В апреле 1980 года мне посчастливилось поехать в командировку в Индию по линии научного обмена между Академией наук СССР и Индийской академией наук. Я был приглашен на срок один месяц профессором Шрикантаном, директором известного в Индии и далеко за ее пределами Тата-института фундаментальных исследований, крупным специалистом в области физики космических лучей. Тата-институт расположен неподалеку от Бомбея. Его сотрудники ведут исследования по многим разделам физики: физика твердого тела, радио- и гамма-астрономия, физика космических лучей, теоретическая физика, а также прикладная математика. По плану командировки после ознакомления с работами по космическим лучам в бомбейском институте была запланирована моя поездка на подземные установки Тата-института в шахтах Колар Голд Майн на юге Индии (приблизительно в 100 км от Бангалора) и на горную станцию института для исследования космических лучей, расположенную на южной оконечности Индии, в городе Отакамунда.
После возвращения из Колар Голд Майн в Бангалор индийские физики посоветовали мне совершить интересную однодневную экскурсию в древний город Майсур.
Мне было известно, что в Индии постоянно проживает знаменитый русский художник и общественный деятель Святослав Николаевич Рерих, сын еще более известного художника, писателя и ученого Николая Константиновича Рериха. О Святославе Николаевиче, очень хорошем художнике и интересном человеке, часто писали советские газеты. Он неоднократно приезжал в Москву. В столице и других городах Советского Союза устраивались выставки его картин.
Я знал, что Николай Константинович Рерих вместе с женой и сыновьями организовали в предгорьях Гималаев на севере Индии Институт Гималайских исследований, получивший название «Урусвати». Институт являлся центром изучения археологических и этнографических материалов, а также природы Гималаев.
Знал я также о том, что мой отец, Николай Иванович Вавилов, был знаком с Николаем Константиновичем Рерихом и переписывался с ним. И я очень хотел получить копии этих писем отца от Святослава Николаевича, но не имел его адреса и не знал, как связаться с ним.
…Во время поездки в город Майсур я увидел в городском музее несколько картин Святослава Рериха. У сотрудницы музея я узнал, что художник живет близко от Бангалора, однако адреса его мне не дали. В моей программе пребывания в Индии не было запланировано посещение Рериха. В советское время отклоняться от утвержденной Управлением внешних связей Академии наук СССР программы пребывания за границей не разрешалось.
Вечером, вернувшись в бангалорскую гостиницу из поездки в Майсур, я нашел в справочной книге номер телефона Рериха и позвонил. К телефону подошел кто-то из окружения Святослава Николаевича. Я сказал, не называя своей фамилии, что я ученый из Москвы и хотел бы встретиться с Рерихом, сообщил название своей гостиницы. Утром раздался телефонный звонок. Позвонили из приемной гостиницы и сказали, что за мной приехала машина. Я подумал, что машину прислали физики из Астрофизического института в Бангалоре. Однако оказалось, что за мной приехало такси, «заказанное доктором Рерихом», чтобы привезти меня в его загородный дом, находившийся примерно в 20 километрах от моей гостиницы.
Рерих с женой Девикой Рани, в прошлом известной в Индии киноактрисой, жили в одноэтажном доме, окруженном садом, где среди субтропических деревьев было много ярких цветов. Знакомство с Рерихом и его супругой произошло на веранде, примыкавшей к дому. Посреди веранды находился небольшой круглый стол. Святослав Николаевич предложил кофе. Он разговаривал на превосходном русском языке и сказал, что его жена понимает русский, но стесняется говорить на нем. Я сразу же осведомил хозяина о том, что я сын Н.И.Вавилова. Узнав это, Святослав Николаевич очень обрадовался. Далее я рассказал Рериху, что давно, с 1957 года, после кончины матери, занимаюсь научным наследием отца, знаю, что мой отец переписывался с Николаем Рерихом, и хотел бы получить копии его писем. Святослав Николаевич ответил, что мой отец переписывался и лично с ним
После беседы Святослав Николаевич повел меня в свою просторную светлую мастерскую с большими окнами. На стенах были развешаны несколько, по-видимому, последних картин хозяина мастерской: пейзажи Гималаев. На одной из стен мое внимание привлекла фотография. На ней была группа известных лиц: Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Н.С.Хрущев и Святослав Рерих с женой. Глядя на фотографию, я заметил, что знаком с дочерью Хрущева Радой. Святослав Николаевич тут же продекламировал: «Не имей сто рублей, а женись как Аджубей». Рерих часто приезжал в Москву, хорошо знал новости о Советском Союзе, появившиеся у нас новые шутки и поговорки.
В саду Рериха я увидел несколько небольших обезьян, сидящих на развесистом дереве. Святослав Николаевич заметил, что обезьяны, – всего их было, кажется, двенадцать, – слушаются только мужчин и не реагируют на команды женщин. В завершение почти трех часов пребывания в гостях у Рериха я сфотографировал его в саду на цветную пленку для слайдов.
Яркое впечатление о теплой встрече со Святославом Николаевичем, замечательным человеком, навсегда сохранилось в моей памяти.