Агни Йога и синергетика.

В.Г.БУДАНОВ
кандидат физико-математических наук,
Москва

Рубеж тысячелетий - момент истины для планеты, сотрясаемой глобальным кризисом человечества, которое либо осознает свою миссию в Космической эволюции, либо будет отброшено в далекое прошлое. Внешние причины вполне материальны, но их истоки всегда в сознании людей, в сфере духа и разума, который сегодня находится в смятении, но, пока не поздно, еще может помочь возродить целостный подход к миру. Необходимо воссоединение целостности культуры: культур естественнонаучной и гуманитарной, Запада и Востока, прошлого и настоящего, религиозной и светской, национальной и общечеловеческой. Именно эта проблема остро ставилась Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами, они указывали пути к синтезу культуры через объединение наук о природе и человеке, через грядущие трансформации психического и духовного мира людей, освоение человеком тонкого мира.

Агни Йога, данная людям через семью Рерихов, учит достойному противостоянию хаосу и пути восхождения духа. Такие учения в иной форме приходили в другие кризисные эпохи человечества через основателей религий и философско-мистических школ. Говоря синергетическим языком, наша эпоха - эпоха бифуркаций и динамического хаоса, когда делаются многократные выборы среди альтернатив, определяющих судьбы людей и народов, время ответов на вызовы истории, разделяющих живущих по светотени, время высоких пространственных напряжений, когда тонкий мир проявляется наиболее зримо и осязаемо.

Сегодня время собирать камни, время синтеза науки, философии и религии, и архетип целостности также востребован в современной науке новым междисциплинарным направлением - синергетикой. Это наука о самоорганизации, рождении нового в сложных системах любой природы, как материальной, так и идеальной, информационной. Дословно с греческого «синергия» - совместное действие, понятие, восходящее еще к духовной практике раннего христианства как «соволение с Богом».

Что же можно сказать о специфике новой научной парадигмы, в которой человек вновь становится неотъемлемой частью научной картины мира как коэволюционирующий продукт, наблюдатель и созидатель природы? Для этого необходимо понять эволюционные причины происходящего.

Наше время порождено интерференцией многих циклических социокультурных процессов на неустойчивой границе самоистребления, границе экстенсивного развития техногенной цивилизации, но вместе с тем набирают темп процессы самоорганизации нового информационного общества, ноосферные механизмы которого, похоже, могут стать гарантами сценария мягкого выхода из планетарного кризиса.

В любом случае кризис характеризуется гибелью многих параметров порядка, ростом объема информации и коммуникативных связей в режиме с обострением и, как следствие этого, порождает фрагментарность восприятия мира, кризис самоидентификации как личности, так и социальных групп, напряженность в межнациональных и межконфессиональных отношениях, отношениях человека и природы, культуры естественнонаучной и культуры гуманитарной и так далее. Ситуация напоминает библейский сюжет о смешении языков, начиная уже с уровня научного дисциплинарного знания.

Следствием этого разграничения являются не только фрагментарность видения реальности, но и ее деформация, что не позволяет людям адекватно реагировать на обостряющийся экологический кризис, девальвацию нравственных норм, нестабильность политических и экономических ситуаций.

Мы страдаем от неспособности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между вещами, находящимися для нашего сегментированного сознания в разных областях. Это также объясняет действия многих крупных организаций и властных структур, напоминающие «слепой полет».

Такое положение показывает, что сегодня судьбы цивилизации не могут определяться ни мудрейшими правительствами, ни международными организациями, ни учеными до тех пор, пока их действия не будут осознанно поддержаны широкими слоями населения или, говоря языком постнеклассической науки, пока не будет создана новая самоорганизующаяся среда. И сегодня новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу постепенно становятся непременным условием выживания человечества и каждого индивидуума. Мы нуждаемся в демократии разума, а не в демократии общества массового потребления, которая сейчас приводит к регрессу, в особенности из-за того, что ключевые вопросы цивилизации не проходят на уровень политического сознания. Но демократия разума требует изменения менталитета, который сделал бы возможным квалифицированное принятие решений гражданами по глобальным проблемам.

Отсюда потребность в поддержании культуры в радикальной реформе образования, которая сделала бы возможным не только анализ, но и взаимоувязывание знаний. По нашему мнению, реформа образования должна опираться на идеи целостности и фундаментальности образования, но не в духе традиционного дисциплинарного понимания фундаментальных наук, заложившего образовательную парадигму со времен первой фазы научной революции, а с учетом парадигмальных изменений науки рубежа XXI века, перехода ее в междисциплинарную стадию постнеклассической науки.

Причем, по экспертным оценкам, для управления ситуацией нам отпущен лишь краткий миг истории - два-три поколения, иначе последствия будут глобально необратимы и кризис пойдет по катастрофическому сценарию.

О концепции целостности в становящемся бытии

Лидирующее место в культуре нашей эпохи, бесспорно, занимает наука. Научный метод, рожденный естествознанием, последние сто лет доминирует в духовном мире, формируя даже дисциплины о человеке и обществе, ему мы обязаны триумфом техногенной цивилизации, приведшей не только к быстрому развитию экономической и социальной сфер общества, но и вызвавшей глобальный экономический кризис, отчуждение человека от природы, все большую дегуманизацию общества. Причины негативных эффектов глубоки, и одна из них в том, что сегодня мы должны признать существование двух культур, обладающих разными языками, критериями и ценностями: культуры естествознания с доминантой научного метода, включающей науки о природе, технике и т.п., и культуры гуманитарной, включающей искусство, литературу, науки об обществе и внутреннем мире человека. Связующим звеном, как и в былые времена, должна была бы стать современная философия, но не смогла в силу переживаемого ею кризиса и малой популярности. К тому же в России сформировалось настороженное отношение к официальной философии: воинствующий материализм в равной мере подавлял как науку, так и искусство. И сейчас, к сожалению, эти культуры не столько дополняют друг друга, сколько противостоят, все еще разделяя людей на «физиков» и «лириков», не желающих понимать проблем оппонента, хотя лидеров обоих направлений всегда отличало синтетическое мышление. Дело даже не столько в том, что существуют врожденные склонности людей (лево- и правополушарники), что отличны предмет и метод познания, сколько в исторических корнях эволюции культур, их постепенного отчуждения. Наука страдала сначала от церковного догматизма и спекуляций, затем от вторжения вульгарной философии, а искусство - от утилитарно-рассудочного техницизма и позитивизма нового времени, причем после Хиросимы и особенно Чернобыля в среде гуманитариев возник устойчивый антинаучный синдром.

Конечно, так было не всегда. Этому искусственному размежеванию не более трехсот лет, и сейчас многие проблемы человечества могли бы быть решены на пути гармонизации частей изначально единой культуры, например, по образцу натурфилософии или даже античной единой культуры, восходящей к Аристотелю, но на новом уровне развития. Сложность в том, что в преддверии кризиса разум человечества глубоко болен: в погоне за мощью абстрактного интеллекта мы на грани самоуничтожения, забыты принципы единства с окружающим миром, до сих пор не осознана наша миссия соавторства на пути Космической эволюции, мы только сейчас начали понимать ущербность антропоцентризма, провозглашенного гуманистами Возрождения. Сегодня раздаются призывы вернуться к национальным корням, назад к природе, возродить религию: все эти на первый взгляд разные рецепты имеют единый корень - ностальгию по духовно здоровому социуму, живущему в гармонии с природой.

Но возможно ли приблизиться к такому обществу без существенных потерь материального и культурного потенциалов современной цивилизации? Чтобы наметить подход к решению, уместно провести параллель между линией эволюции человечества и путем духовного совершенствования личности, когда за короткий период одной жизни ученик в восточной традиции или выбравший «узкий путь» монах на Западе проходят процесс относительно стабильного состояния через душевные испытания, искушения и хаос к высшей ступени совершенства. Тысячелетние традиции подтверждают, что в момент инициации, сильной неустойчивости, нельзя доверяться рассудочным аргументам, они, как правило, иллюзорны, основаны на неконтролируемых импульсах и могут привести к психической травме и даже к разрушению личности, поэтому в каждой традиции существуют свои приемы фиксации, ограничения вариабельности мышления. Единственной опорой и путеводным лучом в эти периоды служат дополнительные к рациональным нравственные критерии, те корни и вечные ценности, ядро которых универсально во всех мировых религиях. Экстраполируя эти механизмы на общество в целом, позволим себе заключить, что оптимизировать выход из кризиса можно, уравновешивая, синтезируя рациональные и гуманитарные компоненты культуры.

Сегодня становится очевидной необходимость привнесения в сферу науки нравственных, этических и даже эстетических категорий, столь характерных для древних традиций Запада и Востока в опыте единения человека с природой и космосом. А гуманитариям следовало бы перенять обыкновение ученых не отвергать, а переосмысливать ряд накопленных ранее истин, попытаться объяснить законы гармонии на языке более универсальном, чем язык субъективно-эмоциональных переживаний. Таким образом, мы приходим к необходимости формирования с учетом знаний современной науки целостного видения мира, свойственного нашим предкам. Синтез мудрости древних цивилизаций, гуманитарных и естественных наук - это путь к новому пониманию природы, человека и общества. В последние десятилетия такой синтез начался спонтанно в силу логики развития самой науки, интеграции ее дисциплин, рассмотрения все более сложных систем в физике, химии, биологии, приближавшихся по сложности поведения к живым организмам или их сообществам, моделирующим, как оказалось, также социальные и психологические феномены. Кроме того, сейчас осознана принципиальная неустранимость роли человека как наблюдателя и интерпретатора эксперимента, то есть актуален лишь целостный подход: природа + человек. Это направление науки о сложном - синергетика, - опирающееся на современные математические методы и являющееся далеко идущим обобщением дарвинизма, по существу может быть названо эволюционным в широком смысле. От Бытия к Становлению - вот, следуя Илье Пригожину, ориентация новой научной парадигмы, в контексте которой акцент переносится с изучения инвариантов системы, положений равновесия, на изучение состояний неустойчивости, механизмов возникновения нового, рождения и перестройки структур, самоорганизации. Например, возникает возможность универсальным образом описывать явления самоорганизации, проясняется значение открытости систем, роль случайности и конструктивная роль хаоса, природа катастрофических революционных изменений в системе, механизмы альтернативного - исторического ее развития и т.д. Замечательно, что все эти понятия, до недавнего времени бывшие исключительно в арсенале гуманитарного образа мышления, теперь приобретают иное, более глубокое звучание. Теперь можно говорить о возникновении некоего, более чем метафорического, единого метаязыка естественника и гуманитария. Намечаются понимание и встречное движение двух культур, возврат к единству на новом уровне осознания мира.

Этот процесс надо сознательно развивать, что приведет не только к примирению, но и к взаимообогащению двух культур, так как одна представляет рациональный способ постижения мира, другая - ассоциативно-образный. Диалектическое единство заключается в том, что ни одна из культур не самодостаточна и, согласно знаменитой теореме Курта Геделя о неполноте, рано или поздно не сможет развиваться без привлечения методов другой, вырождаясь иначе в застывшую догму либо в хаос абсурда.

Итак, смена парадигмы, происходящая в науке, переход от ньютоновской к эволюционной, синергетической парадигме сейчас резонируют с потребностями культуры человечества в целом. Проблемы социума в большой степени связаны с укоренившимся линейным, детерминистским подходом к природе и технике, который был перенесен на общество и способствовал развитию гипертрофированного позитивизма, потребительской идеологии, неумению предвидеть экологические и цивилизационные кризисы.

Характерным для нашего времени оказывается и своеобразное «возвращение к истокам» в сознании научного сообщества. Вот слова из последней книги Ильи Пригожина и Изабеллы Стенгерс «Время, хаос и квант»: «Покуда мы требовали, чтобы все динамические системы подчинялись одним и тем же законам, хаос был препятствием к пониманию. В замкнутом мире классической рациональности поиск знаний легко мог приводить к интеллектуальному снобизму и высокомерию. В открытом мире, который мы сейчас учимся описывать, теоретическое знание и практическая мудрость действительно нуждаются друг в друге».

Одна из малоизученных функций хаоса - открытие системы внешнему миру, что зачастую опасно для сложившихся структур, но и необходимо при их трансформации. В этом режиме система обнажена и беззащитна против любых сколь угодно малых внешних воздействий. Понятие замкнутой изолированной системы становится недостижимой идеализацией. Система вступает в диалог со Вселенной, она причащается Универсуму, ощущает себя его частью и подобием. Именно в хаотической эволюционной фазе возможно восприятие, получение информации из целостного источника, синхронизация и гармонизация системы в согласии с космическими принципами. В этом, видимо, и смысл всяких испытаний на пути эволюции духа - свет истины и любви открывается в преодолении бездны страданий и хаоса, а не в комфортных безмятежных мечтаниях. Об этом неоднократно говорится в Живой Этике. В этом наряду с внутренними источниками и кроется творческое начало хаоса. Мы называем это коммуникативной функцией хаоса в сквозных эволюционных синхронизмах, объединяющих организм Универсума в одно целое. В науке такой феномен начинает осознаваться через эффекты синхронизации часов, биологических ритмов ближнего космоса и организмов, сообществ, связанных на первый взгляд пренебрежимо малыми взаимодействиями произвольной природы. Видимо, пространственно-временные структуры синхронизируются за счет коммуникации посредством своих хаотических и стабильных компонент. Все сказанное позволяет иначе, конструктивно, подойти к запретным ранее для академической науки темам, таким как гомеопатия, астрология, многие паранормальные явления, которые давно являются достоянием тысячелетней традиции целостного понимания мира. Ключ к пониманию законов ритма, по словам Елены Ивановны Рерих, утрачен. Но, кажется, синергетика теперь знает, где его искать.

Итак, сегодня, как никогда, нужен целостный трансдисциплинарный взгляд на мир, причем на уровне сознания большинства граждан, иначе в обществе не возникнет когерентного понимания глобальных проблем и способов их решения. Да и откуда ему взяться, ведь социальный опыт передается системой образовательных институтов, которые ориентированы на стереотипы линейного стабильного развития в прошлом, а сегодня необходимо ввести превентивное обучение принципам жизни в неустойчивом нелинейном мире, где временные масштабы иллюзорны (точнее, присутствуют сразу все времена), и человек должен научиться жить в динамическом хаосе, постигая его законы самоорганизации. Для смены образовательной стратегии отпущен лишь краткий миг истории - рубеж тысячелетий, благо новая холистическая методология синергетики уже достаточно развита. И уже сделаны первые шаги: в дисциплине «Естествознание» для гуманитариев во всех вузах России обязательно изучение большого раздела «Синергетика».

На пути истории человечества сегодня наша очередь давать образцы нового синтеза, но для России это заданность, а не данность, и еще многое предстоит сделать, чтобы наша Родина была достойна своей великой миссии.