ШАГДАРЕН БИРА,
президент Монгольского рериховского общества,
генеральный секретарь Международной ассоциации монголоведения, Улан-Батор, Монголия
О ПРОТОТИПЕ СИМВОЛА МИРА Н.К.РЕРИХА
Все мы знаем о Н.К.Рерихе как о крупнейшем деятеле культуры и науки. Однако мало кто знает его как тончайшего знатока духовного мира монголов, их истории и культуры. Хотя это можно объяснить спецификой исторического периода, когда жил и творил Н.К.Рерих; во многом это упущение тех, которые работали и работают в области монголоведения и рериховедения. Что касается Монголии, то даже его прекрасные полотна, посвященные этой стране, уже не говоря о его научных трудах по Монголии, не были доступны монголам вплоть до последнего времени. Более того, его пребывание в Монголии в течение почти восьми месяцев не было известно монголам, а дом, в котором находилась штаб-квартира Центрально-Азиатской экспедиции, был до поры забыт и заброшен.
Современники Н.К.Рериха из Индии, хорошо знавшие его, писали о том, что Рерих был «западником» (westerner) по физической наследственности, и «восточным человеком» (easterner) по духовному родословию (soul lineage). К этому я добавил бы одну немаловажную деталь. Дело в том, что его личные интересы к Востоку, и Монголии в частности, могли бы определяться, кроме всего прочего, еще одним фактором, а именно тем, что его супруга Елена Рерих принадлежала к линии потомков золотоордынских ханов, живших в России, среди ее предков были Ельчаниновы. Кстати, по моему мнению, фамилия Ельчаниновы происходит от известного монгольского слова «елчин», что означает «курьер» или «посыльный». Слово «елчин» было широко известно в период Монгольской империи Чингисхана.
Я лично помню, что мой гуру Ю.Н.Рерих любил говорить мне о том, что в нем течет монгольская кровь, что он начал интересоваться Монголией с ранних лет. Помню, что самые теплые слова о монголах и их истории я услышал от моего учителя в те годы, когда в официальной советской историографии господствовала концепция о «татаро-монгольском иге»; он любил говорить о Чингисхане как о Прометее, приносившем огонь своим соотечественникам.
Впрочем, все это к слову. Перехожу к основной теме. Особый интерес Н.К.Рериха к древней кочевой цивилизации на Востоке, и в частности в Монголии, был тесным образом связан с его основной научной концепцией о единстве и целостности общечеловеческой цивилизации и культуры и их равноправной ценности. В его концепции важное место занимала Монголия, как один из древних очагов кочевой цивилизации, сыгравшей в свое время весьма активную роль в истории взаимосвязей Востока и Запада. Не касаясь многочисленных высказываний Николая Константиновича на эту тему, приведу лишь один яркий пример, который, несомненно, близок к теме нашей конференции.
Все мы знаем о знаменитом Знаке Мира в форме трех кругов. Но мало кто знает о прототипе этого символа, не говоря уже о его изначальном содержании. Что касается самого Н.К.Рериха, то он, несомненно, знал не только о широком распространении этого символа в разных странах мира, но и его древнейшем происхождении. Есть основание утверждать, что в период своего пребывания в Монголии со своей экспедицией Рерих имел возможность глубже ознакомиться с древнейшим прототипом будущего символа мира, изображенным у нас на петроглифах. Более того, он установил, что этот древнейший прототип не был забыт в Монголии вплоть до последнего времени. Н.К.Рерих в свое время писал, что «знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно <…> Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употребляется не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях» [1, с. 202–203].
Таким образом, Монголия может считаться одной из древних родин знаменитого символа мира.
Причем эта форма символа выражала удивительно глубокую философию первобытных людей на территории Монголии. Более того, очень интересно, что основной смысл этой философии оставался не забытым на всем протяжении многовековой истории Монголии. Данная философия сохранилась, в частности, в древних шаманских песнях монголов, посвященных культу огня.
И она гласит следующее:
KЬmЬn tngri γajar γurban-u
KЬčЬ sЬlde buyan keseg-iKЬrЬn iregЬljЬ bЬdЬn-dЬrKЬsel-iyer öggЬn soyurq-a
Благословляй нас по желаниюСилой, Гением, Благодеянием, идущимОт троицы – Человека, Тенгри (Небо) и Земли [2, p. 12].
Так монгольские шаманы сформулировали словесно значение древнего символа троицы «Человек, Тенгри (Небо) и Земля». Кстати, к этому нужно добавить еще одно шаманское истолкование символа троицы, а именно: Небо является отцом, Земля – матерью, а люди – детьми. Нужно отметить, что Н.К.Рерих, будучи в Монголии, смог ознакомиться с древнетюркской надписью на камне, которую он приводит следующим образом: «Когда возникло голубое небо и под ним внизу темная земля, между ними явились люди» [3, с. 126].
Все эти факты убеждают нас в том, что древние обитатели Монголии являлись первооткрывателями тайны и сущности жизни буквально в трех словах – Небо, Земля и Человек. Я бы сказал, это было великим открытием метанаучного мышления детей природы в древнейший период истории человечества. Однако эту глубокую философию жизни на Земле человечество часто забывало и пренебрегало ей на протяжении своей истории. Как ни странно, ярким примером этого служит современная цивилизация, которая все более становится техногенной и механической. Достаточно вспомнить, как новейшая наша цивилизация безжалостно обращается с матерью-природой и отцом-небом ради наживы и гегемонии. Вопрос сохранения гармонии и взаимообусловленности трех фундаментальных элементов, открытых нашими предками, является архиважным вопросом современной цивилизации. И может быть, нам следует подумать о том, чтобы использовать древний прототип знаменитой троицы как символ всемирной борьбы за сохранение экосистемы и цивилизации на нашей планете. Неужели человечеству суждено переселиться на иную планету, покончив со своей родной обителью – матерью-Землей?!
Литература
1. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000.
2. Rintchen B. Les matériaux pour l’étude du chamanisme mongol. (Asiatische Forschungen, Bd. 3.) Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1959.
3. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999.