РЕРИХИ ОБ УЧЕНИИ КАЛАЧАКРЫ

В.Ц.Найдакова,
доктор искусствоведения, Улан-Удэ

Система Калачакры — одна из самых сложных систем в древних Учениях Востока. Отношение к этой системе Николая Константиновича и Юрия Николаевича Рерихов, очень внимательно и глубоко ее изучавших, — свидетельство общности интересов и единства духовных исканий этой замечательной семьи.
Есть два уровня буддизма: обиходный и эзотерический. Калачакра — из области эзотерического буддизма. Она вышла из Ригвед, из протоиндийской культуры и уходит своими корнями в протоиндийский шиваизм. В Западной Европе почти все стремились ознакомиться с этим тайным Учением, потому что оно вело в таинственную, загадочную страну, которую многие называли мифической страной Шамбалой.
Те, кто читал "Сердце Азии" и "Шамбалу Сияющую" Николая Константиновича Рериха, наверное, заметили, что, говоря об Учении Калачакры, он прямо соотносит его с Шамбалой. На многих страницах идет диалог с высоким тибетским ламой об этом древнем Учении, об интересе к нему западных ученых, о заповедной стране Шамбале с ее высочайшими этическими заповедями и стремлением к постоянному самосовершенствованию, о неприятии высокими Учителями Шамбалы простого любопытства к Учению со стороны людей Запада. Рерих называет имена известных ученых, которые стремились в эту прекрасную страну, не дождавшись зова. На это лама отвечает, что слышал о том, что Чома де Кереши постигло несчастье в жизни, а Грюнведель лишился рассудка, "потому что они прикоснулись к великому имени Шамбала из любопытства, не представляя себе его удивительного значения".
Николай Константинович пишет, что систему Калачакры принес в Тибет буддийский ученый Аттиша в 1027 году. И это совпало со временем, когда в Тибете утвердилось летоисчисление по Юпитеру, 60-летний цикл по лунному календарю (5 раз по 12 лет). Многие народы Азии, в том числе монголы и буряты, живут по этому календарю. Это летоисчисление сопряжено с утверждением в ламаизме — северном буддизме — системы Калачакры. "Кала" в переводе с санскрита означает время, "чакра" — круг, колесо. Колесо Времени. Калачакра — многозначное явление. Это и Колесо Времени, это и многоголовое и многорукое божество Времени.
На основе тщательного изучения тибетских трактатов по этой системе, относящейся к тантрической мистике, Юрий Николаевич написал свой труд "К изучению Калачакры". Наверное, будет интересно узнать, что первая проповедь по Калачакре была прочитана Буддой Шакьямуни и что автором первой Калачакрамулатантры был Владыка Шамбалы Сучандра. В Тибет это Учение принес знаменитый индийский проповедник Соманатка в начале XI века.
В Бурятии, где буддизм исповедуется несколько веков, но официальное признание императорской Россией получил только в 1740 г., при крупных монастырях были специальные храмы — дацаны, посвященные Калачакре, или, в тибетской транскрипции, — Дуйнхору. Службу там вели священники, получившие тантрическое посвящение. Для меня, театроведа, было важным, что при этих храмах ежегодно совершались в летнее время ритуальные танцы-жертвоприношения, известные как цам Дуйнхора, или мистерия Калачакры. Слово "мистерия" означает тайну и уводит нас куда-то в глубь веков к египетским мистериям, а позднее, к древнегреческим — элевсинским и дионисийским мистериям, на основе которых зародился древнегреческий театр. Мы знаем сегодня, что знаменитые античные драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан посещали школу мистерий, где получали тайные знания.
Я же столкнулась с тайной, когда разыскала старых лам высокого тантрического посвящения, руководивших постановкой священных танцев в цаме Дуйнхора. Ламы довольно охотно делились со мной сведениями о том, когда они начали танцевать, а затем ставить ритуальные танцы, кто обучил их этому искусству, показывали даже рисунок танца, его отдельные движения. И вдруг останавливались — дальше нельзя, нужно посвящение, нужно знать тарни (заклинания) на санскрите. На этом этапе мои исследования затормозились.
Слово "тантра" в переводе с санскрита означает "длительное время сохраняющий накопленную энергию". По мнению известного буддолога-синолога В.П.Васильева, учение дарани (тарни) — это учение о тех мистических выражениях и формулах, при правильном употреблении которых можно с помощью психической энергии производить буквально все. Согласно этому учению, человек состоит из трех частей: тела, души и слова (мысли). "И в то время, когда дух будет обращен к созерцанию и рассмотрению какого-нибудь образа или аспекта Будды, тело посредством мудр выражает его атрибут, а язык занят повторением заклинаний или сущности Будды". Отсюда можно понять, что священные танцы мистерии Калачакры представляли собой в самом деле тайный обряд жертвоприношения великому Божеству Времени. Обряд представлял собой динамическую медитацию, связь с Космосом напрямую.
Молодые священники, занятые в обряде, обладали значительными познаниями в области буддизма, некоторые были уже посвящены в таинства доктрины Калачакры. Они давали клятву хранить молчание. А санскритские тексты заклинаний по своей трудности остались недоступными. Они не переведены с санскрита ни на тибетский, ни на монгольский. Об этом писал в свое время Г.Цыбиков в "Лам-рим чень-по".
Когда я познакомилась с книгами Живой Этики, то для меня стало еще более ясно, как Великие Учителя человечества выдают нам тайны, касающиеся нас же: в разное время в разных формах по капле. По древней формуле — "информация должна быть выдана, но тайна должна сохраниться". Очевидно, еще до проповеди Будды часть информации по Калачакре где-то была дана человечеству. Николай Константинович так определил эту систему: "Калачакра — это высокая йога овладения скрытыми силами, заключенными в человеке для соединения этой мощи с космическими энергиями". Постепенно под разными формулировками выдавалось Великое Учение о том, что человек — не просто человек, а существо, одаренное божественными возможностями, о которых он должен узнавать понемногу, по мере своего эволюционного развития.
На головы танцующих лам надевали маски буддийских богов в их гневном воплощении, чтобы устрашить враждебные силы и очистить на какое-то время местность. Танцы исполнялись два раза в год и очень часто в начале июля. Этот древний обряд театрализованного богослужения называли в Монголии и Бурятии цам Эрлик Номун Хана. Главный персонаж мистерии — докшит Чойжил выходил "на сцену" в маске быка с пламенеющими на остриях рогами. Обряд начинался ровно в полдень, до этого в храме всю ночь длилось бдение. Главных персонажей, гневных богов — восемь-десять, остальные маски — либо из свиты докшитов, либо разных животных и людей. Все ведущие маски со своей свитой имели собственную музыку и характерные танцы. Музыку исполнял ламский оркестр с очень своеобразными инструментами. Очень была популярна среди прихожан пантомима Белого Старика (Сагаан Убугууна). Но надо сказать, что большинство лам-исполнителей не были посвящены в тайный, сокровенный смысл обряда, не знали смысла заклинаний, священных движений и атрибутики. И только позднее, когда я уже получила текст, я узнала тайну этих движений, но даже там не было перевода заклинаний. А сегодня мы имеем Живую Этику, где завеса над тайной приподнялась.
В сентябре 1959 года Ю.Н.Рерих, возвращаясь с I Международного конгресса монголоведов из Улан-Батора, остановился на неделю в Улан-Удэ, где ознакомился с рукописными фондами по тибетике и монголистике. Среди ученых тогда наиболее авторитетным был тибетолог лама-тантрин Б.Д.Дандарон, у которого я брала в шестидесятых годах консультацию по маскам цама докшитов.
На конференцию, посвященную 90-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха, я привезла несколько слайдов, которые дают представление о рисунке священных танцев мистерии Калачакры, особенно о костюмах и головных уборах тантрических священников, отличавшихся от костюмов других лам и имевших три разных вида...