Уважаемые дамы и господа, гости и почитатели Рерихов!
Штат Карнатака и его главный город Бангалор очень гордятся тем, что семья Рерихов избрала это место для своего проживания в Индии. Именно в Бангалоре Рерихи создали большую часть своих великих произведений. Святослав Рерих говорил, что он принадлежит этому городу, называл себя бангалорцем. Поэтому можно сказать, что именно он олицетворял культурную, родственную связь России и Индии. Его поместье Татагуни – это звено, соединяющее наши души и сердца. Мы хотим показать вам небольшой фрагмент документального фильма об этом поместье, рассказывающего об истории жизни Рерихов, об их встречах с высокопоставленными особами, художниками – со всеми, кто приезжал к ним.
…Перед вами сейчас прошли кадры поместья Татагуни, по которым вы можете представить, где жила эта пара – Святослав и Девика Рани. Надо сказать, что Рерих всегда отмечал в природе красоту и в красоте природу. Его творчеству способствовали живописные виды поместья, которые наполняла красота холмистой местности, зеркальных водоемов, извивающегося русла реки, тихого шелеста деревьев.
Такой ландшафт типичен для Бангалора. Именно этим известен и город, и окрестности, где сейчас покоятся Святослав Рерих и его прекрасная талантливая жена Девика Рани. При активном руководстве главного секретаря правительства нашего штата мемориал на месте их захоронения был восстановлен и переделан, чтобы возродить тот дух, которым было пропитано все вокруг при жизни этой прекрасной пары. Дому возвратили тот вид, который он имел в те славные дни, когда в нем жили Рерихи.
На фоне возрождения этого поместья происходят и другие изменения. Святослав Рерих хотел, чтобы поместье Татагуни хранило духовную энергию и силу семьи Рерихов. Стараясь осуществить его мечту, мы хотим сделать это поместье гордостью и раем для художников, где они будут черпать вдохновение, смогут жить и восстанавливать силы. Здесь они найдут все возможности для того, чтобы, соединив свое тело и дух, воплотить рожденные в их сознании идеи, с которыми они придут сюда, и уйти с созданными здесь прекрасными полотнами. Создается нечто подобное художественной студии. Возводятся специальные постройки в виде зонтиков, которые позволят писать и виды звездного неба, и другие картины. Художники смогут знакомиться с различными художественными произведениями и визуально, и по книгам. Они будут в этом поместье жить, питаться и вести нормальную жизнь, что создаст им возможности для творческого выражения. Это будет место общения художников, дающее им интеллектуальный стимул.
Также в этом поместье можно будет проводить международные конференции и мастер-классы. Здесь есть место для организации и проведения выставок, и можно привозить и демонстрировать картины величайших художников. Вся эта инфраструктура сливается с окружающей обстановкой, с природой и возрождает дух поместья Татагуни.
В будущем этот художественный центр достигнет международного уровня и станет местом паломничества для всех творческих людей, художников как Индии, так и других стран. Атмосфера будет столь прекрасна, что и туристы смогут приезжать сюда и получать большое удовольствие и наслаждение. Истинные почитатели творчества великой семьи, которых я вижу сейчас здесь, будут рады увидеть это место отдохновения, размышления – место Рерихов. Друзья, я хочу просить вас оказать и материальную, и моральную поддержку в создании для художников этого «рая на земле», который станет для них воистину воплощением рая небесного.
В связи с предстоящим в Бангалоре празднованием открытия этого художественного центра (надеюсь, ваш Центр-Музей также примет участие в этом торжественном событии) я прошу нашего главного секретаря вручить наш подарок Центру Рерихов. Мне бы хотелось, чтобы наши дары были где-то размещены и доступны для всеобщего ознакомления.
Я приветствую и приглашаю всех в Татагуни, чтобы вы сами ощутили, что это такое и что такое Бангалор.
1 Доклад сопровождался демонстрацией фильма о поместье Рерихов Татагуни.