Ирина Майская
«Московская немецкая газета», №4(127), март 2004 г.
Не успели утихнуть страсти вокруг попыток вывезти из России балдинскую коллекцию, как Министерство культуры РФ вновь оказалось в центре скандала. На этот раз речь идет о наследии семьи Рерихов, которое ведомство Михаила Швыдкого намеревается экспроприировать вопреки воле Святослава Рериха.
Об этом в февральский вторник шла речь в Москве на брифинге, организованном для российских и иностранных журналистов. Дело в том, что нынешний российский министр культуры позволяет себе не считаться с волей дарителей. Это наглядно иллюстрирует история с дарственной Святослава Рериха.
Представленные Международным Центром Рерихов (МЦР) документы на право владения рериховским наследием не дают никакой возможности для их двоякого толкования. Святослав Рерих, будучи гражданином Индии, согласно всем требованиям международного права оформил дарственную на имя Советского Фонда Рерихов, а после распада СССР так же недвусмысленно, нотариально заверенным документом подтвердил права Международного Центра Рерихов, который сам же и создавал, на картины, архивы, библиотеку, личные вещи, реликвии и символику, предметы старины — значительную часть культурного достояния, которое принадлежало семье Рерихов. Было в дарственной Святослава Рериха одно принципиальное условие: все поистине бесценные сокровища передавал он не государству, а Центру-Музею в статусе общественной организации.
Такое решение, скорее всего, Святослав Рерих принял после первой неудачной попытки сотрудничества с властями. Ещё в советское время после закрытия выставки, посвященной юбилею отца, Николая Рериха, он передал на временное хранение Министерству культуры 288 картин и обратился в правительство с просьбой организовать рериховский музей, куда после неожиданной смерти брата Юрия намеревался передать еще одну часть семейного наследия. Но музей не только не был создан, — вопреки всем правовым нормам Святославу Рериху не дали возможности вступить в права наследования имуществом брата. В результате эта часть достояния семьи — более ста картин, архив, коллекция предметов старины, собранных в экспедициях, абсолютно незаконно попала в частные руки и стала потихоньку распродаваться.
Во времена перестройки, когда Святослав Николаевич привез из Индии и передал созданной им общественной организации 4,5 тонны бесценного груза, в документ дарения он внес и те 288 картин, которые были ранее отданы на временное хранение Министерству культуры и находились в Музее Востока. Но тут-то и выяснилось, что государство не хочет возвращать имущество законному владельцу.
Более того, Международный Центр Рерихов, который без единой копейки бюджетных средств отремонтировал переданную ему в аренду властями Москвы усадьбу Лопухиных и обустроил в ней один из самых популярных сегодня в Москве музеев, очень мешает Министерству культуры. Уже хотя бы потому, что не прекращает требовать вернуть те самые 288 картин, с которыми так не хочет расставаться Музей Востока. Впрочем, выяснилось, что количество картин за время хранения в государственном музее значительно уменьшилось. Сейчас уже говорят о 45-ти пропавших полотнах. Разумеется, в случае передачи картин законному владельцу придется разбираться, куда делась недостающая часть бывшей юбилейной экспозиции, а на эти вопросы ведомству Михаила Швыдкого отвечать не хочется. Поэтому в Министерстве культуры решили просто нейтрализовать МЦР как источник неприятностей.
В первую очередь нужно было что-то делать с решением Хамовнического районного суда Москвы, который подтвердил правомерность принятия Международным Центром Рерихов наследственного имущества в соответствии с завещанием Святослава Рериха. Несколько попыток опротестовать это решение не увенчались успехом, однако в конечном итоге путь был найден. В обход МЦР, который не был даже извещен о дате судебного разбирательства, президиум Мосгорсуда удовлетворил надзорную жалобу Министерства культуры РФ на решение суда первой инстанции и при отсутствии каких-либо документальных доказательств со стороны Минкультуры признал право последнего на наследие Рерихов. То есть дал ведомству Михаила Швыдкого право не только владеть коллекцией рериховских картин в Музее Востока, но и изъять наследие семьи Рерихов из общественного музея. Рассмотрение дела велось настолько странно, что судьи отказались даже ознакомиться с оригиналами документов, подписанных Святославом Рерихом.
Очевидно, существуют в этом деле и скрытые механизмы, которые могли бы пролить свет на многие странные обстоятельства. Понять их действие, скорее всего, можно будет только тогда, когда станет ясно, на стенах чьих рабочих кабинетов и особняков висят сегодня утраченные государственным музеем полотна наших выдающихся соотечественников.
Пока же попытки пресечь разграбление рериховской коллекции в Музее Востока наталкиваются на сопротивление государственных органов. Не получен пока ответ и от Президента нашей страны, к которому в декабре прошлого года обратились известнейшие в стране люди — представители научной и культурной общественности России.
В столь сложной ситуации Международный Центр Рерихов решил привлечь внимание к этой проблеме российской и зарубежной общественности. О необходимости сохранить наследие семьи Рерихов в соответствии с волей Святослава Рериха на брифинге говорили президент МЦР, специальный представитель Генерального секретаря ООН, Чрезвычайный и Полномочный Посол Ю.Воронцов, вице-президент Международного Центра Рерихов, академик РАЕН, заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, исполнитель завещания Святослава Рериха Л.Шапошникова.
При иных обстоятельствах у брифинга могла бы быть иная тема, ведь в этом году исполняется 100 лет со дня рождения Святослава Рериха. Россия должна быть благодарна ему не только за то, что он подарил ей культурные ценности стоимостью во многие миллионы долларов, но и за то, что он способствовал становлению гражданского общества на своей Родине.