Некоторые элементы творчества Н.К.Рериха как отправные точки для моделирования будущего развития России.

А.А.БЕРЕЗИН
кандидат биологических наук,
старший научный сотрудник отдела теоретических проблем РАН,
Москва

«Творчество - это чистая молитва духа. Искусство - сердце народа. Знание - мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество. Прежде всего и дороже - искра художника, и только из нее идет совершенство техники».

Великое творчество Н.К.Рериха содержит в себе ответы на многие вопросы, однако эти ответы или предсказания будущего еще предстоит расшифровать, научившись понимать тот прекрасный духовный язык, на котором изложено его послание грядущим поколениям. Сущность предлагаемой работы заключается в попытке научно описать некоторые элементы этого языка с точки зрения интерпретации будущего России.

Более трехсот лет в науке доминировало механистическое мышление. В соответствии с ним все физические системы рассматривались в качестве машин. И до сих пор эти взгляды сохраняются в нашем обществе. Образ машины присутствует везде: политические машины, экономические машины, интеллектуальные машины и т.д. Говорим ли мы о Солнечной системе, экологии планеты или поведении человека - образ машины витает над нами как наиболее подходящая парадигма. Изучая составные части этих машин, ученые стремились понять, как они работают. Центральной гипотезой при таком анализе является предположение о том, что сложные физические системы представляют собой просто сумму составляющих их компонентов. И этого достаточно, чтобы понять работу целой машины.

Такой подход называется редукционизмом, и он был популярен в течение двух тысячелетий с момента, когда греческий философ Демокрит заявил, что мир состоит только из атомов, движущихся в пустоте. Другим триумфом механистической мысли был ответ французского математика Пьера Лапласа императору Наполеону на его вопрос о роли Бога во Вселенной. «Мне не нужна гипотеза о его существовании», - ответил Лаплас. Он пришел к такому заключению на основании законов механики, сформулированных Исааком Ньютоном. Эти законы подразумевают, что если задать начальные условия движения частицы, то ее движение в будущем можно точно предсказать. Непоколебимым постулатом детерминизма (то есть утверждения о том, что будущее содержится в настоящем и может быть целиком предопределено с помощью тщательного анализа настоящего), являющегося ключевым элементом научного исследования, было предсказание. Сила его огромна: астрономы могут предсказывать солнечные и лунные затмения, артиллеристы - траектории снарядов и т.д., однако не все ладится с предсказанием погоды.

Ньютоновский детерминистский взгляд на Вселенную представлял ее как гигантский часовой механизм, работа которого подчинялась строгим математическим законам. Однако теория относительности Эйнштейна, а затем квантовая механика разрушили ньютоновские представления. Квантовая механика, словно Алиса, открыла микромир, который в принципе непредсказуем и не является детерминистским. Позднее теория хаоса и исследование физических систем, способных к спонтанной самоорганизации, укрепили новые представления о природе. Вселенная развивается совсем не в плену предопределенных путей развития - она обладает свободой выбора альтернативных путей эволюции. Иными словами, физический мир напоминает скорее живой организм, нежели машину. По иронии судьбы, биологи заняты, как правило, сведением биологических систем к машинам, в то время как физики идут по противоположному пути. Интересно отметить, что образ Вселенной как живого объекта присутствует во многих древних культурах. Однако наука отказалась от этого принципа. Сейчас же мы вновь возвращаемся к старым представлениям в соответствии с циклом истории. Физики стали признавать, что в некоторых условиях материя может начать жить своей собственной жизнью. Был открыт ряд физических и химических систем, способных к спонтанной организации в непредсказуемо сложные формы. Современная физика стала опираться на такие концепции, как информационные потоки, сложность и поведение физических систем. Физики больше не рассматривают Вселенную как просто ансамбль частиц, на которые действуют силы. Редукционизм занимает уже малую часть в новой картине мира, поскольку сложные хаотические или самоорганизующиеся системы представляют собой нечто более сложное, чем сумма их отдельных частей. В связи с этим возник вопрос о роли сознания в окружающем мире. В 1984 году американские исследователи Р.Джан и Б.Данн предложили квантово-механическую модель сознания, в которой они использовали волны вероятности познания по аналогии с волнами наблюдения, используемыми в квантовой механике. Учитывая обширность человеческого опыта, который простирается от субмолекулярных до космических масштабов, его вездесущий символизм в разных культурах во все времена человеческого бытия и существенно эгоцентрическую природу взаимодействия сознания с окружающим миром, сферическая геометрия как в интуитивном, так и в аналитическом виде представляется в этом случае наиболее адекватной. Другими словами, квантово-механическая модель сознания (если ограничиться «атомом» сознания) может быть описана в рамках уравнения Шредингера. В такой интерпретации сознание представляется в виде набора сферических стоячих волн, отображающих картину распределения вероятности опыта в пространстве, которое определяется интенсивностью, позицией и ориентацией сознания при его взаимодействии с окружением. Описанная модель предполагает, что сознание - это не только прерогатива человеческого мозга, различные физические системы также могут обладать сознанием или квазисознанием, если, например, в качестве опыта интерпретировать память нелинейной динамической системы к начальным или граничным условиям. Подтверждением этому служат результаты экспериментов, проводимых в Принстонском университете начиная с 1979 года. Исследовалось влияние сознания оператора на такие физические системы, как датчик случайных чисел, хаотически пульсирующий фонтан, затухающий маятник, свободно падающие шарики и ряд других. В результате этой работы были получены достоверные результаты, указывающие на способность сознания воздействовать на эти системы. В этой связи гималайский период творчества Н.К.Рериха приобретает особое значение.

Одной из гипотез исключительного духовного влияния этих произведений живописи явилась способность Н.К.Рериха воспринимать сознание Гималаев и переносить его на холсты своих картин. Более того, это говорит в пользу того, что эта часть мира, по-видимому, оказывает значительное влияние на сознание людских масс. Например, в своей картине «Не боимся» Н.К.Рерих демонстрирует единство духа гор с духом людей и животных. Гималайский цикл венчает «Матерь Мира», в которой угадывается общность духа Земли и людей, ее населяющих. Изложенные рассуждения позволяют предложить ряд гипотетических моделей, описывающих взаимодействие сознаний территорий с населяющими их народами. Например, модель обобщенного сознания американского континента и народа США можно сравнить с моделью обобщенного сознания территории бывшего СССР и населяющих его народов. Опираясь на творчество Н.К.Рериха, а также принимая во внимание модель сознания Р.Джана и Б.Данн и основы нелинейной геодинамики, разработанные А.Н.Дмитриевским и И.А.Володиным, можно предположить, что поведение людей, а также экономическое и политическое состояние этих двух стран являются результатом взаимодействия сознаний горных массивов, внутренних морей, рек, лесов с сознанием людей, населяющих эти территории. При этом американский континент представляет собой единое гомогенное сознание. Центральное место в нем, по-видимому, принадлежит Кордильерам, Великим Озерам, а также рекам Миссисипи, Миссури и Колорадо. Несколько отдельно отстоит сознание Red Wood Forests и сейсмически активных зон в Калифорнии. В целом взаимодействие сознаний частей американского континента с коллективным сознанием американцев можно сравнить с синхронной динамикой клеток мышцы бьющегося сердца. С физико-математической точки зрения сердце, состоящее из миллиардов клеток, представляет собой самоорганизующуюся систему. Однако спектральный состав электрокардиограммы, как показали исследования института Heart Math в Калифорнии, является отражением не только электрической динамики клеток сердечной мышцы, но и психоэмоционального состояния человека. Спектр ЭКГ человека в состоянии любви выглядит когерентным, в то время как в спектре ЭКГ находящегося в депрессии когерентность нарушается. В подобном ряду закономерностей находится и обнаруженное в России нарушение когерентности колебаний концентраций ряда клеток крови при лейкемии у людей и животных по сравнению с когерентными колебаниями, характерными для здоровых. Другими словами, нарушение гармонии или уход от красоты, как говорил Н.К.Рерих, всегда говорит о нарушении связи тела и духа.

Синхронность функционирования Америки как политической и экономической системы, видимо, связана и с психоэмоциональной синхронностью американского народа; в качестве динамической модели Америки можно использовать метафору когерентного состояния спектра электрической активности бьющегося сердца, нарушение когерентности которого может быть интерпретировано как возникновение экономических кризисов, а также волнений на расовой почве. В такой модели самым опасным режимом функционирования является фибрилляция, то есть несинхронность сокращений различных участков сердечной мышцы. В реальном случае такое состояние приводит к так называемой внезапной смерти. Видимо, по этой причине Соединенные Штаты всегда опасаются таких состояний и стремятся быстро ликвидировать внутренние конфликты, экономические кризисы, активность воинствующих сект и т.д. Простыми примерами подобных потрясений могут служить отключения электроэнергии, снегопады, ураганы, наводнения, приводящие порой к национальным бедствиям или к образованию очагов «фибрилляции», если говорить в рамках модели. При этом для синхронной работы государства не требуется большого числа чиновников, поскольку когерентность сознания американского народа изначально присутствует, отражая когерентность сознаний различных частей американского континента.

Если в этом же ключе рассматривать систему бывшего Советского Союза, то обращает на себя внимание наличие на его территории сильно различающихся по своему возрасту горных массивов: Кавказский горный массив, Уральская гряда, Верхоянский хребет, горные системы Памира и Тянь-Шаня. Кроме того, различны по своему характеру и великие реки, протекающие по территории бывшего СССР: Волга, Обь, Лена, Иртыш, Енисей, Ангара. В модели динамики сознания этой территории можно выделить несколько самостоятельных центров «фибрилляции», таких как центральная европейская часть, регион Кавказа, Урал, Сибирь, азиатская часть, Памир, Приморье, Чукотка. Сознание групп людей в этих регионах может являться отображением несинхронной динамики жизни всей страны как государства. Другими словами, в отличие от Америки, модель СНГ представляет собой «фибриллирующее сердце», и такой некогерентный режим являет собой нормальное состояние континента и его народов. Образно говоря, для «фибриллирующего сердца» необходимы «дефибриллятор» или «пейсмейкер», которые могут обеспечить синхронный режим сокращений. То есть для объединения России всегда были нужны сильные личности и великие объединяющие идеи, такие как христианство, коммунизм или внешние экстремальные условия: татаро-монгольское нашествие, отечественные войны. Вместе с тем с математической точки зрения такая нелинейная многорезонансная система, как модель фибриллирующего сердца, постепенно меняет свою структуру, чтобы уйти от резонанса с внешней синхронизирующей силой, и состояние, подобное фибрилляции, вновь восстанавливается. В интерпретации динамики развития России - это падение популярности вождей, организующих идей, реформ и т.д. Если следовать излагаемому подходу, то в отличие от Америки в России необходим тонкий баланс между центром и регионами. При этом количество чиновников, необходимое для поддержания этого баланса, естественным образом должно быть неизмеримо больше, чем в США.

Простейшим формальным математическим моделированием динамических волновых процессов в сердечной мышце является представление ее клеток в виде сети клеточных автоматов. Даже такая простейшая интерпретация позволяет в некоторой мере представить динамику этих процессов. Например, чтобы получить локальный периодически действующий источник волн, или центр фибрилляции, достаточно взять группу автоколебательных элементов, у которых фаза колебаний меняется по своему собственному закону. Один такой источник способен вызвать тотальную десинхронизацию всей системы.

Творчество Н.К.Рериха раскрывает чрезвычайно высокое духовное значение связи сознания людей с космическим сознанием и такими структурами, обладающими сознанием, как горы, океаны, реки. Физико-математическая модель такой связи базируется на теории взаимодействия нелинейных резонансов, которая была разработана академиками В.И.Арнольдом и Б.В.Чириковым, а также американскими исследователями Э.Лоренцем, А.Д.Лихтенбергом и М.А.Либерманом из Калифорнийского университета. Компьютерное моделирование этой задачи затруднено в силу недостаточной мощности существующих компьютеров. Однако эта работа может быть упрощена при использовании так называемого отображения Чирикова-Тейлора.

Одним из важнейших направлений использования этого подхода может явиться моделирование взаимодействия сознания человека с сейсмическими процессами, включая микроземлетрясения. Анализ биологических предвестников землетрясений также требует математического моделирования. Видимо, особым направлением такой деятельности должно стать моделирование связи сознания океанов с сознанием больших групп людей. Это могло бы стать еще одним аспектом духовного влияния творчества Н.К.Рериха на творческую деятельность ученых.

Подводя итог изложенной интерпретации, следует подчеркнуть необходимость тщательного исследования творчества Н.К.Рериха с целью обнаружения в нем новых граней, могущих иметь очень большое значение для будущего развития России.