Будущее планеты - русский век.

К.А.МОЛЧАНОВА
председатель Эстонского общества Рерихов,
Таллинн

(по картинам Н.К.Рериха)

Многие художники и кисти, и слова искали поэтический образ России и стремились выразить ее суть. Неоспоримо прекрасный образ летящей тройки дал Н.В.Гоголь. Таинственную загадочность выразил Ф.И.Тютчев. Мечта И.И.Левитана довести свое восприятие России до обобщенного символа осталась, однако, мечтой; не удалось это также М.В.Нестерову. Рерих же нашел свой самобытный эпохальный, устремленный в будущее образ России и в живописи, и в слове.

«Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша - полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет... Старинные проезжие пути ведут по чудесным борам. Зовут бесконечными далями. Белеют путевыми знаками - храмами»[1]. Это написано в 1916 году, повторено в 1937-м.

Белеет Русь «путевыми знаками - храмами», белеют ими и полотна Рериха. «Спас Нередица» (1899), «Псковский погост» (1904, 1922), «Сумерки» (без даты), «Сергиева пустынь» (1933). Все эти картины являются поэмой о красоте народного творчества и сказанием о дремлющей силе русской души. Е.И.Рерих неоднократно писала о великом духовном потенциале России и о том, что «...на арене мировой истории выступил новый, не игравший доселе руководящей роли, культурно-географический мир. Напряженный взор прозирает в будущее: не уходит ли к Востоку богиня Культуры, чей шатер столько веков был раскинут среди долин и холмов Европейского Запада?..»[2]

И вот кульминация образа: «Пустынь», или «Церковь Сергия» (1935-1936) - белокаменный однокупольный древнерусский храм, возвышающийся на пологой вершине. За склоном горы слева виднеются вдали две синеющие вершины буквой М. Справа от храма, отдельно, пониже стоит звонница. Два проема на ней вверху, и в них два колокола: маленький и побольше. Южная стена храма и южная часть звонницы освещены низким зимним солнцем. Белыми отсветами звездой вокруг храма светится снег. Над входом изображение Богоматери... Безмолвно стоит храм, таинственно, в центре звезды. Он стал энергетическим центром планеты. Медленно поднимается ввысь, в лазурное небо. Стынет земля. Все затаилось вокруг. Поет морозная тишина. Где найдет путник приют и силу для своего восхождения? Здесь, в храме Сергия!

Имя святого Сергия для русской души нетленно. Имя святого Сергия - нравственная опора народа. Идеалы народные питались Светом Сергия, Его Светом, на протяжении столетий. Картина «Небесный Свет» (1931) - Свет Того, «кому русская земля поручена»:

- А когда же поручена русская земля?

- Изначала.

- Да на какое же время?

- А на все будущее.

- А когда же оно наступит?

- А это Ему лучше знать.

Так говорила Рериху в 1926 году на Алтае «неграмотная белухская тетка» (очерк «Преподобный Сергий», 1930). Сердце русского народа живет несказуемой радостью о Высшем Водительстве. Счастье истинно русского человека в слиянии с Силой небесною. И потому радость у народа особенная, когда соприкасаются основы жизни земные и небесные. Об этом картина «Три радости» (1916): «Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам святой Егорий коней пасет, сам Никола Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает»[3]. Так народ выражает свою несокрушимую веру в ведущее светлое начало добра, свое религиозное чувство, связь с Высшим Миром.

Как неотъемлем от смысла Руси Сергий, так же неотъемлем и образ Богородицы. Ей посвящены народом многочисленные изображения, храмы и часовни. Трогательно повествуется о Ней в сказаниях и стихах народных. О Царице говорится, Матушке Владычице Небесной, о Божьей Матери Милостивой, Милосердной, Деве Мати Пречистой, Сторучице Скоропомогающей. Величественно было явление Богородицы преподобному Сергию. Н.К.Рерих посвятил Царице Небесной свою монументальную роспись в храме Святого Духа в Талашкине, мозаику «Покров Пресвятой Богородицы» в Пархомовке.

Высшее участие и всеобъемлющую любовь материнскую олицетворяет изображение Богоматери на храме, из которого выходят не только все святые Руси, но и сам народ. Это диптих Рериха «Звенигород» (1933), две картины-видения с зеркальным отображением храма в разных мирах: «Звенигород» и «Ранние звоны». Опять художественно-философское обобщение, выражение сущности русского духа и предначертание - Русский век!.. Звонят и зовут колокола и святыни в невидимом граде Китеже, в Высшем Мире; звонят и зовут к преуспеянию, к очищению жизни.

Храм - Дом Духа, а Дух Святой - Матерь Мира, Материя Люцида, Светоносная - Любовь побеждающая, возвышающая, воскрешающая к жизни вечной; в ней высшее развитие человека - духовность.

Общеизвестно, что только русские так торжественно празднуют Пасху, Воскресение Христово - торжество из торжеств! В национальные народные формы воплощают художник, мыслитель и ученый свое энергетическое мировоззрение о духо-материи. Мы видим это в величавой простоте храма, в аурах святых подвижников, в мерцании огней небесных и земных.

Своими молитвами и смирением в каждодневном труде создают подвижники святости, чистоты жизни это огненное пространство, ноосферу. «И мы открываем врата», «И мы ловим рыбу», «И мы трудимся», «И мы не боимся», «И мы приносим Свет», «И мы видим». Картины эти написаны в 1922 году в Америке и составляют серию «Санкта». Сюда примыкают и картины «Сам вышел» (1922), «Святые гости» (1923), «Мост Славы» (1923), а также «Сергий - Строитель» (1924, повторение в 1940) из другой серии картин - «Знамена Востока», посвященной великим духовным наставникам разных народов.

Посмотрим картину «Майтрейя-Победитель» из сюиты «Майтрейя» (1925-1926). Сюита посвящена Мессии многих восточных народов - Будде Будущего. Но взирает коленопреклоненная фигура человека не на гигантскую статую Владыки будущего. Внимание человека привлекло небесное знамение в образе мчащегося на коне Витязя, огненного Вестника Нового Мира.

«По Ергору едет всадник» (1927) и «Чудо дивное» (1937). Перед всадником огонь по земле стелется - знаки Нового Мира. Выехал Витязь из Беловодья, из Земли Обетованной, на дозор, на подвиг земной жизни.

«Настасья Микулишна» (1938 и 1939) - эпический образ русской женщины. Поленица удалая, Богатырша Матушка на огненном облаке. Олицетворяет она воинство Матери Мира. В те же годы, когда создавалась эта картина, Е.И.Рерих писала: «Сейчас время героическое и нужны женщины-подвижницы во всех смыслах и на всех поприщах»[4].

В очерке Н.К.Рериха «Великому народу русскому» (1940) читаем: «Богатыри проснулись» сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину «Как перевелись богатыри на Руси», но тогда же верили, что проснутся они в час сужденный. Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному».

«Святогор» (1938 и 1942). По народному эпосу, по былинам, известно, что Святогор Великан, воплощение первобытной силы, как гора, неподвижно стоит. Воину Илье Муромцу передал часть своей силы.

«Победа». Картина написана не в 1945 году, а в 1942-м. Аллегория победы воина, Витязя, не только в Отечественной войне. Известно, что середина 1942 года является переломным сроком в космической эволюции. Дракон, Змей Горыныч - символ разрушительной силы и Хаоса. Победа состоялась. Но торжества Победителя не чувствуется. Высокие вершины напоминают о трудностях пути восхождения.

«Поход Игоря». Написан тоже в 1942 году. Идут витязи защищать Родину. Факт истории. И все-таки это тоже картина-видение и одновременно видение Нового Мира, подобно «Звенигороду». Это повесть о новых подвижниках, воинах духа, выходящих из легендарных гор Беловодских. Воззвал трубный глас ангела, и сам Архангел Михаил, Предводитель Воинства Небесного, и Христос Спаситель, дарующий просветление, сопровождают их. Отсветами Огненного Мира горят щиты.

«Бум-Эрдени» (1947). Тот же Витязь сражается и в Надземном Мире, на том же белом коне, в бессменном доспехе ратном. Смотрят народы возле своих временных жилищ на земле, недоумевают и дивятся видению: «Чудо дивное!»




[1] Рерих Н.К. Россия. М.: МЦР, 1992. С. 41.

[2] Письма Елены Рерих. Рига, 1940. Т. I. С. 99.

[3] Рерих Николай. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991. С. 118.

[4] Е.И.Рерих. Письма. Новосибирск, 1993. С. 343.