Проблемы сотрудничества в филисофском наследии Е.И.Рерих: взгляд сквозь призму синергетики

Н.М.Калинина,
доктор технических наук,
профессор Киргизско-Российского Славянского университета,
Бишкек

Тот, кто хочет проявить благородство, прежде всего
должным образом правит государством. Тот, кто хочет
должным образом править государством, прежде всего
правильно управляет своим домом. Тот, кто хочет
правильно управлять своим домом, прежде всего
добивается собственного совершенства. Тот, кто хочет
добиться собственного совершенства, прежде всего
делает правым свое сердце. Тот, кто хочет
сделать правым свое сердце, прежде всего
приводит в согласие свои мысли с истиной.

Китайская мудрость

Прежде чем голос может заговорить в присутствии Учителей,
он должен утратить способность наносить боль.

Из «Книги Золотых Правил»

ВВЕДЕНИЕ

«Бытие есть борьба с Хаосом», – писала Елена Ивановна Рерих [11, с. 339]. Космос является великим Творцом и Строителем, и преодоление хаоса есть строительство новых миров. Хаос пробуждается к жизни, оказываясь в мощном силовом поле Творца, и возникающие из хаоса миры развиваются и совершенствуются под действием энергетических потоков Космических Строителей, придающих им формы, необходимые для дальнейшего усовершенствования. Для создания силового поля, пробуждающего хаос ото сна, и генерирования энергетических импульсов, формирующих качество жизни, необходимо согласованное действие множества индивидуальных сознаний. Живая Этика говорит о том, что людям по Космическому Праву суждено стать «сотворцами Пламенных Логосов» [16, 203]. Поэтому основная задача, стоящая перед ними, состоит в том, чтобы научиться быть сотрудниками на разных планах своего существования.
На нынешнем этапе развития эффективное сотрудничество является одной из главных проблем человечества. Сложность решения этой проблемы заключается в том, что сотрудничество, как правило, строится на зыбком фундаменте субъективных представлений о взаимодействии людей и коллективов. Но Живая Этика нацеливает исследователя на поиски особенностей энергетических взаимодействий там, где явление требует оценки с позиций морали: «Значение некоторых нравственных понятий должно быть просмотрено со стороны не только духовной, но и научной. <…> Возьмем собеседование двух людей. При взаимном доверии излучения будут хороши и даже будут улучшаться от сочетания энергий. Теперь посмотрим, если один из собеседников лицемер или они взаимно не доверяют друг другу, – аура будет отвратительна, с черными пятнами. Мало того, оба притворщика будут вредить обоюдно, и для зародыша их болезни не будет лучшего рассадника. Кроме того, пространство будет заражено от такого ложного употребления энергии. Значит, мало понимать доверие как отвлеченно нравственное понятие. Следует оценить доверие и как спасительное средство» [13, 362].
Современная наука, рассматривая сотрудничество как энергетическое взаимодействие, позволяет обнаружить определенные объективные законы, лежащие в основе социальных процессов различного типа. Эти процессы носят самоподобный характер, поэтому закономерности их развития можно наблюдать в различных характерных ситуациях, особенно когда речь идет об иерархически организованных отношениях. Так, личный опыт многопланового сотрудничества Е.И.Рерих является, с одной стороны, уникальным, а с другой – типичным, поскольку ярко отражает весь драматизм личности, сознательно выполняющей роль проводника информации между различными иерархическими уровнями. Подобную драму переживал и Моисей, являясь проводником, связывающим еврейский народ с Богом. В его ситуации узость сознания и невежество людей также явились тем камнем преткновения, который не позволил не только отдельным личностям, но и целому народу пойти по пути плодотворного сотрудничества с Высшим.
Многие ученые, говоря о том, что современная цивилизация находится в состоянии тяжелого системного кризиса, сходятся во мнении, что этот кризис может быть преодолен только коллективными усилиями всего человечества. В то же время в тенденциях развития глобального мира четко вырисовываются два пути – один ведет к свободе и, в ее крайнем проявлении, к разобщенности, второй – к жесткому объединению и, соответственно, к тоталитаризму. Фактически вырисовывается необходимость решения проблемы оптимального соотношения хаоса и порядка, самоорганизации и управления. Иначе говоря, необходимо ясно осознать те границы, за пределами которых явление, переразвиваясь, превращается в свою противоположность. Вмещение противоположностей, согласно Живой Этике, является насущной задачей человечества. Только через решение этой задачи человечество сможет перейти на ступень плодотворного сотрудничества в масштабах планеты.
Все более и более возрастающие масштабы задач требуют коллективного их решения. Елена Ивановна пишет: «Все так усложнилось и приняло такие гигантские планетарные размеры, что одиночный ум не может уже овладеть всеми деталями для разрешительного синтеза» [10, с. 274]. «Создается эпоха общего Сотрудничества, общего дела и коллективной солидарности всех трудящихся, вне всяких классов. Самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть именно синтезирование духовного с материальным, индивидуального с универсальным и частного с общественным. И когда будет осознана односторонность узкоматериальных земных опытов, то наступит, вернее, она уже наступает, следующая ступень устремления к объединению посюстороннего с потусторонним. Новые достижения в науке, новые исследования и нахождение законов психической энергии потребуют не отречения от небес, но нового проникновения и понимания их. <…> Мир Будущий, Мир Высший грядет в доспехе лучей Лабораторных. <…> Техника будет подчинена духу, результатом чего будет познание Высших законов, и отсюда познание высших целей, которое поведет к преобразованию всей материальной природы» [10, с. 233].
Синергетика говорит о том, что эволюционные процессы развиваются в направлении усложнения, объединения, совместного развития самоорганизующихся систем и их коллективного перехода на более высокий иерархический уровень. В Учении Живой Этики также неоднократно подчеркивается, что будущее человечества заключается в единении людей, населяющих планету, в формировании дружного, сгармонизированного коллективного мышления. С точки зрения синергетики такое единение может быть определено как когерентность. Но когерентность – это высшая степень согласованности всех составляющих частей системы, вплоть до ее элементов. Применительно к человечеству это означает согласованность не только на уровне интеллектуальном, но и на уровне духовном.
Очевидно, что в условиях физического мира формирование коллективного разума на основе согласования действия индивидуальных сознаний является неимоверно сложной задачей. Говоря об этом, Елена Ивановна в одном из писем приводит такие слова из Учения: «Согласование потоков человеческой свободной воли есть наитруднейшее. Нет таких катаклизм, которые бы обратили внимание человечества на сущность творимого ими… Потоки воли стремительно сталкиваются, и недисциплинированное мышление наполняет пространство разрушительными взрывами…» [11, с. 284]. О недопонимании людьми сущности гармоничного объединения в Живой Этике говорится следующее: «Гармония не всегда удается, если даже словесно и произносится. Обычно заблуждение, что гармония может быть установлена рассудком. Никто не сознает, что лишь сердце является обителью гармонии. Люди повторяют о единении, но сердце их полно колючих стрел. Люди твердят много изречений разных веков о мощи единения, но не пытаются приложить эту истину к жизни. Люди укоряют весь мир за раздоры и в то же время сами сеют разъединение. Поистине, нельзя жить без сердца. Не найти обители гармоничной при бессердечии. Не только себе вредят сеятели разъединения, они заражают пространство. И кто может предугадать, как далеко просочится такой яд? <…> Нужно помнить, что каждое слово о единении уже будет противоядием, уничтожая пространственный яд. Так подумаем о благе единения» [15, 193]. В то же время Учителя всячески предупреждают против посягательств на чужую волю. Поэтому путь к истинной гармонии очень долог и труден. «Явление редкое так прекрасно, когда дух созвучит с духом! Но в развитии сознания общины нужно прежде всего утвердить понимание сотрудничества» [17, 36]. Объединение в труде поможет людям достичь желанной цели. Совместный труд объединяет, очищает, поднимает на более высокую эволюционную ступень. Но нельзя навязывать ни чувств, ни обязательств, ни принуждений – нельзя посягать на сердце человека, – только совместная работа во имя общего блага.

СТУПЕНИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Е.И.Рерих в своих трудах особо подчеркивает, что существуют различные виды сотрудничества, и какой из них может быть осуществлен, зависит от степени подготовленности сотрудников и от возлагаемых на них задач. Как теперь обнаруживается, указанные ею виды сотрудничества соответствуют ряду моделей, разработанных к настоящему времени синергетикой. Эти модели отражают основные этапы, которые проходит система в процессе эволюции благодаря своей способности к восприятию энергий и коллективному действию. Вот основные из этих этапов:
– подготовка среды, способной к коллективному действию;
– формирование на подготовленной среде диссипативной структуры с иерархическим принципом организации;
– расхождение (разбегание), сближение (сбегание) структур при сохранении целостности системы;
– утончение структуры в процессе развития, смена управляющих параметров;
– переход системы на новый иерархический уровень и закрепление на нем через режим с обострением;
– переход от дифференциации к интеграции и далее – к синтезу;
– переход в когерентное состояние;
– излучение коллективного энергетического импульса как акт коллективного творчества.
Все указанные процессы коллективного взаимодействия находят отражение и в Учении Живой Этики. Но и само Учение в том виде, в каком мы его знаем, также является плодом Сотрудничества, и это Сотрудничество стало возможным благодаря тому, что Е.И.Рерих был осуществлен один из основных принципов ученичества, находящий отражение и в теории самоорганизации: человек должен позволить себе быть творимым. Это значит, что человек должен добровольно открыть свое сознание навстречу Высшим Энергиям, стать звеном иерархической цепи, – звеном, не только передающим поступающую информацию, но и усовершенствующим свое тело, мысли и душу. Только став на путь «принимающего творца», он сможет раскрыть в себе новые возможности дальнейшего продвижения на эволюционном пути. Поэтому в Учении многократно говорится о том, что главная задача человека – расширение сознания, то есть формирование в себе структур, способных к восприятию все более и более тонких энергий.
Когда в Учении идет речь о взаимодействии «Учитель – ученик», постоянно подчеркивается, что это взаимодействие должно иметь характер сотрудничества. Но сам характер этого сотрудничества будет зависеть от того, какие структуры сформированы и могут активно проявляться в сознании ученика. Так, в качестве причины, объясняющей, почему многие люди не могут в своих сновидениях подняться в более высокие сферы Тонкого Мира, Елена Ивановна указывала именно на отсутствие соответствующего тонкого материального проводника в структуре их сущности: «…дух не может перейти бездну, потому что тело ментальное настолько еще не оформлено, что дух не может проявляться за пределами низших слоев» [10, с. 45]. Но сотрудничество с Учителем предполагает самостоятельное продвижение ученика на пути собственного усовершенствования: «…все восточные Учения, так же как и Живая Этика, заповедуют всеми способами развивать свое чувствознание, ибо без этого нет продвижения. Именно Высшее Водительство заключается не в постоянной Указке, но в намеках, в бережном наведении сознания на расставленные вехи, чтобы ничем не нарушить самостоятельного достижения, которое одно лишь имеет цену, также и в незримых прикасаниях к духу для зажигания его, когда ученик допускает это. Все основано на взаимопомощи, на сотрудничестве» [10, с. 155]. «Самый Высокий Учитель может лишь помочь ему (человеку. – Н.К.) в известный период готовности духа раскрыть сердце навстречу Зову и привести в действие спящие в нем божественные силы, но закрепление их возможно лишь при условии напряженнейших и непрестанных усилий со стороны испытуемого улучшить и преобразить свою внутреннюю сущность. Сотрудничество – необходимое условие во всем» [9, с. 428]. Елена Ивановна писала: «…Луч Высшего Мира “не мокрая кисея”, и если он не воспринят сердцем, то голова может слететь от такого непривычного воздействия» [10, с. 210], поэтому новое знание может быть дано ученику только по его сознанию.
В синергетике процесс самостоятельной перестройки системы называется самоорганизацией, тонкое воздействие со стороны более высокого иерархического уровня – информационным воздействием, а прохождение через испытания для необратимого закрепления на достигнутом уровне – режимом с обострением. И еще одна синергетическая идея, узнаваемая в процессе ученичества: «…все должно быть найдено самостоятельно, и если интуиция ученика подскажет ему истину, то Учит[ель] обязан подтвердить ее. Таково правило» [10, с. 151].
Сотрудничество с Тонким Миром является ближайшей перспективой для человечества. Наступит время, и мир плотный и Мир Тонкий сольются в сознании людей: «…Великая Эпоха Матери Мира будет отмечена <…> двойным преображением – и человечества, и мира, в котором оно живет. И будет оно касаться и плотного и Тонкого миров. Когда Говорилось о Новой Земле, имелся в виду мир плотный. И когда Говорилось о Новом Небе, имелся в виду Мир Тонкий. Великое разрушение не соответствующих эволюции построений уже в нем свершилось. Мир старый корней в Мире Надземном уже не имеет. Лишенный основания, он должен погибнуть и из жизни уйти» [4, 248].
Но для того, чтобы такое время наступило, необходимо всем народам, осознав общечеловеческие цели и задачи, принять на себя ответственность за качество тех физических тел, живя в которых будущие поколения людей могли бы активно сотрудничать с Тонким Миром. Елена Ивановна так писала об ответственности людей за состояние оболочек, в которых приходится воплощаться духам в физическом мире: «Даже в детях можно замечать иногда странные явления, например, беспричинный крик или плач, все это можно объяснить несоответствием духа с полученной оболочкой. Ведь оболочка человека творится коллективными усилиями человечества и, конечно, при низком уровне большинства легко можно понять, как трудно высоким духам выявляться в уготованных им оболочках. Вот почему так важно всячески подымать общий уровень человечества, чтобы дать возможность высоким духам проявить себя в возможно полной мере» [9, с. 510]. Понятно, что состояние физических оболочек людей зависит от экологической обстановки на планете, от уровня и качества коллективного сознания человечества. Поэтому оно должно принять на себя коллективную ответственность за состояние планеты в целом. Такая ответственность становится возможной только при высочайшем уровне сотрудничества между нациями, народами, отдельными людьми. Поэтому снова встает проблема расширения сознания человека.
«В тесной психической клетке живет человек, – говорится в “Гранях Агни Йоги”, – словно птица с обрезанными крыльями, никогда не знавшая свободы» [4, 9]. «Все путы, все предрассудки, все ограничения с сознания человека следует снять. И эпоха грядущей свободы и света освободит человечество всей планеты от всех оков, которые надеты на него невежеством, тупоумием и изуверством, в каких бы формах они ни уявлялись. Не Имеем запретов. Мысли крылья Даем. Освобождаем ум, сознание и дух от вековых заблуждений. <…> Торжеством разума и истины будет ознаменована грядущая эпоха Огня, и идея богочеловека, утверждающего в себе сияющие атрибуты Бога, будет выливаться в конкретные формы самых изумительнейших достижений и побед над природой и над собою. В права космического наследования своего вступает на Земле человек. И не все ли равно, в каких условиях и под какими названиями осуществляется это великое право. Отбросив внешнюю форму, сущность можно увидеть того, что совершается ныне» [1, 173].
Расширение сознания может идти через сотрудничество с людьми (вширь) и через сотрудничество с Тонким Миром (вглубь). У каждого человека есть свое Высшее «Я», и сотрудничество с ним возможно всегда, поскольку дух, воплотившийся в человеке, составляет его неотъемлемую часть. Но для проявления такого сотрудничества необходимо, с одной стороны, осознание возможности такого сотрудничества, а с другой стороны, устремление к нему. Это – духовное сотрудничество, и учитель человека в этом случае – Учитель Незримый. При таком сотрудничестве земной посредник может быть и не нужен. Елена Ивановна пишет: «…конечно, единственно верный Учитель есть Учитель Незримый, но много ли тех, кто могут получить непосредственный доступ к такому Учителю? Это не значит, что Учитель Незримый недосягаем, ибо, воистину, Он есть ближайший. Но только близость эту не все могут выдержать» [10, с. 439]. Человек, не готовый к такому сотрудничеству, может и не распознать, Кто протянул ему Руку помощи. Елена Ивановна писала одному из своих корреспондентов по этому поводу: «Учителя никогда ни к кому не приходят. Мы сами должны дойти до Них. Но если бы даже Учитель подошел к Вам <…> уверены ли Вы, что Вы приняли бы Его твердую Руку? Не показалась бы она Вам нестерпимо тяжкой и не отбросили бы Вы ее, м[ожет] б[ыть], еще с большим кощунством?» [10, с. 7].
В Живой Этике говорится о том, что каждый дух, прежде чем воплотиться, берет на себя определенную миссию, касающуюся эволюции не только его собственной, но и всего человечества. Но часто случается так, что в земных условиях он оказывается не в состоянии выполнить эту миссию, поскольку «плотное тело лишает его надземных крыльев» [3, 435]. Е.И.Рерих много внимания уделяла развитию способностей человека на всех доступных ему планах бытия: «Человек имеет в себе три естества, и он должен усовершенствовать все три, чтобы достичь гармонического завершения, положенного для земной эволюции, именно когда он научится сознательно действовать в этих естествах на соответствующих трех планах бытия» [11, с. 139]. Она говорила о том, что «многие духовно развитые люди и особенно ученики Вел[иких] Учителей, несомненно, работают по ночам на Астральном и даже Ментальном плане, помогая своим близким и знакомым или же исполняя поручения Вел[иких] Уч[ителей]» [9, с. 104]. В «Гранях Агни Йоги» тоже сказано: «Три жизни уявляются в человеке: внешняя, видимая другим и ему самому, внутренняя, видимая только ему, и сокровенная, видимая ему только частично и редко весьма. Но надо, чтобы все три находились в гармонии полной и согласованности и чтобы внешнее соответствовало внутреннему. Нелегко являть такую согласованность. Разновесие разрушает ее. Но не устоит дом, разделенный в себе. Так можно пополнить качество равновесия понятием согласованности всех оболочек» [4, с. 523]. Живая Этика говорит о том, что, в конце концов, наступит такое время, когда люди выработают в себе способность непрерывно осознавать все три плана своего бытия, научатся отождествлять себя со своим Высшим «Я», со своей Индивидуальностью. И тогда уйдут многие проблемы: человек прекратит воевать, перестанет впадать в депрессию, ощущать усталость, ревность, исчезнут зависть, себялюбие… И путь к сотрудничеству откроется еще шире. Но пока это время еще не наступило, нужно приложить все усилия, чтобы на уровне сознания принять реальность всех трех планов бытия и начать выстраивать взаимоотношения со своей третьей, пока являющейся сокровенной, жизнью. Но обратим внимание, что сокровенной она названа в Живой Этике не потому, что о ней нужно умалчивать, как о великой тайне, а потому, что она еще с очень большим трудом воспринимается и осознается.
Осознание сокровенной части своего естества приносит человеку радость полноты самовыражения, радость свободы духа. С.Н.Рерих, младший сын Е.И.Рерих, так писал о радости духовного освобождения человека: «Свобода – какое вожделенное понятие. <…> Страх потерять средства самовыражения лежит в основе нашего страха потерять свободу. Какие великие деяния были совершены, какие великие жертвы были принесены во имя этой высокой идеи. Но из всех понятий свободы истинным и неизменным является внутреннее освобождение своего собственного “я”. Для освобожденного духа человека не существует никаких преград – над всеми ограничениями и превратностями жизни, над всеми раздорами и невзгодами возносится освобожденный дух, достигший подлинной свободы и обретший самого себя» [12, с. 43].
В то же время Е.И.Рерих предупреждала, что человек должен развиваться естественным путем, взаимодействуя с Тонким Миром во время сна, то есть когда физическое тело находится в состоянии покоя. Она говорила о том, что необходимо изучать символику снов: «Пусть лучше изучают символику снов. Ведь каждое сознание имеет свои особые символы, часто означающие обратное для другого сознания. Сны так мало изучаются, а между тем правильная постановка такого изучения дала бы много ценнейших наблюдений» [9, с. 104].
Сны являются далеко не единственным путем сотрудничества с Высшим Миром. Гениальные творения художников, скульпторов, композиторов, писателей и поэтов всегда неопровержимо свидетельствуют о том, что они были вдохновляемы Провидением. И эти творения, отражающие духовный мир Мастера, несут в себе новые энергии, новые идеи, способные преобразить сознание зрителя, прикоснувшегося к ним. В то же время понятно, что перед зрителем произведение предстает в том законченном виде, какой придал ему автор. Но каким был путь от идеи до ее осуществления? Какой путь сотрудничества на всех трех планах своего бытия прошел художник или поэт, прежде чем его идея воплотилась в конкретной форме? Такой вопрос можно адресовать любой творческой личности, включая не только людей искусства, но и ученых, работающих в области естественных наук. Периодическая таблица химических элементов, увиденная Д.И.Менделеевым во сне, структура бензольного кольца, приснившаяся Ф.А.Кекуле, программа исследования «живого вещества», осознанная В.И.Вернадским в тифозной горячке…
Можно привести еще много подобных примеров, но насколько многочисленным и потрясающим в своей неожиданности стал бы этот ряд, если бы люди науки и искусства записывали результаты своего духовного опыта и передавали его другим. И тогда творческий процесс гения или первооткрывателя мог бы предстать перед человечеством во всей своей полноте и красоте. (Но сотрудничество с Высшим Миром может совершаться каждодневным восхождением духа. «Когда сознание работает, тогда ни к чему ходить в гости к вдохновению», – сказано в Учении [18, 163].) Правда, ученый, чтобы получить вдохновение свыше, должен быть человеком духовно развитым, а его научное исследование должно быть полезно человечеству. В «Письмах Махатм» говорится: «Точная экспериментальная наука не имеет ничего общего с нравственностью, добродетелью, филантропией – поэтому она не может претендовать на нашу помощь, пока не сольется с метафизикой. <…> Для нее тепло есть лишь вид движения, и движение порождает тепло, но почему механическое движение вращающегося колеса будет метафизически более ценным, чем то тепло, в которое оно постепенно превращается, – это ей еще предстоит открыть» [6, с. 15]. К счастью, синергетика уже в состоянии ответить на этот вопрос.
С.Н.Рерих, и сам выдающийся художник, говорил о важности знания тех процессов, которые протекают в духовной «мастерской» творческой личности: «Как часто случалось, что художники уходили из жизни, не оставив нам каких-либо записей о своей собственной философии искусства, своих теориях, своей технике и открытиях. Как часто годы спустя люди тщетно пытались восстановить эти драгоценные, разбросанные по разным источникам крохи сведений и заблуждались из-за недостатка материала. Очень часто неверные мотивы приписывались людям, которые уже не могли больше исправить эти заблуждения. Я всегда чувствовал, что крайне необходимо записывать взгляды мастеров-современников, когда они еще живут среди нас, с тем, чтобы лучше понять их подход, их видение. <…> То видение, еще не уловленное художником, но тем не менее существующее в скрытых глубинах его воображения, порою можно обобщить словами, даже до того, как оно может быть выражено средствами искусства» [12, с. 123–124].

ИЕРАРХИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ

Через сотрудничество с Учителем ученик проходит путь индивидуального совершенствования, следуя собственной карме или, другими словами, выполняя свою индивидуальную программу. Сотрудничая же с другими людьми, человеку приходится участвовать и в выполнении программы коллективной и программы общечеловеческой. Поэтому, кроме понятия Иерархии духовной, ему нужно допустить в свое сознание такое понятие, как иерархия человеческая.
В синергетике открытая сложная нелинейная система рассматривается как система с иерархически организованной структурой. Открытость означает способность системы воспринимать энергию (вещество, информацию) из внешней среды, и в первую очередь из того источника, благодаря которому она (система) возникла как нечто индивидуальное. Иерархическое устройство системы необходимо для перераспределения энергии по всем ее структурным уровням, подуровням и элементам. Схематически такая структура может выглядеть как ветвящееся дерево, но распределение энергии по структурным уровням сложной системы совсем не похоже на распределение воды по каналам ирригационной системы или на распределение денежных потоков внутри большой страны или одного предприятия. Энергия, передаваясь от уровня к уровню, должна быть преобразована таким образом, чтобы каждый структурный уровень мог ее использовать для поддержания своего существования. Без такого преобразования нижележащие структурные уровни могут погибнуть, например, из-за несоответствия частотных характеристик поступающих в систему энергетических волн их собственным характеристикам либо из-за несоответствия механизма передачи энергии тому ритму, в котором они функционируют. Поэтому в сложной нелинейной системе иерархический принцип организации есть то условие, которое обеспечивает жизненность всех ее структурных уровней. В системах социальной природы, особенно в объединениях, преследующих своей целью распространение знаний – духовных, научных, культурологических, иерархия выстраивается в зависимости от широты сознания сотрудников, степени их образованности, других каких-то личных достижений. Каждый сотрудник в такой иерархии должен играть роль проводника информации, адаптируя ее к возможностям того уровня, которому она предназначена, потому что, как сказано в Живой Этике, грубое – грубому, тонкое – тонкому [14, 217]. И в этом принципе нет ничего унизительного или оскорбительного, а только целесообразность и выдача по сознанию.
Основная проблема сложных систем с большим числом иерархических уровней связана с тем, что распределение энергии (вещества, информации) по структурным уровням сверху вниз сопровождается таким явлением, как деградация, или ухудшение качества энергии. Это означает, что энергия высокого качества, то есть энергия упорядоченных процессов, перетекая с верхних ступеней системы все ниже и ниже, в конце концов рассеивается, превращаясь в энергию процессов неупорядоченных (то есть хаотически движущихся элементов). Подобное явление, как правило, наблюдается в социальных системах в тех случаях, когда ясная и вполне определенная идея руководителя, требующая конкретного действия, на уровнях исполнения выливается сначала в общественное движение, а затем – просто в социальное беспокойство. Социальное беспокойство – это состояние возбуждения без понимания конкретной ситуации. Как солнце в годы повышенной активности, по словам А.Л.Чижевского, не заставляет нас делать то-то и то-то, оно заставляет нас делать что-нибудь, так и частично воспринятая и частично осознанная информация реальных перспектив не вырисовывает, но возбуждает и приводит к хаотическому действию. Причина перехода к состоянию хаоса заключается в недостаточной широте сознания низших структурных уровней системы. Выход из хаотического состояния возможен только через повышение уровня образования людей – духовного и интеллектуального.
Для того чтобы сложная система функционировала как единое целое, необходимо, чтобы в ней присутствовал ведущий центр, «центральная клетка», «водитель ритма», который задавал бы определенную ритмичность процессам, протекающим в системе. Ведущим обычно является центр, через который в систему поступают жизненные энергии с более высокого иерархического уровня. Смена ведущего центра может привести к деградации и гибели всей системы. Поэтому сотрудничество в составе какого-либо сообщества «…прежде всего обязывает к принятию авторитета главы» [11, с. 348], поскольку «работа для общего блага может твориться лишь при достаточном авторитете и уважении» [10, с. 219]. Людям же, как писала Елена Ивановна, для принятия иерархического принципа организации и понимания роли руководителя необходимо «преодолевать врожденную инертность, соединенную с сознательным упорством» [9, с. 98].
Еще на рубеже XIX и ХХ веков среди Наставлений Учителей, данных миру для дальнейшего его усовершенствования и известных в настоящее время как «Учение Храма», было дано Наставление под названием «Сила центральной клетки». В этом Наставлении почти современными терминами описывается принцип функционирования иерархически организованной системы и подчеркивается роль ведущего центра в обеспечении ее жизнедеятельности. В нем, в частности, говорится: «Все удачи и успех в деловой, государственной и семейной жизни, равно как и развитие всех низших природных проявлений – разве не учат они нас ясно тому, что как бы ни был ограничен нуклеус – созидающий центр, – но если он находится в законном кармическом положении, принадлежащем ему по праву, то его уничтожение оставляет всю массу в созданной им форме без проводника, притягивающего и распространяющего необходимые созидательные и поддерживающие силы? Не учат ли они также и тому, что именно благодаря поддержке и защите этот центр может работать в согласии с каждой молекулой органического целого, давая ему все, что только он один и может дать? <…> Не стоит особого труда доказать, что всякая клетка, всякий индивидуум, которые отказываются исполнять свой долг или незаконно берут на себя обязанности других; равно как и всякая клетка, всякий индивидуум, которые критикуют, приуменьшают или умаляют права, врученные самой Природой центральной клетке – этому электрическому генератору, приемнику и передатчику созидательных сил, – эти оппозиционные клетки, эти индивидуумы становятся источником огромной опасности для всей массы, тем каналом, через который начинают работать уже не созидательные, а разрушительные силы. Следовательно, они становятся общим врагом для всех составных частей этой массы, из чего бы она ни состояла» [20, с. 238–239].
В Учении особо подчеркивается опасность служения сотрудников своим личным интересам: «При строительстве Вождь наблюдает, чтобы под личиной исполнения заветов не обнаружилось своекорыстие. Уничтожение творческих завоеваний следует за темным своекорыстием. Скажут – этот червь слишком свойствен невежеству человечества. Тем более нужно знать причину его зарождения. Самая существенная причина будет преимущество. Надо всеми силами разрушать этот вредный признак. Сотрудничество прежде всего предусматривает равенство. Допустите ошибку против равенства, и вы сразу натолкнетесь на губительное преимущество» [5, 59].
Глава иерархии сам выбирает себе сотрудников и в случае необходимости заменяет их другими. В Учении сказано: «Для сроков космических применяются сосуды явленные, и они несут цепь сотрудников, и потому замена сотрудников производится по заявлению избранных. Если Мы замечаем хромоту сотрудника, Мы все же не заменяем его без желания старших. Если же дух избранных сознает предательство дела, то пусть обратится к Нам, говоря: “Поручитель Наш, замени сотрудника”. Это будет значить, что кольцо цепи разомкнулось и сознание избранных освободится от последствий ауры ушедшего. Он же на себя принимает свою судьбу, ибо каждый волен строить дом свой. Мы можем позвать, Мы можем показать картины соответственного направления, но применение Нашего Зова предоставлено доброй воле. Лишь преданность и сознание разумности Плана обеспечивают реальность картин будущего» [19, ч. 2, IV, 18].
Е.И.Рерих писала о том, как трудно людям вместить понятие Иерархии: «Человеческая душа – бездонна! И самый страшный бич – это честолюбие; истинно, нет другого более страшного и, увы, более часто встречающегося! Если в самом начале не заметить зарождение этой ехидны, она вырастет в удава. Честолюбие – пылающий бич для самых твердых сердец и жестокая пытка, которую самый жестокий приготовляет для самого себя» [9, с. 414].
Разъединение прерывает иерархическую цепь, и уровни системы, потеряв связь с ведущим центром, лишают животворных энергий себя и тех, кто стоит ниже по иерархической лестнице. Отделившиеся структуры, утратившие связь с высшими уровнями, как бы каменеют, застывают в своем развитии, поскольку дух покидает их. «Оккультно разъединение ужасно. Оно обрывает все сотканные провода, и Помощь не может доходить. Также оно губительно отзывается на Вашем и нашем здоровье» [11, с. 339]. «Когда в кн[игах] Ж[ивой] Эт[ики] говорится о необходимости единения, то, конечно, указуется не внешнее единение, но единение, или гармонизация, сознаний, которое не может совершиться в одночасье. Такое объединение требует общую основу высокой нравственности и полное признание единства Иерархического Начала. <…> Зачем устраивать искусственные взрывы, комбинируя несочетающиеся элементы?» [11, с. 282].
Разъединение означает нарушение целостности системы, впадение в хаос. Елена Ивановна писала: «…не внешние враги страшны, но то разъединение, которое растет среди сотрудников. Самость есть гибель, самость есть разложение, ибо это есть отторжение от своего Высшего Я. Именно самое страшное, что может случиться с человеком» [8, с. 203]. И еще: «Грубость есть качество самого низкого сознания. Но именно грубость тем страшна, что она закрывает доступ всем Тончайшим Воздействиям или Влияниям. Оккультные законы точны, и сродство, или соответствие, есть основа их. Потому тончайшее может быть воспринято только тончайшим, и высокое только высоким. Потому там, где нет почитания закона Иерархии, там не может быть и воздействия Тончайших Энергий» [9, с. 433]. «Человечество <…> болеет отсутствием дисциплины и хаотичностью мышления. Против начала ведущего, против дисциплины, против сотрудничества восстают прежде всего вчерашние рабы. Лишь Царь Духа понимает, что есть Иерархия; чтобы царствовать, надо прежде уметь повиноваться» [10, с. 61]. Но «нет великого человека в глазах его лакея» [7, с. 159].
Человек свободен в своем выборе и поэтому часто оказывается неспособным к сотрудничеству на земном плане. Этим он закрывает себе путь к сотрудничеству на планах Высших, поскольку, как говорится в Живой Этике, только через подчинение низшего высшему происходит очищение, а следовательно, утончение и приближение к более высокой ступени на иерархической лестнице. «Подчинение низшего высшему лежит в основе всего Космоса. <…> Когда высшее главенствует, тогда трансмутация низшего перерождается в свойство высшего разряда. <…> Называя трансмутацией подчинение низшего высшему, Мы хотим утвердить сознание человечества в процессе продвижения к Беспредельности» [14, 115].
Синергетика на основе математических моделей показывает, что только при тонком соответствии степеней нелинейности источника и среды (для человека – широты сознания руководителя и подчиненного) возникают неограниченные возможности для сотрудничества. При этом необходимо, чтобы сознание того, кто стоит выше по иерархической лестнице, обладало и большей степенью нелинейности, то есть было более расширенным. Если же низшее начинает управлять высшим, возможности сотрудничества резко сокращаются. Об этом же говорится и в «Гранях Агни Йоги»: «Когда низшее овладевает высшим, нет более горшего рабства» [2, 301].
Для того чтобы система успешно функционировала, необходимо наличие того, что в Живой Этике называется «колесом сотрудничества». То есть руководитель должен не только выполнять управленческие функции, но и поддерживать обратную связь со своими сотрудниками и, по мере роста их сознания и способностей, помогать подниматься по иерархической лестнице. Обратимся снова к «Учению Храма»: «Как только какая-либо единица этого организма достигает такой точки развития, где она становится признанным инструментом, способным направлять меньшие единицы на благо целого, центральный нуклеус в соответствии с высшим законом, управляющим всей массой, должен воспользоваться услугами этого инструмента и сделать все возможное, чтобы продвинуть его на такое место, где он может принести наибольшую пользу для большинства. Не сделать этого – значит подвергнуть опасности и постепенно разрушить все целое, всю массу, составляющей частью которой он является, ибо эволюцией управляют строго математические принципы. Человеческое невежество в отношении этого закона или неповиновение ему являются основной причиной всех негодных, бесчеловечных форм управления, а также политической коррупции современного мира» [20, с. 238–239].
Е.И.Рерих писала о том, как вредны для дела отчуждение, замалчивание, сокрытие и неточное освещение фактов и как необходимы взаимная приветливость и уважение. Для людей, достигших высокого положения в обществе, «медные трубы» зачастую становятся непосильным испытанием. И если руководитель начинает «звучать на лесть», верить в свою непогрешимость – значит, для него наступает пора застоя и косности. «Ничто так не унижает и не губит человека, как звучание на лесть. Безошибочно можно сказать, что любящий лесть – вчерашний раб. Человек, повинный в лести и принимающий лесть, не может быть приближенным сотрудником, ибо велика подкупность таких людей, запомним это» [7, с. 239]. Такое преображение руководителя становится огромной опасностью для структуры, которой он руководит, – прежний проводник и источник энергий перестает выполнять функции ведущего центра, система перестает развиваться, затем ее структура начинает деградировать и разрушаться.
В синергетике есть такое понятие, как «встряхивание» системы. В условиях постоянной изменчивости мира затянувшееся состояние застоя рано или поздно должно быть нарушено таким явлением, как диссонанс, или, если выражаться в терминах синергетики, хаотизация системы. Должен быть включен механизм, встряхивающий систему, освобождающий ее от инертных структур, мешающих дальнейшему развитию. Во всех областях жизни общества это выражается в ломке старых форм и возникновении серьезных разногласий и конфликтов. «В религии это проявляется в утрате веры и все возрастающем сомнении, в сфере правления – в массовых беззакониях, а в земной коре – в учащении вулканических и сейсмических явлений» [21, с. 193]. Такому встряхиванию периодически должна подвергаться любая система, которой предстоит длительный эволюционный путь. Хаотизация воспринимается как болезненный процесс, но она является необходимым условием продвижения.
В «Напутствии Вождю» говорится: «Человек должен постоянно быть на пороге к будущему. Человек нов каждое мгновение. Человек не может утверждаться на бывшем, ибо его больше не существует. Человек может знать прошлое, но горе ему, если он захочет применить меры прошлого. Пусть Вождь помнит, что несовместимо прошлое с будущим. Мудрость сознания новых комбинаций соединяет прошлое с будущим. Нелегко постоянно мужественно знать, что каждое мгновение обновляет миры, но из этого источника родится неисчерпаемая бодрость» [5, 86].
Любая открытая сложная нелинейная система постоянно находится в движении. Мы все живем в мире, находящемся в состоянии непрерывного становления – эволюции. Процесс эволюции характеризуется различными этапами, периодически сменяющими друг друга. На одном этапе структуры будут сходиться к некоторому центру, на другом – разбегаться от него. На определенной стадии в системе может возникнуть несколько ведущих центров, каждый из которых будет выполнять свою часть общей эволюционной задачи. На всех этапах эволюции главная проблема в том, чтобы процесс расширения сознания, сопровождающийся приобретением элементами системы все большего и большего числа степеней свободы, не привел к нарушению целостности системы, к разрушению ее структуры. Разрушение, за которым не следует создание новой, более прогрессивной структуры, есть впадение в хаос. Одна из причин хаоса – застой в делах и сознании, другая, и не менее опасная, – нелинейное самоускорение, сжатие процессов во времени до мыслимых и немыслимых пределов. Когда сотрудничество осуществляется на бегу, когда нет времени, чтобы задуматься, обменяться мнениями, выработать единую концепцию дальнейшего продвижения, иерархическая структура дает сбой в работе, поскольку при больших скоростях функционирования каждый ее элемент становится как бы изолированным от других элементов и, соответственно, неспособным к сотрудничеству. Вся же система в целом превращается из открытой в закрытую. Перегруженность сотрудников грозит болезнями, нервными срывами, нарушением контактов с коллегами.
Е.И.Рерих писала о том, что отсутствие раздоров является первым признаком культуры сотрудничества. Она говорила также о том, что выстраивание человеческих взаимоотношений в процессе руководства коллективом является творческим процессом, требующим тонкого подхода и доброжелательного отношения к людям: «Водительство есть величайшее и тончайшее творчество, ибо оно должно быть основано на чувствознании. Люди говорят о разных видах творчества, но забыли о самом высоком, о творчестве людских отношений. <…> Всеми силами духа создавайте атмосферу благожелательства и терпимости» [7, с. 157].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время человечество вступило в стадию, когда искусство сотрудничества на личном, местном, государственном и межцивилизационном уровнях становится залогом всеобщего выживания. Терпимое отношение к непохожести является предварительным условием такого общения. Для того чтобы мог состояться эффективный диалог между цивилизациями, человечеству необходимо выработать единую, общечеловеческую систему ценностей, этику взаимоотношений. При многообразии культурных форм и религиозных взглядов привести человечество к согласию в области культуры и духовной сферы может только наука – наука, которая позволит ввести четкую ясность в мир духовных явлений, рассматриваемых сквозь призму науки: «И сочетание Красоты и знания и даст человечеству утраченный путь жизни. Где, как и когда найдет каждый человек этот путь жизни, зависит от человека, но путь Мы Укажем и Указуем для всех – точно, ясно и определенно. <…> Наука и искусство, не запятнанные правовыми преступлениями прошлого, поведут дух человеческий к новым нахождениям. Но и они должны быть настороже, ибо наука на темном служении еще страшнее религии» [4, 19А].
И завершить хочется словами, которые Е.И.Рерих не уставала повторять своим сотрудникам: «Берегите друг друга как никогда» [10, с. 257] и «В единении победим» [11, с. 340]. И хочется добавить: «Победим хаос!», поскольку основной смысл Бытия – постоянное преодоление хаоса.

Литература:

1. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. 1961. Кн. II. Новосибирск, 1994.
2. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. 1962. Кн. III. Новосибирск, 1994.
3. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. Кн. VII. Новосибирск, 1995.
4. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. 1972. Кн. XIII. Новосибирск, 1998.
5. Напутствие Вождю. Минск, 2003.
6. Письма Махатм. Чаша Востока. Избранные письма 1880–1885 гг. Рига – Москва: Угунс, 1992.
7. Рерих Е.И. Письма. Т. I. М.: МЦР, 1999.
8. Рерих Е.И. Письма. Т. II. М.: МЦР, 2000.
9. Рерих Е.И. Письма. Т. III. М.: МЦР, 2001.
10. Рерих Е.И. Письма. Т. IV. М.: МЦР, 2002.
11. Рерих Е.И. Письма. Т. V. М.: МЦР, 2003.
12. Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.
13. Учение Живой Этики. Аум. М.: МЦР, 1996.
14. Учение Живой Этики. Беспредельность. М.: МЦР, 1995.
15. Учение Живой Этики. Братство. М.: МЦР, 1996.
16. Учение Живой Этики. Иерархия. М.: МЦР, 1995.
17. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. III. М.: МЦР, 1995.
18. Учение Живой Этики. Община. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.
19. Учение Живой Этики. Озарение. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2003.
20. Учение Храма. Т. 1. В 2 ч. Ч. 1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2003.
21. Учение Храма. Т. 1. В 2 ч. Ч. 2. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2003.