Мосгорсуд переписал волю Рериха

Судебная инстанция сделала хорошо Минкульту

Николай Чернов
Газета «Русский курьер», 16 января 2004 г.

В Московском городском суде прошло разбирательство дела, которое, безусловно, получит широкий общественный резонанс. Президиум Мосгорсуда удовлетворил надзорную жалобу Министерства культуры РФ на решение Хамовнического районного суда Москвы.

Районный суд в августе 2002 года установил факт принятия Международным Центром Рерихов наследственного имущества Рерихов на основании завещания Святослава Николаевича Рериха. Именно это решение и отменила надзорная инстанция. Основания надзорной жалобы, которую отправил в Мосгорсуд министр культуры Михаил Швыдкой, — государство якобы является собственником картин Рерихов.

Вице-президент Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха Людмила Шапошникова убеждена: «Исход разбирательства был предрешен. Нас даже вовремя не оповестили о дате, когда будет слушаться дело. Не дали возможности ознакомиться с жалобой Минкульта и содержанием протеста судьи».

Действительно, пакет документов из Мосгорсуда Центр-Музей имени Н.К.Рериха получил на следующий день после принятия судом решения. Да и само разбирательство напоминало торопливый междусобойчик служителей Фемиды. Судья вообще не заинтересована была слушать какие-либо доводы адвокатов. Председательствующая О.Егорова быстро свернула разбирательство и через пристава по телефонному звонку довела до представителей Центра заключение президиума Мосгорсуда. Не так давно средства массовой информации поведали о громком скандале, связанном с председателем Мосгорсуда Егоровой, которая оказывала давление на судей. Шапошникова предполагает, что они столкнулись с таким же правосудием, в котором суд есть, а право отсутствует: «Минкульт не смог представить суду никаких документальных доказательств, которые бы свидетельствовали об их праве на наследие Рерихов. Но если решение вынесено заранее, суд в доказательствах не нуждается».

Решением Мосгорсуда фактически создан прецедент изъятия в собственность государства культурного наследия из частной коллекции. Причем внешние приличия вроде бы соблюдены: факт «приватизации», точнее национализации, освящен судебным решением. На деле же вышло надругательство над волей великого соотечественника — Святослава Николаевича Рериха.

За несколько месяцев до своей смерти в 1992 году С.Н.Рерих подтвердил права МЦР на переданное в 1990 году Советскому фонду Рерихов наследие Рерихов. Данное распоряжение он заверил у нотариуса. Единственная его просьба состояла в том, чтобы музей носил общественный, а не государственный статус. Создание государственного музейного центра, как он считал, «повело бы к неоправданному... заведомому сужению задач и возможностей центра. Центр должен... обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров».

Мэрия Москвы выделила под музей Николая Рериха усадьбу Лопухиных — памятник архитектуры XVII—XIX веков. В связи с распадом СССР Советский фонд Рерихов в 1991 году по инициативе С.Н.Рериха изменил название — стал Международным Центром Рерихов. Еще при жизни Святослав Рерих обращался к Президенту России Б.Н.Ельцину с просьбой возвратить Международному Центру картины, которые были переданы ещё в 1974 году на попечение Министерства культуры СССР для организации выставок, посвященных 100-летнему юбилею Николая Рериха. Юбилей выдающегося художника и мыслителя Н.Рериха тогда отмечался широко, на правительственном уровне, по всей стране. Эти 288 картин были включены С.Н.Рерихом в его завещание. В своем письме он писал: «...выставку незаконно удерживает Музей искусства народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче ее Международному Центру Рерихов».

Но воля Рериха не была исполнена. Сменявшие друг друга вице-премьеры правительства — Лобов, Немцов, Матвиенко — давали поручения Министерству культуры, однако сменявшие друг друга с тем же постоянством министры каждый раз находили предлоги, чтобы не исполнять поручения.

Как утверждает Шапошникова, за это время почти 50 картин Рерихов, переданных на попечение Минкульта, исчезли. Они отсутствуют в описи картин, хранящихся в Музее Востока. В чьи руки они попали, в чьих частных коллекциях сейчас находятся — до сих пор неизвестно. Совершенно очевидно, что решение Мосгорсуда оставит эти неприятные вопросы без ответа. Как останутся без ответа и другие вопросы: если так поступили с волей и завещанием великого соотечественника, то каково отстаивать свои права в борьбе с чиновниками людям, которые не обременены славой и известностью?

Скандальное решение Мосгорсуда имеет и другой отзвук. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха. В Индии его юбилей празднуется на правительственном уровне. Премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи является почетным попечителем Международного мемориального треста Рерихов в гималайской долине Кулу, где находится имение Рерихов. Торжества по случаю столетнего юбилея Святослава Николаевича в Индии начались уже 23 октября прошлого года. Проходят выставки картин С.Н.Рериха, выпускаются книги о нем. Намечается создать в имении Святослава Николаевича Татагуни под Бангалором музей его имени. Завершится организация долгожданного Дома-музея в Наггаре (Кулу). Юбилейные торжества согласно правительственной программе будут продолжаться в Индии целый год.

А что у нас, на родине юбиляра, бескорыстно передавшего ей богатейшее и ценнейшее творческое наследие своих родителей? В России юбилей Минкульт поручил провести Государственному музею Востока и Государственному театральному музею имени А.А.Бахрушина. Не много ли? Целых два музея!

«В последнее время мы не раз испытывали чувство стыда за происходящее в России. Испытываем мы его и сейчас». Это строчки из недавнего обращения известных деятелей науки и культуры России к президенту Владимиру Путину. Среди подписавшихся действительно авторитетные и уважаемые люди страны: председатель Попечительского совета МЦР, президент Международной ассоциации фондов мира А.Е.Карпов, члены Попечительского совета президент Российской академии естественных наук, академик О.Л.Кузнецов, ректор Московской государственной юридической академии, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ О.Е.Кутафин, вице-президент Российского фонда культуры А.Э.Титков, президент Академии российского искусства, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Н.А.Петров, президент Международного гуманитарного фонда «Знание», академик РАН К.В.Фролов, президент Российской академии художеств, академик Грузинской академии наук З.К.Церетели.

Поставить подписи под коллективным обращением к главе государства их заставило в том числе и намерение Министерства культуры фактически присвоить бесценное наследие Рерихов, на которое оно не имеет никаких прав.

«Год 2004-й грозит стать годом тотального нарушения воли покойного дарителя С.Н.Рериха, а возможно, и концом Музея, созданного по его инициативе», — утверждают в коллективном письме президенту страны деятели культуры и науки.

Грустно, если случится именно так.

«В этой отвратительной истории утешает только одно. Хорошо, что Святослав Николаевич до нее не дожил», — призналась журналистам Людмила Шапошникова. Она, к слову сказать, много лет работала в Индии, написала немало книг о творчестве Рерихов.

— Мы, безусловно, просто так не сдадимся. Будем бороться за то, чтобы завещание Святослава Николаевича было выполнено так, как хотел он, а не так, как хочет министр Швыдкой. Как только получим документы из Мосгорсуда, обратимся с протестом в Высшую судебную инстанцию — Верховный суд РФ.

Устоит ли под административным и судебным давлением храм культуры в Малом Знаменском переулке?

История с наследием Рерихов обнаруживает в целом тревожную тенденцию. Государство стремится увеличить свое присутствие во всех сферах жизни, будь то экономика, искусство, частная жизнь. В Италии, к слову сказать, славящейся своими знаменитыми картинными галереями, нет вообще, никакого министерства культуры. Там государство находит возможность помогать частным музеям, не изымая их имущество в свою собственность, а поддерживая материально, через налоговые стимулы.

У нас, как и прежде, «собственная гордость, на буржуев смотрим свысока».