ЛЕЙЛЯ М. ШТРОБЛЬ,
директор Австрийского общества Рерихов
и Национального комитета Пакта Рериха,
Вена, Австрия
На протяжении своей истории человечество пережило множество разрушительных конфликтов и две мировые войны. Народы земли содрогались, вспоминая ужасы мировых войн, и клялись не повторять таких ошибок. Колоссальные потери и уроны от войн стали причиной создания в ХIX–ХХ столетиях серии международных соглашений, которые нацелены, в лучшем случае, на предотвращение вооруженных конфликтов или, как минимум, должны сдерживать разрушительные силы войны. В результате на сегодняшний день мы имеем достаточно развитое Международное гуманитарное право, ограничивающее возможности кровопролития. Более того, в каждом государстве существуют суровые национальные законы, карающие действия, направленные на инициацию массовых беспорядков и военных конфликтов. Все это необходимо для обеспечения безопасного
и нормального существования людей во всех государствах и в различных обществах. Но, несмотря на все национальные и международные защитные механизмы и старания международного сообщества, статистические данные говорят совсем об ином отношении к вопросу обеспечения взаимного мирного сосуществования. Начиная с 1945 года только 26 дней из последующих 50 лет (1945–2005) нашу планету не содрогали войны и социальные конфликты! Из этого можно сделать вывод, что ни в чем люди не находят такого прочного единодушия как в осуждении войны, но и ничто им не дается с таким трудом, как жизнь в мире! Такие понятия, как согласие и взаимопонимание, на которых зиждится мир, до сих пор являются достаточно нестабильными факторами многих социальных систем [1].
Природа современных войн и вооруженных конфликтов такова, что они касаются не только военных и политиков и разворачиваются не только между армиями на открытом поле боя, но и, к сожалению, внедряются на территорию населенных пунктов, подходя слишком близко к домам гражданского населения. «...В конце XX – начале XXI века самой распространенной формой военного противоборства стали внутренний (внутригосударственный) вооруженный конфликт и гражданская война» [2]. Так, распад СССР и Югославии привел только в 1989–1992 годах к возникновению более чем 10 этнополитических конфликтов, а на глобальном «Юге» примерно в это же время разразилось более 25 «малых войн» и вооруженных столкновений [3]. В экстремальных условиях вооруженных конфликтов происходит разрушение нормальных условий жизни. Любой вид социального противоборства оставляет более или менее глубокие негативные следы. В частности, социально-политические события последних 20–25 лет в России (война в Афганистане, локальные конфликты на территории стран бывшего СССР, военные действия в Чечне, рост преступности, активная миграция населения, террористические акты и т.д.) привели не только к дестабилизации экономики, безработице и высокому уровню преступности, но и появлению значительного числа людей, страдающих в той или иной степени стрессовыми расстройствами [4]. Отрицательные психологические последствия наблюдаются у групп населения, прямо или косвенно вовлеченных в противоборства. Людям, пережившим такие стрессы, сложно наладить нормальную жизнь, справляться со сложностями и вызовами современных условий существования, что, в конце концов, ведет к дальнейшей дестабилизации регионов, создавая замкнутый круг негативных социальных последствий. Другими словами, гражданское население расплачивается за конфликты не только благополучием, но и своими жизнями, а также физическим и психическим здоровьем как настоящего, так и будущих поколений.
Более того, такие психологические травмы более болезненны и долгосрочны, если осознанной мишенью нападения становится культурное и национальное достояние народа. Как правило, нападение на объекты культуры оцениваются как преднамеренное уничтожение основы, на которой зиждется коллективная и национальная идентичность народа, ведь утрата культурного достояния ведет к нарушению процесса социальной преемственности поколений и потери коллективной памяти, связанной с прошлыми временами, что медленно, но верно ведет к деградации интеллектуальной и духовной составляющих любого общества.
К сожалению, существуют стереотипы, что такие разрушения происходят далеко в чужих странах и в них вовлечены народы, развивающиеся в иных социальных условиях. Игнорируется факт, что мы живем в мире, который называем «глобальной деревней» [5], где все участники находятся на первый взгляд в незаметной, но очень тесной взаимозависимости. И здесь нужно вспомнить предложенный А.Богдановым закон синергетики о «слабом звене». В формулировке А.Богданова это «...закон, в силу которого прочность всей цепи определяется наиболее слабым из ее звеньев: скорость эскадры – наименее быстроходным из ее судов, урожайность – тем из условий плодородия, которое имеется в относительно наименьшем количестве и т.п. Согласно этому закону, расширение целого зависит от наиболее отстающей его части» [6, с. 7]. Зная это, будет совсем не дальновидно оставаться безучастными к происходящему и отмахиваться от ответственности, так как все происходящее на планете рядом или на более удаленных расстояниях в той или иной степени касается всех.
Игнорирование вопросов обеспечения мирного существования общими усилиями на возможно большой территории чаще всего отражает уровень ценностей и приоритетов соответствующих общественных и государственных институтов. Для обширных социальных надстроек (различные общества, государства, мировое сообщество) процесс перехода от одного уровня системы ценностей к более высокой есть процесс медленный, имеющий определенную динамику, которую сложно форсировать, но можно направлять. В вопросах, касающихся необходимости охранения культурного достояния для современного общества и будущих поколений, таким направляющим механизмом может стать международное соглашение Пакт Рериха – договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.
С точки зрения норм международного права, этот документ относится к ориентирующим актам в силу своей универсальности и заложенных в нем гуманных принципов, отсюда его название Пакт. Его декларативный характер относительно природы охранения и поощрения культуры в любых условиях (войны и мира) можно сравнить, например, с декларативным характером, заложенным во Всеобщей декларации прав человека [7] относительно вопросов, связанных с природой прав человека. Поэтому одной из ценнейших характеристик Пакта оказывается то, что на него можно опираться и ориентироваться в любой момент, тем более, когда происходят изменения ценностей и приоритетов в области охраны культуры как на международном, так и на государственном и гражданском уровнях.
Отличительные характеристики этого Пакта проявляются уже в самом подходе его создания. Прежде всего, автором документа является один человек – Николай Рерих, который был специалистом сразу в нескольких смежных областях науки: юриспруденции, философии, искусствоведения, археологии, а также был выдающимся художником, внесшим огромный вклад в русскую культуру Серебряного века. Кто как не гений живой культуры может лучше понять и сформулировать меры, защищающие эту культуру! Пакт был создан Н.К.Рерихом на базе огромного и многолетнего труда и наблюдений социальных привычек и подходов относительно защиты, реставрации и поддержания памятников культуры как в мирное, так и в военное время в России и за ее пределами. Поэтому можно прямо утверждать, что этот документ создан в интересах и во имя всей мировой культуры! Кроме того, такое соглашение призывает осознать тот факт, что сохранение и развитие культуры лежат в основе дальнейшего эволюционирования всего человечества, отдельного народа и, в частности, каждого человека. Именно этот призыв, подчеркивающий значение культуры, отличает Пакт своим содержанием и значимостью от других документов международного права по охране культурного наследия. Возможно, именно это имел в виду Франклин Д. Рузвельт говоря, что «духовное значение этого Пакта гораздо глубже содержания текста самого документа». И действительно, он несет в себе определяющие гуманные и всеобщие начала. Неслучайно от этого документа, закладывающего основные направления охраны культурных ценностей, родились другие международные акты, порой более частного или практического характера, уровень которых соответствовал духу и потребностям своего времени, интересам людей и ассамблей, которые их принимали.
Пакт Рериха снова привлекает к себе внимание во всем мире в качестве действенного механизма миротворчества и утверждения культуры мира.
Миротворчество – это молодое направление в международных отношениях, возникшее после Второй мировой войны, и в настоящее время остается одним из приоритетных направлений деятельности ООН. В Уставе ООН хотя и нет термина «миротворчество», эта универсальная международная организация разработала определенную систему приемов, методов и средств, направленных на разрешение споров, прекращение войн и урегулирование вооруженных конфликтов. Процесс миротворчества включает три основных компонента: 1) предотвращение возникновения конфликтов посредством мирных средств – переговоров, посредничества, арбитража и добрых услуг («превентивная дипломатия», «миростроительство» и «содействие миру»[1]); 2) полувоенные средства по поддержанию мира в уже существующих конфликтных точках; 3) принудительно-силовые средства[2] – как невоенные (экономические, политико-дипломатические и др. санкции), так и с использованием вооруженных сил ООН.
«Для повышения эффективности миротворческих усилий международного сообщества в целом необходимо больше внимания уделять предупреждению возникновения или “разгорания” вооруженного конфликта, а также предотвращению военных действий там, где они еще не начались» [2]. Первый этап, превентивное миротворчество, является самым эффективным. Он подобен процессу предотвращения заболевания посредством превентивных мер. Ведь хорошо известно, что не допустить болезнь легче, быстрее и дешевле, чем от нее избавиться. Но, к сожалению, ситуация часто складывается иначе. «При анализе международных и региональных усилий конца XX – начала XXI века по урегулированию вооруженных конфликтов возникает еще одно соображение. Как часто для решения этой задачи международное сообщество сразу же, почти не раздумывая, хваталось за оружие! Напрочь забывая при этом о существовании мирных средств и способов, которым, кстати, всегда следует отдавать предпочтение. Ведь только после того, как безуспешно испробованы все политические и дипломатические возможности, следует переходить к военным методам урегулирования конфликтов. В современном мире международным и региональным организациям безопасности было бы полезнее сосредоточиться на превентивной дипломатии – предотвращении войн и конфликтов» [2].
Превентивное миротворчество не требует таких высоких затрат ресурсов, как, например, оказание военной помощи при урегулировании уже активного конфликта. Более того, во время предупредительной стадии все еще можно охранить людей от безумия убийств, уничтожения имущества и ущерба экологии. В этом случае Пакт Рериха выступает в качестве мощного упреждающего механизма – благодаря заложенным в нем гуманным принципам и посредством особого флага – Знамени Мира, который служит отличительным знаком для охраняемых договором объектов культурного достояния. Почти в каждом населенном пункте есть более или менее развернутая инфраструктура учреждений культуры и памятников. При проведении военных операций Пакт Рериха требует от сторон обеспечения статуса нейтральности по отношению к историческим памятникам, музеям, научным, художественным, образовательным и культурным учреждениям и их персоналу. Любой город, устанавливающий Знамя Мира на зданиях университетов, музеев, библиотек и других объектов, автоматически защищает жизнь людей, собственность и наследие творческого гения народа от разрушений. Наличие защитного знака – Знамени Мира на объектах культурного наследия ограничивает агрессорам простор для нападения в пределах населенных пунктов. Николай Рерих через Пакт демонстрирует метод, который помогает исключить самую возможность развертывания любых военных действий в пределах границ населенных пунктов.
Воспитательный характер Пакта закладывает основы культуры мира. Если с рождения прививать уважение и внимание к культуре во всех ее формах и проявлениях, то человек, впитавший с молоком матери понятия «культура» и «красота», сознающий высокое значение этих понятий, с бережным отношением к ним, вряд ли сможет взять в руки оружие и уничтожить окружающую его гармонию и принадлежащее ему и его потомкам культурное наследие. Н.К.Рерих пишет: «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества» [8, с. 82].
С момента ратификации этот договор стал инструментом, побуждающим проведение социальных перемен в вопросах охраны культурного наследия как в Америке, так и в Европе и Азии. Кроме того, он послужил толчком для развития движения в защиту Культуры и народной дипломатии, которые не ждут решения государства, а активируют появление новых форм социального бытия и плодотворного мирного взаимодействия народов. Это также способствует формированию новой глобальной Культуры, опирающейся на всеобщее правило и индивидуальное уважение и понимание, выявляет ответственность и сопричастность каждого человека к тому, что происходит в мире.
Примечания и литература
1. Социальная система – целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности, переходя из поколения в поколение (Материал из Википедии – свободной энциклопедии от 16.01.2011).
2. Шепова Н. Миротворчество как способ предотвращения и урегулирования современных вооруженных конфликтов // Отечественные записки. 2002. Вып. № 4–5 (5) / Электронный ресурс:
http://www.strana-oz.ru/print.php?type=article&id=1147&numid=26.
3. Gurr T.R. Long War, Short Peace: The Rise and Decline of Ethnopolitical Conflict at the End of the Cold War // People versus States. US Institute of Peace, 2000.
4. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, «вьетнамский синдром») – психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Отличается пролонгированным воздействием, имеет латентный период и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы (Материал из Википедии – свободной энциклопедии от 13.01.2011).
5. «Глобальная деревня» (всемирная «глобальная деревня») – термин, введенный Маршаллом Маклюэном для описания сложившейся новой коммуникационной, а впоследствии и культурной ситуации. Маклюэн описывает, как земной шар «сжался» до размеров деревни в результате электронных средств связи, когда стала возможна мгновенная передача информации с любого континента в любую точку мира. Сегодня термин «глобальная деревня» главным образом используется как метафора для характеристики Интернета – «Всемирной паутины». В Интернете физическое расстояние между собеседниками не играет существенной роли для общения, стираются не только пространство и время, но происходит сближение культур, мировоззрений, традиций и ценностей. Маклюэн полагает, что этот процесс способствует вовлечению людей в дела друг друга, как в свои собственные. Вступая в коммуникацию друг с другом посредством электронных средств связи, люди рассуждают и поступают таким образом, как если бы они находились совсем рядом, жили бы в «одной деревне». Они вольно или невольно все основательнее вторгаются в жизнь друг друга, рассуждая обо всем увиденном и услышанном. Эта форма коммуникации создает новую социологическую структурув пределах существующего контекста культуры (Материал из Википедии – свободной энциклопедии от 13.01.2011).
6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И.Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12.
7. Декларативность этого документа описана в его преамбуле следующим образом: «Генеральная Ассамблея ООН провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией» // Электронный ресурс:
http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm.
8. Рерих Н.К. На страже мира // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000.