Зачем это нужно министру культуры?
Некоторые чиновники очень бы не хотели публичной огласки неприятных вопросов
Валерий Калабугин
«Независимая газета», 3 февраля 2004 г.
Уже более 14 лет длится конфликт вокруг наследия Рерихов между Министерством культуры и Международным Центром Рерихов в Москве — неправительственной организацией при ООН.
Все эти годы Минкулътуры пытается воспрепятствовать выполнению воли Святослава Рериха, который завещал передать семейное наследие Международному Центру Рерихов. Этот Центр сам Святослав Рерих и создавал.
Со стороны Минкультуры в ход идут классические отписки, обращения в суд и прочие бюрократические приемы. В итоге 288 картин выдающихся художников, которые были в 70-е гг. прошлого века переданы на попечение Министерству культуры СССР, до сих пор не возвращены законному владельцу. Больше того, 45 картин исчезли из запасников Государственного музея Востока.
Известные деятели культуры и науки вынуждены были обратиться в конце прошлого года с коллективным письмом к президенту Путину. Одним из поводов для этого обращения стала подготовка к 100-летию Святослава Рериха. Согласно достигнутой договоренности между руководителями России и Индии, юбилей должен отмечаться широко, на правительственном уровне. Но в России для этого ровным счетом ничего не делается, не создана даже комиссия по подготовке к празднованию.
Зато Минкульт подготовил сам себе бесценный подарок в виде решения президиума Мосгорсуда, которым отменяется решение Хамовнического районного суда от 6 августа 2002 г. Районный суд подтвердил тогда права Международного Центра Рерихов на наследственное имущество Рерихов в соответствии с завещанием Святослава Рериха. Фактически речь идет о подготовке к изъятию государственной структурой огромного по объему и стоимости имущества Рерихов из собственности общественного музея имени Н.К.Рериха.
В январе нынешнего года в многолетний конфликт вписывается новый сюжет.
В подмосковном поселке Малаховка в возрасте 90 лет скончалась Ираида Михайловна Богданова. В 50-е гг. прошлого века вместе со старшей сестрой она работала в индийском имении Рерихов в Бангалоре. Старшая сестра Людмила — управляющей имением, младшая Ираида — её помощницей. В 1957 г. старший сын Николая Рериха Юрий получил советское гражданство и переехал в Москву. Вместе с ним прибыли и сестры Богдановы. Никакие отношения, кроме служебных, их с семьей Рерихов не связывали.
В 1961 г. Юрий Николаевич неожиданно умер. В его квартире осталась часть наследия Рерихов, которое он привез с собой. Это более 100 картин его отца — Николая Рериха и брата Святослава Рериха, огромный архив, уникальная и ценная коллекция, собранная Рерихами в экспедициях. К сожалению, он не успел оставить завещания. По крайней мере документа не нашли среди бумаг. Советское и индийское законодательства эту правовую коллизию трактуют однозначно — собственность переходит к ближайшим родственникам. Проживавший в Индии младший брат Святослав Николаевич — выдающийся художник и общественный деятель — с конца 70-х гг. обращался к советским премьерам (А.Н.Косыгину, а затем к Н.А.Тихонову) с просьбой создать в Москве музей Рериха, куда он как наследник планировал передать все, что осталось после смерти брата. Святослав Рерих беспокоился, что к распоряжению имуществом его семьи допущены посторонние и абсолютно некомпетентные лица. Поэтому он и хотел надлежащим образом распорядиться культурным наследием и передать его в музей.
Удивительно, но государство проявило полную незаинтересованность в той части наследия Рерихов, которую привез Юрий Рерих, и Святославу Рериху было отказано в законном праве распорядиться имуществом брата. Министерство культуры не стало организовывать музей Рериха. Почему? Это выяснится позже, уже в новой России.
Старшая из сестер Богдановых — Людмила умерла через год после кончины Юрия Рериха. Хранительницей уникального наследия стала Ираида Богданова. Никакого подписанного Рерихами документа о праве распоряжаться реликвиями у нее не было. Тем не менее ее сделали якобы законной обладательницей наследия. По всей видимости, в дело вмешался всесильный КГБ. Без его участия невозможно было совершить такие «чудесные превращения».
60-летняя женщина неожиданно вышла замуж за некоего Виктора Васильчика. Он был на 30 лет младше ее и подрабатывал, растирая краски в мастерской Ильи Глазунова. Васильчик фактически женился на уникальном наследии. При этом он придумал для себя формальную должность руководителя музея-квартиры Юрия Рериха. Именно придумал, потому что ни в каких справочниках учреждений культуры такого музея не значилось, нигде официально он не был зарегистрирован. Допуск в «музей-квартиру» имели только приближенные к странной семье люди.
В 1987 г. в Москву приехал старший брат Юрия Рериха — Святослав Рерих, чтобы переговорить с Ираидой Богдановой. До него дошли слухи, что картины из наследия брата продаются. Встреча произошла в гостинице «Ленинградская». Свидетелем ее была известный востоковед, ныне вице-президент Международного Центра Рерихов и генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошникова. Она вспоминает: «Святослав Николаевич, который в жизни не повысил ни на кого голоса, закричал: «Вон отсюда». На что Богданова, прижавшись к стенке, кричала: «Все мое, все мое».
Такое отношение государства к культурному наследию настолько потрясло Святослава Николаевича, что, передавая в 1990 г. в дар Советскому Союзу принадлежащую ему вторую часть наследия (такова была воля его отца), он поставил обязательное условие: наследие должно принадлежать общественной организации. Доверия к государству у него уже не было никакого. Он завещал наследие своей семьи Советскому фонду Рерихов (позже, после распада СССР, им же преобразованному в Международный Центр Рерихов).
Вот на эту часть наследия и наложило свою лапу ведомство Михаила Швыдкого. При этом удивляет двойственность позиции уважаемого министра.
Его нисколько не трогает тот факт, что Виктор Васильчик, сомнительный обладатель богатейшего наследия Юрия Рериха, распродает картины и другие раритеты, юридических прав на которые не имеет. Зато Минкульт прилагает невероятные усилия и изворотливость, чтобы отсудить другую часть наследия, которая на абсолютно законных правах принадлежит общественной организации — Международному Центру Рерихов.
На самом деле у такой избирательности есть очевидное объяснение. Международный Центр Рерихов хранит картины в отреставрированной бывшей усадьбе Лопухиных в центре Москвы. Причем отреставрированной не на бюджетные деньги, а на средства почитателей выдающихся соотечественников. Отнять и национализировать бесплатно такое богатство — это и вправду будет «замечательное деяние» министра в канун 100-летнего юбилея великого гражданина России.
Но, как считает вице-президент Международного Центра Рерихов Л.Шапошникова, есть еще одно не менее важное обстоятельство, которое объясняет изобретательность министра. В случае если удастся получить общественный музей в собственность Минкульта, некому будет отвечать на некоторые назойливые вопросы. А именно: куда делись 45 исчезнувших картин из запасников Государственного музея Востока? Тех самых картин, которые были переданы в 1974 г. Святославом Рерихом на попечение Минкульта. Есть основания думать, что некоторые высокопоставленные чиновники очень бы не хотели, чтобы эти неприятные вопросы вообще получили публичную огласку. Не это ли является основной причиной отказа Святославу Рериху в конце 70-х гг. создать музей имени его отца?! Видимо, уже тогда часть картин, находящихся на попечении Минкульта, отсутствовала, и там боялись, что, если допустить законного наследника к формированию музея, пропажа обнаружится. Отвечать придется перед законом. А кому хочется такой беспокойной перспективы? В таком случае наследие Рерихов и вправду проще «прихватизировать».