Экономический поиск России - реальная возможность перехода человеческого общества к качественно новому уровню развития мировой цивилизации на рубеже XXI века.

И.С.МЕДИНА
кандидат экономических наук,
Москва

Работа над темой, предлагаемой сегодня вашему вниманию, началась в процессе подготовки к участию в удивительной и уникальной в своем роде конференции, которая называлась «Анализ систем на пороге XXI века» и проходила в Москве в феврале этого года.

В рамках этой конференции усилиями специалистов, изучающих взаимодействия политических, экономических, информационных, религиозных, философских и других систем, была сделана попытка создать то идеальное зеркало, которое отражало бы действительное состояние окружающего нас мира и человека в нем.

И большинство участников конференции вольно или невольно отвечали при этом на вопросы, как каждая из систем влияет на преобразование человечества и какая из систем является решающей в поисках выхода из того тупика, в котором оказалась мировая цивилизация на рубеже тысячелетий.

Действительно, в рамках какой из систем нужно искать тот золотой ключик, который откроет нам спасительную дверь в светлое и великое будущее? В чем же выход, что это: новое политическое устройство общества или новый набор экономических инструментов? А может, небывалый технологический прорыв подарит нам общество всеобщего изобилия и благоденствия? И, главное, в чем тогда состоит особая роль и миссия России как спасительницы мировой цивилизации? Та миссия, о которой знали и в которую свято верили Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи.

И вот, осененная красотой и глубиной задачи, которая была поставлена этой конференцией, я начала свой путь в поисках истины. И сегодня хочу еще раз поделиться с вами тем, что открылось мне на моем пути.

Жизнь во всех своих проявлениях, в том числе и в экономических процессах, обусловлена объективными законами поступательного развития. Определяющий из них, сформулированный замечательным русским философом И.А.Ильиным, гласит: «Жизнь вообще имеет смысл и может совершенствоваться только тогда, когда бережется и растится качество: нет его - и гибель становится неминуемой».

В чем же состоит главное качество, которое характеризует уровень развития человеческого общества и рост которого оправдывает его существование?

Этот вопрос с неизбежностью встает сегодня перед лицом России в момент выбора ею дальнейшего пути развития в условиях, когда человечество в целом переживает планетарный кризис, охвативший уже все сферы жизни и ставящий под вопрос выживание самого человека. Кризис ресурсный, энергетический, продовольственный, экологический, демографический и духовный - вот главные характеристики существующей ныне цивилизации.

Задавшись этим вопросом, следует осознать смысл и цель того тяжелейшего, порой трагического пути, которым Россия входит в XXI век.

Первой вехой на этом пути, безусловно, является 1917 год, когда экономическое противоречие между общественным характером производства и частным способом присвоения его результатов, ведущее ко всеобщему обнищанию трудящихся, грабительскому отношению к природе, подчинению всех интересов человека денежному фетишу, проявилось настолько, что было осознано и отвергнуто обществом в качестве перспективы его дальнейшего развития. И факт свершения нашей страной такого осознанного шага необходимо оценить как истинно верный и безусловно прогрессивный. Именно этот факт явился причиной тех кардинальных перемен в общественно-политическом строе общества, того, что мы сейчас называем периодом построения социализма.

Эти перемены захлестнули не только нашу страну. Они оказали громадное влияние на многие народы мира и послужили мощным импульсом для прогрессивного развития человечества.

Благодаря высокому духовному порыву народа, поверившего в то, что он участвует в построении самого справедливого и гуманного общества в мире, основанного на высочайших идеалах человеческой нравственности, наша страна продемонстрировала всей планете беспрецедентные темпы роста своего потенциала: экономического, военного, политического и культурного. Сокрушить и опрокинуть этот духовный порыв народа не смогли ни экономическая блокада со стороны капиталистического лагеря, ни репрессии вождя-диктатора, ни прямая военная агрессия.

Именно в этом состоял первый исторический урок, который Россия в то время дала миру - только опираясь на духовные устремления общества, основанные на принципах высокого гуманизма и социальной справедливости, государство может осуществлять кардинальные преобразования.

Необходимо отметить, что во все времена своего существования государственная машина социалистического общества самым активным образом использовала этот духовный потенциал народа, чем достигались невиданные результаты в кратчайшие сроки. Не удивительно, что успех приписывался и той экономической системе, которая была построена в годы социализма.

Однако следует признать, что в экономической системе того периода были заложены серьезные и глубокие противоречия. Они явились следствием того, что общество, осуществляя поиск разрешения назревшего экономического конфликта между общественным характером производства и частным характером присвоения, педалируя классовую ненависть к «эксплуататорам-кровососам», не смогло пойти эволюционно, развивая общественный способ распределения и использования результатов труда на основе сосуществования различных форм собственности на средства производства. Оно ударилось в другую крайность и пошло на полное уничтожение частной собственности любой ценой и революционную замену ее собственностью государственной. Уровень коллективного сознания в то время оказался таков, что общество не смогло различить опасность такой крайности и противостоять этим подменам, осуществлявшимся в процессе происходящих перемен.

В результате собственность была отобрана у всех, и все: от рабочего и крестьянина до ученого, управляющего и политика - были превращены в наемных работников на службе у государства. Сформировалась уникальная структура общества, состоящая из одних наемников, страна утратила конкретного хозяина в лице труженика и созидателя материальных и духовных благ. Это самым печальным образом сказалось на психологии работника и мотивации его к труду, оторвало от результатов собственного труда, поставило труднопреодолимые препятствия на пути его духовного роста, поскольку наемник всегда социально ориентирован на потребление, а не на созидание, приумножение и накопление!

Государство же, превратившись в единоличного субъекта общенародной собственности (что является главным признаком того, что в стране осуществлялось строительство не социализма, а госмонополизма), сформировало соответственный экономический механизм, основными характеристиками которого стали: централизованное планирование, административно-командные методы распределения, разрастание и фактическая диктатура бюрократии как персонифицированной представительницы государства, приобретшей, естественно, все признаки собственника, за исключением одного - реальной ответственности за последствия принимаемых решений.

В силу двойственности социально-экономического положения бюрократа (он и не хозяин, и не наемный управляющий), ему не свойственны ни психология хозяина, заботящегося о приумножении своего добра, ни психология наемного управляющего, ответственного за результаты своего труда, поскольку по отношению к настоящему собственнику - народу, состоящему в этой системе из массы наемных работников, он осуществляет функцию власти. И главная ответственность бюрократии того или иного уровня состоит в безусловном выполнении приказов бюрократии высшего по сравнению с ней порядка.

Все в такой системе замыкается на единоличных и беспрекословных указаниях некоей верховной бюрократической инстанции, которая ни перед кем никакой ответственности не несет и полноправно и бесконтрольно управляет обществом, руководствуясь при этом интересами укрепления могущества государственной власти как таковой.

В эти интересы, безусловно, входят, с одной стороны, экономический рост и безопасность страны, а с другой - личные амбиции власть предержащих, которые могут не только не совпадать с интересами всего общества, но и, доминируя, наносить им существенный урон (отсюда такие явления в нашей стране, как культ личности, волюнтаризм и так далее). Демократические институты в такой системе во многом носят достаточно декоративный характер.

Пусть эти мои слова никого не обидят, поскольку они ни в коей мере не направлены на очернение или умаление великой созидательной деятельности нашего народа, в том числе и настоящих тружеников и патриотов из госаппарата, той деятельности, которая привела к созданию могучей державы мирового значения с высокотехнологичной индустриальной базой, богатейшим ресурсным запасом и квалифицированнейшим трудовым потенциалом!

Такова была внутренняя логика управления в то время, и люди, подпадая под нее в той или иной мере, вынуждены были ей следовать.

Однако со временем внутренние противоречия, заложенные в принципах построения социалистического общества, обостряясь и накапливаясь, с неизбежностью уводили реальность от провозглашаемых идеалов: ослабевал духовный импульс народа, обществом овладевала социальная апатия. Страна стала осознавать потребность поиска новых, более совершенных форм общественного устройства, в первую очередь как необходимость корректировок в экономической системе. Уже с начала 60-х годов начался поиск дополнительных стимулов к труду путем введения экономических механизмов поощрения работников, основанных на распределении прибыли.

В 70-80-х годах, когда масштабность и сложность экономической системы вошла в явное противоречие с централизованными методами ее управления, поиск стал осуществляться на путях внедрения хозрасчета и перехода к полной самостоятельности предприятий как хозяйствующих единиц, введения для них косвенных экономических регуляторов. Но косвенные экономические регуляторы в данной системе не могли дать ожидаемых от них результатов по оздоровлению экономики, поскольку их действие предполагает некую свободу выбора для субъектов хозяйствования в поиске оптимальной стратегии своей деятельности. Это практически невозможно в условиях жестко заданной траектории движения путем привязки предприятий по ресурсам и поставкам продукции, а также директивных плановых заданий по объемам производства в номенклатуре. Выходом мог бы стать эволюционный переход к гибкому индикативному планированию, но до него было еще далеко.

Итак, негативные экономические тенденции продолжали нарастать. Главным индикатором нездоровья экономики в то время стало угасание способности экономической системы к расширенному воспроизводству. Продолжение ее жизнедеятельности вело к самоуничтожению - система поедала сама себя уничтожая тем самым свое будущее. Симптомы этого хорошо известны: неэффективность, тотальный дефицит, коррупция, воровство и т.д.

Таким образом, объективной реальностью явилась необходимость кардинального изменения общественных отношений с точки зрения обеспечения новых возможностей для дальнейшего экономического роста. И это было принято обществом, осознан был и главный на том этапе вектор изменений в общественных отношениях - поиск настоящего хозяина-труженика и ликвидация диктата бюрократии всех уровней. Именно поэтому с такой надеждой была поддержана народом перестройка, именно поэтому с такой активностью начали развиваться в стране необратимые процессы перемен.

Однако очевидным является то, что хотя совершаемые в экономической сфере кардинальные перемены, особенно начавшиеся в 1992 году, и были направлены на преобразование отношений собственности и изменение функций и численности госаппарата, но ожидаемых результатов по улучшению жизни общества они не дали. Ожидаемое преобразование богатой страны должно было создать широкий слой зажиточных тружеников-собственников, но этого не случилось. Более того, за четыре года активных реформ произошло трехкратное снижение жизненного уровня народа, разница в заработной плате между высшей и низшей достигла 27-кратного размера, объем валового производства снизился в два раза, серьезно разрушен отечественный аграрный сектор, экономика находится в условиях глубокого инвестиционного кризиса, и страна живет во многом лишь тем, что за рубеж продает все.

По всем мировым меркам налицо экономическая катастрофа!

Что же произошло? В чем же причина трагедии, которая постигла наше общество в результате совершаемых преобразований? В чем состоит тот великий урок, который проходит Россия сегодня?

Хочу сказать, что постановка такого вопроса обществом уже сама по себе является важнейшим результатом этого мучительного поиска. Однако еще более важен ответ, который необходимо на него дать. Только найдя его, общество может обрести ясное видение той экономической перспективы, которая способна не только предотвратить полное банкротство нашего государства, но и высветить траекторию успеха и будущего процветания России как великой державы, спасительницы мировой цивилизации!

А теперь давайте мы с вами этот ответ поищем.

Начать предлагаю с рассмотрения официально провозглашенной цели экономической реформы, которая гласит: построить рыночную экономику. Но рынок, если рассматривать его как экономическую категорию, представляет собой способ (метод) соединения интересов производителей и потребителей и поэтому экономика в любом обществе не может быть внерыночной. По всей видимости речь должна идти о поиске нового качества производителей, потребителей и создаваемого рынка. Но рассматриваемая формулировка не содержит никаких указаний на то, какое же это должно быть качество и от чего оно зависит.

Остается вопрос: где он - вектор успеха, на что, как на камертон необходимо настраиваться профессионалам, каким критериям подчинять выбор тех или иных моделей рынка и применяемых экономических инструментов?

И пока нет ответа на этот вопрос на уровне национального самосознания, параметры поиска определяются финансовыми требованиями зарубежных кредитов и экономическими рекомендациями международных финансовых организаций, контролирующих данные кредитные линии.

Предпринимаемые до настоящего времени попытки реализации этих требований и рекомендаций, как мы видим, приводят к сворачиванию реального сектора экономики, сокращению инвестиционной составляющей финансового капитала и обусловливают тенденцию глобальной спекулятизации финансовой системы, в первую очередь, ее денежного и фондового рынков, где практически все инструменты используются преимущественно для обеспечения спекулятивного оборота.

Этот высокодоходный спекулятивный оборот засасывает все новые финансовые ресурсы, почти полностью обескровливая инвестиционные потоки. Неизбежный в такой ситуации рост дефицита бюджета в конечном счете для своего покрытия потребует преимущественного наращивания внешнего заимствовании, поскольку внутренний источник его покрытия через рынок государственных ценных бумаг (наиболее доходного на сегодня спекулятивного инструмента) строго ограничен эмиссионными возможностями государства. Суть заключается в том, что устойчивость этого рынка обусловлена достаточностью платежеспособного спроса со стороны его участников. Расширение его объемов при исчерпании финансовых ресурсов, перекачанных с помощью повышенной доходности с других спекулятивных финансовых рынков, может достигаться только за счет эмиссии государства, что чревато нежелательными инфляционными последствиями. В этих условиях может быть только один безынфляционный выход - в новом заимствовании через допуск на рынок государственных ценных бумаг населения (без эмиссионного вмешательства государства данный источник быстро иссякает) и иностранных участников, что означает конвертацию внутреннего долга во внешний.

Таким образом, система так или иначе работает на все большее наращивание внешней финансовой зависимости страны, что означает необходимость все более строгого следования диктуемым извне рекомендациям.

При этом следует сказать, что главная стратегическая цель, преследуемая этими рекомендациями, выглядит очень гуманной: встроить Россию в рамки западной цивилизации, где главными критериями качества общества выступают эффективность и экономический рост, основанные на капиталистическом способе производства. И это можно было бы принять как благо для страны, если бы сама западная цивилизация не переживала сейчас тот необратимый глобальный кризис, который ставит вопрос о выживаемости человечества. В этих условиях, а также учитывая провозглашаемые западной цивилизацией принципы развития и партнерства, понимающие социальную справедливость как право сильного выживать за счет слабого, становится ясно, что, в конечном итоге, России отводится та роль донора и поставщика недостающих ресурсов, которая с позиций международного разделения труда и рынков будет оптимальной для борьбы сильнейших представителей этой цивилизации за выживание в условиях планетарного кризиса.

Что это означает для страны и для ее народа, мучительно осознается сейчас нашим обществом как тупик национального независимого исторического пути.

Тупик видится и в другом - общество не может вернуться в свое прошлое, ошибки которого оно уже осознало. Но отвергнутым прошлым для нас является и капитализм с его доминантой частнособственнических интересов присвоения общественных благ, и социализм, потерявший хозяина вообще в дебрях государственной собственности. В чем же состоит будущее? Каковы принципы его построения? Что является точкой опоры, с помощью которой можно перевернуть этот гибнущий мир и поменять направление движения нашей страны и всего человечества с нисходящего на восходящее?

Нам говорят: деньги делают историю и определяют прогресс общества — с этого, дескать, нужно начинать все. В процессе преобразований в нашей стране этот постулат был опробован всецело: монетаристская экономическая политика государства, либерализация цен, ускоренная приватизация госсобственности, снятие госмонополии внешней торговли создали беспрецедентные условия для стремительного наращивания и концентрации колоссальных капиталов в руках новых частных собственников.

И где же он в результате - этот прогресс общества, который должен был прийти через частную инициативу могущественных денежных мешков? Народ живет впроголодь, отечественная промышленность и сельское хозяйство только что не в руинах, а капиталы там, где им и полагается быть - где эффективнее, а не там, где нужнее людям.

Отсюда становится совершенно очевидным, что деньги как движущий стимул, а также подходы с позиций эффективности и экономического роста всегда должны играть роль, всецело подчиненную критерию более высокого порядка - сознанию того, что нужно людям. И люди сознательно создают «правила игры» в экономике, исходя из принципа: то, что служит их интересам, то, что нужно людям, должно становиться и наиболее эффективным вложением средств, приносящим экономический рост. А людям нужно жить и созидать, удовлетворяя при этом все возрастающие духовные и материальные потребности.

Только исходя из такого понимания должна строиться экономическая политика государства. Только в этом случае она может найти горячее одобрение и поддержку народа, что означает полную гарантию ее успеха.

Вывод, который с полной ответственностью надлежит сделать после вышеприведенного анализа, состоит в том, что главной движущей силой истории является коллективное сознание общества. Все остальные факторы, в том числе экономические, обслуживают тот вектор, потребность в котором осознана и одобрена обществом как предпочтительная перспектива его развития. Отсюда следует признать, что именно уровень коллективного сознания, его качество характеризует уровень развития общества. И в этом состоит сегодня второй урок, который Россия несет миру.

Но есть еще и третий! Его главный смысл - понять, что уровень коллективного сознания определяется тем, как оно понимает сущность человека, его роль в мироздании и главные задачи. Отсюда уже вытекает и тот выбор потребностей, удовлетворению которых в первую очередь должно служить общество.

Можно с уверенностью сказать, что существующая ныне цивилизация, в лице и капиталистической, и социалистической систем, однозначно понимает человека как биологическую особь, наделенную, по сравнению с животными, более высоким разумом для того, чтобы иметь значительно более широкие возможности удовлетворять свои потребности за счет природы. Это понимание человека как потребителя легло в основу экономических теорий, хотя и предлагающих различные способы производства, но одинаково ставящих основным критерием развития, будь то производительность труда или эффективность производства - скорость потребления природных ресурсов за счет разрушения природы.

Такая постановка влечет за собой в конечном счете разрушение экологического баланса на Земле и, как следствие, разрушение человека путем распада его генома, то есть собственно «потребление» и его самого как ресурса жизнедеятельности системы. Об этом свидетельствуют данные о росте генетических заболеваний, падение нравственности и моральных норм, рост преступности. Об этом же говорят и такие антигуманные черты современного общества потребителей, как безжалостная конкуренция за ограниченный ресурс, исключающая бескорыстную помощь конкуренту, безоглядная гонка любой ценой, даже ценой преступлений, за материальными благами, денежный фетиш, такие уродливые явления, как кризисы перепроизводства и уничтожение продукции на фоне недоедания и прямого голода людей в неблагополучных регионах планеты.

В настоящее время ситуация обострена настолько, что мировое сообщество на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года вынуждено было признать, что характер производства в промышленно развитой части мира подрывает системы, поддерживающие жизнь на Земле. Человек-потребитель на планете Земля уподобляется червяку в яблоке, пожирающему ту субстанцию, которая дает ему жизнь. Столь жалкая роль и трагический исход не могут быть уделом человека!

Нужно понять и принять как аксиому, что человек - это не наделенный интеллектом потребитель, вид высокоразумного животного. Человек, по сравнению с животным, кроме интеллекта наделен еще и духовными качествами, такими, как «со-весть», «со-страдание», «со-жаление», «со-радование» и многими другими. Они даны ему, чтобы слышать гармонию мироздания, гармонию природы и человеческого общества и чтобы в соответствии с этой гармонией бережно творить и созидать мир, в котором он живет!

Именно в этом и состоит великая роль и миссия России как спасительницы мировой цивилизации и провозвестницы наступления новой эпохи: чтобы осознать и дать миру новое, подлинно верное понимание человека и выстроить в соответствии с ним новые экономические, политические и иные системы, позволяющие реализовать человеку свой бесконечный потенциал развития в качестве созидателя и творца новой цивилизации! Цивилизации, построенной на принципах духовности, социальной справедливости и гуманизма, обеспечивающей каждому человеку оптимальные условия для полного раскрытия и роста заложенных в нем возможностей к созидательному труду на общее благо.

Вот он - ключ к правильному пониманию того вектора пути, который может вывести нашу страну, а в конечном итоге и все человечество из тупиковой ветви развития.

Конкретные шаги, способные сдвинуть общество в заданном направлении, можно обозначить в следующей последовательности:

1. Выдвижение духовно-социальных критериев в качестве главных направлений и показателей преобразований в обществе.

2. Всемерное развитие институтов истинного народовластия, механизмы которого подчинены не власти денег, а духовному импульсу народа, выдвигающего своих ставленников, способных к высокодуховному и бескорыстному служению обществу. Переход к пониманию государственной власти как правового гаранта, устанавливающего и сохраняющего баланс интересов всех субъектов общества. Постепенный и дозированный отказ от роли государства в качестве хозяйствующего субъекта и т.д.

3. Передача собственности государства в частные руки в меру той ответственности, которую берет на себя новый потенциальный собственник либо их коллективное объединение. Инструментом такой передачи может быть доверительное управление имуществом с правом последующего, по результатам управления, льготного выкупа или иные, обусловленные результатами управления собственностью механизмы. В дальнейшем необходимо перейти к системе определения долевого участия каждого члена общества как со-собственника в общенародной собственности и передавать ее во владение каждому по принципу: чем больше сможешь улучшить - тем большим владей.

4. Ориентация нового уровня технологического развития общества на два критерия эффективности - экологической гармонии и производительности труда. Отказ от отношения к экологической составляющей современного производства как некоей искупительной дани природе, результатом которого является своеобразная уборка своего экологического мусора под стол соседу.

5. Выпуск государством финансовых инструментов, специализируемых на инвестиционной направленности, и создание для них приоритетных экономических условий. Это могут быть гарантированные государством ценные бумаги, а также облигационные займы на уровне субъектов федерации и муниципалитетов, выпущенные под инвестиционные проекты, реализуемые на долевых началах с частными инвесторами в рамках приоритетных инвестиционных программ, и другие.

Я не берусь очертить полный круг тех задач, которые должно будет решить наше общество на пути своего становления в качестве государства новой цивилизации. Однако в заключение хочу отметить, что для того, чтобы осуществить все преобразования и избежать при этом искажений и нового краха, следует принять еще одну, пожалуй, самую важную истину, которая открывается в итоге тяжкого и великого поиска России.

Эта истина состоит в том, что общество должно:

- понять, что без преобразования самого человека все попытки отвратить надвигающуюся катастрофу путем экономических, политических и иных частных преобразований обречены сводиться на нет эгоизмом и потребительством людей, их осуществляющих;

- признать, что главным качеством преобразования человека является рост его духовного потенциала - лишь он есть критерий зрелости человека к ответственности за судьбы людей;

- утвердить, что духовный потенциал человека является главным качеством, рост которого оправдывает существование человеческого общества на Земле;

- направить все усилия, включая все системы человеческих отношений, на обеспечение бережного роста этого качества как основы построения цивилизации XXI века - цивилизации человека-творца, главной чертой которого является духовность, понимаемая как обостренное чувство совести, а понимание социальной справедливости заключается в праве сильного на большую ношу и большую ответственность за благо людей на Земле.

Это та великая мудрость, которая должна быть глубоко воспринята коллективным сознанием нашего общества, которую всегда бессознательно носил в себе русский народ и которая является единственным и важнейшим камертоном любых прогрессивных преобразований.

Глубоко осмыслив и приняв эту истину, наше общество сможет сдать труднейший экзамен перед жизнью на право дальнейшего существования как сильного и независимого социума и доказать право человека на жизнь на планете Земля. Такое качество коллективного сознания общества, такой духовный потенциал человека непобедимы.