведь оно, это темное невежество, засоряет ум, сушит сердце, засоряет и иссушает всю планету» [5, с. 79]. Поэтому следующей целью соглашения становится доведение до человечества мысли о том, «что произведения науки, искусства есть образование, но не развлечение» [22, 63]. Также Пакт Рериха предусматривает принятие каждым государством внутреннего законодательства, направленного на защиту культурных и научных ценностей и в мирное время.
Во-вторых, в Пакте Мира отмечается, что «учреждения, предназначенные образованию юношества, искусствам и наукам, составляют общественное сокровище всех наций мира» [7, с. 30]. Следует отметить, что Николаю Константиновичу удалось в международном документе подчеркнуть необходимость воспитания в человеке культурных основ бытия, которые обычно правители обходят молчанием. Однако Н.К.Рерих не молчал, он действовал широко и поверх течения обыденности и мирской суеты. Николай Константинович и Елена Ивановна настаивали и призывали говорить «о культуре сердца» [23, с. 233]. В письме Екатерине Яковлевне Драудзинь от 17 сентября 1938 года Елена Ивановна Рерих пишет: «Если кто и не поймет, ибо сердца большинства окостенели, то все же постесняется говорить против, потому о ней (культуре сердца. – А.Л.) можно говорить без особого опасения» [23, с. 233]. В Живой Этике в книге «Община» также отмечается, что «образование народа надо вести с начального обучения детей с возможно раннего возраста. Чем раньше, тем лучше <…> Каждая мать, подходя к колыбели ребенка, скажет первую формулу образования: “Ты все можешь”. Не надобны запреты; даже вредное не запрещать, но лучше отвести внимание на более полезное и привлекательное. То воспитание будет лучшим, которое сможет возвеличить привлекательность блага» [22, 102]. Этими словами подчеркивается интернациональное значение развития образования культуры сердца во всем мире и для всего человечества. Могут быть неизбежные государственные стандарты, но есть наинужнейшее – культура сердца и мировоззрение человека. Стандарты обеспечивают успех цивилизации, но сама она напитывается культурой духа народа и целостным мировоззрением. Только культурное просвещение приводит к строительному будущему и научает постижению внутренней взаимосвязи явлений жизни.
В-третьих, «торжественный договор» [7, с. 30] носит безусловный характер защиты, покровительства и улучшения охраны ценностей и не ослабляется оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность охраны высокого искусства и науки, заботы о «безопасности строений, посвященных религии, искусствам, наукам и благотворительности, и исторических памятников» [7, с. 30], «принятой во всех цивилизованных странах» [7, с. 30] «без всякого различия от государственной принадлежности» [7, с. 31]. Важно отметить актуальность договора для нашего времени, так как он обеспечивает наиболее полную гарантию защиты «истинных сокровищ человеческих» [5, с. 109]. Механизм защиты включает как принципиально новые межгосударственные отношения, так и внутренние резервы человеческого сознания: глубокую убежденность в необходимости защиты ценностей Культуры и сознательную мотивацию в сбережении духовных магнитов эволюции. Болгарский юрист Марга Куцарова отмечает: «В отличие от Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года, Пакт защищает не только культурные ценности, но и научные, образовательные и культурные учреждения и их персонал, и не только во время войны, но и в мирное время» [24, с. 174]. Пакт Рериха также вводит принципы международной регистрации и правового регулирования в развитии, перемещении культурных ценностей, обеспечивая, таким образом, надлежащую безопасность национальных святынь. Николай Константинович считал, что Пакт «как памятное культурное достижение» [7, с. 255] налагает обязательства не только на государства, но и рассчитан на массовое движение в защиту культуры.
«Не устанем твердить, – писал он, – что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми» [7, с. 255], так как «открылись многие новые пути для всех подвижников Культуры» [7, с. 255].
В-четвертых, общественная актуальность Пакта Рериха в начале XXI века чрезвычайно возросла и в связи с возникшими проблемами репатриации (от лат. repatriate – возвращение на родину) и реституции (от лат. restitutio восстановление или возвращение) неправомерно захваченных и вывезенных культурных ценностей и целевого возвращения их по месту исторического происхождения. С этими трудностями столкнулись не только российские музеи, но и культурные центры ведущих стран мира, многие малые народы, народности и племена, пострадавшие от социальных катаклизмов, войн, расхищений и противозаконного вывоза культурных ценностей. В этом плане рериховская концепция Культуры, международные нормы Пакта Рериха и 75-летний юридический опыт стран-участников договора помогли бы разрешить многие проблемные вопросы, в том числе и по усилению ответственности за нарушение законодательных норм, особенно по музейным предметам, имеющим сакральное, метаисторическое значение и составляющих для нашей планеты и ее человечества вехи эволюционного пути. Предвидя подобные проблемы в будущем и понимая, что не государственные чиновники, а только просвещенное общество сможет реально повлиять на процесс охранения и обороны культуры, Н.К.Рерих писал: «Кроме правительственных распоряжений, именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение» [7, с. 277–278].
Особо Рерихи заботились о широко народной культурной деятельности в России. Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха в Москве – замечательное материальное воплощение величайшей идеи семьи Рерихов, естественное продолжение мыслей Николая Константиновича Рериха, заложенных им в Пакте, – являет собой образец и направление в развитии культуры сердца России в XXI веке и имеет непреходящее значение для будущего всего мира. За три месяца до подписания Пакта Культуры Н.К.Рерих в очерке «Охранение» писал: «Будем же из разных стран, в разных условиях, в разных взаимоотношениях устремляться к той неопровержимой истине, что сердце человеческое есть хранитель Культуры, а Культура есть радость восхождения сознаний народов. В разных странах будем пристально следить за упрочнением Пакта для охраны Культурных сокровищ и, подобно бессменному дозору, будем перекликаться: “Всегда готов!”» [19, с. 153].
В-пятых, отличительный флаг, предусмотренный Пактом Рериха, – белое полотнище с изображением знака Триединства, – Н.К.Рерих называет Знаменем Мира, «символом всего Мира» [16, с. 70], «Международным Флагом Культуры для охраны Искусства и Науки» [16, с. 69] и видит его «развевающимся, как эмблему новой счастливой эры» [16, с. 89]. «Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения» [16, с. 70]. Знак, на который обратил внимание художник, происходит из древних «глубин неолита» [25, с. 206] и широко использовался в древних культурах народов Египта, Греции, Индии, Китая, Монголии. В России «на иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак, – писал Н.К.Рерих. – На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы» [19, с. 202]. Знак Триединства отмечен и духовными поисками в жизни Высшего начала. Н.К.Рерих отмечал, что «когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру. В разном устремлении к Высшему сознание объединялось на тех же ступенях» [19, с. 202].
Вечная идея знака Триединства и Знамени Мира в Пакте Рериха выдвинута Николаем Константиновичем как спасительная для человечества и в условиях современной эпохи систематически им разрабатывалась совместно с Еленой Ивановной Рерих в виде конкретных воспитательно-образовательных мер, основанных на философии Живой Этики. Л.В.Шапошникова в связи с этим отмечает, что в Пакте «как в фокусе, сошлись все основные линии, связанные с развитием человеческого общества <…> Символизируя собой связь времен, Пакт как бы закреплял своими параграфами ту культурную преемственность, без которой не может существовать эволюция человечества» [1, с. 85].
В книге «Иерархия», подробно говорится о значении и эволюционной сути Знамени Владык и широко раскрывается проблема Культуры сердца, ведь только язык сердца способен навечно объединить человечество вокруг Прекрасного. «Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры <…> Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры… Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее» [17, 331]. Истино «Знамя Красоты и Мира объединяет мир» [17, 366]. Огненные сердца Н.К. и Е.И. Рерихов подняли над нашей планетой Знамя Духа, Знамя Владыки Сердца, на котором начертаны драгоценности Культуры Духа: Любовь, Знание и Красота. Елена Ивановна, как вдохновительница Надземной Красоты, принесла человечеству новое знание и всю синтетическую мощь Космической Красоты, принесла Великое Знамя Новой Эры – Эры Матери Мира.
Для утверждения идей Культуры и Знамени Мира в жизнь Николай Константинович неизменно обращается к женщинам и в связи с этим пишет: «Помните, женщины, помните, матери, жены и сёстры, сколько прекрасного должно объединять вас. За пределами тесных будней вырастает великий праздник. В нощи уже готовятся и зажигаются светильники, которые будут освещать Великое Восхождение Матери Мира. Прекрасное одухотворение Ее светозарным Покровом.
Женщины, ведь вы соткете и развернете Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжете у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы научите их благословенной иерархии знания. Вы скажете малым о творчестве мысли. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига. Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесете священное слово Культура» [16, с. 41]. Следует отметить, что эволюционная глобальность концепции Культуры и роль женского начала в этом движении разворачивается автором из непреложности наступающей новой эпохи – эпохи Матери Мира.
В-шестых, принципы и положения Пакта Рериха сыграли важную роль в дальнейшем развитии международно-правовых норм и усилении общественной деятельности в области охраны Культуры. Историческое значение идей Пакта состоит в том, что они стали основой для последующего формирования истинного понимания человечеством смыла Культуры и Мира, явились духовной пищей для международной общественности. Ведущую роль в организации народных движений за реализацию идей Пакта Николай Константинович отводил Всемирной Лиге Культуры[1] с ее главной задачей консолидации «усилий мировой общественности в направлении утверждения идей мира и культуры для свободного сотрудничества народов и культурного строительства» [26, с. 26]. Рерихами и их сотрудниками был разработан устав Лиги и определена работа десяти ее отделов: «первый – отдел мира; второй – духовного совершенствования; третий – науки; четвертый – искусства; пятый – материнства и воспитания; шестой – ремесел и труда; седьмой – кооперации и промышленности; восьмой – охраны безопасности; девятый – землеустройства и строительства; десятый – здравия охранения» [8, с. 277–278]. В письме американским сотрудникам Е.И.Рерих писала: «Пусть все Наши Учреждения и Общества сохраняются и развиваются, но поверх их пусть входит в жизнь Всемирная Лига Культуры. Пусть все члены Наших Учреждений будут вместе с тем и членами Всемирной Лиги Культуры. Знак Вл[адыки] золотом на пурпуре будет нагрудным знаком Лиги» [8, с. 277].
После победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне Комитет Пакта Рериха активизировал свою работу. В 1948 году правительство Индии во главе с Дж. Неру приняло решение о присоединении к Пакту Рериха. Активная деятельность была проведена Итальянской ассоциацией Пакта Рериха. В 1949 году на Четвертой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В 1950 году Нью-Йоркский комитет Пакта Рериха передал всю документацию по Пакту в ЮНЕСКО. Специальная комиссия ЮНЕСКО подготовила с учетом этих документов проект международной конвенции. 14 мая 1954 года конференция ООН и ЮНЕСКО в Гааге приняла Международную конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В настоящее время к Конвенции присоединилось большинство государств мира. Однако следует отметить, Гаагская конвенция «взяв за основу внешнюю сторону Пакта Рериха (защита культурных ценностей), заменила Знамя Мира, которое являло собой внутренний или духовный аспект Пакта, на другой символ[2], не имеющий подобной исторической и духовной значимости. Он не отвечает глубинному значению Пакта, призыву к единению народов в понимании культуры как эволюционного явления. Гаагская конвенция утратила творческую энергию символа Пакта Рериха, который раскрывал, во имя чего нужно сохранять культурные ценности, как связаны между собой культура и эволюция человека» [26, с. 31]. Несмотря на эту подмену идеи Н.К.Рериха, его концепция Культуры и Знамени Мира приобретает все больше сторонников в разных странах и на разных континентах, так как предлагает «способ духовного выживания человечества» [26, с. 31].
В-седьмых, Пакт Рериха воплотил в себе мечту лучшей части человечества о «Мире всего мира». Эта мечта характеризует идеал культурного развития человечества и утверждает знаменательную веху эволюции нашей планеты. Известный ученый, специалист по творчеству Рерихов, председатель Международной академии культуры Индии профессор Локеш Чандра считает, что «послание современникам и потомкам, заложенное в Пакте Рериха, – это взгляд великого мыслителя в будущее, когда человечество освободится от глобальных конфликтов и объединится в стремлении к Прекрасному» [27, с. 72].
В заключение хочется отметить, что Пакт Рериха – замечательный предвестник будущей всеобщей Культуры сердца, он требует от современного человечества глубинного понимания рериховской концепции Культуры и непреложной необходимости постижения основ философской системы Живой Этики. Осмысление эволюционных идей Пакта Рериха руководителями государств, подписавших международный документ, имеет не только метаисторическое, но и практическое значение в защите культуры от войн, воинствующего невежества, а также от «тихих погромов» древних памятников и реликвий, экономического игнорирования и унизительного остаточного принципа финансирования культуры во всем мире. Сегодня Россия – родина автора Пакта, могла бы стать страной, инициирующей и возглавляющей движение за международно-правовые меры по реализации идей первого международного договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» во всем мире и в его строго авторском понимании. Сейчас главной задачей и творческой деятельностью друзей, сплоченных под Знаменем Мира, должно стать укрепление значения Николая Константиновича Рериха как Водителя Культуры. Давно было сказано Учителями: «Многое улучшится, когда кончится умаление Р[ериха] <…> в нашем деле таким фокусом является Г[уру], и фокус этот могуч, ибо несет лучи Владыки и никаким другим заменить его нельзя <…> Помните, что Гуру строит, подчиняясь всем своим существом Высшей Воле, ибо иначе он не был бы Послом и Иерархом <…> Так наши Иерархи являют Нашу Силу Разума и Сердца» [8, с. 140–141]. Для этого сподвижникам следует приложить особые сердечные усилия, чтобы художественно-философское наследие мыслителя, его спасительные идеи и действенные письмена широко проникали бы в среду соотечественников и сочувствующих друзей во всем мире, «чтобы жемчуг Рер[иха] хранили как жизненное сокровище» [8, с. 141].
«Ясность и простота – вот чего ждет сердце» [19, с. 85], – завещал Н.К.Рерих и пламенным творчеством, всей жизненной активностью своей позиции он осуществлял реализацию этого утверждения. Пакт Рериха стал венцом доказательства вечности и незыблемости эволюционных законов наступающей Новой эпохи Культуры сердца.
Литература
1. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры // Защитим культуру. Материалы Международной общественно-научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1996.
2. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: синтез науки, религии и философии. В 2 т., 4 кн. Т. 2, кн. 1. Антропогенезис / Пер. с англ. Е.И.Рерих. Мн., 1994.
3. Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 4. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2007.
4. Рерих Н.К. О старине моления. Листы. Сказки. М., 1999.
5. Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.
6. Учение Живой Этики. Сердце.
7. Знамя Мира: Сб. ст. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.
8. Рерих Е.И. Письма в 9 т. Т. 1. М.: МЦР, Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 1999.
9. Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Книга первая. Зов.
10. Учение Живой Этики. Мир Огненный.
11. Шапошникова Л.В. Без сердца нет сознания // Содружество, 2005, № 17.
12. Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире // 70 лет Пакту Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2005. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006.
13. Рерих Н.К. Об искусстве. М.: МЦР, 1994.
14. Рерих Н.К. Химават / Пер. с англ. Самара: Агни, 1995.
15. Рерих Е.И. Письма в 9 т. Т. 2. М.: МЦР, Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2000.
16. Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.
17. Учение Живой Этики. Иерархия.
18. Шапошникова Л.В. Ученый, мыслитель, художник. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006.
19. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1995.
20. Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1972.
21. Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение.
22. Учение Живой Этики. Община (Рига).
23. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 6. М.: МЦР, Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2006.
24. Марга Куцарова. Знамя Мира – Красный Крест Культуры // Культура и время. 2003. № 2.
25. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1995.
26. Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха: культурно-исторические аспекты // Культура и время. 2005. № 3.
27. Мартовицкая А.В., Соколова Е. Празднование 70-летия Пакта Рериха в Индии // Культура и время. 2005. № 2.
[1] Всемирная Лига Культуры, созданная Н.К.Рерихом в начале 1930-х годов, просуществовала до начала Второй мировой войны.
[2] Знак представляет собой щит, заостренный снизу и разделенный по диагонали на четыре части, синего и белого цвета.