Картины Святослава Рериха – это его дар этому миру во имя красоты, во имя цветения и восторга любви, во имя той радости, которую источают его завораживающие краски. Они открывают перед нашим взором неизмеримые космические глубины. Святослав стремился создать своей кистью «более совершенное человечество, живущее в красоте, единстве и гармонии». Как и его отец Николай Рерих, он писал Гималаи в их исключительном природном богатстве, воплощая в своих полотнах духовную красоту пейзажа. В его картинах мощная духовность, живописная красота и повседневная жизнь составляют нерасторжимое единство. Они приобретают силу символа общечеловеческих ценностей и способствуют глубокому восприятию жизненных явлений. В эпоху, когда воинствующий материализм угрожал смести всю культуру и выхолостить энергию общества, работы Святослава явились глубоким проникновением в подлинный смысл жизни. Звоны матушки-России были тем неизбывным и страстным стремлением Святослава, которое только усиливали вечные снега Гималаев. Где-то в глубине его души жили воспоминания о снежных российских зимах, проглядывающих сквозь смутную горную дымку на его Гималайских картинах. Величайший поэт Индии Калидаса говорит о Гималаях как о «Владыке Гор, Душе Богов» (devatātmā Himālayo nāma nagādhhirājah). Их безмолвные и ясные очертания хранят нетронутыми краски снега: белые и чистые. Так и имя его: Святослав – это «Слава Священного». Он пытается увидеть, открыть, понять и пережить неизвестное, окутанное космическим безмолвием Владыки Гор, – в золотом сиянии своих полотен, в капельке, оброненной лучами радуги, в переливах вечноголубого и изменчивого зеленого.
Черному цвету социалистических догм противопоставляется белый цвет великого завтра, цвет долгожданной весны. «Духовные истоки» – вот что было предметом живописи Святослава, а неумолимой быстротечности человеческих явлений вместе с социалистической парадигмой суждено исчезнуть, не оставив по себе никаких воспоминаний, и раствориться в забвении. Языческая любовь к жизни обернется опытом постижения спокойной красоты природы и внутренних ее значений. Душа Святослава жаждет найти свое место на своей родной земле и в запредельной Вселенной. Его гений заключается в молчании. Слова, которые оно подразумевает, отсутствуют. Форма – это свет его содержания. Что смог бы он без сладости своей древней земли: жизнь, родина-мать. Национальное величие России можно ощутить в его благородных цветовых гармониях, насыщенных теплыми тонами, в пьянящей радости игры оттенков цвета.
Женщин на его портретах можно сравнить с амфорами, наполненными солнечным светом, их души – прибежище для сердца, тоскующего по нежности и жаждущего блаженства. Портреты Девики Рани – это всегда праздник кисти, оживающей в красках влечения, праздник, приоткрывающий занавес бытия. Красота индийской женственности в искусстве Святослава ошеломительна. Она пленяет ваш взор, вливается в кровь, будоражит сознание, лишает покоя. Изумительные изображения Рошан Ваджифдар подобны легчайшему дуновению небес. Она – танцовщица Любви, раскрывающая мир в своей непостижимости, в загадочной улыбке. Буддийский философ Дхармакирти вопрошает:
Бог, который ее сотворил, разве мог он ее оставить?
Так получает свое подтверждение доктрина Будды
о нетварности этого мира.
Картины Святослава – это метафоры и сравнения, изысканные и простые, яркие и отточенные; это бездонные очи, которые сочетают в себе две величайшие человеческие способности – видеть и понимать.
От имени многовековой истории нашей страны и биллионов населявших и населяющих ее людей я поздравляю наших российских друзей со столетием со дня рождения Святослава Рериха, чье созерцание Красоты явилось лестницей на пути к видению Высшего, воплощенного с особой убедительностью в сверкании красок, а также в поражающем открытии нашего «я». Как Шива и Парвати являют нам образы божественности человека, так и Святослав с Девикой олицетворяют собой вечные узы Индии и России, хранимые в корнях санскрита и русского. Осыпая искрами своих видений, Святослав освещает погруженные в сон сушу и воды чистейшим светом. Он составляет цвет сердца человечества.