Необходимость введения положений Пакта Рериха в современное культурно- образовательное пространство

Т.А. ШУТОВА,
ст. преподаватель факультета искусств МГУ им. М.В.Ломоносова,
член Союза писателей России

Десятилетия, прошедшие после Второй мировой войны, были омрачены многочисленными вооруженными конфликтами в различных регионах мира, в ходе которых невосполнимые потери понесла культура: были разрушены или повреждены памятники истории и искусства, культовые сооружения, музеи, библиотеки, научные учреждения, учебные заведения. Так, в недавнее время в результате вооруженных конфликтов и в постконфликтный период были уничтожены в Афганистане Бамианские статуи Будды, в Косово – более 300 памятников сербской культуры и культовых сооружений, в Ираке уничтожены или разграблены памятники культуры Вавилона, во время вооруженных действий в Чечне уничтожены Государственный архив, фонотека Гостелерадио, большой ущерб нанесен Чечено-ингушскому государственному университету имени Л.Н.Толстого (ныне Чеченский госуниверситет), Грозненскому государственному нефтяному институту, Краеведческому музею и картинной галерее, Чечено-ингушскому драмтеатру, был разрушен храм Архангела Михаила в Грозном, захвачен в заложники и жестоко убит настоятель храма отец Анатолий Чистоусов, в Абхазии были уничтожены Госархив, Институт абхазского языка, истории и литературы, Русский драмтеатр, разграблен Институт экспериментальной патологии и терапии (обезьяний питомник). Увы, список далеко не полный, вооруженные конфликты происходят в различных регионах мира, нанося невосполнимый ущерб культуре, не говоря уже о человеческих потерях. Перед мировым сообществом снова встал вопрос о том, как предотвратить ущерб, наносимый культуре в результате вооруженных конфликтов, если уж оно, человечество, пока не в силах предотвратить сами войны. Мы говорим «снова», потому что в международном праве существует целая отрасль, предусматривающая, в том числе, обязательства воюющих сторон принимать адекватные меры по сохранению памятников культуры в самой экстремальной ситуации, каковой является война.

Совокупность всеобщих законов, касающихся правил ведения вооруженных действий и отношения к жертвам вооруженных конфликтов, обозначается аббревиатурой МГП. МГП – это Международное гуманитарное право, называемое также «правом войны» или правом Женевы. Основными документами МГП являются четыре женевские конвенции и два дополнительных протокола к ним (Первый дополнительный протокол, касающийся международных вооруженных конфликтов, и Второй дополнительный протокол, касающийся немеждународных вооруженных конфликтов, принятые в 1977 году), а также ряд других международных соглашений. Одно из них – Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, принятая 14 мая 1954 года на конференции ООН в Гааге, которую по месту принятия называют также Гаагской конвенцией. Общепризнано, что в основу Гаагской конвенции был положен Пакт Рериха об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, 75-летие которого отмечается в 2010 году.

Незадолго до Второй мировой войны в предчувствии грядущих испытаний наш великий соотечественник Н.К.Рерих выдвинул идею международного соглашения, которое могло бы пред­отвратить опасность для памятников культуры в ходе вооруженных действий. Обладая большим авторитетом и кипучей энергией, Н.К.Рерих, его супруга Е.И.Рерих и их соратники составили перечень обязательств воюющих сторон в отношении культурных, исторических и научных учреждений, а также развернули деятельность по всему миру в целях пропаганды идей Пакта, который и получил имя своего создателя. Несмотря на активную общественную поддержку в Старом Свете, руководители государств Европы, над которой уже нависла угроза войны, остались глухи к призывам, и подписанный в Вашингтоне 15 апреля 1935 го­да документ остался неким региональным «договором о намерениях» государств американского континента. Вскоре началась Вторая мировая война, в ходе которой многие памятники и объекты культуры были разрушены, похищены, уничтожены, а следы некоторых, увы, утрачены безвозвратно, ибо в те времена не суще­ствовало совершенных носителей и способов хранения информации, благодаря которым теперешние поколения могли бы иметь представление о наследии минувшего.

Во время Второй мировой войны в отличие от предшествующих вооруженных конфликтов особенно пострадало гражданское население и гражданские сооружения. Если в ходе Первой мировой войны соотношение погибших комбатантов (воюющих) и гражданского населения было 1:1, то во Второй мировой войне соотношение было уже 1:10. Были уничтожены целые города со всей социальной и культурной инфраструктурой. Горькие уроки прошедшей войны были учтены мировым сообществом, когда в 1949 году была принята Четвертая Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны. Документ включает, в частности, ряд статей, относящихся к защите историче­ских и культурных ценностей во время вооруженных действий. В те же послевоенные годы возобновило свою деятельность движение в пользу защиты культуры, и в 1950 году Нью-Йоркский комитет Пакта Рериха передал всю документацию по Пакту в ЮНЕСКО. Специальная комиссия ЮНЕСКО подготовила проект международного соглашения, и 14 мая 1954 года конференция ООН в Гааге приняла Международную конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Тогда же был принят Первый дополнительный протокол к ней, а в 1999 году – Второй дополнительный протокол, который вошел в силу в 2004 году.

Однако, несмотря на столь внушительный пакет международных документов, под которыми подписались многие страны мирового сообщества, опыт последних десятилетий показывает, что назрела необходимость развить и дополнить международные соглашения, касающиеся охраны объектов культуры во время вооруженных конфликтов, причем делать это следует, обращаясь к положениям Пакта Рериха, ибо он предлагает более широкие и эффективные меры защиты культуры, нежели другие соглашения. Так, по сравнению с той же Гаагской конвенцией Пакт Рериха ставит под защиту более широкий перечень объектов – не только исторические памятники, музеи, галереи, но и культурные и научные учреждения, учебные заведения, а также сотрудников этих учреждений. Если Пакт Рериха предлагает одну, общую защиту памятников истории и культуры, то тот же Второй протокол Гаагской конвенции предусматривает два вида защиты: общую, распространяющуюся на все объекты истории и культуры, и специальную, предусматривающую только защиту объектов, внесенных в Международный реестр культурных ценностей, а таковых, согласно Конвенции о сохранении мирового культурного и природного наследия, принятой в 1972 году в Париже, всего-то по пальцам перечесть. Справедливости ради следует отметить, что пять лет назад для расширения положений Гаагской конвенции был создан специальный комитет по составлению списка памятников культуры, подлежащих защите в военное время.

Исходя из собственного опыта, отдельно хотелось бы коснуться проблемы охранительного знака для объектов культуры. Как известно, вместо предложенного Рерихом знака охраны в виде Знамени Мира был утвержден другой знак: заостренный книзу щит, разделенный на четыре части, синего и белого цвета. За все время работы в зонах вооруженных конфликтов мне ни разу не доводилось видеть объекты, означенные охранительным щитом, ни разу не приходилось слышать от комбатантов или гражданского населения информацию о существовании и значении подобного знака. Такова практика войны: нападения и военные действия часто начинаются без предварительного оповещения, и трудно представить себе, что в начале вооруженных действий кто-либо из представителей властей или культурных учреждений станет скороспешно помечать объекты культуры охранительным знаком. Поэтому представляется необходимым вернуться к положениям об охранительном знаке для памятников и объектов культуры, к предложениям Пакта Рериха, предусматривающим использование охранительного знака для исторических памятников, научных, художественных и образовательных учреждений как в военное, так и в мирное время.

Развитие и дополнение международных соглашений и мер, касающихся охраны объектов культуры во время вооруженных конфликтов, тем более необходимы, что в последние десятилетия речь идет часто о вооруженных конфликтах второго типа, т.е. о внутренних конфликтах. Не секрет, что часто подобные конфликты имеют этническую составляющую, а в межэтнических столкновениях воюющие стороны стремятся нанести ущерб именно памятникам культуры, являющимся частью исторической памяти народа. И примеров тому несть числа, в частности на том же Кавказе, где автору довелось работать во время вооруженных конфликтов последних десятилетий.

Прародитель конвенций и соглашений по охране культуры во время вооруженных конфликтов, Пакт Рериха по-прежнему, как и во время своего создания, идет на шаг впереди по отношению к международному праву. Поэтому пропаганда идей Пакта могла бы стать мощным рычагом влияния на мировое сообщество в направлении принятия эффективных мер по защите культуры в экстремальных ситуациях. Государства-участники Гаагской конвенции взяли на себя ряд обязательств, среди которых подготовка в мирное время охраны культурных ценностей, расположенных на их территории, от возможных последствий вооруженного конфликта. Первой мерой защиты является просвещение различных слоев общества, подготовка специалистов и материалов, необходимых для спасения от гибели ценностей культуры.

В связи с вышесказанным представляется все более актуальным ввести изложенные позиции в культурно-образовательное пространство нашей страны. Изучение международного гуманитарного права в странах-участницах Женевских конвенций обязательно в военных и юридических учебных заведениях. В России курс МГП введен также в медицинских учебных заведениях. Усилиями МККК (Международного Комитета Красного Креста) подготовлен и внедрен курс МГП для средних школ России и стран СНГ, выпущены учебные пособия. В конце 90-х годов по инициативе и при поддержке декана Я.Н.Засурского спецкурс по МГП был введен на факультете журналистики МГУ. Вскоре подобный курс был внедрен и на многих других факультетах и отделениях журналистики вузов России, а лаборатория факультета журналистики МГУ стала методико-консультативным центром для изучения МГП на факультетах и отделениях журналистики. Однако те, кого вопросы сохранения памятников культуры касаются самым непосредственным образом – будущие работники культуры – остались вне этого образовательного поля.

Для восполнения данной лакуны возможно было бы с привлечением соответствующих специалистов создать спецкурс для вузов, готовящих работников культуры и искусства. Претворяя в жизнь идею Елены Ивановны Рерих, студенты могли бы в качестве практики проводить инвентаризацию культурных ценностей, составлять опись утраченных, частично разрушенных и сохраненных памятников культуры, сопровождая работу фотографиями, репродукциями и рисунками с профессиональными комментариями, т.е. составлять своего рода Красную книгу культуры. Спецкурс, посвященный проблемам охраны и защиты памятников культуры, мог бы включать в себя следующие темы:

1. Изучение основ МГП (Женевские конвенции, Дополнительные протоколы к ним, Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов);

2. Изучение современных международно-правовых актов, регулирующих реституцию культурных ценностей;

3. Общие принципы охраны памятников истории и культуры (Конвенция о сохранении мирового культурного и природного наследия);

4. Методика составления реестра культурных ценностей (инвентаризация) по международным стандартам (в том числе, методика описи уничтоженных, частично разрушенных и еще сохраненных памятников культуры, снабженных фотографиями и пояснительными статьями);

5. Основы таможенных правил при перемещении культурных ценностей.

С привлечением соответствующих специалистов курс может впоследствии включить и иные аспекты международного и российского права, связанного с вопросами защиты культурных ценностей и охраны объектов культуры, а также основные принципы их выявления, постановки на госучет, классификации, паспортизации и реставрации.
Подобный спецкурс расширит кругозор будущих работников культуры, привьет навыки работы в рамках международных и региональных организаций и проектов, направленных на защиту и сохранение памятников культуры, а также повысит престиж российского образования на международной арене. Факультет искусств МГУ мог бы стать пробной площадкой, на которой было бы возможно наработать принципы изучения проблем защиты и охраны культурных ценностей и методику преподавания столь важной дисциплины.